Завязка трагического события в разделе Шлах, которое привело к трауру 9 ава, начинается вроде бы ...
Завязка трагического события в разделе Шлах, которое привело к трауру 9 ава, начинается вроде бы вполне понятным обращением Творца к Моше: «Пошли (שלח) себе людей, и осмотрят страну Кнаан, которую Я даю Сынам Израиля, по одному человеку от рода отцов пошлите (תשלחו), каждый из них руководитель (наси). И послал (וישלח) их Моше из пустыни Паран, по слову Б-га, все люди – главы Сынов Израиля» (Бемидбар, 13:2,3).
Почему это послание так плохо кончилось? Комментаторы высказывают ряд идей, но я укажу на один из намеков, который, по-моему, есть в этих фразах.
Творец говорит или велит Моше: «Шлах леха – пошли себе». Но этому, мне кажется, противоречит продолжение фразы: пошлите (תשלחו), тишлаху. А следующая фраза говорит уже об исполнении: И послал (וישלח).
Конец соответствует началу, он в единственном числе (шлах – ваишлах). Моше сказано «пошли», и он «послал». Но в середине множественное число: пошлите (תשלחו), тишлеху. Как это объяснить?
Видимо, это намек, который согласуется с рассказом мидраша о том, что инициатором посылки разведчиков были сами Сыны Израиля, их роды, каждый из которых хотел послать своего человека для осмотра страны и принятия решения, идти туда или нет. И с этим предложением они пришли к Моше, а Творец это только позволил, разрешил.
В итоге Моше послал со своей целью, а семьи, роды со своей целью. Но связь со своими родами, где они занимали определенное положение, для посланников, видимо, была важнее и ближе, а те реально двигаться не хотели, боялись и сомневались. Вот они и рассказали так и то, что те хотели услышать, и произошло то, что произошло.
(На Калева и Йеошуа это не распространялось. Калев был мужем Мирьям, сестры Моше, и отцом Хура, которого убили, когда он пытался предотвратить создание золотого тельца, и его потомок из колена Йеуды должен был стать на обетованной земле царем Сынов Израиля. А Йеошуа был не только преданнейшим учеником и слугой Моше, но и должен был стать преемником Моше, возглавить народ, чтобы ввести в Кнаан и разделить землю, о чем также пророчили Эльдад и Мейдад.)
И если множественное число глагола тишлаху указывало на предысторию этого послания, то префикс тав в начале слова, который здесь не обязателен, может быть, намекает на исход посланничества, ведь тав, последняя буква алфавита, часто бывает зловещим знаком.
Аидыше маме и израильская ...
с чего начать и как сделать? ремонт кухни в Омске в разных стилях
Аидыше маме и израильская хуцпа – меня это не волнует
Надоевшие с младенчества бесконечные внушения еврейских мам «Посмотри на себя, как ты выглядишь! Что о тебе люди подумают?» во многом определили характерный облик «галутного еврея», который хотелось скорее сбросить, столь противоречащий стремлению к раскрепощенности последнего времени и пресловутой израильской хуцпе (наглости) с ее лозунгом ма ихпат ли – «а мне все равно», или «меня это не касается». Но откуда эта тенеденция у нашей благословенной памяти аидыше маме?
Хотелось бы предположить, что прямо из Торы, и об этом говорят мудрецы: Слушай, сын мой, торат имеха, Тору матери твоей.
В Пятикнижии нет запрета марит а-айн (как это выглядит) – делать то, что не нарушает заповедей, но может вызвать у свидетелей впечатление, что человек нарушает, и в результате они могут плохо подумать о нем, как о нарушителе, или наоборот подумать, что разрешается делать то, что им показалось, он сделал.
Это не заповедь из Торы, и все же этот широко применяемый в еврейском законе принцип глубоко в духе Торы и не раз встречается в ней.
