В современной РПЦ принято видеть идеал в царской власти. Однако в марте 1917 года весь Св. Синод перешёл на сторону Революции. Более того, царская власть оказалась «десакрализована» и уравнена с народовластием. Чем фактически был утверждён и провозглашён тезис: «Всякая власть — от Бога», то есть и смена формы государственной власти, революция — тоже «от Бога».
В конце февраля 1917 года члены Св. Синода на разворачивавшиеся в Петрограде революционные события смотрели с равнодушием. В те дни, как отмечал протопресвитер военного и морского духовенства Шавельский, в синоде царил покой кладбища. Синодальные архиереи вели текущую работу, занимаясь, большей частью, решением различных бракоразводных и пенсионных дел.
Тем не менее, за этим молчанием скрывались антимонархические настроения. Они проявились в реакции членов синода на поступавшие к нему в конце февраля 1917 года просьбы о поддержке самодержавия со стороны отдельных граждан России и некоторых государственных чиновников. Например, такую просьбу содержала телеграмма, отправленная 23 февраля от Екатеринославского отдела Союза Русского Народа. О необходимости поддержать монархию говорил и товарищ обер-прокурора Н.Жевахов. В разгар забастовок, 26 февраля, он предложил председателю синода — митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) выпустить воззвание к населению — «вразумляющее, грозное предупреждение Церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару». Митрополит Владимир, таивший обиду на императора Николая II за вмешательство того в дела церкви, а именно за свой перевод с Петроградской на Киевскую кафедру и нашедший повод для сведения личных счётов, отказался помочь падающей монархии, невзирая на настоятельные просьбы Жевахова. С аналогичным предложением осудить революционное движение 27 февраля выступил и обер-прокурор Н.Раев, но Синод отклонил и это предложение.
Позже, находясь в эмиграции, Жевахов писал, что его призыв о поддержке монархии нашёл отклик только у католической церкви, выпустившей краткое, но определённое обращение к своей пастве с угрозой отлучить от св. церковных таинств каждого, кто примкнёт к революционному движению. И, отмечал Жевахов, «ни один католик, как было удостоверено впоследствии, не принимал участия в процессиях с красными флагами».
Это свидетельствует о том, что члены Св. Синода смотрели на процесс крушения монархии хладнокровно и безучастно, не предпринимая каких-либо попыток её поддержать, не сказав ничего в защиту императора.
2 марта синодальные архиереи частным образом собрались в покоях Московского митрополита. Ими было заслушано поданное митрополитом Петроградским Питиримом прошение об увольнении на покой (которое было удовлетворено 6 марта). Управление столичной епархией временно было возложено на епископа Гдовского Вениамина. Тогда же члены Синода признали необходимым немедленно войти в сношение с Исполнительным комитетом Государственной Думы. На основании чего можно утверждать, что Св. Синод ПРЦ признал Временное правительство ещё до отречения Николая II от престола. (Следующее совещание синодальных членов происходило 3 марта в покоях Киевского митрополита. В тот же день о резолюциях синода было доложено новому правительству).
Первое после государственного переворота официально-торжественное заседание Св. Синода состоялось 4 марта. На нём председательствовал митрополит Киевский Владимир и присутствовал новый синодальный обер-прокурор В.Львов, накануне назначенный Временным правительством. Митрополит Владимир и все члены Синода выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви. Тогда же из зала заседаний Синода по инициативе обер-прокурора было вынесено в архив царское кресло, которое в глазах иерархов ПРЦ являлось «символом цезарепапизма в Церкви Русской», то есть символом порабощения церкви государством.
На следующий день, 5 марта, синод распорядился, чтобы во всех церквях Петроградской епархии многолетие Царствующему Дому «отныне не провозглашалось».
Непосредственно на «Акт об отречении Николая II от престола Государства Российского за себя и за сына в пользу Великого Князя Михаила Александровича» от 2 марта и на «Акт об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти» от 3 марта Синод отреагировал нейтрально: 6 марта его определением эти акты решено было принять «к сведению и исполнению» и во всех храмах империи отслужить молебны с возглашением многолетия «Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея».
