В четверг думский комитет по информационной политике обсуждал законопроект, который обязывает поисковые системы по заявлению гражданина и без решения суда удалять из поисковой выдачи ссылки на незаконную или недостоверную информацию, или даже на достоверную, если она касается событий трёхлетней давности. Поиск в интернете — наш основной сервис. Более чем за 15 лет существования в него было вложено колоссальное количество сил и средств. В первую очередь мы старались сделать поиск полным, полезным и независимым. Законопроект в текущей редакции существенно затруднит развитие поиска, построенного на таких принципах, или даже сделает его существование вовсе невозможным. Поэтому мы считаем необходимым прокомментировать законопроект — в том числе, публично.
По словам авторов законопроекта, предложенный механизм позволит любому человеку ограничить распространение в интернете недостоверной или неактуальной информации о себе. Само по себе это неплохо, принцип, предоставляющий людям такое право, основан на одном из важнейших прав человека — на тайну частной жизни, включая право контролировать распространение информации о себе. К сожалению, механизм, предложенный в законопроекте, не прекращает распространение информации в интернете и при этом противоречит базовым правовым принципам и действующему законодательству.
Вопросы вызывает, прежде всего, допустимость ограничения прав человека на поиск достоверной информации. Действующее законодательство не предполагает такой возможности. В Конституции РФ закреплено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29). Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и информатизации» также предусматривает право на поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников (статья 8). Этим, собственно, и занимается поисковая система: ищет по всем общедоступным источникам информации. Законопроект игнорирует право на поиск. Безусловно, существует возможность ограничения конституционных прав человека для достижения определенных целей, однако явно не тех, которые указаны в законопроекте.
В ограничениях, которые вводит законопроект, присутствует явный дисбаланс между частными и общественными интересами. Необходимость поиска и получения информации во многих случаях обоснована общественным интересом к деятельности лиц, которые играют важную роль в жизни человека или общества. Законопроект затруднит или сделает поиск важной и достоверной информации невозможным. Скажем, невозможным может оказаться найти информацию и отзывы о враче, к которому вы собираетесь пойти на приём, или о воспитательнице детского сада, в который вы собираетесь отдать своего ребёнка.
Кроме того, предлагаемый механизм открывает возможности для многочисленных злоупотреблений. От авторов жалобы не требуется никакого обоснования или подтверждения: достаточно одной жалобы. В результате из поисковой системы должны исчезнуть ссылки на неопределённый круг ресурсов, любых. Это очень удобно для достижения самых разных целей, например, чтобы скрыть информацию о мошеннических схемах или затруднить работу конкурентам.
Но даже если представить себе, что можно ограничить людей в поиске достоверной информации наравне с незаконной или недостоверной, возникает второй вопрос: кто должен исследовать информацию, выяснять, насколько она законна, достоверна или актуальна, относится ли к конкретному лицу, и принимать итоговое решение? Законопроект предлагает закрепить эту функцию за поисковиками, передав функции судов или правоприменительных органов отдельно взятым коммерческим организациям. Если поисковая система откажется от этой роли, ей грозят постоянные штрафы или судебные разбирательства.
Помимо этого, законопроект не учитывает технические особенности распространения информации в интернете и принципы работы поисковых систем. Он позволяет любому гражданину потребовать от поисковой системы прекратить выдавать ссылки на ресурсы с определённой информацией. При этом указывать сами ссылки вовсе необязательно. В требовании человеку достаточно просто привести информацию, ссылки на которую нужно убрать из выдачи. То есть речь идёт даже не о том, чтобы убрать тот или иной ресурс из поисковой выдачи, а о том, чтобы поисковая система вообще перестала находить некую информацию, размещённую в любом месте интернета, по любому поисковому запросу. Для этого надо сначала найти все страницы, которые могут появиться в поисковой выдаче на любом месте по всем запросам, какие только могут прийти в голову человеку. Это уже требует бесконечного времени. Потом нужно проверить, насколько найденные документы соответствуют тому, что написано в требовании — та там информация или какая-нибудь другая, и провести расследование, чтобы установить, действительно ли она недостоверна или старше трёх лет. Очевидно, что поисковая система всего этого сделать не может.
У законопроекта ещё множество недостатков, однако вряд ли имеет смысл говорить о них в ситуации, когда сам предлагаемый механизм противоречит закону и технически нереализуем.
Законопроект обычно связывают с решением Суда Европейского союза в деле Google Spain против AEPD, González (C-131/12 ). Это решение много критикуют, и при этом обсуждаемый российской думой законопроект проработан гораздо хуже.
Европейский суд обязал поисковые системы удалять конкретные ссылки на определенную информацию по узкому классу запросов. При этом к каждому случаю удаления ссылки из результатов поиска поисковые сервисы обязаны подходить внимательно, чтобы не ограничить возможность поиска важной информации и не нарушить баланс частного и публичного интересов.
