© kino-teatr.ru71-летний актер и режиссер скончался 30 марта в Российском центре рентгенорадиологии. В начале марта Золотухина госпитализировали в реанимацию. Врачи констатировали у него частичный паралич и потерю речи, затем - неоперабельную опухоль мозга, после чего ввели в медикаментозную кому.
Надо отметить, что после ухода директора и художественного руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова из театра Золотухин был назначен директором с функциями художественного руководителя театра. Парадоксально, но 95-летний экс-глава Таганки Юрий Любимов, который осенью прошлого года был при смерти, поправился, а много моложе его Золотухин - умер. Я согласен с Любимовым, что здоровье Золотухина подорвал непрекращающийся раздрай в театре.
Надо сказать, что судьба с самого начала была сурова и не благосклонна к Золотухину. В детстве ему пришлось перенести тяжёлую болезнь. Несколько лет лежал он прикованный к койке. До десятого класса ходил на костылях. И всё же верил, что станет актёром. С фантастическим упорством, преодолевая и боль и собственные сомнения, делал все, чтобы оставить костыли и уже в десятом классе, на школьном праздничном новогоднем вечере, буквально потряс всех, сплясав "Яблочко".
После школы, оставив алтайскую деревню Быстрый Исток, он впервые в жизни сел на поезд и поехал в Москву поступать в театральный институт. Никто - даже самые близкие люди - не верили в его успех. А он все же добился своего и поступил в институт. А вскоре стал одним из ярких и интересных актёров знаменитого театра на Таганке, где много лет работал вместе с Владимиром Высоцким.
Валерий Сергеевич был не только замечательным театральным актёром. Он великолепно пел (и за себя и за других актёров. Больше всего, конечно, запомнились его кинороли. К его 70-летию я написал заметку, в которой суммировал свои впечатления от Золотухина в кино.
***
Бесхитростных персонажей наш народ любит издавна. Они, как Иван-дурак из сказки, удачливы, демократичны – имеется в виду, что (чего греха таить) частенько позволяют аудитории почувствовать ее, аудитории, интеллектуальное превосходство. Одному из самых известных исполнителей ролей простаков, народному артисту России Валерию Золотухину 21 июня исполняется 70 лет.
Самую широкую дорогу простым людям в искусстве открыла Советская власть, которая активно пестовала художественное воплощение рабочих и крестьян в кино и театре. В качестве соли земли, лучших представителей нового общества, его авангарда.
Экран и сцену заполнили бесчисленные красноармейцы, матросы, рабочие и крестьяне с винтовками, которые, отрясая с ног прах мира насилья, вели зрителей к светлому будущему. Были востребованы также веселые трактористы, музыкальные пастухи, задорные домработницы и многие другие, глубоко народные герои.
Блестящим исполнителем подобных персонажей был Борис Чирков, чей простодушный крестьянин в “Чапаеве” (1934) запомнился, наверное, миллионам зрителей. “Белые приходят – грабят, красные приходят – грабят. Карусель получается”, – сообщал он легендарному комдиву. А после огорошил его: “А ты, Василий Иванович, за кого – за большевиков али за коммунистов?”
Еще большим успехом пользовался его рабочий Максим, герой кинотрилогии Козинцева и Трауберга (1934, 1937, 1938), за что все трое в итоге были удостоены Сталинской премии первой степени.
Спрос на такие образы со стороны государства был столь велик, что на их исполнении подвизались даже актеры, имевшие совсем не пролетарское происхождение. Как, например, дворянка Любовь Орлова, чья озорная письмоносица Дуня по прозвищу “Стрелка” из кинокомедии Александрова “Волга-Волга” надолго стала символом новой советской женщины. А потомок древнего аристократического рода Петр Вельяминов прославился прежде всего ролями убежденных коммунистов.
Перековавшийся из монархистов в пламенные революционеры поэт Ефим Придворов, который стал известен как Демьян Бедный, с восторгом восклицал в стихах:
“Товарищи, в день славного кануна
Пусть прогремит наш лозунг боевой:
“Да здравствует всемирная коммуна!”
“Да здравствует наш праздник трудовой!”
Ну, а Валерию Золотухину, сыну крестьян, с детства мечтавшему стать артистом, самой судьбой было уготовано амплуа человека из народа. Из самых, что называется, его недр.
Неудивительно, что практически с первых же появлений Золотухина на экране зритель принял актера, признал за своего. Его участковый Сережкин из “Хозяина тайги” (1968), задорно певший “Ой, мороз, мороз!” и лихо расправлявшийся с местными злодеями, получился столь простым и одновременно обаятельным, что впоследствии были сняты еще два фильма с этим персонажем – “Пропажа свидетеля” (1971) и “Предварительное расследование” (1973).
Но главная роль Валерия Сергеевича, его визитная карточка – это, конечно, Бумбараш из одноименного кинофильма (1971) по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара. Это трагикомедия о молодом крестьянине, вернувшегося с полей Первой мировой в родную деревню, где белых сменяют красные и зеленые, и надо не только выжить, но и вернуть себе любимую девушку. На мой взгляд, одна из лучших картин о гражданской войне.
Блестящий актерский состав в лице Екатерины Васильевой, Александра Хочинского, Романа Ткачука, Александра Филиппенко, Льва Дурова и других не только не оттеснил на второй план исполнителя главной роли, но напротив, выступил фоном его блестящего, искрометного, буффонадного таланта без грамма фальши.
Золотухинский Бумбараш – это смесь Иванушки-дурачка, Йозефа Швейка, солдата Ивана Чонкина и еще бог весть кого. А в результате перед нами живой, мятущийся, временами растерянный человек, который выбирает свою судьбу-дорогу.
“Белые да красные, все такие разные, // А голова у всех одна, да как и у меня”, – поет Бумбараш на пару с лихим Левкой Демченко, который сгинет позже в огне войны.
Тут несомненна перекличка с чирковским крестьянином с его “каруселью” белых и красных. Но кто из них лучше – тут акценты уже сместились.
В фильме Сергея Юткевича “Человек с ружьем” (1938) бывший крестьянин, а ныне революционный солдат Иван Шадрин в исполнении Бориса Тенина – всего лишь “гарнир” для основного блюда – Владимира Ленина (Максим Штраух). Их беседа призвана показать всю доступность руководителя советского государства и одновременно служит проводником его наставлений (“а винтовку бросать нельзя”).
В “Чапаеве” – та же самая картина. Легендарный комдив запросто выступает с речами перед народом, отвечает на вопросы, пусть и самые странные. В сухом же остатке у зрителей остается бабочкинское: “Это я тебе в строю – командир. Ты приходи ко мне в полночь-заполночь! Я чай пью – садись со мной чай пить. Во какой я командир!”
“Бумбараша” же чиновники от кино обвинили в глумлении над идеалами революции, и ленту помогло отстоять только заступничество сына Гайдара – Тимура.
Гнев чинуш понять несложно. Вместо мудрых и всезнающих вождей на экране появился какой-то странный малый, который еще раздумывает, идти ли ему воевать за красных. А между тем, именно так рассуждало в гражданскую войну множество крестьян, досыта навоевавшихся на большой войне.
В творческом багаже Валерия Сергеевича немало ролей, благо актер он на редкость трудолюбивый и всеядный. Есть и Моцарт из “Маленьких трагедий” Швейцера (1979), где его партнером выступил Иннокентий Смоктуновский. К которому Золотухин и обращается:
“Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство -
Две вещи несовместные. Не правда ль?"
Золотухин давно доказал, что действительно является народным артистом России. Поэтому даже не помышлял о том, чтобы уехать из страны. “Я же русский актер, где же я еще пригожусь?” – сказал он в одном из недавних интервью.
“Живи, Бумбарашка”, – завещали перед своей героической гибелью герою Золотухина его боевые товарищи. И он живет. А значит, Золотухин вновь и вновь радует нас.
***
Давно ушёл из жизни Александр Хочинский, а теперь не стало и Валерия Золотухина. Но... рукописи не горят, как и киноплёнки. И мы будем вновь и вновь переживать за киногероев, которые сыграли эти замечательные актёры и слушать песни в их исполнении.
 
