Frank Zappa, Дата рождения: 21 декабря 1941 года
21 декабря, 1940 года - 4 декабря, 1993 года
Краткая биография
Карьера: Музыкант, композитор, актер, режиcсер, сценарист, продюсер
Имя (лат.): Frank Vincent Zappa
Рост: 1.83 м
Дата рождения: 21 декабря, 1940 | стрелец
Место рождения: Балтимор, Мэриленд, США
Дата смерти: 4 декабря, 1993 | 52 года
Место смерти: Лос-Анджелес, США
Жанры: Рок, документальный, комедия
Супруга: Гэйл Заппа ... четверо детей
Биография
Фрэнсис Винсент Заппа родился 21 декабря 1940 года в Балтиморе, штат Мэриленд. Вырос он в семье ученого-физика (его отец, сицилийский грек, неплохо обращался с акустической гитарой). В детстве заинтересованный игрой на ударных Фрэнк участвовал в нескольких школьных группах, самостоятельно освоив множество инструментов. Первыми музыкальными откровениями для него стали произведения Вареза, Стравинского, Веберна. В 16 лет он добился, чтобы родители купили ему настоящую ударную установку. Заразившись рок-н-роллом и ритм-энд-блюзом, он начал обучение в музыкальном колледже. Примерно в то же время он познакомился с Доном Ван Влайетом, будущим "Капитаном Бифхартом". Также Фрэнк сошелся с Рэем Коллинзом, с которым образовал группу "Soots". С 1960 года Заппа регулярно играл в барах и на вечеринках, попутно записывая музыку для дешевых фильмов. В какой-то момент очередная группа осталась без гитариста, и Фрэнк оставил ударные, чтобы образовавшуюся вакансию. С тех пор именно гитара стала основным творческим инструментом Заппы. В 1963 году он купил у разорившегося приятеля гаражную студию звукозаписи, в которой и записывал музыку в тот период. Однажды он схлопотал три года условно и даже на 10 дней попал в тюрьму за фонограмму для порнофильма. В 1964 году Фрэнк Заппа вошел в состав "The Soul Giants", где вокалистом был все тот же Коллинз. Заппа переименовал группу в "The Mothers" и перевез коллектив в Лос-Анджелес. Вскоре в группе появился гитарист Эллиот Ингберг. "The Mothers" долго выступали в ночных клубах, создав за это время свой неповторимый саунд и научившись писать песни, в которых поверх романтической музыки запускали остросоциальные тексты.
В начале 1966-го "The Mothers" выпустили дебютный двойной альбом "Freak Out", но под давлением звукозаписывающей компании название группы пришлось сменить на "Mothers of Invention". Запись обошлась фирме почти в 30 тысяч долларов (при среднем бюджете в 6-8 тысяч на пластинку), что вызвало сильное недовольство руководства компании. "Freak Out" стал первым в истории рок-музыки концептуальным альбомом, кроме того, это был вообще первый двойной рок-альбом. Несмотря на восторг критиков, пластинка ничего, кроме убытков, группе не принесла. Тогда же команду покинул Ингбер. Тем временем состав "Mothers Of Invention" разрастался: в группу пришли два саксофониста, клавишник и ударник. При записи следующего альбома музыкантам было объявлено, что они не имеют права потратить на запись более одиннадцати тысяч долларов. Вышедшая в 1967 году пластинка была саркастически названа "Absolutely Free" ("Абсолютно бесплатно":wink:, а на развороте обложки была помещена надпись: "Для получения полного либретто вышлите денег, сколько можете, но не менее одного доллара, на адрес…". В числе прочего материала альбом содержал "Plastic People" — пародию на знаменитую "Louie Louie". "Absolutely Free" шокировал Америку издевательскими песнями.
