Немного об оборудовании.Все оборудование полезно, но не для всех танков – только вентиляция одинаково нужна всем. Она даст +5% к опыту экипажа (что равно +2.5% к характеристикам танка), но не ставится на танки с открытой рубкой. Однако на ПТ или артиллерию, особенно невысоких уровней, лучше поставить маскировочную сеть. Очень полезным оборудованием являются усиленные приборы наводки, однако стабилизатор вертикальной наводки (устанавливается в танки 8+ уровней) дает большую прибавку к точности. Также чрезвычайно полезен досылатель, дающий -10% ко времени перезарядки. На легких танках великолепно смотрится просветленная оптика, а на ПТ – стереотруба в сочетании с сеткой.
Не стоит ставить сеть на артиллерию по типу СУ-14 "Холодильник" – его туша слишком заметна, с сеткой ли, без. Точно также бессмысленно сеть будет смотреться и на Фердинанде или Объекте 704 (АКА Объедок). Бесполезно и бессмысленно ставить просветленную оптику и стереотрубу (АКА рога АКА перископ) на "слепые" танки, с обзором меньше 350 метров.
Для любой артиллерии обязательны усиленные приводы наводки и досылатель. Третьим оборудованием ставим либо сеть (на малозаметную, маленькую артиллерию), либо вентилятор (на всю остальную).
Немного про экипаж.
Все характеристики танка указаны для 100% экипажа, поэтому начиная уровня так с 4-го обязательно обучайте экипаж до 75%. Пересаживайте экипаж с продаваемого танка на следующий – у них сохранятся все медали и достижения, что само по себе приятно, кроме того, при обучении до 75%, если ваш экипаж был 90%, получите 80% в самом начале, что само по себе неплохо. Помните, что командир дает дополнительные +1% за каждые свои 10% опыта, т.е., с 90% экипажем все, кроме командира, имеют честные 100%.
Умения экипажа подразделяются на собственно умения (начинают работать сразу по изучению) и навыки (начинают работать по достижению 100%). 3 умения (Ремонт, Маскировка, Пожаротушение) считаются средними по всему экипажу. То есть, если вы изучили тремя членами экипажа Ремонт, а еще тремя Маскировку – получится не рыба, не мясо. Ни тебе удвоенной скорости ремонта, ни удвоенной маскировки. Хотя на многих танках 7 и выше уровня первым делом стоит изучить тот же Плавный Поворот Башни и Плавный Ход, а Ремонт – вторым умением.
Особняком стоит навык Боевое Братство. Он начинает работать только при прокачке на 100% у всех членов экипажа и дает +5% к основному умению. То есть, в сочетании с вентилятором - +10% к экипажу, +5% к ТТХ танка. А это, смею уверить, немало, учитывая еще и +11% командирский бонус. К сожалению, у большинства танков имеется достаточное количество более жизненно необходимых для изучения в первую очередь умений.
Танкам прорыва, да и всем, кто регулярно стреляет в движении, стоит изучить умения Плавный Ход (мехвод) и Плавный Поворот Башни (наводчик). "Светлым" танкам будет полезен Радиоперехват (радист) и Орлиный Взор (командир). Кроме того, если планируете долго и тщательно прокачивать именно этот танковый экипаж – возьмите сразу командиру Наставника. +10% к опыту всему экипажу, кроме собственно командира, очень, знаете ли, способствует.
Пример изучения первых умений у моей Яг Пантеры 2:
Командир – Наставник, чтобы учить всех до потери пульса.
Наводчик – Снайпер, чтобы критовать врагам модули.
Мехвод – Виртуоз, чтобы быстрее на месте крутиться, врага выцеливая.
Радист – Радиоперехват, для дальности обзора
Заряжающий – Бесконтактная Боеукладка, для увеличения ее прочности.
Умения для любых ИС, ИС-3, ИС-8, ИС-7:
Командир – Наставник, Ремонт, Радиоперехват
Наводчик – Плавный Поворот Башни, Ремонт, Снайпер
Мехвод – Плавный Ход, Ремонт, Король Бездорожья
Заряжающий – Бесконтактная Боеукладка, Ремонт, Отчаянный (да хоть Пожаротушение)
Почему Радиоперехват, а не Орлиный Глаз? Да потому что он больший бонус дает. И, кстати, эти два умения кумулятивны друг с другом.
Умения для Т-50 и Т-50-2:
Командир – Маскировка, Радиоперехват, Орлиный Глаз
Наводчик – Маскировка, Плавный Поворот Башни, Снайпер
Мехвод – Маскировка, Виртуоз, Король Бездорожья
Заряжающий – Маскировка, Бесконтактная Боеукладка, Отчаянный (да хоть Пожаротушение)
Как вариант – вторым умением Ремонт. Но, как правило, после сбивания гусеницы, активный свет долго не живет. А восстановить гусеницу можно и ремкомплектом, главное установить его во второй слот, тогда ремонт осуществляется быстрым нажатием 5-5.
Так что, как видите, хороших и полезных умений много, так что на Боевое Братство, как правило, места не остается – разве что 4-м умением. Это – удел артиллерии, начиная с 6-го уровня. Причем самым первым умением.
Немного о взводах.
В любой момент вы можете бросить клич в общем чате "ищу взвод". Или создать свой – и пригласить туда друга. Или кого угодно – но кого угодно лучше не надо, лучше сначала поглядеть его статистику с тем, чтобы понять, на каких танках ваш будущий коллега катается.
Помните главное правило игры – никто никому ничем не обязан. И хотя игра, по идее, командная, немного менее, чем каждый игрок, считает себя заслуженным танководом и уж точно знает, что и как ему надо делать. Поэтому в рандомных боях вы играете против 29 оппонентов, а те, что зелененькие, просто стреляют в вас пореже.