Уже 9 марта Святейший Правительствующий Синод обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». В нём был призыв довериться Временному правительству. При этом послание начиналось так: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути».
Синод официально провозгласил начало «новой государственной жизни» России, а революционные события объявил как свершившуюся «волю Божию». Под посланием поставили подписи епископы «царского» состава Синода, даже имеющие репутацию монархистов и черносотенцев: например, митрополит Киевский Владимир и митрополит Московский Макарий.
4 марта Синодом были получены многочисленные телеграммы от российских архиереев с запросом о необходимой форме моления за власть. В ответ первенствующий член Св. Синода митрополит Киевский Владимир 6 марта разослал от своего имени по всем епархиям ПРЦ телеграммы с распоряжением, что «моления следует возносить за Богохранимую Державу Российскую и Благоверное Временное правительство ея». Иными словами, уже 6 марта российский епископат перестал на богослужениях поминать царскую власть.
Высшее российское духовенство внесло изменения в содержание богослужебных книг спокойно и с лёгкостью: церковно-монархическое учение о государственной власти, исторически утвердившееся в богослужебных книгах Русской Церкви и до марта 1917 года созвучное уваровской триединой формуле «За Веру, Царя и Отечество», было нарушено. Изменение смысла заключалось в «богословском оправдании» революции, то есть в богослужебной формулировке тезиса о том, что «всякая власть от Бога»: как царская власть, так и народовластие. Этим в богослужебной практике проводилась мысль, что смена формы власти как в государстве, так и в церкви — явление не концептуального характера и вовсе не принципиальное. Вопрос же об альтернативе власти, то есть о должном выборе Учредительным Собранием между народовластием и царством, был синодом решён и богословски и практически в пользу народовластия. Революционные события были официально объявлены безальтернативными и бесповоротными.
Действия высшего духовенства по изменению богослужений были, на первый взгляд, вполне последовательны и логичны: поскольку до революции церковное поминовение царя носило личностный, персонифицированный характер (в большинстве случаев император упоминался в молитвах по имени и отчеству), то упразднение молитвословий о царе казалось вполне закономерным. Однако вследствие отмены Св. Синодом поминовения «имярека» автоматически исчезла и молитва о самой царской Богом данной власти [1 Царств. 8, 4-22], освящённой церковью в особом таинстве миропомазания. Тем самым, при сохранении молитвы о государственной власти вообще, в богослужебных чинах произошло сакральное изменение: царская власть оказалась «десакрализована» и уравнена с народовластием. Чем фактически был утверждён и провозглашён тезис: «Всякая власть — от Бога», то есть и смена формы государственной власти, революция — тоже «от Бога».
via
1941. Две японки на вечеринке в Токио тонко шутят над инициалами Уинстона Черчилля,
1937. Республиканский солдат в Брунете, Испания
1943. Дети в сталинградской школе (через несколько месяцев после окончания сражения)
Вторая Мировая. Снаряжение американского десантника-радиста: — уложенный основной и запасной парашют, винтовка М1 «Гаранд» и штык-нож для нее. Далее слева направо — 6 толовых шашек, 200 патронов для винтовки М1 «Гаранд», нож-мачете, фляжка, пистолет Кольт М1911 и стилет, компас, блокнот, фонарь, рация, средства оказания первой помощи при ранении, ложка и 4 гранаты. Интересен размер радиостанции. Это SCR-536 компании Motorola по прозвищу «Handie-Talkie» (с июля 1941 года в массовом производстве). Чуть тяжелее 2 кг. И при этом двусторонняя связь до полутора километров
1956. Выборы первой королевы красоты в Польше
1980. Иракский солдат наблюдает за пожаром на иранском нефтеперерабатывающем заводе
1989. Сеанс здоровья Кашпировкого
1928. Мустафа Кемаль Ататюрк дает урок нового турецкого алфавита
1900. Мензура – студенческое фехтование. Шрам на лице считался признаком доблести
1960. Антибританская пропаганда на Мальте (в 1964 году Мальта получила независимость от Великобритании, а в 1979 году была ликвидирована последняя британская военно-морская база)
1970. Мэрилин Ловелл слушает сообщение о проблемах экспедиции «Аполлон-13». Ее муж Джим Ловелл был первым из трех американских астронавтов, которые участвовали в лунной экспедиции дважды. И единственным из них, кто так и не высадился на Луну.
