Сегодня Яндекс открыл бета-версию Островов — платформы с интерактивными ответами и новым интерфейсом, который упрощает людям решение задач. Опробовать Острова можно на странице beta.yandex.ru.
Создавая Острова, мы ставили перед собой задачу сократить расстояние между пользователем и его целью. Решить эту задачу в старом интерфейсе было невозможно, поэтому мы его полностью переосмыслили. Мы стремились:
• приблизить решение задачи к пользователю; • выделить самое важное; • сохранить привычность интерфейса.
Анонсируя Острова в мае, мы лишь мельком показали наш новый интерфейс, а сегодня хотим показать больше и донести до пользователей своё видение.
Умный ответ
Работа над интерфейсом началась с переосмысления ответов на странице результатов поиска. Базовая идея: ответ — это нечто большее, чем фрагмент найденного в интернете документа, это некий умный виджет, который помогает вам решить задачу. Например:
По запросу [лев толстой дата рождения] поиск даёт быстрый ответ на вопрос. В то же время по результату поиска понятно, что на сайте Википедии можно найти подробности — сведения о жизни и творчестве писателя.
Выделение ключевой информации в ответе — отличный инструмент упрощения поиска нужной информации. К примеру, если человек ищет отзывы о товаре, поиск группирует однотипные ответы и выделяет отзывы — их ключевую часть. Это упрощает задачу пользователя — сразу видно, куда идти за положительным отзывом о товаре, а где прочитать отрицательный:
Если в запросе распознаётся задача, то поиск предложит варианты её частотных решений. Например, за запросом [nikon j1 цены] стоит задача покупки фотоаппарата, поэтому предлагаются варианты её решения — магазины и цены. Вполне вероятно, что среди них будет тот, который вам подойдёт:
А если поиск понимает, что в запросе есть параметры задачи (например, [nikon j1 чёрный купить с доставкой]), то ответ становится интерактивным— в нём появляется инструмент для решения задачи. В данном случае это форма заказа:
Новый интерфейс будет сопровождать пользователя не только на странице результатов поиска, но и на других сервисах. Благодаря этому перемещаться по порталу станет проще. Взять, к примеру, такую комплексную задачу, как покупка фотоаппарата. Она не сводится только к посещению поиска и выбору одного сайта — перед покупкой человеку интересно почитать отзывы, видеообзоры, посмотреть сделанные фотоаппаратом снимки, узнать цену и мало ли что ещё. Яндекс знает, что задачи у пользователя могут быть разными, и помогает сократить его путь до цели всем интерфейсом.
В будущем мы видим портал как умное приложение с единым интерфейсом, в котором количество той или иной информации продиктовано текущей потребностью пользователя.
Единый продукт на всех платформах
Думая о единстве интерфейса, мы не могли обойти стороной мобильные устройства. Многие из нас одновременно используют ноутбук, планшет и смартфон. В момент, когда нам нужно решить задачу, мы пользуемся тем, что есть под рукой. Поэтому всё, что мы делали, мы делали сразу на трёх платформах. Мы хотим, чтобы решение задач было лёгким везде.
Планшет мы рассматриваем как следующую версию персонального компьютера, поэтому на нём доступен весь функционал, который присутствует на обычном компьютере. Смартфоны — это, конечно, другая история, но и здесь мы хотели сохранить максимальную преемственность. Есть та же самая «шапка», контекстные запросу диалоговые подсказки, блоки на выдаче, ну и, конечно же, интерактивные элементы внутри ответов.
Острова для всех
Анонсируя Острова, мы говорили, что это и интерфейс, и платформа, которая позволит вебмастерам создавать интерактивные ответы на Яндексе. С момента анонса вебмастера создали несколько тысяч тестовых островов. Из них мы отобрали около ста полезных примеров, и в бета-версии уже работает чуть больше десяти. Например, такой:
Полученный от вебмастеров материал очень помог нам в дальнейшей работе. Благодаря примерам островов мы сформулировали наши требования к ним. Сейчас все Острова «собираются вручную», но в будущем этот процесс будет автоматизирован на основе правил, которые мы вырабатываем. Подробная информация об этом есть в блоге для вебмастеров.
