Не могу понять, по какому принципу, а точнее – из какого стремления люди присылают мне предложения подписаться на их дневники, состоящие из перепостов и цитат. Вот уж, кажется, чем не грешу, так собиранием. Только что, просматривая очередного приглашателя, увидела в обсуждениях мысль: лучше публиковать чужие умные мысли, чем свои потуги на размышления. В какой-то степени с мыслью можно согласиться – если чужое действительно умное и полезное. Но при этом все эти перепосты и перецитирования превращают любой дневник в какую-то жвачку для ума. Листаешь, листаешь – интересно, и в то же время глотаешь эти умные мысли, мудрые фразы, подборки красивых или познавательных фотографий – одно за другим, как бесконечные семечки какие-то. Такое же бывает, когда просматриваешь ленту новостей в том же ВКонтакте: даже когда встречаешь интересное сообщение, проглядываешь его, что называется, по диагонали, чтобы получить самое общее представление, и уже торопишься к новому, новому и новому. Читала об этом в статье психолога – современная молодёжь так воспринимает тексты и картинки: быстрое проглядывание и выцепление самой общей информации, чтобы поторопиться к следующему. Мне такое не нравится, я сторонник вдумчивого чтения.
И это касается только тех дневников, где можно найти действительно интересные сообщения. А когда предлагают подписаться на дневники типа "подборка интересных фактов", это совсем неинтересно. Да, все факты любопытные, и, наверное, большинство из них реальны – но к чему мне забивать мозг такой информацией? К чему часами сидеть перед монитором, листая ленту и узнавая о том, что в Австралии есть такое озеро, а в Африке водится такая белка, а такой-то человек умеет то-то... Сейчас люди привыкли получать огромные массы информации, не "пережёвывая" и не "усваивая" её, просто прочитать – на пару секунд удивиться, улыбнуться, огорчиться (в зависимости от характера сообщения) – и бежать дальше. Много ли мы можем вспомнить новостей, прочитанных сегодня? А если немного, зачем они были прочитаны? На мой взгляд, ценность имеет та информация, которая остаётся с тобой и в тебе, которую ты анализируешь, осмысляешь, делаешь какие-то выводы, и так далее. А неусвоенное, неосмысленное – всё равно что проглоченный камушек: на секунду царапнет горло, полежит в желудке, и выйдет непереваренный, не оставив по себе никакого следа.
Дочитываю сейчас "Гардениных" Эртеля – мне вполне хватает книги, после которой долго думается, размышляется, оценивается. Не хочу, по выражению Ш.Х., тащить на свой чердак всё подряд. Лучше свободное время посвятить мыслям, чем бездумно пожирать новости. Всё сейчас превращается в какой-то попкорн – физический или ментальный.
Сейчас люди постоянно жалуются на бесконечную нехватку времени, в рекламе постоянно используются одни и те же образы – " ритм современной жизни требует везде успевать", "современный человек должен жить активной жизнью", "современный человек одновременно занимается сотней дел"... Но ведь это люди сами загоняют себя в угол вечной спешки и цейтнота. Не старайся быть в тысяче мест одновременно, не перегружай мозг ненужной информацией, которая тебе не пригодится; сядь и подумай, не торопись пролистать за вечер сотни ненужных сообщений, которые воруют твоё время, лучше спокойно почитай и поразмышляй. Спешка в людях. Не будешь спешить – и время пойдёт по-другому.
Это цитата сообщения РОССИЙСКАЯ_СЕМЬЯ Оригинальное сообщениеКакие стереотипы поведения насаждает современная массовая культура?
Детский психолог Ирина Медведева, которая является директором Института демографической безопасности и сопредседателем Международного общества артпедагогов и арттерапевтов рассказала, что россиянам, как и жителям других стран, навязывают такие стереотипы поведения, которые являются симптомами психических болезней.
- Вы говорили раньше, что среда, в которой мы сейчас живем, неблагоприятна для психики, и из-за этого много детей и взрослых находятся в пограничном состоянии, то есть они не больны душевно, и при этом у них есть какие-то небольшие отклонения. Почему наша среда неблагоприятна?