Еще про популярные пропагандистские мифы российского телевидения (часть один, два)
1. НАТО обманул доверчивую Россию.
Суть мифа: в 1990 году в обмен на вывод советских войск из Германии России обещали, что НАТО не будет расширяться на восток.
Процитирую президента: После того как пала Берлинская стена, говорили о том, что НАТО не будет расширяться на восток. Это говорил тогдашний Генеральный секретарь НАТО, гражданин Федеративной Республики господин Вернер, насколько я помню. Между прочим, некоторые немецкие политики того времени предупреждали об этом и предлагали свои решения, например, господин Эгон Бар... Господин Бар предлагал конкретные вещи: «НАТО как организация, во всяком случае, её военные структуры не должны распространяться на Центральную Европу».
На самом деле:
Сам Горбачев несколько раз менял свою позицию по этому вопросу. В его книге «Как это было» есть строчки: Бейкер тут же торжественно заявил мне, что – цитирую по стенограмме, – «не произойдет распространения юрисдикции НАТО ни на один дюйм в восточном направлении». Однако в дальнейшем Михаил Сергеевич от своих слов он отказался. Послушайте его и бывшего министра обороны Дмитрия Язова
Вот еще интервью Горбачева: гарантии нерасширения НАТО - это миф, раздутый прессой.
Кстати, все выступления Манфреда Вернера есть в сети – там нет ничего о нераспространении НАТО на восток. А Эгон Бар в начале 1990 года был депутатом Бундестага и возглавлял комиссию по объединению ФРГ и ГДР и его слова отражали его личную точку зрения.
Но самое главное состоит в том, что никаких единоличных гарантий от имени НАТО не может дать никто в принципе: ни генсек НАТО, ни госсекретарь США, ни кто-либо ещё. Все решения в НАТО принимаются коллегиально и единогласно и такое важнейшее заявление должно существовать на бумаге и быть подписано всеми членами альянса. Такого документа не существует. Нужно считать российских руководителей идиотами (или предателями своей страны), чтобы поверить, что такой важнейший вопрос мог быть решен на словах за чашкой кофе.
Кроме того, в это время продолжал существовать и Варшавский договор (подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией в 1955 году. Прекратил свое существование только в 1991 году).
p.s.
От себя же добавлю, что стремление, например, прибалтийских стран вступить в НАТО объясняется не их желанием напасть на Россию, а хоть какой-то гарантией того, что советские войска не повторят свой свой проверенный фокус с аннексией. Это не очень сложно. Сначала – раздача паспортов, потом финансирование российской диаспоры, потом провокация, в ходе которой погибнут люди, потом введение войск для защиты мирных граждан, а потом референдум, на котором подавляющее большинство проголосует за присоединение к России.
2. Их там нет.
Суть мифа: разговоры о том, что российская армия воюет на Донбассе – ложь. За два года есть только два доказанных случая – грушники Александров и Ерофеев. Не маловато ли для доказательства фактов российской агрессии? А все остальные – добровольцы. Имеют право.
Процитирую президента: ни инструкторов российских, ни спецподразделений, ни войск – никого там нет.
Но начнем мы с «добровольцев». А также тех организаций, которые занимаются вербовкой и переправкой туда россиян. Откроем сначала Уголовный кодекс. Статья 359:
Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
А вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
А теперь откроем определение ООН слова «агрессия»:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства.
