немного истории
2017-01-18 22:28:38
+ развернуть текст сохранённая копия
1955. Мать военнопленного благодарит канцлера Аденауэра, добившегося освобождения из Советского Союза последних 10 000 пленных немцев
1941. Немецкий снаряд с надписью «1000-й выстрел по Москве«
1943. Один из более чем 3000 танков «Валентайн», построенных для Советского Союза. Великобритания
1960-е. Студентки готовятся к экзаменам. СССР
1968. Очередь к мавзолею в Александровском саду
1968. Видеофон Toshiba Model 500 тестируется в штаб-квартире компании. Япония
1890-е. Художник Иван Шишкин с женщинами
1930. Мисс Россия (в эмиграции), мисс Австрия и мисс Голландия
1931. Мужчина на пляже оштрафован за ношение неприличного купального костюма. Голландия
1944. Похороны в море американских моряков, погибших при освобождении Филиппин
1944. Экипаж пикирующего бомбардировщика 40-го бомбардировочного авиационного полка после задания. Крым
1944. Американская подводная лодка спасает сбитого японцами летчика – будущего президента Джорджа Буша-старшего. Самолет лейтенанта Буша попал под интенсивный зенитный огонь и был подбит, его двигатель загорелся. Несмотря на пожар в самолете, Буш выполнил своё задание и сбросил бомбы на японцев.
1966. Царь–снеговик. СССР
1991. Штурм телебашни Вильнюса советскими войсками. 15 погибших и как минимум 140 раненых
Тэги:
history,
фотография
архивы
2017-01-18 13:19:18
+ развернуть текст сохранённая копия
ЦРУ в рамках программы Freedom of Information Act открывает доступ к более чем 930 000 документам (более 12 млн страниц), датируемых до 90–го года. Американцы занимаются маcсовым рассекречиванием уже не первый год, даже есть популярные рубрики такие как НЛО: Факт или выдумка.
via
Тэги:
history,
технологии
цель
2017-01-18 12:58:50
+ развернуть текст сохранённая копия
Еще про точность бомбардировок
Карл Норден создал одну из самых дорогостоящих вещей своей эпохи. Он учится в Федеральном Политехническом Институте в Цюрихе и иммигрировал в Соединенные Штаты в разгар Первой мировой войны. Им овладел вопрос о способах бомбометания с самолетов. До появления GPS и радаров это было очень сложной задачей. Летит самолет, на высоте тысяч футов, со скоростью сотен миль в час, а вы пытаетесь сбросить предмет, бомбу, на какую-то стационарную цель, учитывая различные потоки ветра, облачность и другие помехи. И множество разных людей пытались решить эту проблему, и почти все безуспешно. Все существующие бомбовые прицелы были чрезвычайно примитивными.
И Карл Норден – единственный, кто справился с этой задачей. Он изобрел невероятно сложное устройство. Весом примерно 23 кг. Под названием «Бомбовый прицел Норден М-15». В нем уйма рычагов и шарикоподшипников, приспособлений и измерительных приборов. Прицел позволят людям делать следующее: бомбардир берет это устройство, визуально улавливает мишень, так как он находится в остекленной носовой части бомбардировщика, потом вводит высоту самолета, скорость самолета, скорость ветра и координаты цели. А бомбовый прицел сообщит, когда сбрасывать бомбу. В своем известном высказывании Норден заявил: «До появления этого прицела, бомбы обычно падали в миле или больше от цели. А при помощи прицела Норден М-15 он мог попасть в бочку с соленьями с высоты 20 000 футов».
Вооруженные силы США потратили 1,5 миллиарда долларов (в долларах 1940 года) на разработку бомбового прицела Норден. И чтобы вам было понятно, общая стоимость Манхэттенского проекта составляла 3 миллиарда долларов. На бомбовый прицел Норден потратили всего в два раза меньше, чем на самый известный военно-промышленный проект современности.
В преддверии Второй мировой войны, Вооруженные силы США покупают 90 000 бомбовых прицелов Норден стоимостью $14 000 за единицу – опять же, в долларах 1940 года это очень большие деньги. Они обучили 50 000 бомбардиров ими пользоваться – долгие месяцы интенсивного обучения – ведь эти устройства, по-существу, это аналоговые компьютеры; ими нелегко пользоваться. Они обязали каждого бомбардира дать клятву, что в случае захвата те не выдадут ни доли информации об этом устройстве вражеским силам, так как необходимо сделать все, чтобы враг не смог получить эту важнейшую технологию.
И каждый раз, когда бомбовый прицел Норден грузили в самолет, его сопровождала вооруженная охрана. И переносили его в контейнере, закрытом брезентом. А контейнер наручниками был пристёгнут к руке охранника. Его нельзя было фотографировать. Внутри находилось маленькое взрывное устройство, которое, в случае аварийной посадки, ликвидирует этот прибор и он не попадет в руки врагу. Бомбовый прицел Норден – это Священный Грааль.
