История возникновения «Тур де Франс» напрямую связана с антисемитизмом. Дело Альфреда Дрейфуса раскололо французское общество и, в частности, редакцию журнала о велоспорте L’Velo. Отколовшиеся сотрудники антидрейфусарских взглядов во главе с Анри Дегранжем основали издание L’Auto. Чтобы продвинуть новое издание Дегранж организовал «Тур де Франс». И уже после первого «Тура» в 1903 году ежедневный тираж L’Auto увеличился с 25 000 до 65 000 экземпляров. И желтая майка лидера тоже берет свое начало от газеты, печатавшейся на бумаге желтого цвета.
Дегранж был фанатом физической культуры. Одной из причин поражения во франко-прусской войне он считал слабую физическую подготовку французов. И решил задумать соревнование для сверхлюдей. 2428 километров первого «Тура» делились на 6 этапов (сегодня на 3000-4000 км делятся на 21 этап). Гонка длилась до 17 часов в день. Потом этого показалось мало и в Тур де Франс были добавлены горные этапы. В 1905 году лидер пелотона кричал организаторам: «Вы – убийцы». Только один гонщик смог заехать на вершину на велосипеде – остальные пешком. Во время этапа гонщики не могли прибегать к посторонней помощи и ездили, обвешавшись сменными шинами и камерами.
Первые гонщики ехали на 18-килограммовых велосипедах с рамой из стальных трубок и колесными ободами из дерева. Их так и называли – «железные люди на деревянных колесах». Применение переключателей передач, считалось вредными для соревновательного духа. Оно было разрешено только в 1937 году. До этого гонщикам приходилось останавливаться перед подъемом, снимать заднее колесо и разворачивать его другой стороной, где была установлена большая звездочка. На вершине, чтобы подготовиться к спуску, колесо снова разворачивали. Интересно, что свободный ход в задней втулке появился довольно рано на спортивных велосипедах: на скоростных спусках быстро вращающиеся педали опасны. Некоторые старые модели были оснащены специальными подножками, на которые ставили ноги при спуске с горы.
Сегодняшний велосипед гонщика Тур де Франс весит менее 7 килограммов и стоит от 7000 евро. Средняя скорость выросла с 20 до 40 км/час. Это связано не только с прогрессом в технике и тренировках, но и с улучшением качества дорог – асфальт распространился в Европе повсеместно лишь после Второй мировой войны.
На этапе гонщик сжигает до 8000 килокалорий. Вся жизнь профессионального велогонщика строго подчинена диете. Завтрак обязательно должен быть насыщен протеинами, так тело легче справляется с нагрузками, а голод наступает около 15:00 дня, во время следующего приема пищи. Всего гонщик ест четыре раза: завтрак, быстрый ланч на тренировке (не слезая с велосипеда), обед и ужин. На самой Тур де Франс прибавляются еще два приема еды, во время гонки и сразу после нее.
Мы не знаем, как питались первые участники Тур де Франс, но сохранились воспоминания Мориса Гарена о 24-часовой гонке по парижскому Марсовому полю в 1893 году. Проехать за сутки 701 километр и не замерзнуть по ходу ему помогли: множество кружек крепкого красного вина, 19 литров горячего шоколада, 7 литров чая, 8 вареных яиц, коктейль из кофе и шампанского, 45 котлет, 5 литров напитка из тапиоки, 2 килограмма риса и устрицы. via
Сегодня существуют четыре почетные майки велогонщика:
Желтая майка символизирует лидера Tour de France. Французы говорят, что гонщик, который носил желтую майку хотя бы один день, никогда не останется голодным во Франции, его бесплатно накормят в любом кафе или ресторане.
Зеленой майкой награждается гонщик, имеющий наибольшее количество очков в спринтерском зачете. На каждом этапе есть специальный спринтерский отрезок – по нему засчитывается время.
Белую майку в красный горох носит «горный король» Тура.
Белую майку носит лучший молодой гонщик (моложе 25 лет).
Вот так выглядит один из горных этапов. Это крутой подъем. Впереди ненадолго лидер – его быстро «съедят», за ним – группа «отрыва», а сзади – основной «рой» – пелотон.
