Яндекс учредил стипендию имени Ильи Сегаловича – для студентов и аспирантов факультета компьютерных наук в ВШЭ. Стипендия создана для того, чтобы поддержать и поощрить людей, интересующихся наукой и технологиями. Выдаваться она будет за успехи в учёбе и научной деятельности.
Первых стипендиатов определят в первый день рождения факультета – 1 апреля 2015 года. Решение о назначении стипендии будет принимать конкурсная комиссия из преподавателей факультета, среди которых – ведущие разработчики Яндекса.
Всего на выплату стипендий в течение года предусмотрено 3 миллиона 420 тысяч рублей. Эти деньги будут распределены между десятью студентами-бакалаврами, тремя студентами магистратуры и тремя аспирантами. В течение года с момента присуждения стипендии они будут получать соответственно по 10, 20 и 25 тысяч рублей каждый месяц. В будущем, когда факультет вырастет, стипендий тоже может стать больше.
Сейчас на факультете компьютерных наук ВШЭ и Яндекса учится 204 олимпиадника. Сначала планировалось 180 бюджетных мест, но из-за огромного конкурса количество мест увеличили.
Поисковым системам известны десятки миллиардов веб-страниц. Эти страницы содержат самые разные данные: тексты, картинки, видеоролики, карты, ссылки на другие страницы. Когда вам нужно что-то отыскать в Сети, вы обращаетесь к поисковой системе, и она находит веб-страницы с нужной информацией, ориентируясь на ключевые слова из запроса.
Поисковики достаточно умны, чтобы понимать, на каком языке задан запрос; они умеют учитывать морфологию языка и подбирать словам из запроса синонимы. Однако в полной мере осознать, о чём именно идет речь на найденной веб-странице, машины не в состоянии.
Представьте, к примеру, сайт поликлиники с возможностью записи на приём к врачу через интернет. Среди всех страниц сайта поисковый робот без труда найдёт нужную — ту, где выполняется запись, — но дальше возникнут трудности. Человек легко догадается, что «Иванов», «Петров» и «Сидоров» — это фамилии врачей, «окулист», «невролог» и «терапевт» — их специализации, а «9:00», «9:30» и «10:00» — возможное время начала приёма. Компьютер же самостоятельно такие выводы сделать не может.
А если бы машина могла «читать» страницы так же, как это делает человек, она бы могла помочь в решении гораздо более сложных задач. Скажем, не просто «Записаться к врачу в поликлинику №2», а «Записаться к окулисту, о котором хорошо отзываются, в поликлинику не дальше чем в пяти километрах от моей работы, на 12-13 сентября, на утро, но не позже 11:00».
Впрочем, объяснить компьютеру, о чем идёт речь на веб-странице, вполне возможно. Для этого нужно дать ему подсказку.Такой подсказкой служит семантическая разметка или микроразметка. По сути, микроразметка — это отдельный язык с собственными словарём и синтаксисом, задача которого — помочь машинам (в частности, поисковым роботам) понять концепции, используемые людьми.
Микроразметка добавляется в HTML-код веб-страницы. В глазах человека размеченная и неразмеченная страницы выглядят абсолютно одинаково, но для поисковой системы разница очень велика.
Чтобы понять, как работает микроразметка, рассмотрим простую фразу: «У Петра есть сын Иван». Несмотря на простоту человек может сделать из неё множество выводов: Пётр — отец (а также родитель) Ивана, отчество Ивана — Петрович, Пётр и Иван — мужчины и родственники, Пётр старше Ивана. Все эти факты очевидны, поскольку нам их подсказывает жизненный опыт. У машины такого опыта нет, поэтому она может воспринимать фразу только в её текущей формулировке.
Это — та же самая фраза, но с микроразметкой. Теперь компьютер понимает, что Иван и Пётр — это имена людей, между которыми существует родственная связь (Иван — ребёнок, Пётр — родитель), и ему не составит труда отвечать на вопросы вида «Кто родитель Ивана?». Кроме того, если добавить в разметку уникальные идентификаторы (например, ссылки на страницы в соцсетях), машина сможет отличать конкретных Ивана и Петра от их тёзок.
Микроразметка используется не только в случаях, когда речь идёт о людях. Аналогичным образом можно разметить и музыку, и видеозаписи, и события, и товары, и многое другое.
Единого стандарта микроразметки пока нет. Существуют разные синтаксисы и разные словари. Например, социальные сети собирают данные о сайтах с помощью словаря Open Graph, разработанного в Facebook, а поисковики, включая Яндекс, чаще ориентируются на словарь Schema.org. Подробнее о том, как устроены словари и синтаксисы, можно прочитать в техноблоге Яндекса на «Хабрахабре».