После выхода битловского "Sgt. Pepper", навеянного идеей "Freak Out", Заппа выпустил на него пародию — альбом "We're Only In It For The Money" ("Мы делаем это только ради денег":wink:. Особенно была примечательна обложка диска, представляющая собой стилизацию под конверт битловского сержанта, но вывернутый наизнанку (внешняя сторона — на раскладе, расклад — снаружи). Участники "Mothers Of Invention" на фотографии одеты под проституток, а название группы выложено тухлыми овощами. Диск был выпущен лейблом "Bizarre-Verve", созданным в недрах MGM, а контракт был перезаключен на более человеческих условиях. По форме музыка Заппы представляла собой синтез различных стилей в самых неожиданных пропорциях. На последующих альбомах Фрэнк все больше проводил эксперименты по скрещиванию джаза, рока и классики, не забывая также писать музыку для фильмов. Однако в 1970 году Заппа на время распустил "Mothers Of Invention". Тем временем он записал сольный альбом "Hot Rats", на котором впервые выступил как гитарист-виртуоз. Позже эта пластинка была оценена многими, как "лучший альбом 1970 года", но на момент выпуска она мелькнула в чартах где-то на уровне 99-го места и исчезла. В это же время Заппа пытался осуществить свою давнюю мечту — организовать оркестровое исполнение своей музыки. Но все попытки в это период у него заканчивались плачевно ввиду гигантского масштаба и сложности организации таких мероприятий в условиях противоречивых требований музыкальных профсоюзов. Все сводилось к одной и той же формуле: музыки никакой — затраты огромные.
Вскоре Заппа реформировал "Mothers Of Invention", но в этот период критики обрушились на группу, ее в превращении "в безобразную пародию на саму себя". Тем временем состав "Mothers" менялся едва ли не каждый месяц, причем сама группа то распадалась, то вновь появлялась как ни в чем не бывало. С этого момента все последующие альбомы Фрэнка Заппы неизменно оценивались критиками как "выдающиеся", хотя их тексты вечно становились предметом горячих споров. В 70-е Фрэнк активно занимался продюсерской деятельностью и с поддержкой "Bizare" "выводил в люди" ряд замечательных исполнителей: "Alice Cooper", "Captain Beefheart & The Magic Band", "Wild Man Fischer" и других. В этот же период он записал ряд альбомов, которые наряду с "Hot Rats" вошли в золотой фонд музыкального наследия Заппы: джаз-роковые "Waka/Jawaka", "The Grand Wazoo", "Sleep Dirt"; ориентированные на блюз "Overnight Sensation", "Apostrophe(':wink:", "One Size Fits All", "Zoot Allures", "Zappa In New York". В своих новых работах Фрэнк продемонстрировал всем, что умеет мастерски аранжировать и стилизовать как этническую музыку, так и рок. Он отказался от названия "Mothers Of Invention" и все свои последующие коллективы называл "Zappa". В 1975 году Заппе, наконец-то, удалось не только организовать оркестровое исполнение своих произведений, но и записать их. Позднее этот материал вышел на пластинке "Orchestral Favorites".
В 1979-м году Фрэнк номинировался на "Грэмми" благодаря выпуску хита "Dancin’ Fool". Начиная с 1979-го года он выпустил ряд альбомов, представлявших собой целые музыкальные шоу. Здесь Заппа свободно оперировал различными стилями и направлениями для раскрытия музыкальных характеров своих персонажей. На этих альбомах есть музыка на любой вкус и все это справлено живейшим юмором и гениальной техникой игры на гитаре самого Фрэнка. Наиболее значимым из таких произведений является, пожалуй, музыкальная сага в 3-х актах "Joe's Garage". 80-е и начало 90-х годов тоже были весьма успешными для музыканта: за это время он записал много неплохих альбомов. В этот период он все реже брал в руки гитару, увлекшись синклавиром. Заппа выпустил ряд работ с превалированием синклавирного материала, а один из них, "Jazz From Hell", получил "Грэмми". В 1981-м году Фрэнк издал серию из трех альбомов "Shut Up’N Play Yer Guitar", полностью состоящих из гитарных соло, записанных на концертах. Купить эти альбомы можно было, только оформив почтовый заказ. Считалось, что столь специфичный материал будет интересен лишь узкому кругу слушателей, но спрос оказался столь велик, что в 1982-м году лейбл был вынуждена переиздать эти три альбома единой коробкой для свободной продажи. А в 1988-м году был выпущен самый выдающийся гитарный альбом Заппы "Frank Zappa: Guitar", ставший своего рода музыкальной библией для многих рок-гитаристов последующих времен. В 1993-м году музыкант записал альбом камерной музыки "The Yellow Shark", который сам охарактеризовал, как величайшее дело своей жизни.
