Она сказала: все висит на волоске, а в лучшем случае несется по волнам, а в худшем - из песка и на песке, до ветра первого... Судьба ворвется к нам значенья опрокидывать добра и зла, крушить привычку, в этом смысле мы, как вода, повиснем без ведра в один прекрасный день на коромысле, - опоры нет, защиты - никакой, заранее готовиться - нелепость, нет равновесья, призрачен покой, где в должный час любая рухнет крепость, ничто не возвратится - ни фасоль в стручок, ни в землю ствол, который спилен, - но, если силу не утратит соль, все остальное как-нибудь осилим.
Юнна Мориц
Автор работ - Jean-Marc Moisy \ Clairefontaine - France \
Jean-Marc Moisy - французский художник и музыкант - любитель в свободное время. Родился в Везуль (Верхняя Сона). С самого раннего возраста предпочитал рисовать, а не идти с приятелями пинать мяч во дворе.
музыка: Aimable - Les Plus Belles Valses Musette (Valse)
Это цитата сообщения Alexandra-Victoria Оригинальное сообщение История украшений Наполеона и Жозефины. | Тиары и парюры. (часть-1)
часть-2: и часть-3:
"Верьте мне, дамы, не стоит завидовать блеску, который не может составить счастья"
Это Бонапарт назвал мадам Мари Роз Жозефу именем, которое всегда любил – Жозефина… С каждой станции пылкий Наполеон отправлял жене полные страсти послания, считал часы, проведенные в разлуке, угрожал подать в отставку, если она к нему не приедет. Богарне искусно играла роль слабой, нуждающейся в поддержке, дамы. А властный полководец поклонялся ей, словно божеству, дарил яркие, горячие чувства. Жозефину немного раздражала его экзальтированность, поначалу она просто позволяла себя любить.
Бригадный генерал — горяч, амбициозен, 27 лет, и светская львица — разведена, двое детей, 33 года: Наполеон и Жозефина вступили в брак 9 марта 1796 года. Перед свадьбой Бонапарт преподнес невесте кольцо с двумя сапфирами – голубым и белым, с сентиментальной гравировкой внутри шинки «amour sincere» — искренняя любовь. Не самое дорогое кольцо, но жених тогда еще не был императором. Предсвадебный подарок стал первым в ювелирной коллекции Жозефины, которая после ее смерти, оценивалась в два миллиона франков.
Мадам Богарне превзошла в расточительности даже королеву Марию-Антуанетту. Широкая душою Жозефина имела гигантские запросы и страдала беспредельным шопоголизмом. На наряды и украшения жены Наполеона, с 1804 по 1806 годы, было истрачено 6 647 580 франков. Но нет худа без добра – императрица единолично спасла обедневших ремесленников-ювелиров, которые лишились работы после Французской революции. Сегодня украшения Жозефины можно увидеть в Лувре, частных коллекциях, на парадных приемах королевских семейств Европы.
Украшение попало на аукцион Osenat из коллекции принца Виктора Наполеона, внучатого племянника Бонапарта — наследника большей части личного имущества опального императора. Торги в Париже превзошли ожидания. Первоначально, эстимейт в 8000 евро простирал фантазию аукционистов до двенадцати-пятнадцати тысяч. Нешуточная битва за подарок жениха-генерала завершилась фееричной суммой в 896 000 евро!
Карикатура «Обручение Наполеона и Жозефины»
Анри Франсуа Ризенер. Жозефина
Сапфиры – прекрасные и загадочные, были любимы Жозефиной и Наполеоном. Подаренные на помолвку, они прошли с ними весь путь их супружества, и пошли дальше: после развода, верные украшения Жозефины остались с нею.
Жан Батист Рено. Жозефина
Любимая модель художников эпохи Бонапарта — французская императрица, на полотне Анри Франсуа Ризенера (1806) впечатляет сапфирово-жемчужной парюрой.
Спустя четыре года, на картине Жана-Батиста Рено (1810), Жозефина предстает в сапфировой короне и внушительной парюре из ожерелья, серег, двух браслетов, двух брошей и пояса с большой сапфировой застежкой. Вероятно, там были еще диадема и гребень. Ведь знаковое положение императрицы, требовало нескромного ношения короны в комбинации с диадемой.