В каждой команде 9 человек. Но лидер только один. Задача остальных – помочь лидеру выиграть. Они сменяясь едут впереди лидера и уменьшают сопротивление воздуха перед ним. Передают ему еду и воду. Но в случае победы призовые деньги честно делятся на всех. Поровну.
Посмотрите, насколько слаженно работает вся команда на одного человека. Спринтер едет в воздушном мешке и сопротивление воздуха для него меньше. Читал, что когда Покрышкин стал одним из лучших наших асов, сверху и снизу его прикрывало по эскадрилье.
Мы ехали на автомобиле перед гонщиками. Должны были полетать на вертолете над гонкой, но сразу после перевала въехали в густой туман. И тут началась сумасшедшая гонка по серпантину. Меня довольно сложно удивить скоростью – я гонялся в болидах и на треках Формулы-1. И ездил с профессиональными гонщиками. Но на такой скорости в тумане в горах я не ездил никогда. Айпад, закрепленный в машине для раздачи вайфая постоянно переворачивался вверх ногами из-за резкого ускорения и торможения. На вопрос: «Куда мы так торопимся?», последовал ответ: «Иначе пелотон нас догонит». Спуск со скоростью 90-100 км/час это норма. Кто-то из гонщиков разгонялся и до 130 км/час. На двух колесах.
Самый больной вопрос на Тур де Франс – допинг. История с легендарным Армстронгом стала для всех настоящей трагедией. Когда-то гонщики применяли допинг практически легально – стрихнин, кокаин, хлороформ, алкоголь, аспирин и «лошадиные мази». Яд стрихнин активно применялся в любых соревнованиях на выносливость: небольшие инъекции токсического вещества вызывали напряжение в мышцах и позволяли спортсмену добраться до финиша. Некоторые велосипедисты настолько часто употребляли его, что в итоге приобрели толерантность к дозам, способным убить взрослого человека за несколько минут.
В 1930 году была издана брошюра, в которой специально указывалось, что организаторы не предоставляют допинг участникам – позаботьтесь о себе сами. После войны в дело пошли амфетамины. Все гонщики курили – считалось, что это помогает «открывать легкие» и особенно подходит для тех видов спорта, где требуется большая выносливость.
Сегодня им на смену пришли кортикостероиды, ксипамид, эритропоэтин, кленбутерол, инсулин, тестостерон и переливание крови. Плюс специальные химические коктейли, помогающие скрыть следы применения допинга. В ход шли даже накладные пенисы с заранее заготовленной «чистой мочой».
Нагрузки в этом виде спорта просто нереальные. Организаторы дали возможность журналистам прокатиться на профессиональных велосипедах по трассе в горах. И хотя подъем был относительно небольшой, я сдох уже через несколько минут. А гонщики такие подъемы практически не замечают. И перед началом гонки они еще усердно катаются по горам – разогреваются.
Есть у велосипедистов и свой неписанный кодекс чести. Это не хоккей и здесь не будут выводить из строя лидеров. Если у кого-то из лидеров произойдет поломка, пелотон не уйдет в это время в отрыв. Если кто-то из гонщиков проезжает по своим родным местам – ему дают возможность ехать первым через свой город. Тоже самое происходит и в День Рождения кого-то из гонщиков.
Команда «Катюша» с российской пропиской. Прошлый год 2015 года стал для нее рекордным. Команда стала второй в Мировом командном рейтинге, набрав рекордные 1606 очков и отстав от победителя рейтинга, команды Movistar всего на 13 очков. Гонщики команды впервые одержали 40 побед за сезон. В общей сложности команда завоевала 103 призовых места (40 побед, 28 вторых и 35 третьих мест). Лидер команды Хоаким Родригес занял второе место в Мировом индивидуальном рейтинге.
Спасибо компании ŠKODA за интересную поездку
К истории про академика Флерова.
Разведка на основе открытых источников (Open source intelligence, OSINT) — одна из основных разведывательных дисциплин. В конце 40-х годов до 80% информации, необходимой политикам для принятия решений в мирное время, получали из открытых источников. В конце 70-х годов «90% разведданных приходило из открытых источников и только 10% — за счет работы агентуры».
Классический пример ценности открытых источников – цена на апельсины в оккупированном немцами Париже. Резкое увеличение их стоимости свидетельствовали о том, что бомбардировка союзниками железнодорожных мостов прошла успешно.
via