... я узнал из
&outliers: числа Данбара ...
Еще одна интересная концепция, о которой я узнал из Liars&outliers: числа Данбара.
Специалист по приматам Робин Данбар писал, что существует геометрическая прогрессия со знаменателем примерно √10, определяющая характерные размеры групп, внутри которых для приматов вида Homo Sapiens возможна та или иная степень близости.
Последовательность у него получается 5,15,50,150,500,1500. Всё. На 1500 последовательность кончается. Это — примерно максимальное число соплеменников, которых человек способен узнавать в лицо.
Размер масимальной группы, внутри которой возможно более-менее продуктивное взаимодействие, это 4-е число, 150.
Для того, чтобы обеспечить возможность кооперации усилий в больших по размеру группах, человечеству пришлось придумать иерархические системы, символы, приверженность к которым заменяет нормальные человеческие отношение, разделение труда и рынок.
См. Robin I.M.Dunbar(2003) "The Social Brain: Mind, Language, and Society in Evolutionary Perspective," Annual Review of Anthropology, 32:163-8`
R.A.Hill, and Robin I.M.Dunbar (2003), "Social Network Size in Humans," Human Nature, 14:53-72.
This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/774774.html. Please comment there using OpenID. Now there are comments
Еще задолго до того, как эта книга вышла, я уже писал у кого-то в комментах, что вот она выйдет и ...
Еще задолго до того, как эта книга вышла, я уже писал у кого-то в комментах, что вот она выйдет и все про устройство человеческого общества будет понятно.
Надо сказать, что прочитав эту книгу, считаю что предчувствие меня не обманула.
Шнайер попытался рассмотреть функционирование человеческого общества вообще с позиций специалиста по информационной безопасности.
И этот подход оказался неожиданно продуктивным. Потому что вообще-то человеческое общество - оно всё про безопасность. Вместе людям проще обеспечить себе безопасность от голода, хищников и прочей внешней среды, и именно поэтому они создают общество.
Далее, любой процесс создання общества окажывается борьбой между необходимостью членов этого общества доверять друг другу, и желанием отдельных представителей злоупотребить доверием.
А именно механизмы, которыми общество давит тех, кто нарушает общественный договор, и виды этих нарушеий являются основной темой книги.
Автор анализирует множество "общественных дилемм" - конфликтов между интересами некоторого сообщества и сложившейся в нем нормы поведения с интересами какого-нибудь правонарушителя, который действует либо как одиночка, либо как член более другой (иногда вложенной) группы со своим групповым интересом.
После этого рассматривает четыре основных способа оказать давление на злоумышленника - мораль (внушенная ему заранее, в процессе воспитания), репутация (формирующаяся постфактум), институциональное давление (в частности закон) и технические и организационные меры безопасности, поддерживающие два предыдущих пункта.
В рамках этой модели можно рассмотреть всё - и трагедию общин, и законы Паркинсона, и рассморение оказывается продуктивным.
Для того чтобы не быть голословным автор собрал и проанализировал огромное количество психологических, социологических, экономических и прочих исследований. То есть список литературы там чуть ли не ценнее самой книги (и занимает 40% объема).
P.S. Пока писал, придумал перевод названия "Лжецы и маргиналы". Пожалуй что в данном случае слово "outliers" - статистические выбросы, лучше всего перевести как "маргиналы".
This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/771709.html. Please comment there using OpenID. Now there are comments
1. Шнайер где-то раскопал психологическое исследование, в котором доказывается, что эмоциональные ...
1. Шнайер где-то раскопал психологическое исследование, в котором доказывается, что эмоциональные впечатления от полёта куда более способстуют проявлениям честности и кооперативного поведения, чем эмоциональные впечатления от езды по дороге.
Lawrence J. Sanna, Edvard C. Chang, Paul M. Miceli and Kristjen B. Lundberg (2011), "Rising Up to Higher Virtues: Expeiencing Elevatied Physical Heights Uplift Prosocial Actions", Journal of Experemntal & Social Psychology, 47:472-6.
А мы удивляемся откуда у Розова в Меганезии все такие высокоморальные? А у них там основной транспорт - флайки.
Что, оказывается, сильно способствует альтруизму.
Еще ссылочка оттуда же: Jung-Kyoo Choi and Samuel Bowels(2007), "The Coevolution of Parochial Altruism and War", Science, 318:636-40. Про то что именно способность убивать себе подобных способствовала развитию альтруизма.
2. В конце главы Шнайер "The evolution of Cooperation" делает вывод "In a way, humans domesticated themselves". Что забавно, у меня в "Императрице Кэт" аналогичный вывод в отношении лаксианских кошек (тоже разумнной и социальной расы) делает Джив Маррес, говоря Ирре "Ну ты же домашняя кошка". Впрочем, возможно это профессиональное.
3, А вот до "Коллапса" Даймонда Шнайер в процессе сбора материала для книги, похоже, не добрался. А зря. Коллапс общества - это актуальная угроза, которую он, кстати, на каждой второй странице поминает.
This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/766342.html. Please comment there using OpenID. Now there are comments