У меня опять разгар румынской командировки. Работаю в Бухаресте одна (если не считать ...
У меня опять разгар румынской командировки. Работаю в Бухаресте одна (если не считать местных румын) уже две недели, что в общем само по себе не добавляет жизни большого оптимизма. А тут еще по ночам стала жутко болеть голова. Ну да в общем, черт с ней. Все было ничего, я привыкла к местному теплу и повсюду хвасталась погодой, но вчера половину Румынии накрыл дождевой фронт. И что-то дернуло с утра поехать в Брашов. Чего, думаю, прошляпливать целый день, буду ведь потом жалеть. Главное ехать, ощущение дороги, и плевать на дождь. Пока ехала, вглядывалась через ручьи, бегущие по стеклу, в туманные еле видные очертания Карпат и облезлые деревенские дома. Это только в туристических путеводителях красивые фотки, а реальность она такая...настоящая.
Это только сначала кажется: дракулы, Трансильвания, замки... На самом деле Румыния - это никакие не дракулы и не замки. Замок тут всего один (подходящий под классическое определение замка). Румыния - это бесчисленное множество монастырей и церквей различных типов (в Трансильвании - фортифицированные, немецкие; в Валахии - православные каменные бисерики, в Марамуреше - деревянные православные), подсолнуховые поля, цыгане-оборванцы, мрачные люди, пост-коммунистические развалины, телеги и лошади. Туристу, конечно, приятно видеть, что здесь сохранились все эти деревенские традиции, как люди живут, ухаживают за землей, чего и в России-то уже почти нет. Но это все от бедноты. Все эти телеги с лошадьми.
Румыния - это аграрная страна, пастухи и пахари. Они не обладают хитрыми технологиями, не продвинулись в своем развитии дальше того, что люди научились делать еще на раннем этапе своего развития. Да и откуда у них развитие, если сначала отдельные княжества воевали друг с другом, потом стали колонией Османской империи, потом пришли русские, потом коммунисты. Да и развиваться было ни к чему - все равно сейчас все везут из Китая, ничего не надо самим производить. Весь крупный бизнес - у иностранцев или местной власти - гбшников (securitate), такой же коррумпированной, как и в России. Все пост-коммунистические государства развиваются одинаково.
Население же ни к чему не стремится, 80% - крестьяне и слабообразованные граждане, платежеспособный спрос очень ограничен. Весной этого года в Бухаресте был скандал с выпускными экзаменами, когда очень большой процент школьников их вообще не сдал. Так что с образованием тоже не очень. А требования со стороны Евросоюза только ужесточаются, это дорогая игра - по правилам Евросоюза. Да и давать деньги румынскому правительству - считай в землю их закопать. С открытием границ талантливая молодежь учит языки и валит в Европу, остаются одни старики в просаленных шляпах. В Тульче до сих пор живут, как в Перми в середине 90-х. В прошлом году я там на каждом углу видела магазины подержанных вещей, среди которых были телевизоры с пузатыми кинескопами. Еще подумала: неужели их кто-то покупает? Выбор в торговых центрах, как на китайском рынке, вот прямо та самая атмосфера самого дешевого китайского ширпотреба.
Есть конечно и хорошее. Тут например подростки не пьют пиво на улицах. И вообще как-то особо не пьют. Разве что в деревнях и старики, которым уже нечего терять. А еще бывает едешь, и посреди всех этих коммунистических руин совершенно офигенное по красоте место. Пелишор этот, Бран. Ну и природа... Природа прекрасна. Особенно я люблю Карпаты.
Но несмотря на все прекрасное и ощущение какой-то близости и родственности, что наши народы когда-то попали в одну и ту же коммунистическую западню, у меня все равно нет к румынам вот этой безусловной любви, как к шведам, например. А отсюда все изучение культуры и языка остается каким-то поверхностным, без должной глубины и пламенного энтузиазма. Что-то не вставляет меня эта балканская культура. И фильмы Кустурицы я сколько ни пыталась смотреть - наламывает он меня, хоть и талантливый режиссер, и модный, и все такое.
А Трансильванию я люблю, конечно, есть в ней что-то такое загадочное, таинственное... Потому и поехала в Брашов в этот дождливый день.
Ехала я вчера из Хорезу в Сибиу с румынскими крестьянами на рейсовом автобусе. ...