Когда благословенной памяти рав Ицхак Зильбер, наконец, в 1972 сумел после всей его трудной жизни ...
Когда благословенной памяти рав Ицхак Зильбер, наконец, в 1972 сумел после всей его трудной жизни подняться в Израиль, он приехал к гаону раву Хаиму Каневскому, обладающему, по общему мнению, руах акодеш. И рассказал свой хидуш о небуквальном понимании гемары, которая говорит, что увеличенная буква вав в слове гихон – средняя буква Торы. Услышав его объяснение, рав Каневский расплакался со словами: «Надо же было приехать этому русскому, чтобы научить нас тому, что имеет в виду Тора»! Он увидел в этом знак времени – начало возвращения изгнанников, приближение эпохи Машиаха.
Рав Ицхак рассказывал, что в начале тридцатых годов встретил в хоральной московской синагоге десятки выдающихся ученых Торы. Среди них был, например, Гаон из Полтавы, рав Красильщиков, который написал ясные и глубокие комментарии к Иерусалимскому Талмуду.
Однако преследования и гонения в СССР сделали свое дело, и между поколениями дедов и внуков/правнуков пролегла пропасть еврейской безграмотности и безверия. Казалось, прошлого не воротишь.
Но вот, несколько дней назад, молодой израильский рав из Питера поместил небольшую статью со своим мнением о комментарии Ибн Эзры к Торе. Меня задело это толкование, и я написал свою статью, где высказал свое несогласие. В полемике приняли участие несколько человек, в том числе один талмид хахам из Америки, в прошлом из Москвы. Затем ответ по этому вопросу дал известный раввин из Москвы, живущий последние годы в Америке. По его просьбе написал на эту тему статью израильский рав и учитель, в прошлом с Украины. И затем «добавил свои пять копеек» израильский талмид хахам, в прошлом из Белоруссии. Всех этих молодых и серьезно изучающих Тору людей объединяет то, что лет 20-30-40 назад они вышли из советских светских семей и начали тшуву. Разве можно это было представить себе 30-40 лет назад?
Это ли не повод сказать лехаим – за жизнь, за неистребимость еврейского народа Торы, за скорый приход Машиаха?!
Созданный недавно бренд Geotel Mobile представил свой первый дэвайс. Новый недорогой защищенный ...
Так сказано в Торе о сыновьях Ишмаэля, Эдома и Якова-Исраэля. Есть ряд объяснений. Прежде всего, это ...
Так сказано в Торе о сыновьях Ишмаэля, Эдома и Якова-Исраэля. Есть ряд объяснений. Прежде всего, это связывают с созвездиями, знаками Зодиака.
Но вот, мне кажется, еще одна возможная причина. Гематрия слова «он» (הוא) равна 12 – это проявленность, очевидность чего то. Как говорят, указывая на что-то, на вещь или понимание, זה הוא, «это – это», или «вот оно».
(Кстати и гематрия слова זה, «это» – также 12. Может быть, это объясняет и число 24 000. 24 000 погибших из колена Шимона, которые грешили с мидьянитянками. 24 000 убитых Шимоном и Леви мужчин Шхема при освобождении изнасилованной и похищенной Дины. 24 000 погибших учеников раби Акивы. А 1000 – Элеф, указывает на алеф – Один. То есть эти события произошли не случайно, зе ху – это Он.)
Так числом 12 знаковые народы обнаруживают значимость своего праотца, делают известным и увековечивают «его имя» и присутствие.
И 12 созвездий указывают на Одного, Творца, влияние которого выражается 12 способами – вот Он.
Но Сам Он, как написано в Торе, уподобил звездам только избранным Им Свой народ, Израиль, потомков Авраама, Ицхака и Якова, и только он один утверждает на земле в полной мере Его Присутствие.
А теперь приведу отрывок из книги по урокам рава Моше Шапиро шлита «Из глубин» (Шмот), который навел меня на эту мысль.
«"Тогда воспел Моше" – об этом написано (Теилим 93): "Прочен престол Твой с тех пор". Сказал раби Берехия от имени раби Абау: Хотя и "от вечности Ты", Твой престол не утвердился, и Ты не стал известен миру, пока сыновья Твои не произнесли песнь. Поэтому и сказано: "Прочен престол Твой с тех пор".
Притча о царе, который вел войну, победил, и его сделали императором (августус). Сказали ему: "Пока ты не вступил в войну, ты был царем, теперь же мы сделали тебя императором". Чем различаются в почестях царь и император? Царь стоит на возвышении, а император сидит. Так же сказал и Израиль: Пока Ты не создал мир, это был Ты; с тех пор, как мир создан, это все тот же Ты, но словно уже стоящий, как сказано (Хавакук 3:5): "Встал и измерил землю". Но с тех пор, как Ты встал на море, и мы воспели перед Тобой песнь со слова "тогда", утвердилось Твое царство, и упрочился престол. Поэтому "прочен престол Твой с тех пор (аз)" – с момента "тогда (аз) воспел Моше"».
В этом Мидраше мудрецы дают нам определение раскрытия Царства Небес, как это было от сотворения мира и до рассечения Тростникового моря, и раскрытие, наступившее после этого. Божественное раскрытие делится у мудрецов на три периода. 1. «Пока Ты не создал мир, это был Ты» – до сотворения мира проявление Творца было превыше всякого постижения, Он был «вознесен над всяким благословением и восхвалением» (Нехемия 9:5). 2. «С тех пор, как мир создан, это все тот же Ты» – когда Б-г создал мир, Он ограничил Свое возвышенное величие и проявился через действия в меру постижения творений. Слово «Он» (הוא) означает постижимую реальность, на которую можно указать, как написано (Шмот 22:8): «О каждой пропаже, о которой скажут, что это она (הוא)». Но это раскрытие было лишь частичным, по принципу «Встал и измерил землю». На данном этапе стала известно величие Его мудрости, силы и возможностей благодаря тому, что Он создал мир и все, что его наполняет, и установил для каждой вещи меры и границы, по принципу «Производящий творение мира» (Маасе Берешит). 3. Полное раскрытие по принципу «утвердилось царство», произошедшее при рассечении Тростникового моря и благодаря песне.
И на сердце пытался ...
...