Моше молит за народ
Когда 9 ава народ поверил разведчикам, сказавшим, что невозможно идти в Кнаан, Б-г сказал Моше: «Доколе Меня будет испытывать этот народ? Доколе будут не верить в Меня, несмотря на все чудеса, которые совершил ради них? Я убью их мором и уничтожу. А потом сделаю тебя еще более великим и могучим народом.
И Моше ответил Б-гу: Что же будет, когда услышат об этом египтяне? Ты же вывел этот народ из среды их великою мощью. Что если они расскажут жителям той страны, что слышали, что Ты, Б-г был среди этого народа (Израиля), которому Ты явил Себя лицом к лицу, а Твое облако над ним стоит, и Ты идешь перед ними в столпе облачном и в столпе огненном ночью?
А теперь хочешь убить этот народ как одного человека! Те народы, что услышат об этом, будут говорить, что Б-г не смог привести этот народ на землю, которую обещал им, и убил их в пустыне…» (Бемидбар, 14:11-16).
Хотя здесь три раза сказано «услышат», но это тот же прницип: что подумают, когда увидят, или когда услышат рассказ о том, что видели. В результате произойдет неверная, негативная оценка действующего лица и выводы, побуждающие к неправильным действиям.
Любопытно еще место, переведенное здесь как «Ты явил Себя лицом к лицу», которое слышится похожим на термин מראית העין – אֲשֶׁר עַיִן בְּעַיִן נִרְאָה אַתָּה.
Казалось бы, Творец мог сказать: какое мне дело до этих египтян, этих злодеев, вы вообще туда не вернетесь, и что истинно в Моих глазах, то и делаю.
Но поразительно: мы видим, что Б-г прислушивается к этому и следует этому принципу.
Почему же?
Авраам молит о Сдоме
Рассмотрим аргументацию Авраама, когда он убеждает Творца пощадить Сдом и другие четыре города в долине Иордана, населенные злодеями.
Перед тем, как сообщить Аврааму о планах в отношении Сдома, сказал Б-г: «Разве скрою от Авраама то, что собираюсь делать? Авраам должен вскоре стать великим и могучим (народом) и благодаря нему благословятся все народы земли. Я приблизил его, чтобы он заповедал своим детям и своему дому после него, и они бы держались пути Б-га, поступая милосердно и справедливо. И тогда Б-г даст Аврааму все, что обещал» (Берешит, 17:19).
То есть для Творца важно, чтобы Его творения, люди придерживались Его пути, «поступая милосердно и справедливо». Поэтому важно и то, что подумают египтяне, жители самой большой и могучей в то время страны – важно, что будет думать, как Его будет воспринимать все человечество, каким будет Его Имя, репутация в глазах людей.
И вот мольба и заступничество Авраама:
«Неужели Ты уничтожишь невинного вместе с виноватым?.. Ведь кощунство даже приписать тебе подобный поступок – с виноватыми погубить невинных, праведников и грешников приравнять. Это же кощунство приписать Тебе такое! Чтобы Судья всего мира поступал несправедливо?» (Берешит, 23:25).
Он прибегает к той же аргументации, что и Моше – «что подумают люди?» О ком? О Творце.
Марит айн и осквернение Имени
Здесь марит аайн явялется частным случаем заповеди из Торы хилуль АШем, осквернения Имени Б-га (то есть освернения представления о Нем у людей): «Не оскверняйте Мое святое имя, и буду освящен среди Сынов Израиля, Я Б-г, который вас освящает» (Ваикра, 22:32). И эта Его заповедь, как и другие, обязывает и Его Самого.
Если Б-г хочет научить этому человечество, Он и Сам не может так поступать, это допустить, Он должен быть Образцом – ведь по образу Эло-им сотворил человека.
С другой стороны, если мы встречаем в Торе какое-то Его поведение, которое Он нам запрещает, мы должны очень хорошо исследовать и подумать, что же это значит в данном случае.
В конечном итоге, наверное, можно и все случаи марит аайн свести к хилуль АШем. Ведь есть обязанность почитать и освящать не только Творца, но и все Его творение, а из него, в первую очередь, Его народ, задача которого представлять Творца миру.