И там же: что может являться оправданием для агрессии?
Статья 5
1. Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.
2. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность.
3. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.
Теперь про доказательства. Их огромное количество.
Почти все кадровые военные рассказывают одно и тоже. Всем говорят, что едут на учения. Отбирают телефоны и документы. Номера закрашиваются. Контрактников, которые отказываются ехать, понимая – куда именно они едут, тут же увольняют.
Начнем с «заблудившихся» десантников.
Интервью с российским танкистом, который вместе со своим батальоном был командирован сражаться за Дебальцево. Расследование Bellingcat о более, чем 300 обстрелах Украины «Градами» со стороны РФ (это только за 2014 год). А вот как это выглядит вживую. Обстрел Дебальцевского котла – отстрелялись и уходят.
Еще доказательства вторжeния войск РФ в Украину. Еще, еще, еще, еще, еще
Кадыров хотел поехать на Донбасс. Потом передумал, но людей своих послал раз, два. А на каком основании?
Российская техника, которая производится только в России, идет в Украину нескончаемым потоком Части один, два, три
И вовсе не случайно Россия засекретила потери солдат в мирное время. Псковские десантники рассказали о гибели своих товарищей. Из всей роты удалось выжить только десяти бойцам, погибли около 70 солдат. Еще список российских военных и добровольцев, погибших в Украине – 227 фамилий
Ночью 12 августа колонна из 1200 человек зашла в Украину и днем 13 числа остановилась на территории завода в городе Снежное Донецкой области в 15 километрах от границы. Машины с боеприпасами и оружием поставили очень скученно. Днем 13 августа по колонне ударили из Градов. «Мальчишки сказали, что из 1200 человек погибших — 120, раненых — 450, — говорит Туманова. — Они сами где-то сзади были, а мой Антон впереди. Ни окопов, ни защиты…». Эту цифру – 120 погибших в 18-й бригаде– Елене Петровне также подтвердили в Комитете солдатских матерей.
Из Доклада Немцова: Значительное число погибших солдат было зафиксировано, в частности, в боях за город Иловайск. По самой скромной оценке, в Россию вернулось не менее 150 гробов с пометкой «Груз-200». Вторая волна гробов массово пошла в Россию в январе и начале февраля 2015 года. По нашей оценке, в этот период на востоке Украины погибло не менее 70 российских военных. Как минимум 17 российских десантников погибли на территории Украины, приехав из города Иваново.
Под честное слово командиров солдатам гарантировали, что в случае ранения или гибели их родственникам будут перечислены компенсации. На практике же никаких компенсаций в этот раз родственники не получили. Официально обращаться за компенсацией возможности не было, так как формально погибшие солдаты уже не являлись военнослужащими. громкое уголовное дело против многодетной матери Светланы Давыдовой по обвинению в госизмене в пользу Украины преследовало цель запугать тех родственников погибших солдат, которые думали о контактах с журналистами. По крайней мере, семьям погибших солдат нередко приводили это дело в пример и угрожали уголовным преследованием в случае разглашения сведений об обстоятельствах гибели их родственника. «Если Немцова расстреляли у стен Кремля, то с нашими подзащитными в Иваново могут сделать вообще что угодно. Никто и не заметит».
p.s.
От себя же добавлю, что все рассуждения уровня «А чо, американцам можно бомбить и убивать людей в Югославии, а нам нельзя?» похожи на рассуждения типа «А чо, Чикатило можно насиловать и убивать женщин, а нам нельзя?». Но про Югославию будет в следующей серии.
Рассказ Владимира Фридкина, изобретателя первого советского «ксерокса»
Физический факультет МГУ я закончил в декабре 1952 года, когда в стране бушевало "дело врачей". Окончил с отличием, еще студентом опубликовав две научные статьи. На работу меня не брали, а мать, врача-гематолога, выгнали из больницы. Не на что было жить. Отец, погибший в войну, был полиграфистом. Его друзья устроили меня в НИИПолиграфмаш: маленький институт при заводе, ютившийся в домиках-развалюшках за Текстильным институтом.