Лувр, парюра Марии Антуанетты
Одним из самых любимых, у императрицы был сапфировый гарнитур королевы Марии Антуанетты — ювелирный набор из семи предметов — диадемы, ожерелья, серег, двух «маленьких» и одной большой броши. Парюру украшают 29 цейлонских сапфиров, весом более 20 карат.
Наследники Марии Антуанетты
Лувр. Сапфировая парюра Жозефины
Еще одна прекрасная парюра из первоклассных цейлонских сапфиров и бриллиантов чистой воды. Нет возможности ее датировать, автор не известен.
Сапфировая тиара Жозефины
Вероятно, гарнитур берет начало в королевской сокровищнице Франции, и тоже принадлежал Марии Антуанетте. Королевские украшения были «приватизированы» императрицей Жозефиной не позднее 1810 года.
Гортензия де Богарне, дочь императрицы Жозефины
Парюра унаследована дочерью Жозефины и принадлежала ей до 1821 года. Гортензия де Богарне владела великолепным собранием драгоценностей, которые приумножала все время пребывания в королевах Голландии. Ее коллекция ощутимо пополнилась с уходом матери, в 1814 году. В инвентарном списке Б.А. Маргерит, составленном после смерти экс-императрицы, эта парюра под номером 36, оценивалась в 84 000 французских франков.
Мария Амелия Неаполитанская
Еще при жизни, Жозефина отдала Гортензии часть парюры — серьги и сапфировую застежку для пояса. В 1821 году королева Голландии продала сапфировый гарнитур королю Луи-Филиппу I, подчеркнув, что им владела покойная экс-императрица. Король приобрел диадему, ожерелье, пару серег и три броши для супруги Марии-Амелии Неаполитанской.
Sapphire коллекции королевы Марии Амалии.
Серьги Жозефины, современная копия
Сапфировую застежку для пояса (которую классифицировали как брошь) и гребень, Гортензия передала брату Евгению де Богарне. Его дочь Жозефина – будущая королева Швеции, получила эти предметы в приданое, в сочетании с Лейхтенбергской сапфировой парюрой.
Колье императрицы Жозефины
Сапфирово-бриллиантовая парюра Жозефины подверглась изменениям. Ее трудно узнать на портретах императрицы. Модернизировала парюру королева Мария-Амелия. Диадему слегка сократили — один из фрагментов стал частью корсажной броши. Серьги осталась в оригинальном состоянии. Ожерелье уменьшили по длине. Консорт-королева Мария-Амелия разделила гарнитур между внуками, когда те женились.
Лувр, галерея Аполлона
Французские Королевские регалии в 1885 году были разрознены и большей частью проданы Третьей французской республикой. В Лувре, вместе с алмазом «Регент», алмазом «Санси» и красной шпинелью в виде дракона «Кот-де-Бретань», демонстрируется сапфировая парюра, сменившая несколько хозяек. Теперь она называется «набор королевы Марии-Амелии».
Сапфировая тиара Лейхтенбергов
Тиара Лейхтенберг
Сапфировая парюра сделана парижским ювелиром Мари-Этьеном Нито. Это свадебный подарок Наполеона принцессе Августе Амалии Баварской, герцогине Лейхенбергской. В 1806 году она вышла замуж за пасынка Бонапарта — Евгения де Богарне.
Лейхтенбергская сапфировая парюра
Дочь Амалии и Евгения, названная в честь бабушки Жозефиной, в шестнадцатилетнем возрасте стала супругой будущего короля Швеции и Норвегии Оскара I. Сапфировый гарнитур Лейхтенбергов прибыл в Швецию в качестве приданого внучки экс-императрицы.