Можно сопоставить марит аайн и с запретом лашон ара, злословия на самого себя, когда в результате какого-то слова или жеста люди плохо подумают о ком-то из сынов Израиля, а, значит, и о Творце.
А с другой стороны, это ведет к нарушению заповеди «не ставь преткновения перед слепым» – не вводи человека в грех.
И это частный случай главного принципа Торы – «не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». Кто же хочет напрасно подозревать хорошего человека, нести в себе неоправданно негативные чувства, или совершить ошибку, будучи введенным в заблуждение? Ведь «Все евреи отвечают друг за друга».
То есть человек должен постоянно видеть себя со стороны, оценивать, какие чувства и мысли вызывает у людей его поведение, какой пример он подает. Он должен всегда стремиться быть приятным Б-гу и людям, не искажать, а максимально приближаться к дарованному ему образу и подобию Б-га. Это часть того, что сегодня называют эмоциональной интеллигентностью, в противоположность полной раскованности и вседозволенности, которая извращенно мыслится сегодня как права и свобода личности, которой наплевать на мнения и чувства окружающих.
Но если это важно для самого Творца, если Он ограничивает Себя ради этого, как они при этом могут думать и заявлять, что верят в Б-га?
Пример – посещение магазина в субботу
Запрещено из-за марит аайн ходить в субботу в магазины, даже если человек идет туда без денег, не будет заключать никаких сделок, и выбирать товары, которые купит потом, а заходит просто из любопытства, для развлечения. Потому что посторонний, не соблюдающий человек, или тот, кто в начале пути, может увидеть религиозного человека, заходящего в шабат в магазин, и подумать, что разрешается покупать в шабат. Антирелигиозный может получить еще материал для клеветы на религиозных. А религиозный знакомый может плохо подумать о нем, посчитать, что он втайне перстал соблюдать шабат, и ему нельзя доверять.
Однако я встретился с одним сирийским евреем из города с древнейшей общиной Халеб (Алеппо), который сказал мне, что у них в общине часто ходили в соседнюю арабскую лавку в субботу, когда им нехватало что-то для еды. Например, пришли гости, кончился хлеб или что-то еще. Я говорю: а как же марит айн? И он ответил, что тут нет марит айн, потому что все, евреи и неевреи, знали, что они идут без денег, берут, что им надо, а хозяину лавки заплатят по окончании субботы.
Есть сейчас такая лавка, как мне сообщили, и в Старом Городе Иерусалима.
Можно найти в Торе и другие эпизоды, где используется этот принцип. Например, подробнейший отчет Моше перед народом об использовании драгоценных металлов, которые подарил народ для создания Мишкана, хотя они не просили у него отчта – чтобы не подумали плохо.
Но восходит этот принцип, мне кажется, к дерех эрец, к понятным принципам человеческого общежития и нравственности еще до дарования Торы, как мы и видим на примере Авраама.
Впрочем, элементы этого, строгие правила поведения, как и альтруизм, мы может видеть и у животных, недаром царь Шломо учит брать пример хороших качеств у разных животных, ведь и они – творения Б-га.
И, по большому счету, нас должна постоянно волновать не только реакция непосредственных свидетелей нашего поведения, но и Око Всевидящее, и восприятие человека и всего человечества, если бы они здесь оказались…
«И послал их Моше в путешествие по стране Кнаан. И сказал им: поднимитесь в ...
дополнено
«И послал их Моше в путешествие по стране Кнаан. И сказал им: поднимитесь в Негев и поднимитесь на гору. И посмотрите на землю, какая она. И народ ее населяющий, сильный или слабый, немногочисленный или многочисленный. И что за земля, которую он населяет, хорошая или плохая, и какие горы, на которых он живет – в станах или крепостях. И что за земля, тучная или тощая, есть на ней дерево или нет, и укрепитесь и возьмите от плодов земли, а время – начало урожая винограда» (Бемидбар, Шлах, 13:17-20).
