Нет, российских спецназовцев там нет. Это все мирные жители вышли на праздничный парад.
Пока я путешествовал по ЮВА, произошло неординарное событие в контексте израильского кинематографа. В Каннах покажут 5 полнометражных фильмов израильских режиссеров. А также один документальный и один в студенческом конкурсе.
Все художественные фильмы будут показаны во второстепенных программах (Особый взгляд, Неделя критики и Двухнедельник режиссеров), но это не уменьшает величия момента - такое массивное присутствие на главном фестивале планеты говорит о признании национального кинематографа как части современного дискурса. Что важно, признания не отдельных авторов (как Амос Гитай или Йосеф Седар, например), а более системного явления. Хотя я согласен с Ури Кляйном - говорить о влиянии Израиля как кинематографической державы на мировые тенденции еще рановато.
Впрочем, Канны известны как закрытый клуб постоянных посетителей, куда очень очень сложно пробиться новичку. И все израильские представители, так или иначе, хорошо знакомы каннским отборщикам.
Керен Йедайя ("Вдали отсутствия") и Шира Гефен ("Винт") уже получали Золотую камеру в конкурсе дебютов, что автоматически проводит их второй фильм в одну из программ в следующий раз (у Йедайи это третий фильм; ее второй был настолько плох, что пришлось показывать его вне всех конкурсов и программ).
Асаф Корман хоть и представит дебют "Ты моя ночь", но уже неоднократно бывал на фестивале в качестве монтажера у Агар Бен-Ашер, Керен Йедайи и ее мужа Мени Яиша. Также дипломная короткометражка Кормана получила хорошую критику в Каннах в 2007 году.
Один из самых любопытных проектов - "Воспитательница" Надава Лапида. Его дебютный фильм "Полицейский" наделал много шума в Израиле 2 года назад, когда затронул животрепещущую тему социального протеста. В мире "Полицейского" отметили в Локарно и на европейском Оскаре, а американские критики признали его одним из пяти лучших фильмов года.
Еще один представитель Израиля в Каннах -"Гет" - завершающий фильм трилогии Ронит и Шломи Элькабец о нелегкой женской доле в патриархальном обществе (гет - это документ, выписываемый в иудаизме мужем жене при разводе).
Элькабецы хорошо известны во Франции, где обосновались последние годы. Все их фильмы получаю французское финансирование, а Ронит выучила язык и снимается у французских режиссеров. Кстати, недавно она получила высшую награду Французской республики - Орден Почетного легиона.
Документальный фильм Go Go boys, также затронет тему отношений израильской киноиндустрии с остальным миром. Речь идет о двух знаменитых двоюродных братьях Менахеме Голане и Йораме Глобусе, компания которых Cannon films в 80-ые годы создала целый ряд фильмов с Чаком Норрисом, Майклом Дудикоффом, Сильвестром Сталоне, ставших основоположниками жанра боевика на то время.
Короткометражка "Визит" Инбар Хореш представит тель-авивскую киношколу "Меншар", которая последние годы явно зарекомендовала себя как лучшее учебное заведение в области кино в Израиле, отобрав этот негласный титул у факультета кино Тель Авивского университета и иерусалимской школы им. Сэма Шпигеля.
Добавим к этим 5 фильмам свежего победителя фестиваля Трайбека - фильм "Ноль за человеческие отношения" Тальи Лави, и нас ожидает весьма интересный год на ниве израильского кино.
Ну что, на Черное море мы не поехали, мы же как предполагали, что питерцы поедут на Благовещенку, под Анапу, мы до нее доедем все вместе, а оттуда по черноморскому побережью уже мы с подружкой и ребенком. А оказалось питерцы осели на Должанке, на Азовском море, пилить за рулем 400 км без смены я не хочу. Так что Миша катается, а мы просто спим, едим, гуляем, фоткаем. Кататься не хочу, холодно. Играем вечерами в клевую настольную игрушку, привезли из Нью-Йорка. Вчера гуляли по станице Должанской, довольно милое местечко, сегодня ездили погулять в Ейск, уютный южный городочек, люди приятные, улочки, домики, все такое маленькое и миленькое. Ветер дует холодный, ходим в шапках и ветровках, но солнышко теплое, а уж в сравнении с Москвой, где, говорят, выпал снег, так вообще хорошо.