– Потому что в нашей стране после так называемой перестройки начались попытки произвести культурный слом. Они до сих пор не прекращаются, хотя сейчас они уже не столь агрессивны, как вначале. В моей практике подтверждается открытие величайшего швейцарского психиатра и психоаналитика Карла Густава Юнга о наличии у людей так называемого коллективного бессознательного. Юнг так назвал глубинную память человека, в которой каким-то загадочным образом закодированы основные модели поведения, мирочувствование, мировоззрение, свойственное той или иной культуре, в которой живет человек и в которой жили его предки. Если в семье нарушаются фундаментальные нормы русской культуры, то психика ребенка от этого страдает. И напротив, когда мы просим родителей вернуться в воспитании ребенка к нашей культурной традиции, уже от одного этого возвращения к корням его психика может гармонизироваться.
- В чем состоит наш менталитет и каким образом его ломают?
– Об этом не скажешь коротко. Один из основных принципов, который пытаются сломать — это отношение к бедности и богатству.
Разве когда-либо в России полагалось относиться к богатству, как к главной цели в жизни? Никогда богатство не ставили во главу угла. Никогда богатство не было критерием положительности человека.
Потом русская культура общинна. У нас всегда люди любили вместе работать, вместе радоваться, вместе горевать. В церкви это называется соборностью. В советское время это называлось коллективизмом. В последние десятилетия пытаются человека оторвать от других людей, пытаются внушить ему, что он должен быть сам по себе.
Я помню как в первое время, когда в моду вошло выражение «это твои проблемы», оно травмировало слух. Сделано все, чтобы общинный дух ушел из нашей жизни, но он уйти не может, потому что он в генетической памяти все равно есть. Он просто находится в подавленном состоянии. От любого давления происходит какая-то обратная реакция. То есть откуда-то из под спуда этот общинный дух, не имея возможности выйти на поверхность, подает бессознательные сигналы человеку. Из-за попыток культурного слома страдают и дети, и взрослые. Первый шаг к оздоровлению психики — это перевод бессознательного недовольства, бессознательной тревоги, бессознательного чувства чужеродности того, чему в последнее время приходится подчиняться и чувства чужеродности псевдоэталонов, в сознание. А затем надо сознательно отвергнуть все чужеродное.
- Что еще идет вразрез с нашим коллективным бессознательным?
– Традиционная русская культура очень патриотична. Люди за свою землю тут всегда готовы были отдать жизнь. А им, когда произошла Перестройка, стали внушать, что у них позорная рабская история, что у них ужасное настоящее, что у них нет будущего, и многие люди на уровне сознания поверили в это, потому что люди привыкли относиться с пиететом к средствам массовой информации.
- Что еще находится в нашей генетической памяти?
– Огромную роль играет то, что русская культура очень возвышенна. Она вся обращена в сферу идеального. В русской культуре не принято было придавать большое значение тому, что сегодня называется качеством жизни — что у тебя на столе, во что ты одет, какая у тебя мебель и так далее. В русской культуре было принято детей как можно раньше обращать к сфере идеального, учить их любить невещественное, а если вещественное, то не то, что можно было купить за деньги, а красоту Божьего мира. Любовь к природе, радость от нее доступны любому человеку, вне зависимости от его достатка. Любить родину, любить друзей, вообще любить ближних, любить настоящее искусство — этому всему придавалось большое значение. Русское традиционное воспитание всегда было направленно на подавление низменного в человеке и на пробуждение и развитие верхних этажей психики.
- А что мы видим сейчас?
– В последние десятилетия все делается наоборот. Сфера влечения растормаживается.
Человека провоцируют жаждать низменных удовольствий. Все время рекламируют какие-то новые сорта йогуртов, шоколада, колбас, сыров, мебели, машин, одежды. Кроме того, происходит растормаживание сексуальной сферы, разрушение стыда — это не просто ошибка, это страшное преступление и перед детьми, и перед взрослыми.
Я думаю, что ничего страшнее разрушения стыда вообще не существует, потому что чувство интимного стыда — это один из главных показателей психической нормы. И когда людей призывают к бесстыдному поведению как к эталону, и говорят, что нужно отбросить ложный стыд, поскольку что естественно, то не стыдно, фактически их призывают к искусственной инвалидизации психики.
- При каких психических болезнях у людей нет интимного стыда?
