здесь и сейчас где ...
Творец категорически запрещает убийство (например, сказано «Кто прольет кровь человека, кровь его ...
Творец категорически запрещает убийство (например, сказано «Кто прольет кровь человека, кровь его будет пролита человеком») и присвоение чужой собственности: это в 10 Заповедях, и до них, и во многих подробностях.
Но вот вопиющее противоречие этим основополагающим принципам Торы и еврейской морали: в разделе Шофтим читаем: "Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать, пригласи его к миру. И если согласится на мир и отворит тебе, весь народ в нем должен платить тебе дань и служить тебе. Если же не согласится на мир и будет вести с тобою войну, осади его и, когда предаст его Г-сподь, Б-г твой, в руку твою, порази всех мужчин в нем острием меча. А когда предаст его Г-сподь, Б-г твой, в руку твою, порази всех мужчин в нем острием меча…" (20:11,12)
Пример этому описанная в Торе судьба царств Ога и Башана за Иорданом, которые стали территорией Рувена, Гада и Менаше до вступления народа в обетованную землю, страну Кнаан. Это называется «разрешенная война», и возникает вопрос, как одно сочетается с другим? Представлю два ответа.
Разрешенная война
Вот один из ответов: Причиной разрешения воровства или грабежа может быть только опасность для жизни. Например, человек умрет с голода, если не украдет. Но тогда должен вернуть стоимость краденого, когда сможет, или дать за это какую-то компенсацию.
Аналогично, если народу нечего есть, можно обложить данью соседний народ. Смерть одного противопоставлена снижению уровня жизни другого, что выглядит относительно справедливым. Или его надо сделать зависимым для спасения от набегов.
Но, как уже говорилось, царь не может по своей прихоти, для дополнительного обогащения или чего-то еще сам начать войну. А если 70 мудрецов Санедрина и пророк разрешили царю начать войну – значит, эта война по разрешению Творца. В этом принципиальное отличие от грабежа, рэкета и захватнических войн тех, кто живет воровстовм или своим мечом. Творец и Владыка неба и земли дает победу, кому считает нужным и насколько считает нужным (так Он дважды на разное время выселял еврейский народ со святой земли, хотя она принадлежит ему по праву и навсегда).
Авраам, Сдом и римский император
Идею второго ответа можно найти у Рамбана. Когда Авраам вступил в войну между царями ради освобождения своего племянника Лота и освободил из плена пять царей, царь Сдома сказал ему, чтобы он взял все захваченное имуцщество, но попросил отдать ему его народ. Авраам ответил, что ему не нужно ни нитки из его имцзества, ни ремешка, он вообще для себя ничего не возьмет. Вот замечательный и достойный подражания пример бескорыстия и нежелания никакой прибыли за счет имущества злодея!
Но Рамбан утверждает: за то, что Авраам отпустил отбитых из плена содомитян и не сделал их рабами, рабами стали его потомки в Египте! Почему?
Стань они его рабами, соблюдали бы, как обязался Ноах, все заповеди потомков Ноаха и могли стать такими великими людьми и праведниками как его раб Элиэзер. А, получив свободу, продолжили совершать злодеяния, пока не кончилось терпение Творца, и Он уничтожил их всех вместе с городом (кроме Лота и двух его дочерей).
А что касается дани, то римский император ежедневно посылал быка в жертву в Храме Иерусалима ради благополучия своей империи. И сказано: «Если бы народы понимали важность Храма (как и изучения Торы), прислали бы своих стражников, чтобы жертвоприношения в нем продолжались».
Мир с народом, который служит Творцу и помощь ему деньгами и работой, может быть лучшим вложением в свою безопасность и благополучие, вплоть до обретения Будущего мира.
עד שקר = כתר דן Лжесвидетель = корона суда: он лишает короны правосудие и осуждается, утверждая ...
עד שקר = כתר דן Лжесвидетель = корона суда: он лишает короны правосудие и осуждается, утверждая корону суда.
Интересно, есть ли другие юридические системы в мире, где тот же закон: лжесвидетель получает наказание, которое ждало того, кого он оклеветал?
Ведь цель: "устрани зло из своей среды" (Дварим, 19:19). Действуй этот закон, сколько людей было бы спасено, и насколько лучше бы стал мир.
И за это «И не пожалеет твой глаз: душа за душу, глаз за глаз, рука за руку, нога за ногу» (Дварим, 19:21) мир называет Б-га жестоким – чтобы спокойно и без помех продолжать клеветать и убивать.
Однако справедливо ли убивать человека только за то, что что-то сказал, разве можно назвать это мерой за меру?
В этом, по-моему, особенность еврейского закона, полностью приравнивающего слово к делу, действию, вроде «И сказал Б-г, и стало». Если в других языках есть принцип «слово и дело», поступай, как сказал, именно потому, что есть разница, двойственность, то в святом языке דבר – это и слово, и дело (в зависимости от контекста). В этом слове две буквы от глагола «творить», и если добавить к нему алеф, можно выразить это так ברא ד: сотворил «дверь», выход вовне, что делает всякое слово и действие. Идея высшей ответственности за каждое сказанное слово (порождающее «ангела обвинителя или заступника»), внутренне присуща еврейской религиозной культуре (как особенно ярко показал своими книгами в двадцатом веке Хафец Хаим).
Строение слова свидетель, עד определяет его содержание. Первая буква айн, «глаз» означает, что он должен видеть своими глазами. И далет, «дверь» – распространить это. А "знай", דע – это видеть, уяснять разрозненные факты, которые потом свидетель может передать, сообщить, как оформленное знание.
Это призыв, задача каждого еврея: познавай Б-га, знай, чтобы свидетельствовать о Нем, как написано в Шма, Исраэль. И в частности, утверждение Его З-на и Правосудия – свидетельство о Нем перед народами, «которые увидят и скажут: только этот народ мудрый и пониающий, у которого Закон»...
А лжесвидетель губит не только невинного человека и близких ему людей, но и оскверняет Имя Б-га. Он разрушает представление о Нем и о высшей Справедливости. И если люди не видят это на земле, заключают, что нет Его и выше.
Поэтому наказать лжесвидетеля – это искоренить зло, и это Добро. Для всех. В том числе и для него, ведь при высшей мере его душа уйдет, не успев совершить злодеяния. А если получит другое наказание, после этого сможет раскаяться и заслужить награду.