В начале июля в Екатеринбурге пройдут сразу два технологических мероприятия для разработчиков: Я.Субботник и FrontTalks. О Я.Субботнике вы, возможно, слышали – это традиционная конференция Яндекса для разработчиков – мы проводим её несколько раз в год в разных городах России, Украины и Беларуси. FrontTalks – это относительно новая конференция, прежде всего рассчитанная на фронтенд-разработчиков. Она была придумана и организована сотрудниками екатеринбургского офиса Яндекса.
На Я.Субботнике сотрудники Яндекса расскажут, например, о том, как работать с группами объектов на Яндекс.Картах и как записи в Twitter помогают улучшить поиск Яндекса, а на конференции FrontTalks можно будет узнать, как написать собственный JS-фреймворк или кастомизировать скроллбар без jQuery-плагинов. Это далеко не все темы выступлений – с подробной программой обеих конференций можно ознакомиться на сайте Яндекс.Мероприятий.
FrontTalks состоится 5 июля, а Я.Субботник – 6 июля. Оба мероприятия пройдут в БЦ «Палладиум», зарегистрироваться на них можно здесь. Участие, как всегда, бесплатное.
Сегодня исполняется ровно 10 лет со дня официального запуска Яндекс.Баланса – пожалуй, самого важного из внутренних сервисов Яндекса. Баланс – это биллинговая система, в которую стекаются данные обо всех платежах наших клиентов, будь то клиенты Яндекс.Директа или магазины-партнёры Яндекс.Маркета.
Яндекс.Баланса нет в списке сервисов на главной странице, и вряд ли вы вообще что-то о нём слышали, но мы без него как без рук. Баланс делает всю ту скучную и незаметную работу, которая нужна, чтобы клиенты и партнёры Яндекса получали деньги и услуги в срок. К примеру, Баланс рассчитывает скидки для постоянных клиентов Директа и определяет конечную стоимость услуг Яндекса, проводит транзакцию средств с банковской карты и ведёт учёт данных о количестве платежей. Принимая информацию от разных сервисов, Баланс рассчитывает вознаграждение для партнёров Рекламной сети Яндекса или разработчиков приложений в Яндекс.Store.
История Яндекс.Баланса начиналась с обработки платежей клиентов Яндекс.Каталога. Потом появился Директ и медийная реклама, то есть баннеры, за ней – Маркет, Такси, а после и другие сервисы, так или иначе связанные с деньгами. Все их необходимо обслужить, и все они разные, поэтому нам приходится постоянно учиться решать разные типы задач.
Это было бы невозможным без масштабируемой системы, которую нам удалось создать. Яндекс.Баланс построен по принципу модульности – мы стараемся разрабатывать универсальные компоненты, так чтобы любой сервис Яндекса мог использовать их для монетизации. Например, один и тот же модуль приёма платежей работает со всеми сервисами Яндекса, предлагающими свои услуги. А модуль расчёта скидок на медийную рекламу без существенных доработок подходит и для других сервисов.
Десять лет назад система была маленькой, а каждая продажа – событием. С тех пор Яндекс сильно вырос, а вместе с ним вырос и сервис. Сегодня Баланс ежедневно обрабатывает платежи десятков тысяч пользователей в России и за рубежом.
Сейчас, когда начинаются очередные 10 лет развития сервиса, мы хотим сказать спасибо нашим клиентам и партнерам, которые помогают нам быть лучше, нашим коллегам, которые постоянно мотивируют нас новыми проектами, и всем тем, кто делал и развивал сервис все это время.
Последние несколько дней в ответ на некоторые запросы сайт правительства РФ отображался в результатах поиска Яндекса с аннотацией «Дмитрий Медведев назначил Александра Мишарина главой РЖД… ». Из этого некоторые сделали вывод, что сообщение о назначении было размещено на сайте правительства РФ. Мы хотели бы объяснить, почему это не так.
Обычно краткое описание сайта в результатах поиска (аннотация) составляется на основе текста на этом сайте. Однако Яндекс умеет находить ответы на вопросы, даже если слова запроса не встречаются на страницах, которые вам нужны (например, Российская государственная библиотека, которую многие зовут «Ленинкой», прекрасно находится по запросу «ленинка», хотя на главной странице сайта РГБ это слово не встречается). Он делает это, анализируя, как одни страницы ссылаются на другие. При ответах на запросы, связанные с поиском новостей и свежей информации, Яндекс активно использует технологии Яндекс.Новостей. Ссылки из Яндекс.Новостей при необходимости тоже используются для формирования аннотации.
Сообщение об отставке главы РЖД Владимира Якунина и назначении на его место вице-президента РЖД Александра Мишарина появилось в СМИ 19 июня. Сообщение быстро опровергли, но его уже успели распространить крупнейшие российские информагентства. В их сообщениях указывалось, что текст распоряжения премьера «будет опубликован в ближайшее время на официальном сайте правительства». Всё это перепечатали сотни российских СМИ, часто ссылаясь на сайт government.ru. Эти сообщения проиндексировал поиск Яндекса, они попали в Яндекс.Новости, и government.ru стал основной «ссылкой по теме» в сюжете. Таким образом, у ссылки на сайт правительства в результатах поиска появилась свежая аннотация об «отставке».