Шведские королевы Виктория и Луиза
Сегодня Лейхтенбергская парюра — звезда Семейного фонда Бернадот. Королева Жозефина, та, что привезла эти украшения в Швецию, завещала гарнитур своему внуку, кронпринцу, будущему королю Густаву V. Его супруга Виктория, носила Лейхтенбергскую сапфировую парюру еще в статусе кронпринцессы. Любила эту диадему и следующая королева — Луиза. Действующая королева Сильвия оригинально сочетает яркие синие сапфиры с нарядами всевозможных цветов. Шведскую королеву мир регулярно видит на церемонии вручения Нобелевской премии в Лейхтенбергской сапфировой тиаре.
Шведская королева Жозефина в тиаре с жемчугом
Одиннадцать сапфиров разной величины венчают тиару по верхнему краю. По низу — бриллиантовые цветы и листья жимолости, популярные в первой половине XIX века. Первоначально, как альтернатива сапфирам, в комплекте был жемчуг, и парюра легко превращалась в бриллиантово-жемчужную. После смерти Жозефины жемчуг был снят и следы его затерялись в истории. Но остались крепления, и при желании, можно восстановить тиару в старой версии. Сохранился портрет королевы Жозефины в этой диадеме, увенчанной каплевидными жемчужинами.
Лейхтенбергская тиара развернута в футляре
Королева Сильвия
Лейхтенбергская сапфировая парюра состоит из диадемы, серег, ожерелья, броши и двух шпилек. Тиара имеет оригинальное техническое решение — ее можно развернуть. Одиннадцать гибких участков легко подгоняются в соответствии с формой головы, что делает украшение очень удобным. Колье Жозефины впечатляет четырнадцатью сапфирами основы и девятью подвесками. А вот серьги в комплекте относительно новые. Королева Виктория серег не носила. И оригинальные экземпляры, или подарила кому-то, или использовала как материал для других украшений. Пришедшая на смену, королева Луиза преобразовала две (из четырех) шпилек в серьги, и сделала парюру вновь полной.
Бриллиантовая диадема Жозефины, никогда не украшала голову французской императрицы. Почему жизнь порою так тяжела? Это ж, муки-то какие: диадем – море, а головушка – одна! Вот только причина тут, другая…
Бриллиантовая тиара Жозефины
Белая бриллиантовая тиара императрицы Жозефины была заказана у Фаберже в 1890 году. Изысканная диадема, одна из нескольких, авторство которых принадлежит известному ювелирному дому, выполнена из золота и серебра. Солируют крупные бриллианты-капли огранки панделок, центральный весом в 8.3 карата. Для связок использовано четыреста бриллиантов помельче. Основание тиары 43,2 см.
Christina Robertson, Мария, дочь Николая I
Тиара Жозефины сбоку
1812 год, Наполен Бонапарт повержен. В начале 1814-го российский император Александр I прибыл в Париж. Он нанес визит вежливости Жозефине, бывшей супруге Наполеона. VIP-персона замка Мальмезон, экс-императрица, по-прежнему, неровно дышала к украшениям и драгоценным камням. Российский император порадовал ее богатым подарком — 214 бриллиантов старинной огранки, которые, принадлежали еще его бабушке Екатерине Великой. Но, как говорится, «недолго маялась старушка» с бриллиантами. Вскоре Жозефина простыла во время прогулки по парку, и умерла в мае 1814-го.
Бельгия, Альберт I и Елизавета
После смерти мадам де Богарне многочисленные драгоценности разделили дети. Бриллианты Екатерины Великой достались Евгению. Сын Евгения и баварской принцессы Августы Амалии – Максимилиан, унаследовал эти роскошные камни. Бриллианты теоретически вернулась в семью Романовых, так как Максимилиан герцог Лейхтенбергский в 1839 году женился на Марии — дочери российского царя Николая I.
Принц Карл Теодор
В 1890 году русская ветвь герцогов Лейхтенбергских заказала фирме Фаберже тиару со знаменитыми камешками. Сделал ее, один из самых искусных мастеров именитого Фаберже — Август Хольмстрем. Благодарный внук Максимилиан, несмотря на то, что бабушка никогда не держала эту диадему в руках, назвал раритет «бриллиантовая тиара императрицы Жозефины», в память о мальмезонском подарке — бриллиантах-слезинках.
