В конце октября исполнилось два года сервису Яндекс.Такси. Сейчас уже сложно представить, что еще относительно недавно его не было. Приходилось звонить в несколько таксопарков, ждать машину не меньше часа или ловить на улице, а там — как повезет.
Сейчас жизнь устроена совершенно по-другому. К Яндекс.Такси подключено более восьмидесяти таксопарков и диспетчерских служб. Каждый вечер вызовов ожидает несколько тысяч машин, и среднее время подачи — менее десяти минут. Всего за сентябрь 2013 с помощью Яндекс.Такси более 110 тысяч москвичей совершили около 350 тысяч поездок.
Сегодня мы опубликовали исследование о московском рынке такси, основанное на данных сервиса Яндекс.Такси. Оно получилось достаточно большое, полный текст находится здесь. А для поста мы выбрали часть про тарифы — надеемся, она будет интересна всем, кто хотя бы время от времени ездит на такси.
Стоимость поездки складывается из фиксированной минимальной цены, таксы и надбавок — например, за движение по МКАД или подачу автомобиля за МКАД. В минимальную цену может быть включено до одного часа пути. После того, как включенный лимит исчерпан, расчёт ведется по таксе — за каждый дополнительный километр или минуту поездки.
Как правило, тарифы, в которые включено мало времени, выгодны только для коротких поездок. Если вы рассчитываете доехать до места назначения меньше, чем за двадцать минут, имеет смысл не пользоваться услугами таксопарков, у которых в минимальную стоимость поездки включено полчаса за 400-450 рублей, а выбрать более дешевые с меньшим временем. Для длинных маршрутов лучше подойдет тариф, в который включено больше времени — в результате выйдет дешевле.
Другая важная составляющая цены — надбавки. Если вы едете за город или знаете, что ваш маршрут может пролегать по МКАД — обращайте внимание на условия. У всех таксопарков оговорена доплата при выезде за кольцевую — фиксированная или в виде надбавки за километр. Кроме того, 65% таксопарков взимают дополнительную плату за каждый километр проезда по МКАД в размере от 5 до 23 рублей. В результате за одну поездку по тарифу «Эконом», включающую 5 км по МКАД и 5 км по области, только на одних надбавках вы можете потерять или сэкономить до 230 рублей.
Выгоднее всего заказывать такси ночью и в выходные — это обходится дешевле, несмотря на повышенные тарифы. Дело в том, что пробки влияют на стоимость поездки на такси больше, чем ночные и праздничные тарифы. Переплата за одну поездку по тарифу «Эконом» в вечерний час пик составляет, в среднем, около 180 рублей. По оценке Яндекс.Такси, в сентябре 2013 года все пассажиры московского такси переплачивали из-за пробок около 6 миллионов рублей каждый будний и около 3,5 миллиона рублей каждый выходной день.
Команда аналитиков Яндекса Один — это я, два — это теленок, три — это корова…
P.S.: Для тех, кто хочет узнать, откуда и куда ездят москвичи на такси, мы сделали специальную карту. Ещё больше подробных графиков, интересных таблиц и удивительных фактов — в полном тексте исследования.
Сегодня интернет-компании активно применяют краудсорсинг при тестировании безопасности своих продуктов, выплачивая людям денежные вознаграждения за сообщения об уязвимостях. Такие инициативы называются «баг баунти» (англ. bug bounty). Они позволяют компаниям плотнее взаимодействовать с профессиональным сообществом, а также взглянуть на свою безопасность со стороны. Даже в крупных компаниях внутренние ресурсы ограничены, и охватить регулярным тестированием все продукты почти невозможно. Кроме того, сервисы интернет-компаний и так находятся под прицелом взломщиков — так почему бы не дать «хорошим хакерам» стимул сообщать об уязвимостях?
Уязвимость — это недостаток системы, который ставит под угрозу конфиденциальность или целостность информации в ней. Недостатки могут быть разными: от ошибок в программном коде до неправильных настроек. Обнаруженная уязвимость, о которой стало известно вовремя, — это, потенциально, сохранённые в безопасности учётные записи тысяч пользователей и гарантия конфиденциальности данных.
