Сколько зарабатывали русские писатели
Что можно было купить на гонорар за «Анну Каренину», «Горе от ума», «Отцов и детей»:
Александр Грибоедов
«Горе от ума» (1831, постановка)
Гонорар за постановку:
2000 рублейНа эти деньги можно было купить:
15 модных дамских шарфов (900 р.)
16 драдедамовых платков (400 р.)
100 склянок о-де-перль для белизны лица и рук (300 р.)
100 пар модных перчаток митенок (400 р.)
Михаил Загоскин
«Рославлев» (1831)
Гонорар:
40 000 рублейНа эти деньги можно было купить:
шубу из чернобурой лисицы (10 000 р.)
2 шали для женщины comme il faut (10 000 р.)
малахитовую вазу с мануфактурной выставки (18 000 р.)
5 французских бронзовых пряжек для пояса (1000 р.)
10 фунтов молдавского розового масла (1000 р.)
Александр Пушкин
«Евгений Онегин» (1833, первое полное издание)
Гонорар за полное издание:
12 000 рублейНа эти деньги можно было купить:
100 модных батистовых рубашек (5000 р.)
200 пар модных перчаток митенок (800 р.)
200 фунтов цветочного чаю (200 р.)
и вдобавок:
арендовать на год одноэтажный деревянный дом в одном из арбатских переулков в Москве (2000 р.)
оплатить обучение двух детей в пансионе (4000 р.)
Михаил Лермонтов
«Герой нашего времени» (1841, второе издание)
Гонорар за второе издание:
1500 рублейНа эти деньги можно было купить:
5 шелковых платьев (490 р.)
3 хороших фрака (450 р.)
2 батистовые манишки (50 р.)
10 белых страусовых перьев (350 р.)
11 пудов казанского меда (110 р.)
100 кормленых гусей (30 р.)
500 яиц (2 р.)
20 фунтов привозной красной рыбы (3 р.)
и вдобавок:
арендовать на год десятину целинной земли (15 р.)
Иван Гончаров
«Обломов» (1859)
Гонорар:
10 000 рублейНа эти деньги можно было купить:
10 диванов красного дерева, обитых бараканом (245 р.)
10 пар городских парных саней (1750 р.)
2 брички на рессорах (1100 р.)
18 письменных столов с черной кожей (396 р.)
меховую шкуру черного енота (440 р.)
1200 фарфоровых цветных чашек (500 р.)
100 колонн красного дерева для бюстов (900 р.)
5 пудов анисового мыла (35 р.)
17 баночек миндального порошка для чистоты и умягчения рук (34 р.)
100 крупных арбузов (600 р.)
10 стерлядей в 20 вершков (700 р.)
и вдобавок:
арендовать на год квартиру в 12 комнат по Большой Морской улице в Петербурге (3300 р.)
Иван Тургенев
«Дворянское гнездо» (1859)
Гонорар:
4000 рублейНа эти деньги можно было купить:
четырехместную карету (2000 р.)
10 книжных шкафов (160 р.)
100 бутылок черных чернил (60 р.)
50 стоп голландской бумаги (770 р.)
4 английские шали (1000 р.)
2 крупные дыни (5 р.)
2 бутылки шампанского (5 р.)
Иван Тургенев
«Отцы и дети» (1862)
Гонорар:
4775 рублейНа эти деньги можно было купить:
30 простых телег (1800 р.)
100 двуспальных одеял (190 р.)
4 березовых кресла, обитых черной кожей (10 р.)
10 дамских шляп с лентами (600 р.)
траурное платье с дорогими кружевами (700 р.)
4 английские шали (1000 р.)
400 мешков картошки (400 р.)
ящик богемского стекла (70 р.)
2 простых ковра (5 р.)
Федор Достоевский
«Идиот» (1868)
Гонорар:
7000 рублейНа эти деньги можно было купить:
дубовую рощу в Рязани (5000 р.)
четырехместную коляску (1000 р.)
10 двухаршинных комодов (500 р.)
10 зеркал в рамках из красного дерева (175 р.)
10 пудов анисового мыла (70 р.)
2 дубовые бочки в 40 ведер (20 р.)
30 бутылок американского рома (30 р.)
10 пудов английского сыра (200 р.)
сафьянный портфель (4 р. 40 коп.)
бутылку черных чернил (60 коп.)
Иван Гончаров
«Обрыв» (1869)
Гонорар:
10 000 рублейНа эти деньги можно было купить:
2 четырехместные кареты (4000 р.)
100 шкафов для одежды (2700 р.)
100 ломберных столов красного дерева (850 р.)
3 модные батистовые рубашки (150 р.)
4 хороших фрака (600 р.)
50 стоп нотной бумаги (1100 р.)
1200 английских карандашей (400 р.)
200 мешков картошки (200 р.)
Николай Лесков
«Соборяне» (1872)
Гонорар:
от 3750 до 4000 рублейНа 3875 рублей можно было купить:
четырехместную карету (2000 р.)
8 летних кибиток (800 р.)
350 бутылок черных чернил (210 р.)
4 шапки из немецкого бобра (100 р.)
седло на манер английского (23 р.)
700 зеленых штофов (70 р.)
10 дюжин фарфоровых столовых тарелок (50 р.)
