Сразу по окончании празднования Рош а-шана, третьего тишрея начинается пост Гедалии в память об ...
Сразу по окончании празднования Рош а-шана, третьего тишрея начинается пост Гедалии в память об убийстве праведного руководителя еврейского народа (о чем рассказано в 2 Млахим 25:22-26 и Ирмия 40:5–43:7). И все же убили столько праведных евреев, что не совсем понятно, почему мудрецы решили отметить это событие.
Еще одна причина – после этого на пятьдесят лет опустела святая земля. Но после – не всегда значит поэтому. Так и здесь военачальник Йоханан не послушал пророка Ирмию, который сказал, что не надо бояться гнева Вавилона за убийство Гедалии и скрываться в Египте, и увел евреев в Египет и с ними Ирмию.
Интересно и, конечно не случайно: хотя убийца был еврей, его звали Ишмаэль, как первого, который хотел убить брата Ицхака, чья мать была из Египта и женила его на египтянке – а в итоге евреи поселились в Египте, и от «сынов Ишмаэля» мы страдаем до сих пор.
Само обращение военачальников и народа к пророку, чтобы вопросил Б-га, следует ли бежать в Египет, было, мне кажется, подобным греху послания разведчиков 9 ава. Ведь это прямо противоречило ясному указанию Торы.
В разделе Шофтим сказано: «Поставьте надо собой царя, которого выберет Б-г Г-сподь ваш из среды братьев ваших (ахеха)…Только чтобы не возвращал народ в Египет» (Дварим, 17:15,16). Кстати отчество Гедалии (что значит «возвеличил Б-г») – бен Ахикам – «сын моего возвысившегося брата». Хотя так действительно звали его отца, он был истинным руководителем народа.
А они спрашивали, не вернуться ли, и, несмотря на ответ пророка, что не надо уходить, Б-г обещал обеспечить народу хорошую жизнь в обетованной земле, Йоханан увел народ.
События 9 ава, как известно, горестно отзываются народу снова и снова. В известном смысле, мне кажется, так происходит и с последствиями этого нарушения воли Творца.
И это поясняет, по-моему, сопоставление гибели Гедалии именно с разрушением Храма, которое произошло 9 ава (Рош А-шана, 18): «Отсюда мы учим, что смерть праведника приравнивается к сожжению Дома Всевышнего, ибо как был установлен пост в день разрушения Храма, так был установлен и в день смерти Гедальи».
Через пятьсот лет после этого события в Египте проживала огромная еврейская диаспора с центром в Александрии, где они построили подобие Иерусалимского Храма и приносили там жертвы – хотя это следовало делать только в Иерусалиме.
В 30-40 годах по общеевропейскому исчислению эллинизированный египтянин Апион оклеветал еврейский народ, обвинив в человеческих жертвоприношениях и каннибализме, и римский император Калигула в споре конкурирующнй греческой и еврейской общин Египта встал на сторону греков. А из этого обвинения, которое впоследствии безуспешно опровергал еврейский историк Флавий в своей работе «Против Апиона», вырос кровавый навет, который убивает евреев до наших дней и отравляет сознание человечества.
Но это не все. Через несколько десятков лет был разрушен Иерусалимский Храм, и началось двухтысячелетнее изгнание еврейского народа, незаконченное до сих пор.
А вскоре возникло христианство, которое обвинило евреев уже в богоубийстве, а среди прочего переиначило идею египетского еврея Филона о Логосе и создало свое учение о троице.
Мы продолжаем жить и страдать в мире, в значительной степени порожденном убийством Гедалии и последующим бегством народа в Египет – как не поститься?!
...
...
Sophie Decor: красивая декоративная подушка прекрасное дополнение и яркий штрих на вашей мягкой ...
Sophie Decor: красивая декоративная подушка прекрасное дополнение и яркий штрих на вашей мягкой мебели
Много раз в Торе сыны Израиля осуждаются за упрямство и непослушание, и называется это קשה ערף עם – «жестоковыйный народ», не склоняющий головы.
И много раз говорится, что Б-г избрал его и сделал Своим народом на вечные времена. Возникает вопрос, как сочетаются эти качества?
Есть понятное объяснение – если уж такой народ проникнется сознанием величия Одного Единственного и Вечного Б-га, и своей миссии, что для него труднее, чем для неевреев, и пойдет путем Б-га, то сможет идти дольше, до конца. Одно качество может быть упрямством и упорством, как говорят «наши недостатки – продолжение наших достоинств».
Но мой вопрос – нет ли в самих этих словах намека на особое позитивное качество потомков Авраама, Ицхака и Якова или на великое будущее?
И вот гематрию «жестоковыйный» можно представить так: כתר קהל = קשה ערף, «корона кахала, собрания». То есть, когда евреи собираются вместе, что для них особенно трудно, как было при даровании Торы и когда царь читал книгу Давим в Иерусалиме, они удостаиваются «короны» – быть выражением высшей воли Творца.
А קשה ערף עם – «жестоковыйный народ» = כתר הרם – высшая корона или корона Всевышнего.
Профессиональные Курсы йошкар ола, - получите дополнительный источник дохода уже сейчас!
Смысл ...