Заключение Яндекса на предлагаемый законопроект можно прочесть здесь.
2015-06-11 12:59:03
Этой весной мы провели четвёртую олимпиаду для системных администраторов Root 2015. Впервые наша ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Этой весной мы провели четвёртую олимпиаду для системных администраторов Root 2015. Впервые наша олимпиада вышла на международный уровень — в ней приняли участие системные администраторы со всего мира: из Таиланда, Аргентины, Бразилии, Канады, США, Германии, Китая, Ирландии и других стран. Новый масштаб — новая платформа: интерфейс для соревнования был сделан в виде рабочей консоли в стиле ASCII-арта. Под стать этому нарисовали и новый логотип.
Если вы слабо представляете себе, кто такие системные администраторы и в чём они могут друг с другом соревноваться, этот абзац для вас; про саму олимпиаду читайте ниже. Вообще, системный администратор — это просто название профессии, в жизни администраторы бывают разные, и круг обязанностей у них очень разный. Есть системные администраторы, которые отвечают за работу офиса — они и принтер установят, и программы настроят, и компьютер после пролитого на него кофе вернут к жизни, как будто ничего и не было. А есть администраторы, которые отвечают за работу интернет-сервисов. В Яндексе в их обязанности входит, чтобы поиск всегда искал, письма приходили быстро, а информация о пробках помогала добраться куда нужно побыстрее. Они следят за работой больших распределённых систем, состоящих из сотен тысяч компьютеров, принимают участие в разработке архитектуры сервисов, делая их масштабируемыми и высокодоступными, обеспечивают работу компьютерных сетей и их безопасность, управляют базами данных и так далее. В общем — держат на себе всю IT-инфраструктуру компании. Работа системного администратора предполагает самые разные задачи, в решении которых мы и предложили посоревноваться всем желающим.
В Root 2015 приняли участие около 200 команд. Олимпиада состояла из двух отборочных туров. В каждом из них участники должны были решить несколько задач, с которыми системные администраторы регулярно сталкиваются в работе: запустить сервис доставки почты, восстановить работу базы данных, обновить версию программы и тому подобные. В каждом задании, мы, конечно же, придумали сложности, с которыми должны были справиться игроки. Задания предлагалось выполнять на операционной системе с открытым кодом — Linux, а вот дистрибутивы мы выбрали не самые популярные и распространённые на текущий момент, например ArchLinux. Так интереснее — всё-таки это олимпиада.
В финал вышли 10 лучших команд. В команде могло быть до 16 участников, и решать задачи они могли параллельно, но победителем Root 2015 стала команда, состоявшая всего из трёх человек, — московская EgiDaTeam. Второе место заняли победители Root 2012, команда botvа. Третье место досталось команде wgsa, в которую входили администраторы компании Wargaming. Призёров наградили денежными призами, а все финалисты, по традиции, получили футболки с логотипом олимпиады.
Специалисты могут изучить разбор задач первого отборочного тура Root 2015, опубликованный в нашем техноблоге на Хабрахабре. Кроме того, все задания Root 2015 и чекеры к ним выложены на GitHub, а образы виртуальных машин, на которых проходили соревнования, можно скачать с сайта олимпиады по ссылке https://root.yandex.com/howto.
2015-06-09 13:24:52
У Яндекса часто спрашивают, как представить свой сайт поисковым роботам. Людей интересует, как ...
+ развернуть текстсохранённая копия
У Яндекса часто спрашивают, как представить свой сайт поисковым роботам. Людей интересует, как добавить сайт в Яндекс, как правильно настроить его видимость в поисковике и так далее. Мы собрали все эти вопросы и систематизировали наши ответы, в результате получился курс обучения поисковым технологиям «Основные принципы индексирования».
Этот курс будет полезен всем, кто начинает вникать в тонкости создания и продвижения сайтов. Что касается продвинутых пользователей, то они смогут проверить себя по каждой из тем при помощи небольшого теста и освежить свои знания.
Больше о том, из чего состоит курс, читайте в блоге Яндекса для вебмастеров.
Сегодня мы запустили приложение Яндекс.Прогулки для iOS. Это современный мобильный путеводитель, который поможет вам найти интересные места во многих городах России. В отличие от традиционных путеводителей, которые транслируют вкусы одного или нескольких авторов, Прогулки опираются на опыт миллионов путешественников, систематизированный с помощью технологий Яндекса.
Прогулки содержат актуальные данные о памятниках по всей России — всего более 20 тысяч объектов. С их помощью везде можно найти что-то интересное. Даже если вы знаете родной город вдоль и поперёк, не исключено, что Прогулки помогут открыть в нём что-то новое — например, какой-нибудь неизвестный камерный музей. В каждом городе приложение выделяет интересные географические области для экскурсий — на основе анализа данных о количестве объектов, расстоянии между ними, популярности у путешественников и других факторов. Например, Московский зоопарк и достопримечательности вокруг или окрестности храма Христа Спасителя: Пушкинский музей, Патриарший мост, Дом на набережной и так далее. Все интересные места каждой экскурсии можно посмотреть списком или на карте; куда сходить и в каком порядке — решайте сами.