В том или ином виде микроразметку используют около 30% веб-страниц, известных Яндексу. Отсутствие микроразметки не влияет ни на способность страницы попадать в результаты поиска, ни на её позицию в результатах поисковой выдачи. Однако в ряде случаев разметка способна значительно упростить жизнь — как сайтам, так и пользователям.
Сделать наглядный сниппет
Одно из главных достоинств микроразметки состоит в том, что она даёт поисковику возможность строить красивые «сниппеты» — короткие описания сайтов. Например, вы играете на гитаре и ищете в Яндексе [аккорды группа крови]. Если вебмастер сайта, публикующего аккорды, добавил к себе на ресурс семантическую разметку, то вы сможете просмотреть текст песни с аккордами прямо на странице с результатами поиска.
Узнать подробности
Партнёры Яндекс.Видео используют семантическую разметку для того, чтобы сообщить сервису подробности о своих видеозаписях: например, кто играет в том или ином фильме, когда он был снят, каков его жанр и для какой аудитории он предназначен. С помощью этой информации сервис может точней отвечать на запросы пользователей, которые ищут, например [кино с Джеки Чаном], [мультики для самых маленьких] или [комедии шестидесятых]. Аналогичным способом пополняются базы и некоторых других сервисов Яндекса – например, Справочника.
Дать возможность действовать
В новом интерфейсе Яндекса — Островах — у сайтов в поисковой выдаче появятся дополнительные интерактивные блоки. Такой блок позволит пользователю решить задачу, сформулированную в запросе: например, «выбрать автомобиль» или «пожаловаться на погнутые перила в подъезде». Подробнее об островах можно узнать здесь.
Некоторые блоки-«острова» показывают информацию, обновляющуюся в режиме реального времени. Например, в случае с интернет-магазинами вы можете выбрать параметры и увидеть список товаров, которые этим параметрам соответствуют, — и всё это прямо на странице с результатами поиска. Данные для построения такого «острова» сайты передают Яндексу с помощью семантической разметки.
Построить Веб 3.0
В 2001 году Тим Бернерс-Ли, автор концепции Всемирной паутины, предложил идею «семантического веба». Это своего рода надстройка над «обычным» вебом, цель которой — с помощью семантической разметки объяснить машинам, о чём идёт речь на любой странице в интернете. Обладая таким знанием, машины смогут решать куда более сложные задачи, чем сейчас, и лучше понимать людей. Правда, удастся ли воплотить эту идею в жизнь, пока никто не знает.
Наступила осень — отдохнувшие за лето школьники и студенты с новыми силами принялись поглощать знания. Мы в Яндексе тоже времени зря не теряли и подготовили несколько образовательных программ для всех, кто интересуется информационными технологиями. Курсов много, так что есть из чего выбрать.
В Москве
Малый ШАД Бесплатный лекторий, занятия в котором ведут преподаватели вузов, учёные и специалисты разных IT-компаний. Лекции посвящены информатике, математике, лингвистике и смежным областям знаний. Для кого: для старшеклассников, интересующихся информационными технологиями. Как поступить: никаких вступительных испытаний, нужно только вовремя зарегистрироваться. Когда: начало занятий — 13 сентября. Период обучения: до конца апреля 2015 года, занятия — каждую субботу.
Курсы информационных технологий Вечерние занятия по системному администрированию, управлению базами данных, сетевым технологиям и информационной безопасности. Для кого: для студентов и молодых специалистов. Как поступить: заполнить анкету и выполнить тестовые задания. Когда: приём тестовых заданий заканчивается 29 сентября. Период обучения: с 13 октября по 27 ноября, занятия — два-три раза в неделю.
Екатерина Войденко, руководитель группы эксплуатации спецпроектов Яндекса:
«На КИТе вкладываются в каждого человека, да и люди туда приходят сами, они настроены учиться и получать новые знания. Преподаватели чувствуют отдачу от студентов, студенты чувствуют отдачу от преподавателей, люди обмениваются знаниями, что-то обсуждают, делают задания и делятся разными методами решения. К тому же, ты общаешься с живыми людьми в Яндексе, понимаешь, что они такие же, как ты. Исчезает этот комплекс «там умные дядьки сидят, куда мне до них», если он есть. После КИТа я пришла в Яндекс на позицию младшего системного администратора внутренних сервисов, теперь руковожу эксплуатацией спецпроектов и занимаюсь медийными сервисами. Так что, будущим студентам совет: иногда стоит просто попробовать, чтобы узнать на что ты способен лично».