– Это самые тяжелые психиатрические заболевания. Например, некоторые виды шизофрении в стадии дефекта. Стадия дефекта — это последняя стадия любого заболевания. Шизофрения в стадии дефекта — это полный распад личности. Это тяжелая психическая инвалидность. И фактически массу нормальных людей призывают подражать поведению тяжелобольных.
- Если нормальный человек будет жить с отсутствием интимного стыда, это как-то может сказаться на психике?
– Я просто уверена, что это не может не сказаться. Это не значит, что здоровые люди заболеют шизофренией, но какие-то отклонения — те или иные — рано или поздно, явно или скрыто, конечно, появятся.
- Какое сейчас психологическое состояние людей?
– Конечно, у части людей оно не в лучшей форме, потому что многие стараются идти в ногу со временем, стараются подчиниться новым стереотипам, и, будучи нормальными, имитируют поведение душевнобольных. Ведь навязываемые сейчас стереотипы очень напоминают психиатрические симптомы. Сейчас масса неправильных диагнозов, потому что нормальные люди могут вести себя как душевнобольные.
- Вы не могли бы привести примеры поведения, которое имитирует поведение психически больных людей?
- Можно привести в пример агрессивное поведение, которое демонстрируется в триллерах, когда главный герой все крушит и ломает на своем пути, выбивает двери, окна, прыгает с двадцатого этажа, а попутно по дороге с абсолютно холодным сердцем, не в состоянии аффекта, а потому что какие-то люди ему мешают, убивает их. Здесь имитируется поведение гебоидного шизофреника. При гебоидной шизофрении в человеке сочетается подростковая агрессия и подростковая безответственность с абсолютно каменным сердцем. То есть такой пациент не от своей горячности набрасывается на людей и вышибает двери и окна, а от полного безразличия к окружающему.
- Еще какие бывают навязываемые модели поведения, которые являются симптомами психических болезней?
– Скажем, когда взрослые люди рекламируют какие-то новые сорта продуктов, облизываясь и сладострастно закатывая глаза, они имитируют поведение душевнобольных. Взрослые люди, которые с таким сладострастием относятся к еде, что готовы обо всем на свете забыть, если им хочется достать что-то вкусное, и у которых еда становится сверхидеей, так что они уже не могут ни о чем ни думать, ни говорить, называются шизоидными инфантилами. А бесстыдство, которое многие люди, особенно молодые, считают проявлением здоровой раскованности, свойственно не только пациентам с шизофренией, но еще и больным, которые страдают истерическими заболеваниями, например, истерическим психозом.
- А то, что многие женщины летом ходят в полуголом виде, является симптомом какой-нибудь болезни?
– Обнажение на людях называется в психиатрии эксгибиционизмом. До поры-до времени психика таких женщин может быть сохранна — пока они себя заставляют в силу моды надевать такую одежду, пока совершают над собой некоторое насилие. А потом, когда это уже начинает нравиться, надо ставить вопрос — все ли у них в порядке с головой? Люди, которые смотрят всякие непристойности, например, реалити-шоу, ведут себя как психиатрические больные, страдающими заболеванием под названием вуайеризм. Такие пациенты обычно подглядывают в замочную скважину, в чужие спальни, в туалет. Фактически к такому поведению сегодня располагают нормальных людей.
- А можно что-то сказать о юмористических телепередачах?
- Здесь индуцируется вторичное слабоумие. Когда люди каждый день смеются над тем, над чем даже обезьяны не стали бы смеяться, их как бы заражают слабоумием. Собственно, появляются вопросы и к современным названиям точек общепита: «Картошечка», «Ням-ням». Ням-ням — это же лепетная речь. Так говорят дети до года. Зачем такая вывеска на ларьке? Чтобы взрослые люди деградировали.
- Про тех людей, которые смеются во время просмотра юмористических передач, можно сказать, что у них слабоумие?
– Нет, так сказать нельзя, но, конечно, о какой-то деградации или инволюции приходится говорить. И я не знаю, так ли легко этих людей будет вернуть в нормальное состояние, если из людей перестанут делать идиотов.
2016-03-09 20:13:14
Халцедон, чью историю можно проследить до времен Древней Греции, сегодня — один из самых желанных и ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Халцедон, чью историю можно проследить до времен Древней Греции, сегодня — один из самых желанных и популярных камней.