Скончался Борис Березовский. Об этом его зять Егор Шуппе сообщил в своем фейсбуке. Других подтверждений этой информации пока нет. Подробности произошедшего также неизвестны. Андрей Боровков, адвокат, представляющий интересы Березовского в России, не смог ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о его смерти, отмечает РИА Новости.
По сведениям Демьяна Кудрявцева, 67-летний бизнесмен скончался в Лондоне в 11 часов по местному времени. Адвокат Александр Добровинский пишет, что Березовский якобы покончил с собой. Однако эта информация пока также не подтверждается из других источников.
Березовский покинул Россию в 2000 году, вскоре после появления информации о намерениях следствия предъявить ему обвинение по так называемому «делу Аэрофлота» о хищении государственных средств. Сам предприниматель утверждал, что причиной возбуждения дела стал конфликт с президентом РФ Владимиром Путиным. В 2003 году он получил политическое убежище в Великобритании. В 2008 году журнал «Forbes» оценивал его состояние в 1,3 миллиарда долларов.
Если он почил в бозе, то можно поздравить отечественные спецслужбы с несомненным успехом.
 
Первый в истории страны трижды Герой Советского Союза. Второй по результативности (после Ивана Кожедуба) лётчик союзной авиации. Официально за ним числится 59 сбитых самолетов.
 
Судя по всему, их было значительно больше. Например, в первый же день войны, Покрышкин, незнакомый, как как и его однополчане, с силуэтом лёгкого бомбардировщика Су-2, сбил один из самолётов 211-го бомбардировочного полка. Трагическую ошибку переживал сильно и в будущем, на счету аса были только вражеские сбитые самолёты.
По некоторым данным, в 1941-м Покрышкин одержал 15 официальных побед. Но поскольку при отступлении документы штаба авиаполка были уничтожены, они не вошли в его общий счет. Сам он говорил по этому поводу, что они всё равно пошли в общий счет Победы.
Был несколько раз сбит, героически воевал на земле, пробиваясь к своим из окружения.
Человек с жёстким, независимым характером, выковавшим из скромного авиационного механика первоклассного аса, Покрышкин в годы войны был лучшим советским лётчиком. Разработал собственный боевой стиль, позволявший не только на равных сражаться с экспертами люфтваффе, но и превосходить их.
 
Отец — Лев Александрович Васильев был кадровым офицером царской, впоследствии — Красной и Советской армии. Мать — Елена Николаевна Алексеева происходила из старинного дворянского рода.
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. С началом войны ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
боевом пути он рассказал в мемуарах.
Был автором многих произведений, по которым сняты известные фильмы:
"Офицеры".
"А зори здесь тихие".
"В списках не значился".
"Аты-баты, шли солдаты".
"Завтра была война".
"Не стреляйте в белых лебедей".
На его книгах воспитывалось не одно поколение, в том числе и наше. Пусть земля вам будет пухом, Борис Львович.