10 четвертей иностранного гороха (100 р.)
300 пар шерстяных русских варежек (48 р.)
100 больших поросят (225 р.)
60 пудов белужьих соленых голов (135 р.)
150 бутылок красного портвейна (75 р.)
40 фунтов шоколада (28 р.)
Пуд широкого миндаля (11 р.)
Лев Толстой
«Анна Каренина» (1875–1877)
Гонорар:
20 000 рублейНа эти деньги можно было купить:
дом в Москве (12 000 р.)
дубовую рощу в Рязани (5000 р.)
дрожки с верхом (570 р.)
бричку без рессор (300 р.)
1000 сигар разных фабрик (40 р.)
30 вольтеровских кресел красного дерева, обитых бараканом (600 р.)
5 шкафов для посуды (95 р.)
2 собольих палантина (800 р.)
10 пар опойковых сапожек (80 р.)
100 кожаных портфелей (330 р.)
60 стальных бритв (85 р.)
120 фарфоровых чашек (50 р.)
4 пуда стеариновых свечей (40 р.)
4 крупные дыни (10 р.)
Лев Толстой
«Воскресение» (1899)
Гонорар:
21 915 рублейНа эти деньги можно было купить:
половину дома в Хамовниках (12 000 р.)
140 стоп гладкой филигранной бумаги (3500 р.)
500 коробок английских стальных перьев (875 р.)
70 матрацев, набитых конским волосом (3500 р.)
50 пудов кастрюль из зеленой меди (1000 р.)
200 жестяных рукомойников (140 р.)
10 ручных тележек (300 р.)
120 пар русских валенок (360 р.)
10 пудов кочерег (32 р.)
2 пуда желтого мыла (7 р.)
200 ведер баварского пива (200 р.)
вязаный шерстяной шарф (1 р.)
Федор Сологуб
«Мелкий бес» (1926, последнее прижизненное издание)
Гонорар за десятое издание:
1000 рублейНа эти деньги можно было купить:
100 брезентовых портфелей (385 р.)
100 обыкновенных латунных самоваров (231 р.)
5 телефонных настольных аппаратов (250 р.)
6 пар мужских галош (21 р.)
2 ящика ярославской махорки (40 р.)
2 поясных мужских ремня (1 р. 10 коп.)
2 флакона черных чернил (90 коп.)
45 килограммов ливерной колбасы (70 р.)
килограмм сосисок (1 р.)
via
Один из важнейших для экономики показателей – уровень доверия в обществе. Это его социальный капитал. Исследования подтверждают, что в богатом социальным капиталом обществе эффективнее работают рынки, эффективнее государство, в них выше физическое и психическое здоровье населения. Люди более счастливы в таких обществах.
Первое, наиболее известное исследование выполнено американским политологом по имени Роберт Патнэм, который анализировал результаты децентрализации государственного управления в Италии, где функции центрального правительства в 70–80 годы прошлого века были переданы на уровень регионов, провинций. На севере Италии эти реформы оказались очень успешными, а на юге привели к неудаче, потому что население юга Италии не обладало достаточной гражданской культурой, для того чтобы воспользоваться возможностями демократического самоуправления. Почему в одной и той же стране на сравнительно небольшом расстоянии с одинаковой религией, с одинаковым языком мы наблюдаем такие культурные различия?
Патнэм объясняет это влиянием истории: север Италии на протяжении столетий развивался в виде городов-республик, о которых мы все хорошо знаем из литературы и истории, и этот опыт самоуправления и определенной демократии накопил на севере Италии необходимый запас гражданской культуры, которой люди и воспользовались, когда провинции получили больше прав и ресурсов. Что касается юга Италии, то до XIX века он был колонией Неаполитанского королевства, а предпосылок и возможностей для накопления гражданской культуры в этой части страны не было. В результате этот регион в культурном отношении оказался не готов к демократии, а те ресурсы, которые центральное правительство передало на уровень провинций, были прибраны к рукам мафией.
Второй пример.
На этот раз речь идет об исследовании американского экономиста по имени Нэйтон Нанн. Он привел убедительные эмпирические подтверждения того, каким образом работорговля повлияла на социальный капитал и культуру современной Африки. Работорговля через Атлантический океан происходила с XV по начало XIX века, она давно закончилась. Во время этого периода сотни тысяч, миллионы людей были перевезены, обращены в рабство и доставлены с атлантического побережья Африки в Новый Свет — в Центральную, Латинскую Америку, позднее — в Соединенные Штаты. Механизм работорговли состоял в том, что работорговцы ждали на берегу, пока африканцы сами не приведут к ним на корабли будущих рабов, и при этом они приводили либо военнопленных, либо, когда военнопленные кончались, собственных друзей, родственников, которых обманом, посулами заманивали к работорговцам. И разумеется, доверие в африканском обществе в то время упало, в этом нет ничего удивительного.
Удивительно, что этот спад доверия мы можем наблюдать и сегодня. Нэйтон Нанн и его коллега Леонард Вантчекон реализовали очень интересную эмпирическую статистику: они воспользовались данными о доверии в современной Африке и показали, что уровень доверия падает по мере приближения к побережью – именно оттуда увозили рабов.
via