...
...
и ...
В последнее время нередко приходится слышать, что в расколе нашего народа, который так страшен для ...
В последнее время нередко приходится слышать, что в расколе нашего народа, который так страшен для всякого народа, и несравненно более для нас, созданных для примера всем народам и поэтому несущих несравненную ответственность, виноваты обе стороны. Это как бы справедливое, равновесное суждение. А некоторые просто говорят: «Во всем виноваты религиозные»! Или так: почему же религиозные люди не обратились к народу, не объяснили, не научили, не пошли навстречу?
Чтобы понимать происходящее, следует знать некие факты, и видеть настоящее на историческом фоне. Это и дают почувствовать следующие подлинные истории, взятые из замечательной книги рава Ноаха Орловека о том, как достичь дисциплины любовью: «МОЙ СЫН – МОЙ УЧЕНИК».
В период, когда враждебные чувства сионистов к религиозной общине Иерусалима (ее возглавлял тогда рав Йосеф Хаим Зонненфельд) особенно обострились, юноши с пистолетами в руках ворвались в дом рава и стали угрожать ему, кричать и обвинять в “измене” сионизму. Рав Йосеф Хаим невозмутимо обнажил грудь и предложил стрелять в него, если они хотят, потому что никакое давление не заставит общину отказаться жить согласно своим идеалам. И тут, когда юноши, казалось, уже собирались его убить, они вдруг убежали.
Когда традиционную общину обвиняют в том, что она не посылает подростков в армию, ожидая, когда они созреют, вспомните этот случай. Верные Сиону, религиозные люди приезжали на эту землю и сохраняли ее тысячи лет, не боясь ни римлян, ни крестоносцев, ни мусульман, ни мамлюков, хотя кто их только не убивал, кто не угрожал за то, что они не принимают их веры, не меняют своих убеждений? Так кто же герой? Этот рав или недавно прибывший сюда юнец, человек ружьем? Этот наносной сионизм, который не был вечной Любовью к Циону, продиктованной любовью к Б-гу и Народу Израиля, прошел. Мы живем уже в эпоху постсионизма. А они продолжают хранить ее, как и всегда.
Рав Зонненфельд объяснил их внезапное исчезновение случаем, свидетелем которого много лет назад был его замечательный учитель рав Нохум Шадикер: В юности рав Нохум учился у рава из Шадика. В этом городе один предатель-еврей терроризировал других евреев, донося на них властям. У этого человека было еще одно качество. Он любил, чтобы в субботу его вызывали к Торе на шестую алию, что считается особым почетом. Боясь его, горожане почитали его каждую субботу этой алией. Но все изменилось в первую же субботу, когда равом города Шадик стал учитель рава Нохума. Как только доносчик заносчиво вышел к биме (возвышению, на котором читают Тору), чтобы подняться, как обычно, к Торе, рав стал публично позорить его за предательское поведение и приказал покинуть синагогу. Доносчик погрозил раву кулаком и поклялся отомстить. Через несколько месяцев, когда рав и два его ученика, одним из которых был Нохум, поехали на повозке за город, где устраивали обрезание, этот доносчик стал гнаться за ними на коне, крича, чтобы они остановились. Ученики ужасно испугались, но рав оставался спокойным. И когда этот еврей поравнялся с их повозкой, он спрыгнул на землю и... вдруг начал монотонно и многократно просить у рава прощения. А потом снова вскочил на коня и умчался. Своим изумленным ученикам рав объяснил причины чуда. В то время, когда мосеру (доносчику) давали его почетное место, рав увидел решение этой проблемы в словах Мишлей (27:19): “Как в воде отражается лицо, так и в сердце человека отражается (сердце близкого)”. Имея это в виду, рав стал обличать этого еврея. Возможно, его не нужно было проклинать, но он должен был получить соответствующий отпор. А потом рав больше не выражал этому человеку никакого возмущения. И постепенно мосер понял чувства рава и осознал, что тот сделал ему выговор не по злобе, а потому что должен был так поступить, как духовный лидер общины. Таковы были и его мысли, заключил рав Йосеф Хаим, когда эти юноши ворвались к нему со своими пистолетами. «И как это подействовало с учителем моего ребе, — сказал рав Йосеф Хаим, — так и теперь». Рав Йосеф Хаим добавил: мы должны судить ближних благосклонно, не испытывая к ним ненависти. Только тогда они увидят ошибочность своих путей и правильность пути Торы. Рав Гирш Палей, машгиах ешивы Хеврон в Иерусалиме, недавно дал мне яркий пример, как без слов выразить любовь и заботу: В особенно неспокойное время в Слободке, когда в атмосфере буквально витал призрак революции, убили несколько раввинов.
И однажды ученик иешивы, который стал бундовцем (членом антирелигиозной еврейской компартии), ворвался в бейт мидраш (дом учения) с пистолетом в руке. Его глаза горели ненавистью. “Алтер”, рав Носон Цви Финкель, посмотрел на него и с болью воскликнул: “Он пал так глубоко и так быстро”! Потрясенный состраданием “Алтера”, бундовец побелел, как полотно, и выскочил из бейт-мидраша.
В этих трех эпизодах перед нами прошли три эпохи раскола. Мы можем увидеть их прообраз в событиях Хануки. Евреи, которые ищут благ и близости нееврейского мира, воспринимают чужие, чуждые евреям идеи, и становятся рабами очередной доктрины, идеологии. Тогда они превращаются во врагов своих братьев и традиции, и от них исходит агрессия, непонимание и желание уничтожить, как это делала, например, Евсекция с раввинами и религиозными людьми во время коммунистов. Они ищут всяких способов покончить с верой и соблюдением, и готовы срубить сук, на котором сидят. Но сердце раввинов, сердце истинно религиозных людей открыто им навстречу, и они ждут их возвращения.
Лишь зеленые ветви< ...