Памятник жертвам Второй мировой войны (1967). Скульптор Душан Цамонья. г. Подгарич, Хорватия.
Эти произведения искусства вызвают у зрителя подсознательный страх, ужас смерти, они похожи на живых тварей, чудовищ из загробного мира, это какой-то языческий портрет смерти, в этом есть что-то хтоническое. Или внеземное, что, в общем-то, одно и тоже. Они напоминают идолов древних цивилизаций. Видимо, в подсознании современного художника скрыто клубится средневековое мракобесие. Или, может, они похожи на монстров из детских сновидений. Чтобы понять, какие смыслы таятся в этом искусстве, предлагаю всем, не особо задумываясь, высказать свои первые ассоциации. На что это похоже? Итак, конкурс на лучший заголовок для произведений монументального искусства эпохи массового безумия.
Памятник в честь победы на реке Сутеска (1971). Скульптор Миодраг Живкович. г. Тентиште, Босния и Герцеговина.
Памятник Илинденскому восстанию (1973). Скульпторы - Йордан и Искра Грабул. г. Крушево, Македония.
Памятник битве при Козаре (1972). Скульптор - Душан Цамонья. Козара, Босния и Герцеговина.
Памятник жертвам концлагеря Ясе́новац (1969). Скульптор - Богдан Богданович. г. Ясе́новац, Хорватия.
Памятник "Три кулака" (1963), на месте которого фашистами было расстреляно более 12000 сербов, евреев и цыган. Скульптор - Иван Саболич. г. Ниш, Сербия.
Памятник солдатам-освободителям города Книн, Хорватия.
Памятник жертвам Второй мировой войны. г. Ко́совска-Ми́тровица, Косово.
Памятник установлен на месте, где итальянские фашисты расстреляли 32 партизана. г. Никшич, Черногория.
Югославия 1960-1970-е гг.
Снимки из проекта "SPOMENIK" бельгийского фотографа Яана Кемпенерса, который он отснял в 2006-2009 гг., путешествуя по балканским странам.