Мари Жозе, последняя королева Италии
После революции, сын Максимилиана и Марии — Георг, через швейцарского ювелира Сейлера Веви, продал большую часть фамильных драгоценностей. Бриллиантовую тиару купила бельгийская чета — король Альберт I и королева Елизавета. После смерти королевы в 1965 году, диадема перешла их младшему сыну — принцу Карлу Теодору, графу Фландрии.
Принцесса Савойская продала тиару на аукционе Карл Теодор умер в 1983-ем, а тиару завещал единственной сестре Марии Жозе – жене итальянского короля Умберто II. Последней итальянской 77-летней королеве покрасоваться на людях в прекрасной тиаре не довелось. В 2001 году, после смерти Марии Жозе, диадема стала собственностью ее дочери — принцессы Савойской Марии Габриэллы. Через шесть лет, очередная хозяйка продала бриллиантовую тиару на аукционе Christies за 590 000 евро.
Дороти и Артур Макферрин
Купили красавицу супруги Артур и Дороти Макферрин – американские коллекционеры русского искусства. Фонд Макферрин неоднократно предоставлял тиару для участия в интересных проектах и выставках.
Бриллиантовая тиара в коробке
Какой путь проделали бриллианты, что украшают диадему императрицы Жозефины? Сколько людей считали их своими?
Российская императрица Екатерина Великая; Александр I, император России; Жозефина, экс-императрица Франции; Евгений де Богарне, принц Баварии; Максимилиан, герцог Лейхтенбергский и герцогиня Мария Николаевна; Георг, герцог Лейхтенбергский; Альберт I, король Бельгии и королева Елизавета; Принц Карл Теодор, граф Фландрии; Королева Италии Мария-Жозе; Принцесса Савойская Мария Гэбриэлла; Артур и Дороти Макферрин, коллекционеры из США. Кто знает, у кого они окажутся в следующий раз…
Андреа Апппиани, Жозефина
Дочь Жозефины — Гортензия, и ее тиара с камеями
Первые упоминания о камеях относятся к древней Греции: третий век до нашей эры. Несколько столетий камеи были популярны среди греков и римлян. Материалом чаще служили оникс и агат — слои разных цветов изображали героев, правителей, мифические сцены. С упадком Греции и Рима, искусство глиптики ожидало несколько веков забвения. О нем вспомнили только к началу Ренессанса. Камеи стали резать из перламутра. Делать их стало легче, следовательно, и стоили они уже не так дорого.
Андреа Аппиани, императрица Жозефина с брошью камеей
Наполеон испытывал страсть к камеям, со времен итальянской кампании 1796 года. Интерес подогрели раскопки Геркуланума и Помпей. Французские ювелиры, узнав об этом, одну из тиар для коронации украсили камеями — так началось повальное увлечение ими в Европе. На вершину моды взобрался неоклассицизм. Камеями украшали колье, гребни, кольца, браслеты, тиары. Особенно ценились древние камеи и инталии с классическими сюжетами. В Париже Наполеон покровительствовал школе глиптики. Интересно, что этому стилю пытались подражать современные ювелиры (с лазерными резцами), но оказалось, сделанное вручную, имеет свою неуловимую прелесть.
Невестка королевы Дезидерии
Дезире Клари
Ни для кого не секрет: Наполеон обожал женщин. В Марселе, Бонапарт встретился со свояченицей брата, аристократичной Дезире Клари. Вскоре он сделал шестнадцатилетней красавице предложение. Попутно ветреный Наполеон крутил романы в Париже. Земля не без «добрых» людей, и об изменах вскоре узнала юная невеста. Бонапарта пронзили горькие упреки, и он всю жизнь пытался загладить вину. Когда Дезире вышла замуж за генерала Жана-Батиста Бернадота (откровенного врага Бонапарта) Наполеон искренне пожелал ей счастья, потом крестил их сына, а когда стал императором, посадил Бернадота на должность маршала империи. Император всячески старался обелить неверного маршала, осыпал многочисленными благодеяниями, добиваясь прощения той, которой однажды дал слово жениться и не сдержал его.
