2014-11-27 20:16:00
Яндекс выпускает альфа-версию нового Яндекс.Браузера. Это не совсем обычный продукт — с его помощью ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Яндекс выпускает альфа-версию нового Яндекс.Браузера. Это не совсем обычный продукт — с его помощью мы хотим показать, каким Яндекс видит браузер ближайшего будущего, и выслушать ваши соображения на этот счёт в ответ.
Прежде чем говорить о будущем, заглянем в прошлое. Те, кто застал эпоху интернета по карточкам, помнят, что когда-то каждая минута в сети была на счету. Сейчас же само понятие «выйти в интернет» устарело: по большому счёту люди из интернета и не выходят. Интернет везде: на компьютере, в мобильном телефоне, планшете, а иногда даже в телевизоре и холодильнике.
Поэтому для многих главной программой на компьютере стал браузер. Люди запускают его, чтобы почитать новости, пообщаться с друзьями, посмотреть кино, послушать музыку или поиграть в игру. Из программы для просмотра сайтов браузер превратился в нечто большее — в место, где сосредоточены общение, работа, развлечения.
Изменились и сами сайты. В начале 1990-х годов это были простые странички с текстом, гиперссылками и картинками. Сейчас сайты — это полноценные приложения: социальные сети, офисные редакторы, музыкальные и видеоплееры, игры. Они не похожи друг на друга: у каждого свои особенности и свой собственный — иногда довольно сложный — интерфейс.
На изображении — браузер NCSA Mosaic, который вышел в 1993 году. Несмотря на то, что этому веб-обозревателю двадцать с лишним лет, у него много общего с современными браузерами: меню, кнопки, панели, адресная строка. Сайты за два десятилетия преобразились сильно, а вот браузеры — по крайней мере внешне — не очень. Поэтому сайтам в браузерах часто бывает тесно.
Здесь уместна параллель с мобильными телефонами. Когда-то клавиатура была неотъемлемым атрибутом любого мобильника. Затем телефоны превратились в смартфоны и обзавелись куда более функциональными и сложными приложениями, чем змейка и калькулятор. Тогда стало ясно, что клавиатура занимает лишнее место — и лучше бы уступить его экрану, а клавиатуру сделать виртуальной и показывать только тогда, когда она нужна.
Вернёмся к браузерам. Это новый Яндекс.Браузер, и так в нём выглядит страница поисковой выдачи Яндекса:
Одна из главных особенностей браузера — прозрачный интерфейс. Новый Яндекс.Браузер принимает цвета веб-страницы, которая в нём открыта, поэтому граница между программой и интернетом исчезает: они сливаются в единое целое.
Вкладки в новом Яндекс.Браузере находятся в нижней части экрана. Мы решили разместить их там, потому что браузер, по сути, стал для пользователей вторым рабочим столом. Вместо программ-плееров люди открывают музыкальные сайты, а вместо мессенджеров общаются в социальных сетях. Раз сайты стали самодостаточными, то почему бы не разместить вкладки там, где пользователи Windows и OS X привыкли видеть список запущенных программ?
Каждая вкладка выделена основным цветом сайта, который в ней открыт. Например, вкладка Twitter будет голубой, а вкладка Facebook — тёмно-синей. Вкладки со страницами с одного и того же ресурса новый Яндекс.Браузер объединяет в группы. Это упростит работу пользователям, которые привыкли открывать много сайтов одновременно.
У каждой веб-страницы в новом Яндекс.Браузере есть Изнанка — так называется экран с дополнительной информацией. Он откроется, если нажать на заголовок страницы. Изнанка содержит список действий со страницей (например, «распечатать» или «поделиться»), Умную строку и Табло, а также отображает сведения, связанные с содержанием сайта. Так, если вы зашли на сайт интернет-магазина, на Изнанке вы увидите ссылки на другие магазины с похожим ассортиментом товаров.
Если в интернет-магазине вы читаете описание смартфона, то с помощью Изнанки вы узнаете диапазон цен на эту модель, а если находитесь на сайте кафе или музея — увидите их местоположение на карте.