В 1985-м году Заппа активно боролся против РЦМР (Родительского центра музыкальных ресурсов), пытающегося ограничить свободу музыкальной мысли. Он выступил в Конгрессе с обличительной речью, но не смог полностью убедить законотворцев во вреде деятельности РЦМР и вскоре на некоторых музыкальных изданиях (не всегда обосновано) стали появляться предупреждения "Вниманию родителей: откровенные тексты!". Заппа остался верен себе и запись обсуждения этого закона в Конгрессе, обработанная и перемикшированная, вышла на альбоме "Frank Zappa Meets The Mothers Of Prevention" в составе композиции "Porn Wars". Так на альбом Заппы попали голоса (правда измененные до неузнаваемости) сенаторов и конгрессменов. В конце 1991-го Заппа заявил, что намерен выдвинуть свою кандидатуру на пост президента США, после чего на него обрушился шквал гневных писем. Интересно, что в ноябре этого же года ведущие музыкальные издания США наконец определили место Фрэнка Заппы в истории, назвав его вклад в рок-музыку огромным и наградив его титулом "Патриарх современной музыки". Однако 4 декабря 1993 года великий музыкант и философ, вечный насмешник и заноза в теле общества умер от рака. За время своей музыкальной деятельности Фрэнк Заппа выпустил более 60-ти альбомов. Большинство его записей отобрано с различных концертов с минимумом последующих наложений и обработок и благодаря этому слушаются на едином дыхании. Объем записанного материала столь велик, что позволял и позволяет время от времени выпускать новые альбомы.