Инструкция выглядит непоследовательной, три раза подряд, в каждой фразе Моше спрашивает: «Что это за земля?» Возможно, эти повторы объясняются тем, что часть вопросов задал сам Моше, а часть представители народа, или он был вынужден повторят их вопросы наряду со своими.
Но можно представить эти вопросы и так:
1 – Он напоминал им о том, что это за земля, и ждал их общего впечатления от нее в связи с народом: сильный или слабый, немногочисленный или многочисленный. Хотел ли узнать их силу по сравнению с сынами Израиля, как они говорили: этот народ сильнее нас, не можем подняться. Нет, конечно, ведь понимал, что все зависит от Б-га. Что же? Об этом другие их слова «Это земля, пожирающая своих поселенцев», кстати, прямо противоречащие рассказу о силе и многочисленности обителей Кнаана, что свидетельствует о достоинстве этой земли, о чем Моше и спрашивал.
2 – Хорошая или плохая земля, и какие горы, на которых живет народ, в станах или крепостях? Важно было ответить, признать и утвердить качество этой земли и ее гор.
3 – Тучная эта земля или тощая, есть на ней дерево или нет? Это вопрос о почве и плодородии.
А, может быть, идея была иной.
Как же ответили десять разведчиков?
«И рассказали ему, и сказали: мы пришли на эту землю, куда ты посылал нас, и также она течет молоком и медом, и вот ее плод. Ничто! Ибо силен народ, населяющий землю, и горы с очень большими крепостями, и также видели там великанов. Амалек живет в Негеве, хити, йевуси и эмори – на горах, и кнаанеи – на море и рядом с Иорданом» (13:27-29).
Они меняют порядок ответов. Почему?
Вначале как бы отвечают на последний вопрос, добавляя от себя то, что их не спрашивали, но то, что не раз обещали народу: «и также она течет молоком и медом» и показывая плоды. Для чего? Чтобы сразу представить эту характеристику, данную земле Творцом, совершенно несущественной, говоря следом «ничто». Чтобы отмести вопрос о предназначеии и больше к нему не возвращаться. – Что толку в словах Творца, когда есть иная неупомянутая нам страшная реальность – сила того народа?
Дальше они переходят к первому вопросу: сильный, многочисленный и ко второй части второго вопроса – крепости и великаны. И говорят о географии и отдельных народах – это детали правды, которые поддерживают общую ложь их посыла – в землю войти невозможно.
И вначале не отвечают на первый вопрос «какая земля» и на второй: «хорошая или плохая» – не дают ей общего определения, хотя потом говорят вместо этого – «это земля, пожирающая свое население», что, как уже упоминалось, противоречит их описанию страны как населенной многочмслнными и сильными людьми.
Однако через сорок лет, вспоминая эти события, Моше говорит: «Они взяли образцы плодов этой местности, принесли их вам, возвратились с отчетом и сказали: Хороша земля, которую дает нам Б-г, наш Г-сподь» (Дварим, 1:25).
Так сказали это разведчики тогда или нет?
Сказали. Но только Калев и Йеошуа: «Это очень-очень хорошая земля! И если будет Б-г нами доволен, Он даст нам эту землю, текущую молоком и медом» (14:7,8).
Этого ответа и ждал с самого начала Моше, повторяя «земля, земля, земля», чтобы увтердить это качество данного свыше дара!
Почему же Моше еще спрашивал о силе жителей Кнаана и крепостях? Возможно, чтобы собравшиеся сыны Израиля, посылавшие своих людей, не заподозрили необъективности, а разведчики поняли его несущественность. Но бывшие рабы не были готовы к жизни по Торе в стране Израиля, и выбор из двух вариантов ответов от десяти и двух разведчиков были тем экзаменом, который они тогда не выдержали.
Возможно, именно этого экзамена и хотел Моше, давая свое неясное наставление, каким бы горьким ни был его результат…
Все же несравненно лучше для будущего народа было умереть в пустыне, чем войти такими в обетованную землю.
"Если уж мы заговорили о шахматах и евреях, то многие ли шахматисты соблюдают еврейские обычаи?