И что такое установление алахи, т.е. так называемая псика.
Возьмем пример: кто то звонит и говорит, что взял мясную кастрюлю, которой не пользовались пару дней, и сварил в ней макароны. Можно ли эти макароны посыпать сыром? Ответ прост - можно. Это псика? Для этого нужен рав? Ответ на все вопросы - нет. Нет это не псика. Это не требует никакого рава. Почему? Потому что это простая алаха написаная в простых книгах и ее знает любой соблюдающий еврей с опытом.
А вот другой пример. Вопрос, который часто задают люди начинающие соблюдать Тору и заповеди: "я начал соблюдать кашрут. Мои родители не соблюдают. Что мне делать? Как мне у них есть или не есть вообще?". Вот здесь нужна псика. Здесь нужен рав. Нет ни в одной книге, включая Шульхан Арух ответа на этот вопрос. Здесь не будет одинакового ответа разным людям. Здесь нужно и право лифсок и умение лифсок, которое приобретается годами учебы Торы, годами шимуша (личной, индивидуальной учебы и практики) у больших поским, умением брать разные аспекты Торы, разные темы, разбирать на запчасти и на принципы, выводить ценности и их иерархию, а потом выстраивать все здание алахи, учитываю четкую ситуацию к которой эта псика будет применена. Если взять наш пример про человека начавшего соблюдать и его родителей, то нужно четко понять ситуацию с родителями. Что есть и чего нет, что может быть и что нет- на что будут согласны родители, что реально можно откашеровать и сохранить кошерным и что нет и многие другие мелочи такого же рода.. Взять в расчет 2 ценности и их столкновение - почитать родителей и законы кашрута. Знать все законы кашрута до мелочей, включая, что закон Торы, а что закон мудрецов, а что просто устрожение. Знать все имеющие мнения по теме (есть ли на кого положиться при облегчении или нет). Знать правила псики, что превосходит над чем - как например (самое простое) закон Торы отодвигает закон мудрецов или закон мудрецов падает вместе где задет уважение людей (и когда именно это падает) и многое другое. А к этому быть знакомым с прецедентами псики и традиции псики в поколениях в особых случаях (в книгах их нет. Это передается от посека предыдущего к следующему. Это одна из задач шимуша). И самое главное понимать какая семья перед тобой и как будут влиять на отношения между ними те или иные твои алахические решения. А сверху всего этого Б-гобоязненность.
Возможно вы обратили внимание, что периодически возникают дискуссии, где я подчеркиваю важность называть раввинами лишь тех кто имеет смиху. Почему? Многие уважаемые люди, имеющие глубокие познания в разных аспектах иудаизма, преподающие разные подтемы Торы. не являются специалистами в установлении алахи. Возникает ситуация, когда к ним обращаются с вопросами для ответа на которые у них нет достаточных знаний и навыков (хоть порой вопрос может казаться на первый взгляд очень простым. Наш пример для псики некоторым тоже кажется легким, хотя по настоящему он один из очень сложных), что приводит к неправильным ответам и по сути приводит к тому, что люди нарушают алаху. Чтобы понять, приведем небольшую параллель. В Израиле глобально есть школьные психологи и психологи клинические. Они получают во многом схожее образование, но по окончанию учебы и с дипломом у клинического психолога есть право поставить диагноз в сфере психопатологии, а у школьного психолога такого права нет. Он может только заподозрить проблемы и направить к клиническому. Вернемся к нашей теме.
В определенных кругах современного еврейского мира не существуют четкого обозначения человека который имеет право лифсок (арав агаон уже зачастую тоже не показатель). Эта ситуация напоминает мне ситуацию с больницей, где весь персонал от санитаров до главврачей ходят в белых халатах. всех называют доктор и непонятно кто будет лечить. И дай Б-г что вам нужны только капли в нос, а не операция на сердце.
Главная / Главные темы / Тэг «rav»