Время от времени разного рода аудиофилы зазывают меня полюбоваться их системами - пощупать, послушать и поцокать языком. Если человек не похож на религиозного аудиофанатика, и живет где-нибудь неподалеку, то я соглашаюсь.
Домашнюю систему человека с скромным именем Василий я изучаю уже в третий раз, потому что тут особый случай. Во-первых человек обладает инженерными познаниями и готов на осмысленные эксперименты, а не тупо чахнет над готовыми решениями. Во-вторых он доверяет российскому производителю.
Есть мнение, что люди, пользующиеся услугами отечественных аудио-инженерных артелей - обезумевшие сектанты. Я же, побывав год назад в недрах одной такой организации - у разработчиков "Razin & Musatoff" в МТУСИ убедился в рациональности их подхода к проектированию аппаратуры. Хотя некоторые изыскания и эскперименты меня (человека без инженерной подготовки) слегка смутили, но итоговый продукт работает как следует. Играет, одним словом.
С тех пор в МТУСИ я более не наведывался, но на прошлой неделе заглянул домой к товарищу Василию, посмотреть как сработались сделанные для него колонки "Razin & Musatoff" со собранным там же ранее под заказ усилителем.
Итак, это кастомная акустика AS-4, а ниже - тяжеленный двухтактовый транзисторный монстр, усилитель класса А с названием PA-11. Подозреваю, что под его корпус пришлось пожертвовать антикварный бабушкин комод. Причем жаропрочный, т.к. в процессе работы усилок может отапливать трехэтажный дом, как мне кажется.
На снимках нет остальных элементов системы - рукотворного ЦАП на основе Lynx D29 и цифрового транспорта Flamenco. В качестве источника звука используются WAV-файлы на жестких дисках (все-таки моя давняя теория о том, что файлы быстро вытеснят оптические диски даже в среде хардкорных аудиофилов оказалась верной, хотя еще года четыре назад со мной многие пытались спорить в данном вопросе).
Ну теперь о звуке. Я приехал к Василию со своим набором тестовых треков, в которые входят не только особо качественные записи (продукция лейблов Telarc, MFSL и т.п.), но и ряд стрессовых, "неудачных" популярных записей - таких как "Bohemian Rhapsody" Queen или "Ride the Lightning" Metallica.
Несмотря на страшенные габариты и суровый вид система демонстрирует очень деликатный аккуратный характер. В стрессовом треке Metallica тотчас повылазили все дыры. Однако Queen (взятый с золотого диска DCC) заиграл неожиданно собранно и музыкально, что родило во мне мысль, что какие-то ненужные шероховатости звука система все же скрывает. Одним словом такой сложный момент, как баланс между упертой откровенной честностью звука и его музыкальностью соблюден.
Из треков, подготовленных Василием, меня наиболее торкнула запись оперы "Борис Годунов" 1964 года - реализм был просто пугающий, аж мурашки во все стороны побежали. При этом система вовсе не показалась мне вокально-ориентированной (как бывает чуть ли не в половине случаев хардкорного хай-энда), основной упор идет как раз на инструменты: в джазе выстраивается не только пресловутая воображаемая сцена, но и атмосфера, тональный баланс приличного джаз-клуба. Впрочем, я и не сомневался что так будет.
Рок и поп программу прогнали мы тоже довольно объемную и разноплановую, и в этом случае наблюдался желательный плотный драйв, без какого бы то ни было сухого снобства. И особо отрадно, что после полутора часов прогона слух не замылился и не утомился. То есть музыка в чистом виде победила.
Вообще вся система послужила доказательством того, что можно, можно добиться живого и теплого звука с цифровых источников, если не заниматься ерундой, а с самого начала поставить себе такую конкретную задачу, и найти людей, которые тебе ее помогут решить. Никакие пресловутые "цифровые" артефакты мне не мешали ни разу, чего бы я ни слушал в тот вечер. Собственно, это главный вывод, который я сделал в этот раз. И - заметь - результат достигнут на системе
без использования ламповых компонентов!