Внучка императрицы Жозефины — королева Швеции и Норвегии
Неисповедимы пути Господни. За гуманное обращение с пленными шведами, маршала Бернадота риксдаг избрал в 1810 году кронпринцем, а затем он был усыновлен бездетным королем Швеции. Так француз стал регентом, а в 1818 году королем Карлом XIV Юханом — основателем шведской династии Бернадотов. А коварный экс-жених, покинутый всеми, умер в 1821 году, на острове Святой Елены.
Жозефина де Богарне в тиаре с камеями
Иногда жизнь разворачивается по сценарию мыльной оперы. Сын Жозефины де Богарне – Евгений, женился на принцессе Августе Амалии. Через год родилась дочь, названная в честь именитой бабушки Жозефиной (1807-1876). Прошло шестнадцать лет, и в 1823 году сыграли свадьбу Жозефины Евгеньевны с наследным принцем Швеции Оскаром. Свекровью стала та самая Дезире, у которой бабушка невесты когда-то отбила жениха.
Король Оскар I, крестник Наполеона
Но ради счастья единственного сына, королева Дезидерия (теперь она звалась так), забыла старое и с распростертыми объятиями приняла невестку — внучку и тезку своей давней соперницы. Сегодня в королевских семьях Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Люксембурга, течет кровь двух женщин, любимых одним прославленным полководцем. В приданом молоденькой Жозефины было немало уникальных драгоценностей, которые явно берут начало из сундуков ее бабушки экс-императрицы. В том числе, прекрасный гарнитур с камеями.
Тиара с камеями
Мари-Этьен Нито, тиара Жозефины с камеями
После смерти мадам де Богарне, любимые украшения бывшей императрицы были разделены между ее детьми. Золотой гарнитур с камеями достался принцу Евгению – диадема, серьги, колье, булавки. Особенно прекрасна была тиара, из семи крупных камей на мифологические сюжеты, в окружении маленьких жемчужин, увитых тонкими цветами из желтого золота. Автор шедевра — ювелирный гений Мари-Этьен Нито (Nitot). Чтобы создать знаменитую диадему, для императрицы Жозефины, по заказу Наполеона изъяли из королевской сокровищницы восемьдесят шесть античных камей.
Сильвия и Карл в день свадьбы
Шведская королевская шкатулка хранит память о многих женщинах, многих государствах и многой любви. Тиара внучки императрицы Жозефины стала свадебной в королевской семье Швеции. Особую популярность ей принесло бракосочетание 19 июня 1976 года экс-стюардессы немецкого-бразильского происхождения Сильвии Соммерлат с королем Карлом XVI Густаво.
Принцесса Дезире, сесра Карла
Кстати, обе сестры короля – Бригитта и Дезире надевали эту диадему в день свадьбы. К браку, сделавшему тиару с камеями особенно знаменитой, королевская пара шла четыре года и заставила «болельщиков» поволноваться. Все облегченно выдохнули, когда прекрасную Сильвию, в белом платье с тиарой на голове, назвали королевой.
Принцесса Виктория в знаменитой тиаре
Время летит, и вот уже для дочери Сильвии и Карла – 32-летней принцессы Виктории и тренера по фитнесу Дэниэля Уэстлинга звучат свадебные колокола. Когда от волнения, жених не смог надеть на палец Виктории обручальное кольцо, невеста при всех, чтобы поддержать его, склонила голову в тиаре с камеями и поцеловала непослушную руку. Публика ахнула.
Другие диадемы с камеями
Мари-Этьен Нито, малая тиара с камеями
Миниатюрная диадема с камеями и жемчугом спроектирована и изготовлена все тем же, Мари-Этьеном Нито, автором большой тиары. Вероятно, обе диадемы делали одновременно, и «малышка» была частью парюры. При дележе наследства, некоторые предметы из гарнитура, попали в разные руки.
В начале XIX века в украшениях приветствовалось подражание античным образцам.
Тиара с перламутровыми камеями
Понятно, что у законодательницы мод — жены Бонапарта не было недостатка в диадемах с камеями. Ей принадлежала тиара из золота с перламутровыми камеями. Сделана диадема после 1804 года, украшена жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями. Жозефине подарена родственником Наполеона – Йохимом Мюра.