На пути к запуску Островов у нас будет много экспериментов. Сегодня мы делаем первый шаг — запускаем бета-версию, чтобы получить обратную связь от пользователей и отладить взаимодействие с вебмастерами — это очень важно для нас. В бета-версии можно опробовать новый островной интерфейс Поиска, Картинок и Видео. Сейчас мы аккуратно начинаем с базового продукта с небольшим количеством интерактивных ответов, но вселенная Островов будет постепенно расширяться. Она будет расти не только за счёт количества реализованных островов, но и за счёт новой функциональности, которую мы будем предоставлять.
Добавлено в 20:22 Сегодня ночью семья Ильи сообщила, что он скончался. Потом поступила информация, что Илья подключен к аппарату жизнеобеспечения, но признаков мозговой активности нет. Мы ждем официальную информацию.
Мы дружили с Илюшей со школы, четыре года сидели за одной партой. А потом вместе делали Яндекс. Сегодня ночью его не стало. Все случилось слишком быстро и неожиданно.
Последний раз он выступал перед нашими cтамбульскими ребятами в прошлый четверг. Он вышел и сказал: «Здравствуйте, меня зовут Илья». Все засмеялись, и он рассказал про поисковую платформу Острова.
Не знаю, чем можно заменить его энциклопедичность в технологиях и чистое видение продукта. Но он оставил за собой целое новое поколение программистов, целую школу. А его этические стандарты задали уровень всем нам.
Сегодня в Яндекс.Новостях появилась рубрика «Мои новости». Это индивидуальный новостной агрегатор, с помощью которого вы можете собрать вместе сообщения ваших любимых СМИ и публикации друзей в социальных сетях.
При создании «Моих новостей» мы ориентировались на людей, которым нужно чуть больше, чем просто новости. Людей, которые не только хотят быть в курсе событий, но и предпочитают узнавать о них из определённых СМИ, а также активно делятся новостями и обсуждают их в социальных сетях.
К сообщениям СМИ в ленте «Моих новостей» можно добавить публикации друзей в ЖЖ, Facebook, «Вконтакте» и Twitter. В ленту попадут только те записи, в которых ваши друзья делятся какой-то информацией. К примеру, если кто-то из друзей поделился фотографией в Facebook или ссылкой на новость в твиттере, вы увидите это в своей ленте. Причём к ссылке на новость автоматически подтянется соответствующий сюжет в Яндекс.Новостях. Комментарии друзей к публикациям можно посмотреть прямо на странице «Моих новостей».
«Мои новости» легко настроить с помощью фильтров. Например, можно выбрать, какие сообщения показывать — самые важные или самые свежие, — или настроить ленту так, чтобы видеть сообщения СМИ вместе с записями друзей или без них.
На главной странице Яндекс.Новостей появится виджет «Моих новостей» с главными событиями из вашей ленты. Кроме того, сообщения ваших любимых СМИ будут располагаться выше в сюжетах Яндекс.Новостей — так их будет легче найти.
Яндекс.Новости — беспристрастный агрегатор новостных сообщений, они отражают ту картину дня, которую формируют СМИ. Для всех читателей эта картина всегда была одинаковой, и «Мои новости» впервые дают возможность настроить её под себя. В широком смысле «Мои новости» — это не только срез информационной реальности, объединяющий новости и социальную реакцию на них, но и шаг на пути к формированию персональной картины дня.
Для большинства пользователей Яндекс начинается с поисковой строки. По сути это просто поле ввода информации — такое же, как, например, табло калькулятора. И хотя возможностей у поисковой машины гораздо больше, чем у калькулятора, иногда результат поиска точно так же однозначен и универсален, как результат простых вычислений: как сумма чисел 45 и 23 всегда равна 68, так и масса Земли всегда одинакова. Чтобы отвечать на такие однозначные вопросы быстрее, мы придумали умные поисковые подсказки.
Подсказки знают не только константы вроде массы Земли, но и факты, актуальные в данный момент времени — например, погоду за окном и текущий балл пробок. Поиск давно показывает балл пробок в крупных городах, а сегодня научился подсказывать ещё и пробки на крупных магистралях. Теперь по запросу [пробки ленинградское шоссе из центра] или [пробки кутузовский проспект в центр] ответ вы получите прямо в подсказках.