Телефон с установленными Прогулками заменит вам путеводитель и поможет узнать, что интересного есть вокруг. Благодаря технологии компьютерного зрения приложение умеет распознавать достопримечательности на фотографиях, так что, если на пути вам попался какой-то любопытный объект, сфотографируйте его — и Прогулки подскажут, что это такое. Пока эта возможность работает в экспериментальном режиме, и мы рассчитываем со временем улучшить точность распознавания. А если вас интересует какое-то определённое место, можно воспользоваться поиском — обычным или голосовым.
В основе Яндекс.Прогулок лежит идея «краудсорсинга красоты». Люди часто фотографируют примечательные места и охотно делятся фотографиями в интернете. Алгоритм, построенный на основе технологий машинного обучения и обработки «больших данных», анализирует десятки миллионов фотографий с геопривязкой из разных источников и кластеризует их, то есть группирует все снимки одного и того же объекта. Затем по географическим координатам объекта алгоритм находит информацию о нём в других источниках: «Википедии», на сайтах «Узнай Москву», «Соборы.ру», KudaGo и так далее, склеивает дубликаты (скажем, Парк Горького, ЦПКИО им. Горького и Парк им. Горького), объединяет комплексные объекты, состоящие из нескольких зданий, и добавляет к объектам описание и справочную информацию, которая берётся из базы организаций Яндекса. Так получаются карточки объектов.
Приложение учитывает ваше местоположение и показывает достопримечательности рядом с вами, чтобы вы могли выбрать, где погулять прямо сейчас. А если вас интересуют самые известные памятники города, Прогулки покажут рейтинг объектов по популярности. Он составляется на основе количества фотографий каждого места.
Технократический подход к составлению путеводителя позволяет обеспечить максимальную полноту и объективность. Однако насколько такой путеводитель понравится людям, ещё предстоит выяснить. Единственный способ узнать, есть ли перспективы у этого подхода — посмотреть, как будут пользоваться Яндекс.Прогулками.
Скачать Яндекс.Прогулки можно в App Store — пробуйте и оставляйте ваши отзывы.
Иногда хочется что-нибудь послушать, например по дороге на работу или во время уборки дома. Тут важно, чтобы музыка подошла к настроению и ситуации — если правильно подобрать саундтрек, то можно приехать на работу в хорошем настроении, а убраться в два раза быстрее, чем обычно. Специально для таких случаев мы запускаем Яндекс.Радио — сервис, с помощью которого можно за пару секунд подобрать саундтрек, соответствующий моменту.
Чтобы заиграла музыка, достаточно нажать одну кнопку — это похоже на обычное радио. А разница в том, что на Яндекс.Радио более ста станций с музыкой под разное настроение и для разных занятий, в разных жанрах и из разных эпох. Мелодии, которые хорошо слушать под шум дождя, или треки для тренировки, композиции, чтобы проснуться и чтобы заснуть, индастриал или записи 1950-х годов — остаётся только выбрать нужную.
В музыке нет универсальных рецептов. В одной и той же ситуации люди слушают совершенно разные треки: например, стоя в пробке, кто-то выпускает пар под метал, а кто-то расслабляется под нью-эйдж. Поэтому любая станция Яндекс.Радио умеет подстраиваться под ваши вкусы. Просто слушайте музыку, которая нравится, и пропускайте треки, которые пришлись не по душе, — и очень скоро система поймёт, что вы любите.
В основе Яндекс.Радио лежит рекомендательная технология, разработанная в Яндексе. Мы назвали её Диско, отчасти в честь музыкального жанра (впервые Диско применили в Яндекс.Музыке), а отчасти по созвучию с английским discovery — «открытие чего-то нового», словом, которое очень точно отражает суть технологии. Диско учитывает ваши действия (факты прослушивания и пропуска треков и оценки «нравится» и «не нравится»), составляет картину музыкальных предпочтений и, сверяясь с ней, определяет, какую музыку пускать в эфир станции.
Яндекс.Радио можно слушать на мобильных устройствах на iOS и Android и на компьютерах — по адресу radio.yandex.ru. Сервис полностью бесплатен, но, как и на любом радио, в нём есть аудиореклама — она звучит несколько раз в час. Если у вас оплачена подписка на Яндекс.Музыку, рекламы не будет. Музыка и Радио дополняют друг друга: Музыка позволит ещё раз послушать любимое или открыть для себя новое, а Радио — быстро и без усилий подобрать саундтрек «в тему».