Времени я не терял. Ходил в Ленинку, читал журналы по физике, приобрел кое-какое оборудование. И вот тогда случайно наткнулся в литературе на статьи Наджакова и патент Карлсона (о возможности ксерокопирования). Мне пришла в голову идея осуществить новый фотографический процесс (я его назвал электрофотографией), в котором фотоэлектрет служил фоточувствительным слоем, а проявление проводилось с помощью трибоэлектрического эффекта (как у Карлсона). Новый фотографический процесс задумывался еще и как метод создания оптической памяти, поскольку, в отличие от процесса у Карлсона, фотоэлектрет не только формировал, но и запоминал изображение. Скрытое изображение могло храниться довольно долго, и его можно было проявить через длительное время после экспозиции.
Макет был сделан быстро. Следуя примеру Наджакова, я использовал поликристаллическую серу, а затем и другие фотопроводники, например сульфид цинка и кадмия. Проявление производилось порошком асфальта. Вскоре на заводе сделали аппарат, который назвали ЭФМ-1 (электрофотографическая множительная машина). На электрофотографию сбегалась смотреть вся Москва. Ее показывали в кино и по телевидению. Приехал министр, и в институте состоялось совещание. Обсуждали, что делать дальше, как внедрять. В Кишиневе нашли завод, которому директивно поручили выпуск ЭФМ (в 1954 году слово "ксерокс" еще не вошло в употребление, а сам ксерокс появился на западном рынке только в конце 50-х годов).
В 1955 году академик Алексей Васильевич Шубников, директор Института кристаллографии пригласил меня в аспирантуру. Изменилось не только время, но и место работы: академический институт, богатая лаборатория и библиотека, условия для творческой работы. В июне 1965 года нашу лабораторию в Институте кристаллографии посетил Честер Карлсон. Основатель ксерографии заинтересовался моими статьями. Нас вместе сфотографировали с помощью электрофотоаппарата на электрете. В конце 50-х годов профессор Колумбийского университета Хартмут Кальман с сотрудниками повторил мои эксперименты по электрофотографии на фотоэлектретах и нашел ей интересное применение в космической связи. За эти работы американское фотографическое общество наградило меня медалью Козара, а немецкое и японское - избрали почетным членом.
В то время ксероксы у нас были редкостью. Они покупались за валюту и имелись только в важных учреждениях. Стояли они в специально охраняемых комнатах, где под расписку высокие начальники снимали копии документов. В нашем же институте каждый сотрудник мог снять копию нужной статьи или документа. Но это продолжалось недолго.
В 60-х годах началась борьба с "самиздатом". Рукописи А. И. Солженицына и других запрещенных авторов ночами размножались на пишущих машинках на тонкой папиросной бумаге. А тут ксерокс стоит без присмотра! Ко мне пришли из дирекции и объявили, что машину следует разобрать и уничтожить. Я долго объяснял, что моя экспериментальная установка - первый в мире ксерокс, работающий по новому принципу. Все оказалось бесполезным. Ксерокс разобрали и выбросили на свалку. Но одна деталь сохранилась. Пластинка фотоэлектрета имела зеркальную поверхность, и наши женщины приспособили ее в качестве зеркала в туалете. Мыла и туалетной бумаги там не было никогда, а вот зеркало появилось.
via
p.s.
Завод в Кишиневе начал производить мои устройства, но выяснилось, что их качество никуда не годится. Автоматы Калашникова у нас лучшие в мире, а вот сделать качественный ксерокс мы не смогли. Я сделал открытие, которое противоречило самой сущности советской системы. Хотя почему, например, автомобиль или телевизор противоречат этой сущности, непонятно. Мы первыми запустили Гагарина, сделали ракеты, а провинция не знала, что такое сосиски, сыр и сливочное масло.
via