Эти подсказки работают для крупных улиц в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Омске, Ростове, Челябинске, Тюмени и Киеве. Как в «большом» поиске, так и на мобильных устройствах.
Подсказки умеют переводить с одного языка на другой, отвечать на вопросы [какой сейчас день недели] или [какой сегодня день года по счёту], знают курс доллара, время в Бостоне, фазы Луны и тысячи самых разных фактов: от глубины Байкала до веса слона. Что ещё вы хотели бы знать здесь и сейчас? Количество ног у сороконожки? Массу снежинки? Скорость ласточки? Пишите — мы планируем развивать подсказки и дальше и обязательно учтём пожелания пользователей.
Прошло около года с тех пор, как появился Яндекс.Shell — бесплатная оболочка с трёхмерным интерфейсом для смартфонов на базе Android. В эту оболочку интегрированы многие сервисы «большого» Яндекса, однако в ней есть и совершенно новые продукты — такие, как Яндекс.Dialer. По сути Яндекс.Dialer — это адресная книга с множеством функций, которые позволяют переосмыслить такую привычную вещь, как телефонные звонки. Мы хотели бы рассказать, зачем был придуман Dialer, как он создавался и какие возможности даёт пользователю.
Идея создания Яндекс.Dialer возникла, когда стало понятно, что в этом сегменте давно не появлялось ничего по-настоящему нового. Поиск контактов, журнал звонков, T9, список избранных контактов — всё это было в обычных мобильниках и в почти неизменном виде перешло в самые современные смартфоны. Мы хотели не просто наделить Яндекс.Dialer набором этих привычных функций, но пойти существенно дальше: внедрить в него разработки, до сих пор не встречавшиеся на рынке.
Бесконечная адресная книга Возьмём задачу — позвонить в некую организацию, например, аптеку или турфирму. Казалось бы, задача простая, но на самом деле она подразумевает целый комплекс последовательных действий. Сначала нужно найти аптеки рядом с вами, затем выбрать одну из них, найти её телефон, скопировать его, и только потом вы сможете позвонить.
Мы так привыкли выполнять эти действия, что они кажутся естественными и мы их не замечаем. Адрес и телефон организации всегда можно найти в поисковике или с помощью сервисов вроде карт и навигатора. Но что если телефон аптеки не нужно будет искать специально, если он будет так же доступен, как любой номер в вашей адресной книге? Идея внедрить готовую справочную информацию в наш Dialer (или подгружать её из облака) витала в воздухе, и мы реализовали её, опираясь на базу Яндекс.Справочника.
По мере того как пользователь вводит имя или название организации в адресной книге Яндекс.Dialer, кроме своих контактов он видит подсказки, основанные на самых популярных запросах пользователей Яндекса. Эти подсказки выдаются мгновенно, поскольку уже загружены на телефон. При выборе одной из подсказок пользователю выдаётся список ближайших организаций с учётом его текущего местоположения. Вот, например, как это выглядит в случае с аптекой.
Пользователь может сразу же позвонить в любую из найденных аптек либо предварительно изучить её карточку. Карточка обычно довольно информативна и содержит телефон, адрес, положение организации на карте и адрес её сайта. Всем этим можно мгновенно, в один клик, воспользоваться или просто добавить карточку организации к собственным контактам.
Таким образом, путь от задачи до её решения сводится, фактически, к одному шагу — выбору конкретной аптеки. А всё, что может сделать машина, делает машина.
Подключение к Яндекс.Dialer такой обширной базы, как Яндекс.Справочник, сделало адресную книгу пользователя интерактивной, локализованной по местоположению и, по сути, бесконечной. Однажды освоив возможности бесконечной адресной книги, пользователь постепенно может изменить стереотип поведения в пользу простого как дважды два правила: «хочешь позвонить — заходи в Dialer». Не в поисковый виджет, не в браузер, не в карты, а сразу в Dialer — ведь это так естественно.
Кроме того, Яндекс.Dialer умеет определять неизвестные номера, понимать транслит при поиске в адресной книге, узнавать уменьшительные имена и кое-что ещё. Подробнее о возможностях дайлера читайте в блоге Яндекса на Хабрахабре.