Пионером «баг баунти» в интернете принято считать компанию Netscape, которая ещё в 1995 году объявила о награде до 1000 долларов за обнаружение критичных уязвимостей в своём браузере. Ошибки, получившие тогда максимальную награду, кажутся по нынешним меркам весьма наивными: так, одно из первых мест заняла уязвимость, позволявшая читать историю посещений пользователя. Сложно представить это сейчас, когда некоторые уязвимости в браузерах позволяют злоумышленникам получить полный доступ к компьютеру.
В 2004 году компания Mozilla, памятуя об успешном опыте предшественника, учредила свою программу вознаграждения и предлагала 500 долларов за уязвимости в браузере Firefox. За Mozilla в 2010 году последовал Google со своей программой поощрения за уязвимости. За найденные ошибки Google предлагал от 500 до 31337 (так выглядит слово «elite» на хакерском языке) долларов. В 2011 году аналогичную программу запустил Facebook.
Год назад к этой деятельности присоединился и Яндекс, открыв свою «Охоту за ошибками». Мы платим за уязвимости, обнаруженные в наших сервисах и приложениях, от 100 до 1000 долларов (а в особых случаях и больше), и мы первая компания в России, которая запустила подобную инициативу. За прошедшие 12 месяцев нам прислали более 1000 писем, мы исправили более 300 ошибок и выплатили исследователям более пяти миллионов рублей.
Приятно сознавать, что и другие участники российского интернет-рынка последовали за нами. Мы считаем, что программа премирования исследователей безопасности — это признак хорошего тона, подобная программа должна быть у каждой интернет-компании.
За год существования «Охоты за ошибками» мы поняли, что в ней можно многое улучшить. Нам всегда хотелось, чтобы в центре Охоты стояли ее участники — исследователи безопасности, ищущие ошибки в сервисах. Поэтому мы разработали совершенно новую концепцию «Охоты за ошибками» и уверены, что нововведения не оставят равнодушными ни текущих, ни новых «охотников».
Подробности новой «Охоты за ошибками» будут анонсированы на конференции ZeroNights — международной конференции, посвящённой практическим аспектам информационной безопасности. Она пройдет в Москве 7-8 ноября этого года. Будем рады видеть вас там!
Каждый день пользователи задают Яндексу более пяти миллионов запросов о том, где что находится. В ответ на такие запросы в поиске появляется колдунщик Яндекс.Карт. Раньше это была статическая картинка: вы могли увидеть на карте нужный объект, а чтобы изменить масштаб или сделать что-то ещё — нужно было перейти на maps.yandex.ru. Теперь вы можете работать с картой прямо в результатах поиска: колдунщик Карт стал интерактивным.
Новый колдунщик упрощает решение двух задач — это поиск конкретного объекта (например, ул. Льва Толстого, 16) и выбор объекта из нескольких (скажем, аптеки по пути к метро). Благодаря тому, что ответы Карт стали интерактивными, человек может взаимодействовать с сервисом уже в поиске и быстрее решить свою задачу. Вот как это выглядит на практике.
Представьте, что вам нужно найти в незнакомом районе школу, где будет проходить олимпиада. Может оказаться, что небольшой фрагмент карты с этой школой ни о чём вам не говорит. Нужны дополнительные ориентиры: какая рядом станция метро, где центр города, какие поблизости магистрали. Уместить все их в одном небольшом окошке невозможно, тем более что ориентиры у каждого свои. С помощью интерактивного колдунщика вы найдёте их, не уходя со страницы. Просто подвигайте карту вправо-влево или измените масштаб.
Другой кейс — поиск города или страны. Эту задачу интерактивный колдунщик решает гораздо лучше, чем статическое изображение. Скажем, вы не знаете, где находится Урюпинск, хотя слышали про него миллион раз. Фрагмент статической карты только подтвердит, что такой город существует, интерактивный колдунщик — поможет понять, где он находится и какие рядом города. Опять же с помощью зума и прокрутки.
Выбирать объекты с новым колдунщиком тоже проще. Например, если вы хотите найти аптеку по пути, вы можете поиграть с масштабом и решить, в какую из ближайших аптек удобнее зайти. Если нужно, можно также посмотреть дополнительную информацию – например, занимается ли аптека изготовлением лекарств.