И что же произошло во время Второй мировой войны? Оказывается, это не Священный Грааль. На практике бомбовый прицел Норден может попасть в бочку с соленьями с высоты 20 000 футов, но это в идеальных условиях. Ну а на войне, конечно же, идеальных условий не бывает. Во первых, он сложный в использовании – очень сложный в использовании. И не у всех военнослужащих, из этих 50 000 бомбардиров, есть способности к программированию аналоговых вычислительных устройств. Во вторых, он часто ломается. В нем полно всяческих гироскопов, шкивов, шарикоподшипников и других штуковин, и работают они хуже, чем положено в разгар военных действий.
В третьих, когда Норден делал свои вычисления, он предполагал, что самолет будет лететь на достаточно медленной скорости на низкой высоте. Но на настоящей войне так не бывает – иначе собьют. В итоге их начали использовать на большой высоте и на очень высокой скорости. А бомбовый прицел Норден работает намного хуже в таких условиях. Но важнее всего то, что бомбовый прицел Норден требовал, чтобы бомбардир установил визуальный контакт с целью. Ну а что, конечно же, случается в реальной жизни? Облака. Для точного прицела нужно безоблачное небо. И сколько безоблачных дней, вы думаете, было над Центральной Eвропой с 1940 по 1945 год? Не так уж много.
Чтобы вы примерно представляли, насколько неточным был бомбовый прицел Норден, был известный случай в 1944 году, когда союзники бомбили химический завод в Лейне в Германии. Химический завод представлял собой 757 акров земли. И в течении 22 бомбардировок союзники сбросили 85 000 бомб на этот химический завод площадью 757 акров, используя бомбовый прицел Норден. И как вы думаете, какой процент этих бомб приземлился на территории завода площадью 700 акров? 10 процентов. 10 процентов. А из этих 10 процентов 16 процентов даже не разорвались. Химический завод в Лейне, после одной из самых длительных бомбардировок в истории войны, уже через несколько недель снова работал.
И, кстати говоря, по поводу всех тех предосторожностей чтобы бомбовый прицел Норден не попал в руки нацистов: оказывается, Карл Норден, как настоящий швейцарец, был без ума от немецких инженеров. И в 1930-е годы он нанял их целую команду, включая человека по имени Герман Лонг, который в 1938-ом передал все планы по разработке бомбового прицела Норден нацистам. В итоге у них был свой собственный прицел Норден на протяжении всей войны – который тоже, кстати говоря, очень неважно работал.
p.s.
На войне в Ираке, в начале первой войны в Ираке, Военно-воздушные силы США направили две эскадрильи F-15E «Страйк Игл» в иракскую пустыню, с камерами за 5 миллионов долларов, которые позволяли им видеть всю поверхность пустыни. А их миссия заключалась в том, чтобы найти и уничтожить – помните ракетные пусковые установки «Скад», ракет «земля-воздух», которые Ирак запускал на Израиль? Миссия этих эскадрилий заключалась в том, чтобы уничтожить все установки «Скад». Они вылетали на задания днем и ночью, сбрасывая тысячи бомб, запуская тысячи ракет, в попытке уничтожить это зло.
А по окончании войны сделали проверку – как это всегда происходит в армии, в ВВС – и они задались вопросом: сколько пусковых установок «Скад» было уничтожено на самом деле? И знаете каков был ответ? Ноль, ни одной. А почему так? Из-за того, что оружие неточное? О нет, оно было предельно точным. Они смогли бы уничтожить вот эту маленькую вещь здесь с высоты 25 000 футов. Проблема заключалась в том, что они не знали местонахождения установок. Проблема с бомбами и бочками с соленьями не в том, как попасть в бочку, а в том, как эту бочку найти. И эта задача всегда усложняется, когда речь заходит о войне.
via
Тэги:
history,
война,
технологии
тактика выжженной земли
2017-01-18 10:51:25
+ развернуть текст сохранённая копия
Практически в каждый пост, посвященный Второй Мировой войне обязательно приходят несколько комментаторов, рассказывающих о бомбардировках Дрездена, Хиросимы и Нагасаки. Из их логики следует, что союзники совершали военное преступление против мирного населения, а Советский Союз вел себя гуманно и не прибегал к стратегическим бомбардировкам мирных городов. Я совершенно не собираюсь оправдывать стратегические бомбардировки (войне вообще нет никакого оправдания). Хочу сказать только, что к «гуманизму» Сталина это не имеет ни малейшего отношения.
А стратегические бомбардировки СССР использовал. В 1944 году, за год до бомбардировки Дрездена, советская авиация дальнего действия бомбила Хельсинки точно также, как союзники бомбили Дрезден. Даже количество самолетов совпадает с точностью до десятка машин. Просто результативность их оказалась гораздо ниже, чем результативность союзников.