Дискография
2006 Trance-Fusion
2006 The MOFO Project/Object
2006 Imaginary Diseases
2005 Joe’s XMasage
2004 QuAUDIOPHILIAc (DVD-аудио)
2004 Joe’s Domage
2004 Joe’s Corsage
2003 Halloween
2002 FZ:OZ
1999 Everything Is Healing Nicely
1998 Mystery Disc
1997 Have I Offended Someone?
1996 The Lost Episodes
1996 Lather
1996 Frank Zappa Plays The Music Of Frank Zappa
1994 Civilization Phaze III (полностью закончен Заппой в 1993 году, выпущен посмертно)
1993 The Yellow Shark (совместно с Ensemble Modern)
1993 Ahead Of Their Time
1992 You Can't Do That On Stage Anymore Volume VI
1992 You Can't Do That On Stage Anymore Volume V
1992 Playground Psychotics
1991 You Can't Do That On Stage Anymore Volume IV
1991 The Best Band You Never Heard In Your Life
1991 Make A Jazz Noise Here
1989 You Can't Do That On Stage Anymore Volume III
1988 You Can't Do That On Stage Anymore Volume II
1988 You Can't Do That On Stage Anymore Volume I
1988 Guitar
1988 Broadway The Hard Way
1987 The Old Masters Box 3
1987 London Symphony Orchestra Volume II
1986 The Old Masters Box 2
1986 Jazz From Hell
1986 FZ Meets The Mothers Of Prevention, European Version
1986 Does Humor Belong In Music?
1985 The Old Masters Box 1
1985 FZ Meets The Mothers Of Prevention
1984 Thing-Fish
1984 Them Or Us
1984 Francesco Zappa
1984 Boulez Conducts Zappa: The Perfect Stranger
1983 The Man From Utopia
1983 London Symphony Orchestra Volume I
1983 Baby Snakes
1982 Ship Arriving Too Late To Save A Drowning Witch
1981 You Are What You Is
1981 Tinsel-Town Rebellion
1981 Shut Up 'N' Play Yer Guitar Some More
1981 Shut Up 'N' Play Yer Guitar
1981 Return Of The Son Of Shut Up 'N' Play Yer Guitar
1979 Sleep Dirt
1979 Sheik Yerbouti
1979 Orchestral Favorites
1979 Joe's Garage, Act II & III
1979 Joe's Garage, Act I
1978 Zappa In New York
1978 Studio Tan
1976 Zoot Allures
1975 One Size Fits All
1975 Bongo Fury
1974 Roxy & Elsewhere
1974 Apostrophe (':wink:
1973 Over-Nite Sensation
1972 Waka/Jawaka
1972 The Grand Wazoo
1972 Just Another Band From LA
1971 Fillmore East, June 1971
1971 200 Motels
1970 Weasels Ripped My Flesh
1970 Chunga's Revenge
1970 Burnt Weeny Sandwich
1969 Uncle Meat
1969 Mothermania
1969 Hot Rats
1968 We're Only in It for the Money
1968 Lumpy Gravy
1968 Cruising With Ruben & The Jets
1967 Absolutely Free
1966 Freak Out!
Композитор
2002 Frank Zappa: Phase II - The Big Note
1992 Yellow Shark, The
1991 Peefeeyatko
1989 Cousteau: Alaska: Outrage at Valdez
1988 True Story of Frank Zappa's 200 Motels, The (видео)
1987 Удивительный мистер Бикфорд / Amazing Mr. Bickford, The
1987 Uncle Meat
1985 Does Humor Belong in Music? (видео)
1984 Dub Room Special, The (видео)
1979 Baby Snakes
1971 200 мотелей / 200 Motels
1965 Run Home Slow
1962 World's Greatest Sinner, The
Фильмография
1999 Male Swagger, The ... Guitarist, хроника
1997 Hey, Hey We're the Monkees (ТВ) ... Mike Nesmith, хроника, в титрах не указан
1991 - 1996 Шоу Рена и Стимпи / Ren & Stimpy Show, The (сериал) ... The Pope
1988 True Story of Frank Zappa's 200 Motels, The (видео)
1985 Does Humor Belong in Music? (видео) ... Guitar, Vocals
1984 - 1989 Полиция Майами: Отдел нравов / Miami Vice (сериал) ... Mario Fuente
1982 - 1987 Театр волшебных историй / Faerie Tale Theatre (сериал) ... Attilla
1971 200 мотелей / 200 Motels ... Member of Mothers of Invention
1968 Sex in Today's World
1968 Голова / Head ... The Critic
1966 - 1968 Monkees, The (сериал) ... Mike Nesmith
Режиссер
1988 True Story of Frank Zappa's 200 Motels, The (видео)
1987 Удивительный мистер Бикфорд / Amazing Mr. Bickford, The
1987 Uncle Meat
1985 Does Humor Belong in Music? (видео)
1984 Dub Room Special, The (видео)
1979 Baby Snakes
1971 200 мотелей / 200 Motels
Сценарист
1988 True Story of Frank Zappa's 200 Motels, The (видео)
1987 Удивительный мистер Бикфорд / Amazing Mr. Bickford, The
1987 Uncle Meat
1985 Does Humor Belong in Music? (видео)
1984 Dub Room Special, The (видео)
1979 Baby Snakes
1971 200 мотелей / 200 Motels
Продюссер
1991 Peefeeyatko
1987 Удивительный мистер Бикфорд / Amazing Mr. Bickford, The
1987 Uncle Meat
1979 Baby Snakes