Умная строка уже известна пользователям Яндекс.Браузера. В неё можно вводить адреса сайтов и поисковые запросы, причём ответ она умеет давать прямо в поисковых подсказках — например, называет температуру воздуха в Москве или высоту Эвереста. Новый Яндекс.Браузер способен быстро отвечать и на более сложные вопросы. Например, можно узнать, что такое фотосинтез или кто такой Кип Торн, не переходя на страницу с результатами поиска.
А в будущих версиях браузера можно будет уточнить подробности о том или ином объекте, не покидая страницу, на которой он вам встретился. Здесь, например, браузер подсказывает, где находится ближайший кинотеатр:
Новый Яндекс.Браузер легко настроить под себя. На Табло можно добавить любимые сайты, а на странице новой вкладки — выбрать анимированный фон: дрожащую на ветру еловую ветку, огибающую камни горную реку или стекающие по стеклу капли дождя.
Попробовать новый Яндекс.Браузер можно начиная с сегодняшнего дня. Для загрузки доступна альфа-версия браузера для Windows и OS X. Мы подготовили её, чтобы показать вам идеи, которые легли в основу проекта. Вы можете рассказать нам о своих впечатлениях в комментариях, а если что-то не работает или работает не так — написать сюда. Привычная версия Яндекс.Браузера по-прежнему остаётся с вами — загрузить её можно здесь.
2014-11-25 13:31:31
Совсем скоро, 27 ноября, в Яндексе выступит с лекцией Гай Уилкинсон — руководитель LHCb, одного из ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Совсем скоро, 27 ноября, в Яндексе выступит с лекцией Гай Уилкинсон — руководитель LHCb, одного из экспериментов Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН). Он расскажет о том, как алгоритмы анализа больших объёмов данных используются в физике элементарных частиц. Записаться на лекцию или посмотреть её видеотрансляцию можно на странице мероприятия.
Яндекс давно сотрудничает с ЦЕРНом — с 2011 года. Мы предоставляем ЦЕРНу серверные мощности, поиск по событиям эксперимента LHCb, а также технологию машинного обучения Матрикснет. Кроме того, недавно мы писали о планах по проведению нового эксперимента SHIP, для нужд которого Яндекс предоставит ЦЕРНу свои технологии обработки данных. Сегодня мы хотим чуть больше рассказать о том, как IT-компании могут помочь и уже помогают большой науке.
Эксперимент — это один из основных способов познания окружающего мира. Человек ставит опыты и проверяет гипотезы на протяжении всей своей истории. Долгое время для этих опытов было достаточно простых инструментов — весов, линейки, секундомера, — а для того, чтобы записать результаты наблюдений, хватало листка бумаги.
Современные эксперименты требуют дорогостоящего оборудования. Для того чтобы построить Большой адронный коллайдер, одну из самых известных экспериментальных установок наших дней, потребовалось проложить под землей туннели, спроектировать средства разгона пучков протонов, собрать детекторы высокой точности. Учёные надеются, что опыты на коллайдере дадут ответы на вопросы о прошлом, настоящем и будущем Вселенной и помогут найти так называемую «новую физику» — физику за пределами Стандартной модели.
Туннель Большого адронного коллайдера. Фото CERN.
Опыты на БАК проходят так: пучки протонов в кольце коллайдера разгоняют до скоростей, близких к скорости света, и сталкивают друг с другом. В результате этих столкновений происходят рождения и распады новых частиц, которые и являются предметом интереса учёных.
Всё, что происходит внутри кольца БАК — рождение частиц или распад одних частиц на другие, — физики называют «событиями». События происходят в БАК очень часто — примерно 40 миллионов раз в секунду, — а информация о каждом событии весит сотни килобайт. С точки зрения исследователя все события эксперимента делятся на важные (сигнальные) и неважные (фоновые). Сигнальными называют события, которые относятся непосредственно к проверяемой в ходе эксперимента гипотезе.
Сигнальные события могут происходить очень редко — примерно одно на сотни миллионов или даже реже, — и важно ловить их в огромном потоке необработанных (сырых) данных. Другими словами — необходимо уметь правильно обрабатывать эти данные. Таким образом, для успеха современного эксперимента необходимо не только оборудование, но и алгоритмы обработки данных.
Совокупность всей информации в интернете — это тоже «сырые данные», которые нужно обработать, чтобы, к примеру, выдать релевантный ответ на поисковый запрос. Поэтому Яндекс как поисковая компания развивает алгоритмы анализа данных. Кроме того, у Яндекса достаточно вычислительных мощностей для того, чтобы обрабатывать данные быстро. Всё это можно использовать и в ЦЕРНе для обработки данных физических экспериментов.