В первой бомбардировке участвовало около 730 бомбардировщиков. Было сброшено около 6990 бомб (из них 350 бомб упали в районе центра и около 2500 вокруг Хельсинки). Спустя 10 дней во втором налете участвовало 383 бомбардировщика (из 4317 бомб в город попало около ста). Еще через 10 дней Хельсинки бомбили 896 бомбардировщиков (из 5182 бомб на сам город попало всего 290). Если распределить все сброшенные бомбы по Хельсинки равномерно, то получалось, что бомбы легли бы сеткой через каждые 15 метров, это означало полное уничтожение города от взрывов и пожаров. Газета Известия писала: «Пусть руины Хельсинки станут могилой фашистским правителям». via
И нет никаких сомнений в том, что если бы у Сталина была бы ядерная бомба, он сбросил бы ее на Германию безо всяких колебаний. После приказа 0428, по которому уничтожалось все в зоне отступления на своей земле, странно было бы ожидать какого-то гуманизма по отношению к чужой земле.
Тэги:
history,
война,
капитан,
очевидность
тресковые войны
2017-01-17 12:41:05
+ развернуть текст сохранённая копия
Интересная история побед в нескольких торговых войнах крошечной Исландии над Великобританией. Побед, одержанных упорством и дипломатией. В Исландии нет нефти, газа, угля и даже леса, а сельскохозяйственный потенциал страны, 11% территории которой занимают ледники, крайне ограничен. Рыба для страны – стратегический товар.
Первый послевоенный конфликт между Великобританией и Исландией начался в 1952 году, когда Исландия объявила о расширении запретных для иностранных рыбаков вод с трёх до четырёх миль. Британцы подали заявление в Международный Суд, а пока шло разбирательство, запретили исландским рыболовным судам вход в свои порты. Это запрет нанёс серьёзный удар по исландской экономике: Великобритания являлась крупнейшим рынком сбыта для небольшой северной страны.
И здесь потомков викингов выручила недавно начавшаяся Холодная война. Образовавшиеся излишки трески с энтузиазмом стал покупать Советский Союз, рассчитывавший тем самым увеличить своё влияние на пусть и небольшое, но одно из государств-основателей НАТО. Подобная перспектива обеспокоила США, которые тоже начали закупки крупных партий исландской рыбы. В итоге совместный советско-американский импорт компенсировал нанесённый британскими санкциями ущерб.
Закончился этот конфликт победой Исландии. Страна с населением в 160 тысяч человек одержала победу над великой державой, одним из пяти государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН. В 1956 году Великобритания вынуждена была признать исландскую четырёхмильную зону.
Но это было только начало
Первая Тресковая войнаК британскому траулеру Coventry в Вестфьорде подходит исландский патрульный катер Albert. 1958 годВоодушевлённые успехом, уже в 1958 году исландцы решили ещё раз расширить свою исключительную рыболовную зону, на это раз сразу до 12 миль. Но теперь всё начиналось для них весьма неудачно: все остальные члены НАТО выступили против подобных односторонних действий. На этот раз не обошлось без участия военных: Великобритания отправила к берегам Исландии боевые корабли. Всего за время первой Тресковой войны в операции по защите рыболовного флота приняло участие 53 корабля Королевского военного флота, которым противостояли семь исландских патрульных катеров и одна летающая лодка PBY Catalina.
Присутствие иностранных военно-морских сил в прибрежных водах Исландии вызвало протесты в стране. У британского посольства собирались демонстрации разгневанных исландцев, но посол Эндрю Гилкрист встречал их насмешками, включая на полную громкость записи волынки и военных маршей на граммофоне.
Исландцы оказались в явно проигрышном положении. Их попытки задержать британских рыбаков или выдворить их за пределы 12-мильной зоны натыкались на противодействие более крупных и мощных британских военных кораблей. Уже 4 сентября, когда исландский патрульный катер попытался выдворить из Вестфьорда британский траулер, вмешался британский фрегат Russell, в результате чего оба военных корабля столкнулись.
Число подобных эпизодов росло. Понимая, что в противостоянии с британским флотом у Исландии нет никаких шансов, власти страны прибегли к шантажу. Правительство островного государства пригрозило выйти из НАТО и выдворить из страны американские войска. Несмотря на подавляющее военно-морское превосходство, под давлением американцев Великобритания была вынуждена признать и 12-мильную исландскую исключительную экономическую зону. Единственной значительной уступкой исландцев стало предоставление британцам права на ограниченную рыбную ловлю во внешних шести милях из двенадцати.