Обычно такие аннотации мы помечаем фразой «найдено по ссылке», которая значит, что текст описания взят не с сайта. Однако, как показывают наши исследования, люди не всегда это понимают. Поэтому после проведённых экспериментов мы убираем такие пометки в некоторых видах ответов.
Случай с сайтом правительства помог нам понять, что в новостных ответах очень важно помечать аннотацию, построенную не из текста ответа. Мы планируем добавить такую пометку в ближайшее время.
Очир Манджиков, директор по связям с общественностью
Сегодня законопроект прошёл второе и третье чтение в Думе. Его окончательная версия ещё хуже, чем промежуточные. Все поправки интернет-отрасли, которые могли бы добавить в механизм регулирования немного здравого смысла, были полностью проигнорированы.
Нынешний текст проекта запрещает в том числе размещать ссылки на страницы, на которых потенциально могут нарушаться исключительные права, и устанавливает ответственность за подобные действия. Добавленная в закон формулировка настолько расплывчата, что применить его можно к кому угодно — к поисковым системам, к добросовестным ресурсам и просто к людям.
Вот её часть: «…лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, — информационный посредник — несёт ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины». Видимо, по мысли законодателей, перед размещением какой-либо ссылки где угодно — например, в комментариях в социальной сети — любому человеку надо заручиться согласием всех возможных правообладателей.
Статья, содержащая эту формулировку, добавляется в общие положения четвёртой части ГК РФ. Это значит, что она будет распространяться на все объекты исключительных прав, включая литературные произведения, фотографии, музыку, патенты, товарные знаки и т.д. Кроме того, в статье говорится, что уведомление провайдеру о блокировке какого-нибудь контента или ссылки на него может содержать только IP-адрес. Такой подход технически безграмотен и ставит под угрозу само существование поисковых систем и любых других интернет-ресурсов.
В такой редакции законопроект направлен против логики функционирования интернета и ударит абсолютно по всем — даже не только по пользователям интернета и владельцам сайтов, но и по самим правообладателям. Выбранный способ регулирования борется не с пиратами, а с интернетом — это все равно, что навсегда закрывать магистраль, на которой произошла одна авария.
По процедуре, закон вступит в силу 1 августа. С этого момента все, кто разместил где-нибудь какую-нибудь ссылку, могут понести ответственность «на общих основаниях».
На этом история не заканчивается. Осенью депутаты, по всей видимости, собираются продолжить законотворчество в этой сфере и распространить вводимый механизм на другие объекты авторского права (в нынешнем законопроекте это только «фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы»). Несмотря на сложившуюся ситуацию, мы не оставим попыток донести до Госдумы возможности решения проблемы пиратства без ущерба развитию российского интернета.
В минувшую пятницу состоялся выпускной Школы анализа данных Яндекса. Выпуск 2013 года юбилейный, пятый по счёту, однако он знаменателен ещё и тем, что теперь выпускники ШАД есть не только в Москве – впервые выпускаются ШАДовцы из филиалов в Минске и Киеве. Пока их не очень много, но ведь и Москва не сразу строилась. В этом году минский филиал выпускает 12 человек, а киевский – четырёх. Кстати, средний балл выпускников в филиалах даже слегка превышает московский, несмотря на то что учиться по видеолекциям гораздо сложнее.
Кроме того, в этом году состоялся первый выпуск в Computer Science Center в Санкт-Петербурге – его отделение Data Mining неформально считается Питерским филиалом ШАД. Всего из Computer Science Center выпустились 22 человека.
Все выпускники ШАД 2013 года собрались на празднование в Москве, где можно было пообщаться с преподавателями и студентами из других городов.
Первый юбилей – хороший повод подвести некоторые итоги и проанализировать накопленные данные о выпускниках ШАД.
Как видно на графике, до конца доживают не все – заканчивает Школу менее 40% поступивших. Больше всего студентов отсеивается на первом году обучения, как правило по причине нехватки времени или неуспеваемости.
С каждым годом Школа выпускает всё больше специалистов по анализу данных. Можно было бы предположить, что резкий рост в 2013 году обусловлен выпускниками в филиалах, но нет – в московском ШАДе в этом году рекордное число выпускников – 62. Желаем нынешним первокурсникам не нарушить наметившуюся приятную тенденцию.
Это график численности студентов ШАД, устраивающихся на работу в Яндекс во время обучения в Школе. Как можно заметить, на первом году обучения численность растёт медленно – ребятам не хватает необходимых для стажировки знаний и опыта, да и нагрузка по основному месту учёбы ещё велика. Зато после первого курса наблюдается большой скачок – вооруженные курсами алгоритмов, машинного обучения и С++ студенты начинают применять полученные знания в Яндексе.
Поступить в Школу, учиться в ней, а тем более её закончить очень непросто, поэтому выпускники ШАД не только талантливые специалисты, но и волевые, целеустремленные люди. Желаем нашим выпускникам новых свершений и творческих успехов!