Прежде чем запустить новый колдунщик, мы показали его части аудитории. Оказалось, что четверть пользователей колдунщика перестали переходить с него на Яндекс.Карты. Это значит, что они смогли решить свою задачу уже в результатах поиска. Можно предположить, что в дальнейшем таких людей будет ещё больше: многие пока переходят на «большие» Карты просто по привычке.
Ольга Остренкова, менеджер проектов службы поисковой выдачи
Яндекс.Пробки показывают загруженность улиц на всей территории России, Украины, Турции, а также в Минске, Алматы и Астане. Несмотря на то, что алгоритмы расчёта загруженности дорог одинаковые, шкала баллов в разных городах устроена по-разному — так, чтобы соответствовать представлениям местных автомобилистов о том, что такое загруженные или свободные дороги. Например, ситуация, при которой на дорогу придётся потратить в полтора раза больше времени, чем при свободных улицах, в Омске будет оценена в 7 баллов, а в Новосибирске — всего в 4 балла.
Мы сравнили дорожную ситуацию осенью 2013 года в восьми крупных российских городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Самаре, Омске и Краснодаре. Для этого мы пересчитали баллы в этих городах по единой московской шкале. Выяснилось, что хуже всего дорожная ситуация была в Екатеринбурге, а лучше всего — в Казани. По уровню пробок уральская столица почти приблизилась к Москве, по крайней мере, в утренний час пик.
Подробное описание дорожной ситуации в каждом из исследованных городов в период с января по октябрь 2013 года можно изучить на странице исследования.
Люди пользуются Яндекс.Картинками по-разному. Одни ищут изображения знаменитостей, другие по фотографии кресла-качалки пытаются найти интернет-магазин, в котором его можно купить. Бывает и так, что на вопрос отвечает не одна картинка, а несколько. Люди, которые в поиске спрашивают [как нарисовать дракона], рассчитывают найти пошаговое руководство из нескольких изображений, а тем, кто интересуется архитектурой, нужны фотографии здания с разных ракурсов. Это достаточно распространённая цель — только с инструкциями связано около девяти процентов запросов к поиску по картинкам. Как правило, пользователи находят подходящую картинку и переходят на сайт в надежде, что там будет больше нужных изображений. Но они не могут знать заранее, где именно найдут ответ. Чтобы решить эту задачу, мы выделили в результатах поиска те страницы, на которых есть несколько похожих картинок. Так появились Серии картинок.
Серия — это отдельный блок изображений, связанных между собой единым стилем или тематикой. В Серию входит несколько изображений с одной страницы — чтобы пользователь понял, что на ней можно увидеть полный репортаж или мастер-класс.
За подбор картинок отвечает алгоритм иерархической кластеризации. Он берёт все изображения с той или иной страницы и с помощью технологии компьютерного зрения выделяет группу похожих — тех, которые обладают общим цветом, формой, деталями и так далее. (В отличие от недавно запущенного поиска по картинке, для определения сходства в Сериях используются глобальные признаки, а не визуальные слова.) Очевидно, что в одной группе должны оказаться, например, все картинки, на которых одинаковые предметы сняты с разных ракурсов. Или на которых одинаковые предметы выполнены в разных цветах. Алгоритм анализирует все изображения на странице, и в результате все схожие оказываются в одной группе. Если на странице есть хотя бы четыре похожих (но не одинаковых) картинки, то они образуют Серию.
Следующий важный вопрос — юзабилити, насколько пользователям удобно работать с Сериями. Сколько картинок должно быть в Серии? Как их лучше расположить? Как пользователь поймёт, когда начинается Серия и когда она кончается? Мы создали около десяти вариантов дизайна, несколько из них предложили протестировать пользователям. Вот два примера:
Почти всем больше нравилось, как выглядят Серии на первом варианте. Но при этом активнее взаимодействовали люди со вторым. Конечный дизайн включает в себя лучшие стороны протестированных вариантов — наглядность и удобство.
Пользователи чаще переходят из Серий на страницу-первоисточник, чем вообще из картинок. На тестированиях мы видели, что люди очень негативно реагируют на избыточную рекламу и внезапно выпрыгивающие попапы. Поэтому для страниц с агрессивной рекламой Серии не формируются.
Александра Ямпольская, менеджер проектов Яндекс.Картинок