Вторая Тресковая войнаИсландский катер Ver (слева) пытается обрезать тралы британского траулера Northern Reward (справа), а британский буксир Statesman (в центре) пытается ему помешатьНесмотря на одержанную в 1961 году победу, ситуация с рыбными ресурсами у берегов Исландии продолжала ухудшаться. В 1960-х годах в окружающих остров водах пропала сельдь, улов которой сократился с 8,5 миллионов тонн в 1958 году до почти нуля в 1970-м. Численность трески также неуклонно снижалась, и по прогнозам биологов она должна была исчезнуть вслед за сельдью примерно к 1980 году.
Попытки Исландии привлечь к решению вопроса международные организации с провалились. Предложения по введению квот на добычу рыбы и созданию закрытых для промысла районов, где популяции могли бы восстанавливать свою численность, либо игнорировались, либо уходили на бесконечные обсуждения в отраслевые комитеты.
В сентябре 1972 года правительство Исландии для сохранения рыбных запасов и увеличения доли страны в общем объёме улова расширило границы морской исключительной экономической зоны страны до 50 миль. На этот раз тактика береговой охраны была другой. Вместо того чтобы задерживать британские траулеры или выдворять их, исландцы обрезали тросы рыболовных тралов специальными резаками. После того как исландцы обрезали сети восемнадцати рыболовецким судам, в мае 1973 года британские траулеры покинули воды, на которые претендовала Исландия. Однако вскоре они вернулись, на этот раз защищаемые фрегатами Королевского флота.
Исландцы вновь досталиь из рукава своего джокера. В правительстве страны зазвучали голоса о необходимости выхода из НАТО, которое должно защищать своих членов, а на практике никакой помощи не оказывает. В сентябре 1973 года спасать положение в Рейкьявик прибыл генеральный секретарь НАТО Джозеф Лунс. 3 октября британские военные корабли были отозваны, а 8 ноября стороны конфликта подписали временное соглашение. Согласно ему, промысловая деятельность британцев внутри 50-мильной зоны ограничивалась: их годовой улов не должен был превышать 130 000 тонн. Срок соглашения истекал в 1975 году.
Исландия снова победила.
Третья Тресковая войнаСтолкновение исландского патрульного катера Baldur (справа) и британского фрегата MermaidДаже после заключения «перемирия» отношения между Великобританией и Исландией оставались натянутыми. В июле 1974 года Forester, один из крупнейших британских траулеров, был обнаружен исландским патрульным катером ловящим рыбу в пределах 12-мильной зоны. После 100-километровой погони и обстрела с как минимум двумя попаданиями траулер был захвачен и доставлен в Исландию. Капитан корабля был осуждён, приговорён к 30 дням тюремного заключения и 5 тысячам фунтов штрафа.
16 ноября 1975 года началась Третья тресковая война. Честно дождавшись окончания срока соглашения 1973 года, исландцы решили не мелочиться и объявили своей исключительной морской зоной теперь уже 200-мильную прибрежную полосу. Для противодействия британским траулерам они смогли выставить шесть патрульных катеров и два траулера польской постройки, вооружённых и переоснащённых в корабли береговой охраны.
Кроме того, они намеревались приобрести у США патрульные катера класса Asheville, а после отказа даже хотели получить советские сторожевые корабли проекта 35 – но и эта сделка не состоялась. Британцы для защиты 40 своих траулеров отправили на этот раз «армаду» из 22 фрегатов (впрочем, единовременно у берегов Исландии находилось не более 9 британских военных кораблей), 7 судов снабжения, 9 буксиров и 3 вспомогательных судов.
Третья Тресковая война продлилась 7 месяцев, до июня 1976 года. Она оказалась самой жёсткой из трёх – в её ходе произошло 55 умышленных столкновений кораблей обеих стран. 19 февраля 1976 года Исландия разорвала дипломатические отношения с Великобританией.
Исход последней Тресковой войны оказался предсказуемым. Исчерпав все имевшиеся возможности противостояния с Великобританией (не считая открытого объявления войны), Исландия вновь применила свой «запрещённый приём». Исландцы пригрозили закрыть американскую базу в Кеблавике, которая была важнейшим звеном в оборонительной системе НАТО в Северной Атлантике.
2 июня 1976 года при посредничестве того же генсека НАТО Джозефа Лунса было заключено новое соглашение, поставившее точку в исландско-британских тресковых войнах. Согласно ему, в течение последующих 6 месяцев единовременно 24 британских траулера могли находится внутри 200-мильной морской исключительной зоны Исландии.
Расширение исландской исключительной экономической зоны.
По истечении этого срока Великобритания больше не имела права на ловлю рыбы внутри 200-мильной зоны без разрешения Исландии, тем самым признавая её новые морские границы.
Бронзовая «статуя дружбы» в английском Кингстон-апон-Халле, установленная в 2006 году в знак окончательногшо примирения после Тресковых войн. Вторая такая же статуя стоит в исландской деревне Викvia
via
Тэги:
history,
война,
технологии