Вокруг происходит так много событий, что легко пропустить что-то интересное. Одних только концертов в Москве каждую неделю проходит несколько десятков. А ещё кино, выставки, спектакли, экскурсии, ярмарки, мастер-классы — множество разных мероприятий, которые могут быть вам интересны. Уследить за ними, а тем более всюду успеть — очень сложно. Мы хотим исправить это и запускаем новую Яндекс.Афишу — сервис выбора развлечений, с которым вы всегда будете в курсе того, что происходит вокруг.
Готовясь к запуску новой Афиши, мы выяснили, что люди посещают развлекательные мероприятия куда реже, чем им хотелось бы. Причины называют самые разные, в том числе: иногда забывают дату, иногда слишком поздно узнают о событии, а иногда поздно о нём вспоминают, и билетов уже нет. Новая Яндекс.Афиша устроена так, чтобы этих причин у вас стало меньше. Мы собираем информацию обо всех событиях и в нужный момент показываем вам наиболее подходящие. Летом это могут быть события на открытом воздухе, в конце недели — вечеринки на выходных или мероприятия, на которые можно сходить с детьми.
Важная часть новой Афиши — это персональные рекомендации. Например, сервис учитывает, каких исполнителей вы слушаете на Яндекс.Музыке, и, если кто-то из них приезжает с концертом, покажет вам информацию об этом в первую очередь. Чем больше вы будете пользоваться сервисом, тем точнее будут рекомендации. Когда мы накопим достаточно данных, включится рекомендательная система Диско, и Яндекс.Афиша станет вам как друг, который звонит и говорит: «Пойдем на новую выставку, тебе точно понравится!» При этом рекомендации никогда не заслоняют общей картины, потому что наша цель — сообщить обо всём, что происходит в вашем городе, и сделать так, чтобы вы могли узнать что-то новое. Сориентироваться в незнакомых событиях поможет дополнительная информация, которая объясняет, чем событие интересно. Например, если это новый фильм известного режиссёра, то Афиша покажет его имя или имя звезды, которая в нём сыграла.
Другая важная особенность, которую мы старались учесть в новой Афише, — это то, что люди по-разному хотят проводить свободное время в разных контекстах. После работы многим хочется расслабиться, а на выходные — найти что-то особенное. На сервисе есть тематические подборки, которые помогут выбрать то, что вам сейчас подходит, будь то мастер-класс по кулинарии или выставка современного искусства. Идея в том, что тот же мастер-класс вы, может, и не стали бы прицельно искать, а в подборке вроде «Бесплатные события на выходных» обратить на него внимание будет проще.
На главной странице сервиса вы можете узнать, куда сходить прямо сейчас и что интересного будет в ближайшее время. В первую очередь Афиша предлагает те события, которые популярны у пользователей Яндекса или освещаются в СМИ. Если о каком-то концерте много пишут, наши рекомендательные алгоритмы, опираясь на количество публикаций в Яндекс.Новостях, будут показывать его выше на главной странице сервиса и подскажут, что это событие популярно. На ранжирование влияют и другие факторы, такие как наличие билетов на мероприятие. Скажем, если недавно открылась продажа билетов на какой-то концерт, мы покажем его в первую очередь, чтобы вы успели купить билет. Сделать это можно прямо на сервисе: сейчас вы можете покупать билеты в кино и на концерты, а осенью мы планируем добавить ещё и билеты на театральные постановки.
Для того чтобы информация на Афише всегда была полной, мы собираем её из разных источников: от наших информационных партнёров, из социальных сетей и напрямую от организаторов. Дело в том, что организаторы рассказывают о своих мероприятих разными способами, и не все они универсальны. Например, то, что рекламируют по телевизору, не увидят те, кто его не смотрит; то, о чём сообщают в печатной прессе, тоже не всегда дойдёт до адресата. Мы постарались решить эту проблему и сделать Яндекс.Афишу местом, где вы можете узнать обо всём сразу.
Наша задача и задача новой Яндекс.Афиши — сделать так, чтобы люди больше посещали самые разные мероприятия, даже если они не всегда попадают в круг их интересов. Например, сходили на выставку, которая вряд ли привлекла бы их внимание, но которую так много обсуждают, что пропустить её просто нельзя. Потому что мы считаем, что развлечений много не бывает, дело за малым — выбрать. Ну а сделать это мы всегда поможем.
В марте мы анонсировали запуск Школы дизайна Яндекса — курса занятий, на которых мы будем знакомить дизайнеров с основами работы над массовыми веб-продуктами.
Мы получили 780 заявок, провели 74 интервью и выбрали 31 кандидата. (Как это было — отдельная большая история, и скоро мы её расскажем.) Одни из них — состоявшиеся профессионалы, у других, наоборот, совсем мало опыта. Треть участников проекта — москвичи, остальных мы привезли из 16 городов: от Калининграда до Иркутска. Младшему из прошедших отбор 16 лет, старшему — 34.
