Здравствуйте! Начинаю свой безумный прожект "Культура России". И первый пост посвящается республике Адыгея.
Чтобы не забыть: столица - Майкоп, жители - адыги/черкесы (кстати, те самые черкешенки, красотой которых во всяких книжках часто восхищаются - это дочери Адыгеи:), русские, армяне, азербайджанцы, украинцы.
Первое, что приходит в голову: сыр.
А теперь начинаю удивительную историю, которая больше похожа на роман, чем на жизнь. Впрочем, роман по ней тоже написали, но это я забегаю вперёд.
Заботы о девочке де Ферриоль поручил своей родственнице, а сам уехал обратно в Стамбул, ибо был послом. К чести родственников Ферриоля следует сказать, что Аиссе получила образование, соответствующее барышне из высшего света. Хотя, будущее её было туманно. Сам де Ферриоль своих планов на этот счёт не высказывал: купил, подкинул родственникам и уехал. В качестве кого представлять Аиссе? Воспитанница? Служанка? Рабыня?
Между тем, в свете "черкесская нимфа", как её называли появлялась и повсюду вызывала интерес и любопытство. В первую очередь, конечно своим положением. Купленная на невольничьем рынке рабыня, воспитанная в цивилизованной Франции - такая история не может не увлечь. Во вторую очередь, Аиссе была красавицей. В третью, оказалось, что годы, потраченные на обучение не прошли даром: девушка была умна, образованна, изящна и, вообще, являла собой воплощение всех идеалов.
Поэтому недостатка в воздыхателях у Аиссе не было. В её удивительной жизни так тесно переплелись правда и вымысел, что отделить одно от другого сложно, но, говорили, что регент Филипп Оранский, чуть ли не замуж звал Аиссе. Она отказала. Своему благодетелю де Ферриолю - тоже, хотя и ухаживала за ним до последних его часов. Смерть де Ферриоля - в 1722 году - сделала Аиссе свободной. И вот, она - свободная женщина в расцвете красоты.
Кажется, что теперь, наконец-то счастливый финал, которого заслуживает наша героиня близок. Аиссе влюбляется в шевалье Блёз-Мари д'Эди. Их тайные отношения, начавшиеся ещё при жизни де Ферриоля и тянулась почти до смерти Аиссе. В 1721 году у пары родилась дочь - Селине. Рождается законный вопрос: почему они не поженились, чёрт возьми? Хотите новый поворот? Шевалье был кавалер Мальтийского ордена - па-дам - а им был предписан целибат (обет безбрачия). Пишут, что д'Эди, даже предлагал Аиссе брак, хотел нарушить все обеты, но... гордая черкешенка отказала ему. Ей было невыносимо стать причиной его падения в свете и нарушения всех обетов чести.
В 1733 году Аиссе скончалась от чахотки. Шевалье забрал дочь в монастыре и открыл ей тайну о матери. В 1787 году Вольтер подготовил публикацию писем Аиссе.
Помните, я в начале сказала, что о ней написали роман? Даже не один. Аббат Прево (да-да, тот самый, который - "История Манон Леско"), по преданию сказал об Аиссе: "Она мой новый роман" и написал "Историю одной гречанки". Сюжет "Истории...", ну очень сильно перекликается с историей нашей героини, хотя Прево отмалчивался на этот счёт. Вообще, конечно, история Аиссе не могла не привлекать литераторов: это же готовый сюжет, даже придумывать ничего не надо. Луи Буйле написал пьесу о ней. Написал роман об Аиссе - "Графиня Аиссе" - и адыгский писатель Исхак Машбаш.
Так закончилась эта удивительная история маленькой девочки из Адыгеи. Хотя, он не закончилась: дочь Аиссе выросла и вышла замуж, её потомки, возможно и сейчас живы; письма Аиссе были изданы на русском языке. Адыгея тоже не забывает свою удивительную дочь и изучает её эпистолярное наследие в центрах адыговедения.
Ваш Лосось.