Наши технологии используются в ЦЕРНе для настройки классификатора — программы, которая помогает отделить сигнальные события эксперимента от фоновых. (Подробнее о том, как создаются и работают классификаторы, вы можете узнать из статьи в нашем техноблоге на «Хабрахабре».) Кроме того, Яндекс разрабатывает для ЦЕРНа инфраструктуру автоматизации вычислительных экспериментов. Такая инфраструктура позволяет большой распределённой команде учёных совместно работать над анализом данных с использованием сложных методов и нетривиальных критериев оценки качества. Автоматизация совместной работы позволяет получать более достоверные и воспроизводимые результаты за меньшее время.
Технологии интернет-компаний, связанные с обработкой больших данных, могут использоваться не только в физике. В частности, Яндекс предоставляет свои технологии для обработки сейсмических и геофизических данных, а также для других областей, не связанных с поиском в интернете. Однако самые впечатляющие проекты, связанные с обработкой «больших данных», скорее всего, впереди. Речь идёт не только о науке, но и о повседневной жизни. «Большие данные» — это и информация о покупках в интернет-магазинах, и списки действий в социальных сетях, и сведения с датчиков пульса и шагомеров, которые носят на руке миллионы людей. Вопрос только в том, какие вопросы мы задаём себе, глядя на эти данные, и как правильно распорядиться полученными ответами.
Андрей Кармацкий, руководитель службы дизайна Яндекс.Карт
Чуть больше года назад мы представили бета-версию новых Яндекс.Карт. Тогда нам казалось, что мы реализовали самые смелые наши идеи, и дело за малым. Пройдёт ещё несколько месяцев, мы добавим маршруты, панорамы — и запустим новые Карты. Но это только казалось.
Сегодня мы включаем новый интерфейс Яндекс.Карт в Турции, а для пользователей из России и Украины обновляем бета-версии. Мне хотелось бы рассказать о том, почему всё оказалось не так просто, как мы думали, и что нового мы сделали за прошедший год.
Когда мы только-только задумали редизайн сервиса, первые макеты выглядели примерно так:
Или так:
Потом была ещё серия различных концепций, и в какой-то момент мы осознали, что генерировать их можно бесконечно. Нужно было остановиться и как-то организовать работу с идеями. В первую очередь собрать все-все идеи про редизайн в одном месте. Большая стеклянная перегородка в одной из комнат офиса прекрасно для этого подошла.
Чтобы свободно проверять новые идеи и не нарушать привычки пользователей Яндекс.Карт, мы решили запустить отдельную бета-версию Карт с новым интерфейсом и в несколько этапов реализовать все записанные идеи.
Публичную бету запустили в октябре 2013 года, после того как был закончен первый этап — поиск по карте. После запуска мы получили много отзывов от активных пользователей и немного сдвинули сроки запуска следующего этапа, чтобы учесть замечания.
Второй этап мы завершили этим летом — в бета-версии Карт появились маршруты. Мы сделали линию маршрута нагляднее, добавили возможность строить маршруты через несколько точек, а водителям стали предлагать альтернативные варианты, чтобы можно было выбрать путь покороче. Немного изменился и интерфейс Карт: у шапки сервиса пропал фон, а поисковая стрелка, логотип и кнопки пробок и маршрутов стали «парить» над картой, которая заполнила всё окно браузера. Кроме этого мы решили проверить ещё одну смелую идею: перенести список поисковой выдачи слева направо — была гипотеза, что так будет удобнее работать с объектами на карте.
Отзывы не заставили себя ждать — активные пользователи написали нам несколько сотен пожеланий и предложений. В сообщениях люди просили добавить панорамы, писали о том, что потеряли контекстное меню по правой кнопке мыши и с трудом находят кнопки маршрутов и пробок в правом верхнем углу. Кроме того, статистика использования и тесты подсказывали, что пользователи немного путаются в логике панелей поиска.
Мы учли большую часть пожеланий, и сегодня готовы поделиться результатами очередного этапа работы.