Сегодня Школа начинает работу — впереди два с половиной месяца интенсивных занятий с профессионалами из разных областей, домашних заданий и работы над личными проектами. Последнее, конечно, самое важное и сложное. Дизайнер продукта — это ключевая роль, и такой человек должен уметь многое. Мало любить придумывать концепции и хорошо делать макеты. Нужно уметь работать с информацией, строить гипотезы и проверять их, создавать рабочие прототипы — и при этом не терять из вида то «самое главное», ради чего продукт создаётся.
Наставниками в Школе будут не только дизайнеры и арт-директора. В проекте принимают участие менеджеры интерфейсов Поиска, специалисты по маркетинговым коммуникациям и многие другие. Мы сами разработали весь курс, и для нас Школа — это новый опыт и не меньший эксперимент, чем для участвующих в нём дизайнеров. Следить за его ходом можно будет в спецпроекте с Look At Me — там будут тексты о занятиях, интервью, видео с лекций и другие полезные материалы для тех, кому интересен дизайн массовых веб-сервисов.
А пока — несколько фотографий с первого дня Школы.
В четверг думский комитет по информационной политике обсуждал законопроект, который обязывает поисковые системы по заявлению гражданина и без решения суда удалять из поисковой выдачи ссылки на незаконную или недостоверную информацию, или даже на достоверную, если она касается событий трёхлетней давности. Поиск в интернете — наш основной сервис. Более чем за 15 лет существования в него было вложено колоссальное количество сил и средств. В первую очередь мы старались сделать поиск полным, полезным и независимым. Законопроект в текущей редакции существенно затруднит развитие поиска, построенного на таких принципах, или даже сделает его существование вовсе невозможным. Поэтому мы считаем необходимым прокомментировать законопроект — в том числе, публично.
По словам авторов законопроекта, предложенный механизм позволит любому человеку ограничить распространение в интернете недостоверной или неактуальной информации о себе. Само по себе это неплохо, принцип, предоставляющий людям такое право, основан на одном из важнейших прав человека — на тайну частной жизни, включая право контролировать распространение информации о себе. К сожалению, механизм, предложенный в законопроекте, не прекращает распространение информации в интернете и при этом противоречит базовым правовым принципам и действующему законодательству.
Вопросы вызывает, прежде всего, допустимость ограничения прав человека на поиск достоверной информации. Действующее законодательство не предполагает такой возможности. В Конституции РФ закреплено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29). Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и информатизации» также предусматривает право на поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников (статья 8). Этим, собственно, и занимается поисковая система: ищет по всем общедоступным источникам информации. Законопроект игнорирует право на поиск. Безусловно, существует возможность ограничения конституционных прав человека для достижения определенных целей, однако явно не тех, которые указаны в законопроекте.
В ограничениях, которые вводит законопроект, присутствует явный дисбаланс между частными и общественными интересами. Необходимость поиска и получения информации во многих случаях обоснована общественным интересом к деятельности лиц, которые играют важную роль в жизни человека или общества. Законопроект затруднит или сделает поиск важной и достоверной информации невозможным. Скажем, невозможным может оказаться найти информацию и отзывы о враче, к которому вы собираетесь пойти на приём, или о воспитательнице детского сада, в который вы собираетесь отдать своего ребёнка.
Кроме того, предлагаемый механизм открывает возможности для многочисленных злоупотреблений. От авторов жалобы не требуется никакого обоснования или подтверждения: достаточно одной жалобы. В результате из поисковой системы должны исчезнуть ссылки на неопределённый круг ресурсов, любых. Это очень удобно для достижения самых разных целей, например, чтобы скрыть информацию о мошеннических схемах или затруднить работу конкурентам.
Но даже если представить себе, что можно ограничить людей в поиске достоверной информации наравне с незаконной или недостоверной, возникает второй вопрос: кто должен исследовать информацию, выяснять, насколько она законна, достоверна или актуальна, относится ли к конкретному лицу, и принимать итоговое решение? Законопроект предлагает закрепить эту функцию за поисковиками, передав функции судов или правоприменительных органов отдельно взятым коммерческим организациям. Если поисковая система откажется от этой роли, ей грозят постоянные штрафы или судебные разбирательства.
Помимо этого, законопроект не учитывает технические особенности распространения информации в интернете и принципы работы поисковых систем. Он позволяет любому гражданину потребовать от поисковой системы прекратить выдавать ссылки на ресурсы с определённой информацией. При этом указывать сами ссылки вовсе необязательно. В требовании человеку достаточно просто привести информацию, ссылки на которую нужно убрать из выдачи. То есть речь идёт даже не о том, чтобы убрать тот или иной ресурс из поисковой выдачи, а о том, чтобы поисковая система вообще перестала находить некую информацию, размещённую в любом месте интернета, по любому поисковому запросу. Для этого надо сначала найти все страницы, которые могут появиться в поисковой выдаче на любом месте по всем запросам, какие только могут прийти в голову человеку. Это уже требует бесконечного времени. Потом нужно проверить, насколько найденные документы соответствуют тому, что написано в требовании — та там информация или какая-нибудь другая, и провести расследование, чтобы установить, действительно ли она недостоверна или старше трёх лет. Очевидно, что поисковая система всего этого сделать не может.
