2017-03-19 02:18:32
На 50 день от Исхода Всевышний открылся на горе в Синае, и народ согласился соблюдать Тору, и ...
+ развернуть текстсохранённая копия
На 50 день от Исхода Всевышний открылся на горе в Синае, и народ согласился соблюдать Тору, и услышал заповеди из Его уст. 50 – важное число в еврейской традиции, недаром и праздник называется Шавуот, «недели», когда открылись врата Постижения. Потом Моше пробыл на горе еще 40 дней. 40 – первый период созревания плода, когда начинает проявляться деятельность мозга. И на сороковой день он должен был принести народу Скрижали, и принес (хотя потом разбил). А о чем говорит весь этот важнейший период 90 дней? Может, так? 40 – это буква мем, 50 – нун. Получается – מן, ман. Он назван небесным хлебом. И Тора пришла с неба. И о ней тоже можно сказать: не одним хлебом жив человек, но всем, что выходит из уст Б-га. Весь народ должен был принять Тору как ман, как дар и спасение в пустыне мира. Но… 50 + 40 = 90, цадик. Цедек – справедливость. И по справедливости наступила расплата, грех с золотым тельцом будет вспомянут евреям. автор текста: Gedalia Spinadel
2017-03-18 13:41:11
У моей бабушки Раи Разумовой, мир ей, еврейки из Одессы/Москвы, переводчицы и так далее, была ...
+ развернуть текстсохранённая копия
У моей бабушки Раи Разумовой, мир ей, еврейки из Одессы/Москвы, переводчицы и так далее, была замечательная русская подруга, китаистка Зоя Дубасова. Кто-то настучал на нее, что в командировке туда она стала шпионкой, дали ей в 37 десятку и еще 5 лет поселения, муж с ней сразу развелся, от нее отказался и женился на другой. Она мужа любила и больше никогда замуж не выходила, так и жила после освобождения с деревенской мамой, которая плела прекрасные кружева. Когда она вышла и вернулась в научное общество, первой к ней подошла, протянув руку, одна коллега, она подумала секунду и ответила рукопожатием, хотя знала, что именно она ее сдала. Я спросил ее: Зоя, зачем же Вы ответили ей рукопожатием? И она ответила: мне ее так жалко стало...
2017-03-17 15:40:39
Утренняя молитва начинается брахой: «Благословен Ты, Авая Эло-эйну (Б-г, наш Г-сподь), Царь ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Утренняя молитва начинается брахой: «Благословен Ты, Авая Эло-эйну (Б-г, наш Г-сподь), Царь вселенной, создающий свет и творящий тьму, делающий шалом и творящий все». Три глагола соответствуют, как известно, трем мирам. Бара – творить (из ничего) – тьму. Яцар – создавать (ограничивая, придавать форму) – свет. И аса – делать (завершать) Шалом. Шалом умиротворяет противоположные начала, и это – цель творения Но почему, если о тьме здесь сказано «творящий», а о свете – создающий, сначало сказано о свете – а о тьме потом?
Исходя из порядка в этой фразе, можно предположить, что первичное и естественное – свет. Свет, первое творение, ассоциируется с самим Творцом. Он источник света, а зримый свет – Его выражение, сформированное, ограниченное для Его восприятия. И от общения с Ним на Синае лицо Моше стало так сиять, что люди не могли на него смотреть. А тьма неприсуща Ему, ее надо было создать из ничего. Для контраста, для свободы выбора человека. И вечернюю молитву начинает браха «Благословен Ты, Авая Эло-эйну (Б-г, наш Г-сподь), Царь вселенной, который по слову Своему образует (смешивает) вечера». Как и после создания света сказано «и был вечер, и было утро». И сказано также о Творце, что Он – абсолютно добр (благ), значит, и «зло» – Его особое творение или несовершенное восприятие Его добра.
Однако, исходя из порядка творения, описанного в Торы, вначале была тьма – «тьма над бездною». И сказал Б-г: «Да будет свет». Тогда, вроде бы, тьма сотворена, а свет Он сформировал из тьмы.
Остановимся на словах тьма и свет, вечер и утро, а потом приведем мнение Зоара. Тьма – חשך. שחך – забыл. Мрак забвения. Глохнущий звук шепота, уходящий в дыхание, выдох. К тьме ведет вечер – ערב, смешение, когда начинают исчезать очертания предметов и цвета. Утро, בוקר – различение, ясность. В конце слова буква рейш (голова) с энергичным звучание «р». Свет, אור – средство для ясного видения. ראו – смотреть, замечать, понимать. Тьма – неразличение. И так сказано о разделении: «И отделил свет от тьмы». То есть первичная тьма – смесь света и тьмы, из которой формируется отдельно свет. А Зоар говорит, что тьмой вначале назван свет, слепящий свет, который затем был скрыт, чтобы стать наградой праведникам в будущем мире и наказанием злодеям. И он же светит из Торы. Как было и в казни египетской, свет ослеплял злодеев египтян и давал видеть все достойным евреям. И так же, вероятно, было в Сдоме, засиял свет, и злодеи города не могли найти дверь Лота, за которой он скрывался с семьей и гостями. Вспомним, что эту первозданную тьму связывают с греческим изгнанием, вероятно потому, что свет греческой мудрости был подобен смеси добра со злом. А задача евреев – быть светом народов, нести свет Творца и Торы, истинное понимание мира.