В Санкт-Петербурге
Школа автоматизации процессов разработки Вечерние курсы по автоматизации процессов разработки и тестирования ПО. Обучение состоит из лекций от сотрудников Яндекса и командной работы над проектами. Для кого: для студентов старших курсов и выпускников технических специальностей. Как поступить: заполнить анкету на сайте, решить тестовое задание и пройти собеседование. Когда: приём анкет прекращается 30 сентября. Период обучения: С 16 октября, программа рассчитана на два месяца.
В Екатеринбурге
Школа программирования Очно-заочные курсы, которые включают в себя практические занятия с разработчиками Яндекса и изучение алгоритмов, структур данных, языков программирования Python и C++, а также основ реляционных и нереляционных баз данных. Со второго семестра начинается командная работа над проектами. Для кого: для студентов старших курсов, магистров и недавних выпускников инженерных и математических специальностей. Как поступить: заполнить анкету на сайте, выполнить тестовое задание и пройти собеседование. Когда: приём тестовых заданий прекращается 15 сентября. Период обучения: один год (два семестра).
Школа разработки интерфейсов Очно-заочные курсы по фронтенд-разработке. Обучение состоит из цикла лекций и командной работы над проектом. Для кого: для студентов старших курсов и недавних выпускников. Как поступить: заполнить анкету и выполнить тестовое задание. Когда: приём тестовых заданий прекращается 20 октября. Период обучения: первое занятие — 9 ноября, программа рассчитана на два месяца.
Роман Парадеев, разработчик интерфейсов Яндекс.Маркета:
«О ШРИ я узнал из публикации на Хабрахабре или it-eburg, не помню точно. А поступать решил, когда увидел вступительную задачу. В целом, курс оказался достаточно базовым, самой полезной была возможность побеседовать с интересными людьми. Тогда же во время учёбы устроился в Яндекс. Будущим студентам я хочу сказать: никто за вас учиться не будет, даже в Яндексе».
В Минске
Школа разработки интерфейсов Курс по фронтенд-разработке. Включает в себя лекции и командную работа над проектами. Для кого: для студентов и начинающих специалистов. Как поступить: заполнить анкету и выполнить тестовое задание. Когда: приём тестовых заданий прекращается 28 сентября. Период обучения: первое занятие — 15 октября, программа рассчитана на два месяца.
Особенность информационных технологий состоит в том, что некоторые вещи, ещё вчера казавшиеся актуальными, уже сегодня могут оказаться безнадёжно устаревшими. Образовательные программы Яндекса дают возможность получить знания из первых рук от тех, кто создаёт передовые технологии. А для лучших студентов это ещё и шанс стать частью Яндекса.
Власти в Тунисе, Впрочем как и везде у арабов, страшные попрошайки. Привязываются хлеще цыган и ноют: "Дай мне сигарет, дай мне сигарет...". В порту Ла Шкира (La Skhirra) припёрса мой старый знакомый, он представляется Капитаном порта. Сандалеты на босу ногу, рваные мятые штаны. Естественно, никакой он не капитан порта, но конечно же (раз приходит на оформление прихода судна) какой-то клерк в Капитании. Не выдержал я его нытья и говорю: - Вот я каждый раз даю тебе сигареты, а ты почему мне ничего не подарил? - А что ты хочешь? - Какой-нибудь чисто тунисский сувенир. Как ни странно, но на одход припёр он мне вот такие странные штуки: .. С английским у моего "кореша" проблемы, даром что в морском офисе работает. Вот что я понял из его лопотания. Эта штука - Роза пустыни (The Desert Rose). Якобы их можно найти только в Средиземноморской Северной Африке (Ливия, Тунис). И это всё, что я из него выдавил. Присмотрелся - точно, кристаллы эти покрыты очень мелким песком (на фото видно, немного песка слетело на бумагу). Вероятно это и правда кристаллы из слипшегося окаменелого песка? Но тогда по логике в пустыне должен пройти дождь, намочить песок, а затем задуть сильный ветер. Не знаю, бывают ли дожди в пустыне? Не уверен. Но кристалы и правда занятные, не правда ли?
This voyage we visited Tunisian port La Skhirra and my old friend from Harbour Master's Office presented me these strange crystals. He does not speak English well enough, and all that I realized - this The Desert Rose. Supposedly they can be found only in the Mediterranean North Africa (Libya, Tunisia). Probably this is really from cohered petrified sand? But then, according to the logic in the desert has to be rain first, which made sand wet, and then have to blow a strong wind. I do not know if there are rains in the desert? I'm not sure. But crystals really amusing, is not it?