Главной темой этого обновления стали панорамы — мы их переделали. Во-первых, мы решили отказаться от технологии Flash в пользу HTML5. Это позволяет смотреть панорамы в мобильных браузерах и даёт возможность комфортно работать с плеером панорам. Во-вторых, сделали новый интерфейс — панорама теперь занимает всё окно браузера, а интерфейс спроектирован так, чтобы ничего не мешало её рассматривать. Совсем недавно мы опубликовали панорамы заповедников России. Посмотрите, как здорово в новом плеере просматривать панорамы Байкала или Дивногорья. Возможность одновременно работать с картой и просматривать панорамы тоже сохранилась. Мини-карта в углу по наведению превращается в интерактивную, с возможностью перейти на панораму соседней улицы.
Мы немного упростили логику интерфейса поиска и детально проработали карточки объектов. Теперь на карточке можно увидеть фрагмент панорамы, а для некоторых типов объектов — список организаций, упорядоченный по категориям. Так можно в один клик поискать, что есть рядом. А на карточках городов, например, можно сразу узнать погоду. Построить маршрут теперь тоже можно в один клик — у всех карточек объектов есть удобная кнопка «Как добраться».
Мне всегда хотелось сделать карту по-настоящему интерактивной, и теперь по клику на карте мы сразу показываем, что находится в этом месте. При этом ни результаты поиска, ни уже построенный маршрут не теряются — панели сворачиваются до заголовка, и к ним можно вернуться в любой момент.
Кнопки основных функций стали ещё более заметными. Мы сделали их такими неслучайно. Всё больше и больше людей заходят в Карты с планшетов, и это значит, что новые Карты должны быть удобными на этих устройствах.
Кроме этого в бета-версии Карт немало других мелких улучшений. Мы постарались учесть предыдущий опыт и улучшить удобство всех функций. Сейчас мы тестируем эти решения и проверяем, всё ли мы сделали правильно.
Продолжаем экспериментировать и очень ждём ваших отзывов.
Весной этого года мы провели первую Конференцию школьников по программированию. В ней участвовали 32 команды, которые представили проекты в области лингвистики, облачных технологий и компьютерного моделирования. Авторы лучших работ получили дипломы и призы от Яндекса.
Первая конференция показала, что идея и формат оказались удачными, и теперь Яндекс открывает регистрацию на вторую Конференцию школьников по программированию. Она пройдёт 19 апреля 2015 года сразу в семи офисах Яндекса — в Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Симферополе, Петербурге, Москве и Минске.
Конференция проводится для учеников 8-11 классов. Они могут участвовать индивидуально или командой до четырёх человек. На конференции будет несколько секций: «Движение», «Слова», «Облака» и «Интеллект». Первая — для проектов в области компьютерного моделирования, вторая — для работ на стыке лингвистики и программирования, третья — для кроссплатформенных приложений, четвёртая — для проектов, связанных с машинным обучением, параллельными вычислениями и Big Data.
Для участия в конференции нужно до конца года подать заявку, а к апрелю — подготовить презентацию проекта с техническим описанием и скриншотами. Школьники, чьи работы пройдут отбор, смогут представить их на конференции. Там и будут определены лучшие проекты.
Подробное описание и правила конференции можно найти на сайте мероприятия, а о лучших проектах предыдущей конференции читайте в нашей прошлой публикации.
У Яндекса несколько собственных дата-центров, в которых располагаются десятки тысяч серверов и сетевое оборудование. Дата-центры обеспечивают качественную работу всех наших сервисов в любое время суток. Однако они не застрахованы от аварий. Как показывает опыт, произойти может всё что угодно: от короткого замыкания и неожиданного обрыва кабеля до потопа. К любой из этих ситуаций нужно быть готовым.
Раз в неделю мы отключаем один дата-центр для моделирования аварийной ситуации, которая может повлиять на работоспособность наших сервисов. Мы называем это учениями. Учения помогают найти слабые места и избежать серьёзных последствий аварии, если она вдруг случится. Первое плановое отключение дата-центра в Яндексе произошло в октябре 2007 года, и с тех пор учения проводятся регулярно.
Отключение дата-центра — сложный и многоэтапный процесс, который должен быть правильно скоординирован. О том, как проходят учения и какие выводы мы делаем после их завершения, читайте в нашем техноблоге на Хабрахабре.