Другое дело – взвод. Вы – команда и должны работать слажено. Для этого крайне желательна, да что там, необходима голосовая связь. Внутриигровая ли, скайп или тимспик, но необходима. Иначе как вы быстро скоординируете свои действия?
Помните, один танк повлиять на исход боя может очень, очень редко. Да, бывает, что ты в ударе и сносишь в бою 5, 6, даже 8 оппонентов. А потом с изумлением обнаруживаешь, что ты остался единственным выжившим против оставшихся 5-7 танков противника. Вопрос, чем занималась команда, неуместен. Сливалась, вестимо. Но если вас двое, а еще лучше – трое, то шанс повлиять на исход битвы возрастает, причем существенно.
Желательно выезжать в бой на однотипной технике одного уровня, максимальное различие по уровню - +/- 1. Исключение – артиллерия и свет. А если вы сделали сборную солянку из ТТ, светляка и СТ.. Ну что ж, возможно вы что-то знаете лучше меня и мои советы для вас бесполезны, поскольку являются пройденным этапом.
Почему еще удачней выезжать в бой на однотипной технике – тому же светляку, как правило, придется ожидать своих товарищей, выехавших на артиллерии. Свет, как правило, живет, увы, недолго. Исключения бывают, но они на то и исключения, чтобы подтверждать правило.
Выехав же в бой на трех, к примеру, средних танках, можно организовать веселый рейд по тылам противника. Три тяжелых танка могут организовать отличный прорыв или сильную оборону. С другой стороны – два тяжелых танка с прикрытием из ПТ тоже неплохо смотрятся. Главное, чтобы танкист на ПТ не полез танковать наравне с тяжами.
Просто полезные советы на все случаи жизни.
Бета версия, впоследствии все это дело будет слегка упорядочено.
- Всегда краем глаза следите за радаром (миникартой), чтобы ориентироваться в оперативной обстановке – вполне возможно, что понадобится прервать победоносное наступление и вернуться на базу, чтобы помочь отбиться от прорвавшего другой фланг противника. Совет поставлен первым, потому что большинство игроков как-то забывает про такую вещь, как карта.
- Включите серверный прицел в настройках – обычный прицел не гарантирует 100% точности попадания.
- Старайтесь стрелять только при полном сведении прицела.
- Не поленитесь, изучите карты в тренировочном режиме – чтобы знать, куда ехать в настоящем бою.
- Пробить лобовую броню можно, причем даже достаточно легко – если стрелять в нижний бронелист. Как правило, не наносят повреждений выстрелы в маску орудия, но такое попадание может повредить противнику пушку.
- Останавливайтесь только за каким-либо укрытием – камнем, домом, спрячьтесь в кустах на худой конец. Остановка в чистом поле, как правило, ведет к незамедлительному уничтожению танка.
- Очень полезная штука – круиз контроль, включается по R (вперед) и F (назад). Не надо постоянно держать прижатой клавишу "вперед/назад". Также используйте пробел, чтобы приостановиться для выстрела.
- Модификации игры. Обязательно поставьте мод XVM – намного удобнее видеть, сколько здоровья осталось у противника в цифрах, а не в процентах, тем более что по количеству хитов можно определить, стоковый танк у врага или топовый (как правило, новая башня дает дополнительные хиты). Кроме того, при установке полной версии вы можете смотреть статистику игроков – кто отыграл сколько боев и каков процент их побед – сразу можно определить, на кого в команде можно надеяться, а кого со стороны противника – опасаться. На расчетный шанс победы можно не обращать внимания, выигрываются бои с 5% шансами на победу и сливаются с 95%. Второй модификацией, обязательной для новичков, являются шкурки с зонами пробития танков. Как правило, большинство танков пробиваются в нижний броневой лист, однако тот же ИС-3 в центр НБЛ не пробьешь. В борт пробивается большинство танков, хватало бы калибра. Лучшие шкурки – от Красной Звезды.
- Автоприцел. Включается по правой кнопке мыши при клике на танке. Абсолютно незаменимая опция стрельбы для светляка – при расстреле вражеской артиллерии мы не тратим время на прицеливание, а вертимся вокруг и стреляем на автоприцеле. Потому что остановившийся светлячок = мертвый светлячок. Может асы Света и могу целиться вручную на скорости 60 км/ч, но мне как-то реакции не хватает. Второе использование – для отлова все тех же светляков. Попасть ему в борт вы вряд ли сможете, а вот поймать его на развороте – запросто. Пушка уже нацелена, башня развернута, осталось только подловить момент и плавно нажать спуск.
- Пользуйтесь складками местности, но помните, что угол вертикальной наводки ствола не безграничен. Особенно относится к французам.
- Старайтесь не пересекать линию огня своих союзников – особенно если видите, что он ведет бой с танком противника. Очень может быть, что он находится в снайперском режиме и своим проездом перед ним вы, в лучшем случае, собьете ему прицел, а в худшем – отхватите предназначенную противнику плюху.
- Никогда не полагайтесь на авось, если видите, что несколько танков противника прорвались к вашей базе. Артиллерия в ближнем бою, как правило, живет не дольше пары секунд с момента обнаружения, а захват с вашей базы должен кто-то сбивать, пока другие захватывают базу противника.
- Не стесняйтесь просить помощи (F7), если видите, что вам предстоит неравная схватка с превосходящими силами противника. И не лезьте в таком случае на рожон – если вы успеете выстрелить 1 раз, даже повредив какой-то танк противника, то умрете в следующую секунду, а подоспевшей помощи ваш ствол очень даже и пригодился бы.
Ну вот, пожалуй, на сегодня хватит. В дальнейшем планирую описать танчики, на которых сам играл, а также попробовать расписать стратегию и тактику игр на различных, конкретно взятых, картах.