В книге «По нашему собственному образу» эксперт в области искусственного интеллекта Джордж Заркадакис описывает шесть различных метафор, которые люди использовали в течение двух последних тысячелетий, пытаясь описать человеческий интеллект.
В самой первой, библейской, люди были созданы из глины и грязи, которую затем разумный Бог наделил своей душой, «объясняя» наш интеллект — по крайней мере, грамматически.
Изобретение гидравлической техники в 3 веке до н.э. привело к популяризации гидравлических моделей человеческого интеллекта, идеи о том, что различные жидкости нашего тела — т.н. «телесные жидкости» — имеют отношение как к физическому, так и к психическому функционированию. Метафора сохранялась более шестнадцати столетий и все это время применялась в медицинской практике. (От себя добавлю, что китайская медицина тоже очень активно использует метафору жидкостей)
К XVI веку были разработаны автоматические механизмы, приводимые в движение пружинами и шестеренками; они наконец вдохновили ведущих мыслителей того времени, таких как Рене Декарт, на гипотезу о том, что люди представляют собой сложные машины.
В XVII веке британский философ Томас Гоббс предположил, что мышление возникло из-за механических колебаний в мозге.
К началу XVIII века открытия в области электричества и химии привели к новым теориям человеческого интеллекта — и они опять же, имели метафорический характер. В середине того же столетия немецкий физик Герман фон Гельмгольц, вдохновленный достижениями в области связи, сравнил мозг с телеграфом.
Каждая метафора отражала самые передовые идеи эпохи, которая ее породила. Как и следовало того ожидать, почти на заре компьютерных технологий, в 40-х годах прошлого века, мозг по принципу работы был сравнен с компьютером, при этом роль хранилища была отдана самому мозгу, а роль программного обеспечения — нашим мыслям.
Интересно, какой будет следующая метафора?
До изобретения двигателя внутреннего сгорания, бензин считался бесполезным побочным продуктом при производстве керосина
via
Получаю множество комментариев примерно одного содержания: «Уточки – это несерьезно», «Вы смешны с ...
Получаю множество комментариев примерно одного содержания: «Уточки – это несерьезно», «Вы смешны с вашей наивностью», «Пока не прольется кровь – ничего не изменится», «Нужно строить баррикады и жечь покрышки» и т.д.
Из статьи шестилетней давности про эффективность ненасилия
Когда кто-то маленький и слабый начинает бороться против большого и сильного, то первое, что приходит в голову слабому, — террор и партизанская война. Привлекает в первую очередь своей простотой и результативностью. Кроме того, на стороне террористов и партизан фактор неожиданности. Их очень сложно поймать. Сохранилась переписка между английским капитаном и одним из главарей американских борцов за независимость: «10 июня Вы сожгли Корабль Его Величества. Я вздёрну Вас на рее». «Сэр, всегда пытайтесь поймать человека, прежде чем вздёрнуть его.»
Террором занимались все: русские бомбисты охотились на царя-освободителя, еврейские переселенцы в Палестине минировали рынки и железные дороги, итальянские Красные Бригады убивали заложников, Аум Синрике организовала газовую атаку в токийском метро, исламисты расстреливали туристов в Египте... Аль Каида, ИРА, ХАМАС, Бригады мучеников аль-Аксы, ЭТА, Тигры освобождения Тамил-Илама, Сендеро Луминосо, Полисарио, Пешмерга, Рабочая партия Курдистана... И ещё сотни больших и маленьких организаций.
И тем не менее, терроризм, как способ достижения цели, показал удивительно низкую эффективность. По статистике террористы достигли своих целей лишь в семи случаях из ста. С терроризмом понятно как бороться. Терроризм раскалывает общество — огромное количество людей, которые, в принципе, симпатизируют конечным целям террористов (например — независимости) категорически не одобряют их методов. Терроризм — прекрасный повод для власти закрутить гайки потуже.
И ещё одна вещь, о которой, как правило, все забывают — если террористы добиваются своих целей и приходят к власти, это значит, что к власти приходят люди, у которых руки по локоть в крови. А это не сулит молодой независимой стране ничего хорошего. Свобода и независимость — это вовсе не конечная цель. Это только начало.
Единственная достойная замена терроризму — ненасильственное сопротивление. Террор раскалывает общество, ненасилие — сплачивает. Даже ярые сторонники режима скорее перейдут на сторону оппозиционеров, если они будут использовать именно ненасильственные методы. C 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии via
Ганди и Лютер Кинг добились своих целей прежде всего ненасильственными методами.
1 февраля 1960 года четверо чернокожих студентов заняли предназначенные для белых места в закусочной универмага «Вулворт». Обслуживать их отказались, но они спокойно просидели до закрытия магазина часом позже. На следующее утро 20 чернокожих студентов заняли места в закусочной группами по три-четыре человека.
В подготовленных студентами инструкциях особое внимание уделялось личной дисциплине и достойному отказу от насильственных методов, который они предлагали всему миру: «Не наносите ответного удара, не отвечайте ругательствами на оскорбления... Всегда проявляйте дружелюбие и вежливость..."
Сидячие забастовки начались по всей стране. К ним начали присоединяться и белые. На фотографии — реакция белых. На забастовщиков выливали кетчуп и горчицу, их посыпали солью и перцем. Били кастетами в спину. А они просто продолжали сидеть.
Ненасилие вовсе не означает пассивности. Хочу рассказать историю про то, как простые норвежские учителя боролись против фашистского режима Квислинга. Десять тысяч учителей по всей стране отказались участвовать в фашистской системе образования молодёжи. Они подписали петицию: «Я не могу рассматривать себя в качестве члена новой организации преподавателей».
Правительство начало войну с учителями и на месяц закрыло все школы в стране. Учителя начали вести уроки на дому. Тогда тысячу преподавателей бросили в концлагерь. Там над ними издевались и держали на голодном пайке с одной целью — прекратить забастовку. Практически все отказались от сотрудничества с нацистами. Их перевезли в концлагерь за полярным кругом.
В стране начались волнения. Квислинг кричал «Вы, учителя, испортили мне всё!», однако, испугавшись ширящегося движения протеста, приказал освободить учителей. Вся страна встречала их как героев.
Мартин Лютер Кинг писал: «Если в народе найдется хоть пять процентов, готовых идти в тюрьму за праведное дело, ничто не сможет помешать его победе».
Эволюция купальников с 1900 до 1940 года
1906. Император Николай II на открытии Государственной Думы. Санкт-Петербург
1915. Садовые кооперативы. Стокгольм
1939. Саперы Французского Иностранного легиона. Париж
1944. Молодые польские бойцы сопротивления во время варшавского восстания
1960. Раскладка черной икры по баночкам работницами астраханской фабрики
1966. «Убей коммуниста Христа ради». Митинг за вьетнамскую войну. Нью-Йорк
1970. Показ мод в социалистической Югославии. На фоне Маркса, Ленина и Иосипа Броз Тито
1972. Зенитно–ракетные комплексы С–75 "Двина", которые СССР поставлял во Вьетнам. Всего за 1964-1973 годы американцы потеряли во Вьетнаме 3374 самолета. Южный Вьетнам – 1018 самолётов и вертолётов. Кроме того армия Северного Вьетнама в 1975 году захватила на аэродромах 877 самолётов и вертолётов Южного Вьетнама. via
Михаил Барышников, Марина Влади и Владимир Высоцкий