Посмотрела вчера необычный фильм под названием "Habemus Papam" – в переводе с латыни это означает "У нас есть Папа". Это восклицание выкрикивается определённым чином Ватикана, когда в результате конклава кардиналы-таки приходят к единодушию и называют кого-то из своей среды следующим Папой Римским.
Так вот фильм о том, как конклав заседал-заседал, выбрал нового кандидата, только вышли объявлять – и вдруг у нового Папы случается истерика. Он испугался ответственности, тяжести, ложащейся на его плечи, – и бедняга впадает в депрессию. Не смог выйти к народу, заперся, заболел – а потом сбежал! Несколько дней ходил по Риму, пробовал разобраться в себе, вспомнил, то в юности мечтал стать театральным актёром... А когда его наконец-то вернули, – честно сказал народу, что не чувствует себя готовым к папству. Фильм заканчивается немой сценой, – замолчавшая площадь, опустевший балкон, развеваемые холодным ветром алые занавески... Открытый финал.
Что примечательно – Ватикан со своими жителями в этом фильме показан изнутри очень по-человечески. Не в плане "человечности" (хотя и это тоже есть), а именно по-человечески: это живые люди, со слабостями и недостатками, в чём-то трогательные. Кардиналы списывают друг у друга, сплетничают, играют в волейбол, соревнуются между собой по регионам, сбегают в кондитерскую, чтобы поесть пончиков... Очень тонко изображена та многовековая ложь, без которой Ватикан жить не может – к примеру, когда Папа ударился в бега, государственный секретарь Ватикана обманывает всех (в том числе и кардиналов!), уверяя, что Папа всё ещё у себя, и даже нанимает швейцарского гвардейца, чтобы тот изображал силуэт Папы в его апартаментах. Про самого Папу даже не говорю – французский актёр Мишель Пикколи играет его очень хорошо, очень душевно, даром что дедуле 83 года было на момент съёмок!
Но вот ведь что примечательно: у нас такой фильм в принципе невозможен. Вы можете представить себе, чтобы такая история появилась применительно к высшему руководству РПЦ? Какую-нибудь историю из внутренней жизни православного руководства, показ их изнутри, как живых людей? О нет, у нас нет цензуры, у нас свободное общество – но священники в нашем кинематографе появляются исключительно как благороднейшие существа без недостатков в принципе. Батюшки на экране способны только вразумлять премудрым словом, стопроцентно помогать в труднейших жизненных ситуациях и толпами обращать неверных в православие. От живых людей они бесконечно далеки.
Тем более в нашем кино (и наверняка в РПЦ) немыслима такая сцена, как в "Habemus Papam": к депрессирующему Папе приглашают психолога, а тот спокойно сообщает, что он атеист. И после этого нет ни задушевных разговоров, ни раскаяния безбожника, ни обращения... более того, психолог устраивает между кардиналами волейбольный турнир. Можете представить себе такое на нашей почве?
Ох, прав был А.Н. Толстой, постоянно называвший Россию Византией! Вся она в этом слове – заковаться в самодовольную неподвижность, завеситься кованым золотом, надуться в сознании махрового центропупизма, и сделать вид, что весь мир тебя не касается! И никого, никого не пускать слишком близко – сохранять соборность, недоступность и неприступность. Такая ментальность...
Настроение сейчас - смотрительскоеВ колонках играет - телевизор