Сегодня Яндекс.Браузеру исполнился ровно год. За этот год его аудитория выросла с нескольких тысяч сотрудников Яндекса до 10 миллионов уникальных пользователей в неделю.
По меркам интернет-браузеров Яндекс.Браузер ещё очень молод. Каким он станет в будущем, зависит не только от развития технологий и новых программных решений, но и от пользователей. Первая годовщина — отличный повод не только для поздравлений, но и для напутствий. И то и другое мы принимаем в комментариях.
Кроме того, сегодня мы открываем программу бета-тестирования новых версий Яндекс.Браузера. Записывайтесь здесь, и вы сможете попробовать новые возможности одним из первых.
Как вы, наверное, уже знаете, в наших офисах можно жить. Открыты они круглые сутки, а кроме столов и компьютеров есть кухни, пуфики, гамаки, душевые и много ещё чего (светофор, скажем, отлично заменяет ночник). Московские сотрудники, например, часто пользовались такой недокументированной возможностью офиса в августе 2010, когда столица была затянута густым смогом. Но дело тут не только в мебели и режиме работы.
В офисах не просто можно, порой даже хочется пожить — в них уютно. Люди, которых за это надо благодарить — герои сегодняшнего рассказа. В трудовой книжке у них записано «офис-менеджер», а мы называем их хозяюшками.
Создавать домашнюю атмосферу хозяюшки начали с самого первого офиса Яндекса. Когда в компании работало семьдесят человек, они втроём следили за чистотой и порядком, покупали еду и резали бутерброды и фрукты для сотрудников, поили кофе и чаем гостей и даже помогали пришивать пуговицы. Компания росла и переезжала в более крупные офисы, а хозяюшки всегда «перевозили» с собой уют. Потому что у них была и остаётся установка: Яндекс должен быть вторым домом для сотрудников — неважно, какого он размера и сколько в нём жителей.
Когда штат насчитывал уже пятьсот человек, а в офисе появилось место для столовой, хозяюшки нашли поставщиков обедов. Тогда же впервые потребовалась помощь клининговых компаний. Хозяюшки обучали их сотрудниц, а затем принимали экзамен — на профпригодность и человеколюбие — на право тоже называться хозяюшкой.
Сейчас в самом большом, московском, офисе Яндекса работают больше пятидесяти хозяюшек, из них двенадцать штатных. Руководит ими всеми с самого первого дня Светлана Микаэлян. Штатные хозяюшки уже сами не хлопочут по хозяйству, они управляют процессами: составляют заказы на закупку, контролируют работниц клининга, организуют мелкий ремонт. В общем, делают всё то, что позволяет остальным сотрудникам работать, не задумываясь о поиске чистой кружки, привинчивании отвалившейся от стула ножки или стирании кофейных пятен со стола.
Как команды сервисов Яндекса следят за их качеством и проводят эксперименты, так и хозяюшки. Например, для проверки фруктов и овощей есть экотестер, который показывает уровень радиации и нитратов. А если какой-то вид печенья «не полетел», его заменяют более популярной версией. Недавно был проведён эксперимент с новыми бутербродами (хлебец, творожный сыр и овощи), который признали успешным и выкатили на 100% аудитории.
Несмотря на то, что вокруг офиса хватает общепита, на каждом этаже всегда в достатке выпечки, фруктов, овощей, чая и кофе. За год их набегает тысячи килограммов и литров. А хозяюшки следят за тем, чтобы всё было свежим, горячим, нарезанным и вкусным.
Сегодня в России впервые появился публичный индекс цен на товары в интернет-магазинах. С его помощью все — как специалисты, так и просто заинтересованные пользователи — могут проверять каждую неделю, насколько дороже (или дешевле) стала наша жизнь.
Создание такого индекса — достаточно сложная задача. Необходимо использовать данные о десятках тысяч различных товаров, и не просто использовать, а оперативно отслеживать все изменения цен. Нужно учитывать популярность товаров у покупателей — чтобы больший вклад в сводный индекс вносили действительно востребованные товары. Нужно уметь отсекать новинки, распродажи и сезонные колебания цен — чтобы индекс показывал реальное состояние рынка, а не погоду за окном.
Индекс удалось построить благодаря сотрудничеству Яндекса с Высшей школой экономики. Он использует уникальные данные Яндекс.Маркета — данные о 130 тысячах товаров из 7800 интернет-магазинов. Разработчики и аналитики Яндекса обработали огромный массив данных, а специалисты ВШЭ разработали экономическую модель.
Для каждой модели товара определяется несколько показателей: средняя цена за неделю, количество переходов за неделю, суммарная стоимость спроса на эту модель. Индекс каждой категории рассчитывается на основе изменения средних цен на модели этой категории и суммарной стоимости спроса за предыдущие месяцы. Сводный индекс агрегирует индексы категорий, учитывая вес каждой из них. Более подробно методология описана на сайте индекса.
Сейчас индекс цен на потребительские товары учитывает данные о 130 тысячах товаров из десяти популярных категорий — мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры, фотоаппараты, холодильники, мультиварки, наручные часы, жесткие диски и накопители, стиральные машины. Можно посмотреть инфляцию по каждой категории отдельно и сводный индекс, по всем категориям. В ближайшем будущем список категорий расширится.
У нового индекса нет цели спорить с Росстатом или заменить его. Он ориентирован только на интернет-торговлю. Зато для этого рынка мы можем предоставлять действительно полную и точную информацию — и делать это по-настоящему быстро.
Менеджеры команды Яндекс.Мероприятий трудятся не покладая рук, а это верный признак того, что главная технологическая конференция Яндекса Yet another Conference 2013 всё ближе. Мы уже рассказывали о докладчиках и программе, а сегодня, как и обещали, представляем стенды. И кое-что ещё.