У законопроекта ещё множество недостатков, однако вряд ли имеет смысл говорить о них в ситуации, когда сам предлагаемый механизм противоречит закону и технически нереализуем.
Законопроект обычно связывают с решением Суда Европейского союза в деле Google Spain против AEPD, González (C-131/12 ). Это решение много критикуют, и при этом обсуждаемый российской думой законопроект проработан гораздо хуже.
Европейский суд обязал поисковые системы удалять конкретные ссылки на определенную информацию по узкому классу запросов. При этом к каждому случаю удаления ссылки из результатов поиска поисковые сервисы обязаны подходить внимательно, чтобы не ограничить возможность поиска важной информации и не нарушить баланс частного и публичного интересов.
Заключение Яндекса на предлагаемый законопроект можно прочесть здесь.
2015-06-11 12:59:03
Этой весной мы провели четвёртую олимпиаду для системных администраторов Root 2015. Впервые наша ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Этой весной мы провели четвёртую олимпиаду для системных администраторов Root 2015. Впервые наша олимпиада вышла на международный уровень — в ней приняли участие системные администраторы со всего мира: из Таиланда, Аргентины, Бразилии, Канады, США, Германии, Китая, Ирландии и других стран. Новый масштаб — новая платформа: интерфейс для соревнования был сделан в виде рабочей консоли в стиле ASCII-арта. Под стать этому нарисовали и новый логотип.
Если вы слабо представляете себе, кто такие системные администраторы и в чём они могут друг с другом соревноваться, этот абзац для вас; про саму олимпиаду читайте ниже. Вообще, системный администратор — это просто название профессии, в жизни администраторы бывают разные, и круг обязанностей у них очень разный. Есть системные администраторы, которые отвечают за работу офиса — они и принтер установят, и программы настроят, и компьютер после пролитого на него кофе вернут к жизни, как будто ничего и не было. А есть администраторы, которые отвечают за работу интернет-сервисов. В Яндексе в их обязанности входит, чтобы поиск всегда искал, письма приходили быстро, а информация о пробках помогала добраться куда нужно побыстрее. Они следят за работой больших распределённых систем, состоящих из сотен тысяч компьютеров, принимают участие в разработке архитектуры сервисов, делая их масштабируемыми и высокодоступными, обеспечивают работу компьютерных сетей и их безопасность, управляют базами данных и так далее. В общем — держат на себе всю IT-инфраструктуру компании. Работа системного администратора предполагает самые разные задачи, в решении которых мы и предложили посоревноваться всем желающим.
В Root 2015 приняли участие около 200 команд. Олимпиада состояла из двух отборочных туров. В каждом из них участники должны были решить несколько задач, с которыми системные администраторы регулярно сталкиваются в работе: запустить сервис доставки почты, восстановить работу базы данных, обновить версию программы и тому подобные. В каждом задании, мы, конечно же, придумали сложности, с которыми должны были справиться игроки. Задания предлагалось выполнять на операционной системе с открытым кодом — Linux, а вот дистрибутивы мы выбрали не самые популярные и распространённые на текущий момент, например ArchLinux. Так интереснее — всё-таки это олимпиада.
В финал вышли 10 лучших команд. В команде могло быть до 16 участников, и решать задачи они могли параллельно, но победителем Root 2015 стала команда, состоявшая всего из трёх человек, — московская EgiDaTeam. Второе место заняли победители Root 2012, команда botvа. Третье место досталось команде wgsa, в которую входили администраторы компании Wargaming. Призёров наградили денежными призами, а все финалисты, по традиции, получили футболки с логотипом олимпиады.
Специалисты могут изучить разбор задач первого отборочного тура Root 2015, опубликованный в нашем техноблоге на Хабрахабре. Кроме того, все задания Root 2015 и чекеры к ним выложены на GitHub, а образы виртуальных машин, на которых проходили соревнования, можно скачать с сайта олимпиады по ссылке https://root.yandex.com/howto.
2015-06-09 13:24:52
У Яндекса часто спрашивают, как представить свой сайт поисковым роботам. Людей интересует, как ...
+ развернуть текстсохранённая копия
У Яндекса часто спрашивают, как представить свой сайт поисковым роботам. Людей интересует, как добавить сайт в Яндекс, как правильно настроить его видимость в поисковике и так далее. Мы собрали все эти вопросы и систематизировали наши ответы, в результате получился курс обучения поисковым технологиям «Основные принципы индексирования».
Этот курс будет полезен всем, кто начинает вникать в тонкости создания и продвижения сайтов. Что касается продвинутых пользователей, то они смогут проверить себя по каждой из тем при помощи небольшого теста и освежить свои знания.
Больше о том, из чего состоит курс, читайте в блоге Яндекса для вебмастеров.