Тиара с камеями из лазурита
Изящная золотая диадема императрицы Жозефины из лазурита. Каждая камея обрамлена мелким жемчугом, а центральная – портрет знаменитого мужа: Наполеона Бонапарта.
Украшения с камеями эпохи Наполеона
Такой, как на портрете, художник Грос представлял Жозефину накануне свадьбы с Наполеоном, в 1796 году. Будущая императрица в простом платье, заколотом под грудью брошью-камеей.
Жан-Антон Грос, Жозефина
Колье с камеями
В 1802 году писком французской моды стали римские ожерелья — агатовые или сердоликовые камеи, соединенные между собой неширокими цепочками. Ожерелье из сардониксовых камей, относится к началу XIX века, Европа. Двойные золотые цепи соединяют камеи, мозаики, полудрагоценные камни. На каждой камее запечатлена римская мифология: Купидон со змеями, бабочками, птицами, улитками, собаками и человеком… на Луне. Неоклассическое украшение в очень хорошем состоянии. Кроме того, камеи здесь вырезаны из сардоникса, а не из раковин, что добавляет ожерелью ценности. Две камеи заменены ( их когда-то было больше).
Императорская парюра проданная на аукционе
Эта французская императорская парюра (диадема, колье, серьги, два браслета) была продана на аукционе Sotheby’s за 18 785 $.
Парюра, золото, голубое стекло
Редкий французский гарнитур изготовлен около 1800 года. Необычны фрагменты из голубого стекла, изображающие философов и классических богов. Золотая парюра состоит из двухрядной диадемы, пары браслетов, ожерелья и серег. Каждый предмет собран из прессованных стеклянных медальонов разных размеров.
Когда Богу на небе скучно, он открывает окно и смотрит на парижские бульвары. Генрих Гейне
Париж... И сердце замирает от восторга. Что такое Париж? Шелковое утро,, стук каблучков по Монмартру, шарфики, витые стулья городского кафе, тихая гармонь и пантомимы… Эйфелева башня и собор Нотр-Дам, прогулки по Монмартру и Елисейским полям, посиделки в Люксембургском саду... Манящий аромат жареных каштанов, устрицы с белым вином, таким холодным, что от него слегка ломит зубы, фуа гра и молодое Божоле. Нет, это не весь Париж! Париж - это запах свежеиспеченных круассанов, доносящийся из кафешек и булочных и вьенуазри – венских сладостей, который витает в переходах метро. Горячий дух свежих багетов, а еще удушливый и томный, как духи «Шалимар», запах крема и ромовой пропитки и горячего шоколада в кафе на Сен-Жермен де Прэ. Но прежде всего, Париж - это теплый и томящий аромат кофе, который разносится по утрам над сонными кварталами Самый любимый тип кофе у французов - это эспрессо. Этот "кофейный наперсток" - настоящий символ парижского стиля жизни. Где стиль жизни - там и ритуалы, связанные с ним. Кто-то проглатывает свой кофе на бегу: три глоточка и можно с новыми силами дальше торопиться по своим делам; кто-то просиживает со своей чашечкой кофе часами. В качестве аккомпанемента к чашечке кофе - газета, размышления "о своем" и наблюдения за сменяющими друг друга картинками из жизни...
Вадим Суляков
Ольга Лысенко - Париж
Певзнер Наталья Олеговна - Кафе "Два Маго".
Сквозь легкий тюль и органзу Пробился первый луч восхода. Асфальт уже забыл грозу. Звенят бубенчики над входом.
Вдыхает горькие слова И бергамота чуть кислинку. Корица, теплая листва. Ее духи, как паутинка.
И нос щекочет шоколад, Внимая молоку из крынки. Газетный запах невпопад, Крахмала запах на простынке.
Горячий кофе чернотой Напоминает чьи-то взгляды, И девственною наготой Белеют сливки, как наяды.
И грустью светлой в волосах, Смотря на солнце, стынет пудра. И эта жизнь в ее глазах Встречает шелковое утро.
Платухина Лариса
Авторы картин: Карагюлян Сурен. "Аромат кофе в Париже". Константин Разумов - женские образы.