В прошлом году на Yet another Conference было 12 стендов, а в этом их будет почти в два раза больше. Свои стенды для конференции подготовили многие команды Яндекса. На стендах Яндекс.Браузера, Диска и Карт можно будет задать вопросы разработчикам этих продуктов и узнать о возможностях API Карт и Диска, а на стендах Безопасного поиска, Яндекс.Вебмастера и Яндекс.Поиска для сайта наши сотрудники расскажут о тонкостях настройки и использования этих сервисов.
Отдельный стенд будет посвящён новой поисковой платформе Острова. Наши первые партнёры расскажут о своём опыте использования Островов, а создатели платформы поделятся мыслями о её будущем и дадут советы, как правильно создать свой остров.
Несколько стендов посвящены технологиям Яндекса. Посетители конференции смогут узнать, что такое БЭМ и из чего она состоит (а также поучаствовать во втором BEMup), как извлекать факты с помощью Томита-парсера, какие в Яндексе существуют опенсорс-технологии для построения отказоустойчивых распределённых сервисов, как проводится нагрузочное тестирование и как мы измеряем производительность интерфейсов.
Кроме того, в этом году на конференции будет пять партнёрских стендов компаний Mellanox, Samsung, «Мегафон», Vigo и Центра прикладных исследований компьютерных сетей.
В стендовой зоне гости конференции смогут не только пообщаться с сотрудниками Яндекса, но и принять участие в различных конкурсах и соревнованиях. Например, на стенде системного администрирования пройдёт мини-олимпиада по мотивам root’а, Яндекс.Карты устроят программистский квест, а команда лингвистических сервисов проведёт «Лингвистический триатлон». Лучшие участники конкурсов получат призы.
В перерывах между докладами и посещением стендов все посетители конференции смогут отдохнуть в фан-зоне. Там можно будет распечатать свои фото из Instagram на специальном принтере, поучаствовать в гонках на шарах, управляемых с iPhone или iPad, или пообщаться с нашим роботом Марвином, который в этот раз будет не один, а с подругой.
Yet another Conference 2013 состоится 2 октября в Москве, в КВЦ «Сокольники». Полную информацию о докладчиках, программе и стендах ищите на сайте конференции.
В конце августа в Школе менеджеров Яндекса (ШМЯ) был выпускной. В этот день многие сотрудники Яндекса из своих окон могли наблюдать, как студенты и кураторы ШМЯ, взявшись за руки, выстраивали во внутреннем дворике такую звёздочку:
Это был не просто флешмоб и не какое-нибудь спонтанное безумие. За этой звёздочкой стоит целая история, о которой я хочу вам рассказать.
В апреле 2013 года менеджеры разных команд Яндекса Миша Косарев, Соня Терпугова и я, Владимир Тен, собрались вместе, чтобы придумать вопросы для вступительной анкеты ШМЯ. Часть вопросов мы взяли из анкеты прошлого года, придумали несколько новых, а математические задачи для нас составил аналитик Митя Архангельский. Казалось, анкета готова, но чего-то в ней не хватало. Хотелось добавить какой-то движухи.
Тогда мы вспомнили, что у наших давних партнёров, Студии Лебедева, когда-то практиковались задания (а может, практикуются до сих пор), предлагающие соискателям заставить людей что-нибудь сделать, сфотографировать это и прислать снимок. Нам показалось, что это отличная идея для проверки организационных способностей кандидатов — так почему бы её не использовать. Многие пишут в своих резюме, что они прекрасные организаторы, но написать можно что угодно, а вот доказать — другое дело.
В общем, мы придумали к анкете ещё одно задание:
Допустим, вы запустили свой проект. Теперь вам нужно отметить заслуги всех его участников в отчётной презентации. Соберите 20 человек (они будут играть роль вашей команды) и попросите их построиться «звездой». Потом сделайте фотографию этой звезды сверху. Вы должны находиться в её центре. Приложите получившийся кадр.
Звезда — фигура нетривиальная. На первый взгляд, построить её — дело несложное, но на самом деле это комплексный проект, в котором есть этапы проектирования, планирования, оценки рисков, коммуникации с большим количеством людей и необходимость держать цель и вести всё к нужному результату. Другими словами, всё то, с чем менеджеру проектов Яндекса постоянно приходится иметь дело.
Мы выбрали именно 20 человек потому, что это не слишком мало и нужно постараться, чтобы набрать столько людей, но и не так много, чтобы задание показалось непосильным. Задание специально сделали необязательным, чтобы не отпугивать людей — мы не были уверены до конца, что не перемудрили.
Итак, анкета была готова, но нам не хотелось запускать такое решение, не протестировав его. Поэтому Миша решил собрать эту звёздочку сам! Сначала он её спроектировал, выбрал время, место, составил список потенциальных участников и разослал им письма с приглашением. Многие стали отказываться, кто-то начал задавать вопросы, а я специально пытался помешать Мише и забронировал площадку, на которой он хотел строить свою звёздочку. Но все трудности были преодолены, и появилась вот такая фотография:
Как мы и думали, не все хорошие кандидаты сделали это задание, и не все, кто делал, были хороши. Однако большая часть тех, кого мы в итоге взяли, с заданием справились. Вот некоторые из их фотографий:
Это задание очень помогло нам проверить не только организационные способности, но и желание кандидатов поступить в ШМЯ. Были случаи, когда кандидат неплохо отвечал на вопросы анкеты, но прохладное отношение к звёздочке нас настораживало. Когда таких людей начинали спрашивать о ней на собеседовании, выяснялось, что часто людям не хватало огонька, чтобы просто встать, пойти и сделать. А для менеджеров такой огонёк очень важен.