2011-10-31 07:33:13
В "Морфии" Балабанова герой в финальной сцене вовсе не сливается с толпой, и не спускается на её ...
+ развернуть текстсохранённая копия
В "Морфии" Балабанова герой в финальной сцене вовсе не сливается с толпой, и не спускается на её уровень, теряя себя и стреляя себе в рот, как представляет это Роман Оленев в "Стоп-кадре" -- скорее, герой сознательно отказывается от всего прежнего себя, от всего, что составляло его личность, но что он сам давно выхолостил и обесценил, и просто утилизирует оставшуюся оболочку; кинозал с дешёвым комедийным фильмом герой выбирает для того, чтобы было не так страшно. Потеря себя -- процесс почти всегда осознанный, как бы не хотели люди сложить с себя ответственность за такой свой поступок, представив собственную деградацию результатом игры внешних сил, -- на деградацию всегда требуется своё внутреннее согласие, и внутреннее потакание этому процессу. Именно такое согласие и потакание, доведённое до логического конца, и показано в фильме.
Если же брать осознание, то Булгаков, скорее всего, в оригинале также хотел показать эту осознанность деградации, потому что сам он в какой-то момент смог сознательно переломить морфиевую зависимость, хотя бы взять её под контроль, и, таким образом, отказаться от зависимой роли. Я читал "Записки врача", и не припомню такого, чтобы он хоть намёком списывал какие-то свои слабости на влияние внешней среды -- скорее, наоборот, при чтении "Записок" я удивлялся тому, как он смог в итоге не деградировать. Именно поэтому "Записки врача" читаются как объективное, и даже отчасти ироничное описание реальности, а вовсе не как стандартная потуга на само-оправдание. Хотя удивляться здесь нечему: деградации подвержены идеалисты, потому что любые идеалы банкротятся, а вместе с ними на дно уходят и их приверженцы -- Булгаков же, очевидно, идеалистом не был.
Это цитата сообщения Till_Eulenspiegel Оригинальное сообщение+ развернуть текст сохранённая копия
Это цитата сообщения Till_Eulenspiegel Оригинальное сообщение
"В районе Щукино, на улице Маршала Малиновского, стоит неказистый с виду, но так хорошо знакомый и любимый всеми окрестными жителями Дом культуры «Октябрь». В далеком 1937 году это здание планировали как временную постройку для клуба строителей, но прошедшие годы подтвердили известную истину о том, что нет ничего более постоянного, чем временное. Вот уже 70 лет ДК «Октябрь» является тем местом, где жители района проводят не только свое свободное время, но и празднуют наиболее значимые события.
В 1936 году строители Всесоюзного института экспериментальной медицины Минздрава СССР (ВИЭМ) решили построить временный клуб, где взрослые могли бы проводить культурный досуг, а дети – свободное время. Строили его вручную, в выходные дни. Фундамент закладывать не стали (зачем, здание-то планировалось как временное). Вот и стоит Дом культуры по сей день на круглых деревянных брусьях. Пол был земляным, зрительских кресел в зале тоже не было – вместо них стояли деревянные скамьи. 1 Мая 1937 года ДК строителей «Октябрь» впервые распахнул двери для всех жителей.
Когда-то в этом Доме культуры даже проводились бракосочетания. Молодые пары, желавшие скрепить свой союз именно здесь, регистрировали в фойе ДК, а в зрительном зале для них устраивали концерт. Это теперь стало престижным приглашать на выступление известных заслуженных артистов. А раньше обходились собственными силами. В свое время здесь было 26 взрослых и детских коллективов художественной самодеятельности, два из которых носили звание народных. Был свой драматический театр и собственный оркестр.