2017-02-12 13:05:51
До греха Адама, земля была в ином состоянии, чем сейчас. Оно описано у пророка Иехезкеля (43:2): & ...
+ развернуть текстсохранённая копия
До греха Адама, земля была в ином состоянии, чем сейчас. Оно описано у пророка Иехезкеля (43:2): "...земля озарилась славой Его". Между внешней и внутренней реальностями не было никаких перегородок. Наоборот, все внешнее было как бы "высвечено" внутренним содержанием – той внутренней славой, которая отражала славу Всевышнего. После греха внешняя часть реальности стала отдельным "слоем", не отделившись, но отдалившись от внутреннего содержания. Теперь, вместо того, чтобы раскрывать внутренний смысл всего, внешняя реальность его, наоборот, стала скрывать. После греха Адама наши глаза, прежде всего, замечают внешнее, обратное внутреннему. Это состояние называется: "Глаз видит, а сердце желает" (Раши к Бемидбар, 15:31). Путь к правильному взгляду на мир основан на скромном поведении. Нужно скрыть от себя внешние аспекты и стараться укрепить внутренние, как сказано: "Ходи скромно перед Б-гом твоим" (Миха, 6:8) и "у смиренных – мудрость".
Из книги "Из глубин" по урокам р. Моше Шапиро. Мне кажется, это важно для всех читающих и пишущих, например в ФБ.
2017-02-01 16:06:06
Написано: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет». Поэтому ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Написано: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет». Поэтому исключительной выглядит сила Якова, который в возрасте 84 года отвалил с колодца камень, неподъемный для пастухов трех стад. И Моше под восемьдесят отогнал пастухов, не дававших воду дочерям Итро. Кажется, такое могло быть только с исключительными людьми или в те далекие времена, когда люди жили долше 120 лет. То есть к семидесяти обычно истощаются все силы. Но евреи – необычные люди, особенно те, кто всю жизнь учат Тору. И источник их сил, как правило, духовный. Приведу несколько примеров.
МОЭЛЬ В середине девяностых я преподавал в ешиве и школе в Тбилиси. К нам приехал из Америки моэль, маленький старик лет семидесяти, кажется, вижницкий хасид, чтобы сделать обрезание взрослым и одному младенцу. Он прилетел ночью, и положили его спать в мою комнату, мансарду под крышей. Он прилетел с пересадкой и почти не спал, но спать лег не сразу. Выпил стакан чая, почти ничего не поел, прочел дневную порцию Хок леИсраэль, без которой не ложился спать, и только тогда лег. Я с удивлением на него смотрел. И как только голова его коснулась подушки, он уснул, а я еще долго ворочался. Скажете, понятно, он же так устал. Но вот что было назавтра. Он встал на утреннюю молитву, так что он спал часа 3-4 после предыдущей бессонной ночи. После молитвы я собрался позавтракать и позвал его. Но он отказался: сказал, что уже рассвело, и нужно успеть, чтобы всех обрезать, пока светло. Он опять выпил стакан чая и пошел резать. Ему ассистировал грузинский крепкий парень лет 35-40. Моэль работал без перерыва, не присев, но грузин сказал, что больше не в силах стоять на ногах через 4-5 часов. А старик продолжал работать уже с другим помощником, пока не село солнце, и к этому времени, часов за 10, он обрезал 11 человек. И только тогда он помолился, немного поел, поговорил со мной, рассказав, что прошел концлагерь и потом встретил свою суженую, которая тоже вышла оттуда, и первое обрезание, как полагается, он сделал своему сыну, потом они ухали в Штаты, а несколько лет назад он перенес клиническую смерть. Он снова почитал Хок и часов в 9-10 лег спать. А в час ночи его опять разбудили, у мальчика кровило это место, и родители испугались. И тут я увидел, как он просыпается, так же как утром – моментально, обретая полную бодрость. И потом, позаботившись о мальчике, он также заснул. Я понял, что делил комнату с ангелом. Кстати, обрезание он всегда делал бесплатно, а зарабатывал, как школьный учитель. И я понял, что он замечательный учитель и традиционный новатор, по нескольким советам, которые он мне дал. Потом он обучил делать обрезание одного моего ученика в Нью-Йорке. И еще одна деталь: у него были очень большие и сильные пальцы рук, способные проливать кровь, но все свои силы он направил на святость.
2017-01-31 16:28:34
Среди десяти египетских казней, которые перечисляет Пасхальная Агада, есть казнь «мор» – девер, דבר. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Среди десяти египетских казней, которые перечисляет Пасхальная Агада, есть казнь «мор» – девер, דבר. Это те же буквы, что в слове давар, слово и вещь. Почему же так называется мор? Это название из фразы: «И вот рука Б-га на скоте, который в поле: на конях, ослах, верблюдах, крупном и мелком рогатом скоте, девер очень сильный» (Шмот, 9:3). В этой фразе есть еще странность¬: имя Б-г здесь Авая (йуд хей вав хей), а следом за ним слово из тех же букв, только в ином порядке (хей вав йуд хей). Раши поясняет, что это второе слово значит «была», היה. Но почему это так написано? Ведь это один из двенадцати вариантов Имени Авая, образованных перестановками его букв, то есть фактически это Имя в двух вариантах. В следующем предложении мы снова видим буквы слова девер, но с обычной огласовкой давар в значении «вещь»: «И разделил Авая между скотом Израиля и скотом Египта, и не умер из всех сынов Израиля давар (или не умер никто у сынов Израиля)» (9:4). И еще одно употребление этого корня в связи с этой казнью в предыдущем предложении: «И Авая сказал Моше: пойди к фараону и говори (ודברת) ему: так сказал Авая Г-сподь евреев – пошли народ мой, и будут служить Мне» (Шмот, 9:1). Это замечательно тем, что из десяти казней больше нигде Б-г не говорит Моше обртиться к фараону в такой жесткой форме, как поясняет Раши различие между корнями амар, которое употребляется в других случаях, и дибер. Почему же Б-г повелел в этом случае говорить с фараоном так? Мне кажется это связано с первой в этой серии казнью, которая заканчивается смертью, как было сказано (мор) и подчеркнуто выше (9:4 – не умер), и будет сказано дальше (9:7): «И послал фараон, и вот, не умер из скота Израиля ни один…». Причем фраза 9:4 построена странно «и не умер из всех сынов Израиля давар» – ни один, но не сказано прямо о скоте – в отличие от фразы 9:7. Итак, здесь второй раз после угрозы о поражении первенцев в самом начале речь идет о силе слова Б-га, которое может убить, как это произошло со скотом. Его падеж происходит не в результате каких-то действий Моше и Аарона с посохом или без, но просто по слову Творца. И это жесточайшее и ясное предупреждение. Может быть, если казни параллельны Десятисловию, то это соответствует пятой заповеди – почитанию отца и матери, которое, как сказано, продляет жизнь. Фараон отказывается почтить Б-га, который действует здесь в разных аспектах, разными Именами, значит, его жизнь может быть укорочена. автор текста: Gedalia Spinadel