2015-10-06 12:50:47
Многим из вас знаком мессенджер Telegram. Одна из его особенностей — возможность общаться не только ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Многим из вас знаком мессенджер Telegram. Одна из его особенностей — возможность общаться не только с друзьями и знакомыми, но и с виртуальными собеседниками. Таких собеседников называют чат-ботами или просто ботами. Чат-бот — это компьютерная программа, которая поддерживает разговор с человеком: вы отправляете в чат реплику, а бот даёт на неё ответ.
Чат-боты существуют очень давно: они появились ещё во времена больших ЭВМ — мейнфреймов. Тогда боты представляли собой самостоятельные программы. В 1990-е годы, с распространением домашних компьютеров и интернета, боты поселились в чатах и мессенджерах — там их можно добавить в контакт-лист и разговаривать с ними, как с живыми собеседниками.
Боты могут решать самые разные задачи — например, присылать уведомления о событиях или играть в шахматы по переписке. Но одна из их основных задач — выдача коротких справок. Если вы много общаетесь в мессенджерах, иногда проще получить информацию — например, прогноз погоды на ближайшие выходные — от бота, чем открывать браузер и искать нужное в интернете.
Когда летом 2015 года Telegram представил платформу для создания ботов, сотрудники Яндекса сделали несколько собственных простых ботов. Они умеют отвечать на вопросы пользователей, используя данные от сервисов Яндекса.
ImageSearch — бот для поиска картинок
Все, кто общался в интернете, знают, как много значит правильная картинка. Иногда одно изображение, в нужный момент присланное в чат, способно сказать больше, чем сотня слов. Если подходящей картинки нет под рукой, её поможет найти бот ImageSearch. Просто назовите боту слово, и он пришлёт изображение, которое ему соответствует. Картинку за пару кликов можно переслать другу в соседний чат. Если изображение не подходит, скомандуйте /more — и бот сделает ещё одну попытку. Изображения ImageSearch находит с помощью Яндекс.Картинок.
Yandex Maps — бот для работы с картами
Бот Yandex Maps сообщает балл пробок во всех городах, где работает светофор Яндекс.Пробок, и показывает на Яндекс.Картах адреса и организации, про которые спрашивает пользователь. Кроме того, он умеет отвечать на вопрос «Где я?» (иногда это бывает нужно) и рассказывать про ближайшие важные места — например, магазины, кафе или аптеки.
Yandex Dictionary — словарный бот
Этот бот пригодится тем, кто изучает иностранный язык — он за доли секунды подскажет, как переводится то или иное слово. Yandex Dictionary знает семь языков — русский, английский, немецкий, французский, итальянский, испанский и турецкий. Для каждого слова он показывает сразу несколько вариантов перевода — вам остаётся только выбрать подходящий.
Yandex Translator — бот-переводчик
Во многих фантастических книгах экипажу космического корабля, приземлившегося на неизвестной планете, аборигены выдают карманный переводчик. Прикрепив устройство на одежду, земляне волшебным образом начинают понимать местный язык. Бот Yandex Translator — своего рода аналог такого устройства; он, правда, служит для разговоров не с инопланетянами, а с иностранцами. Если вы хотите пообщаться в Telegram с человеком, который говорит на незнакомом вам языке, добавьте в чат Yandex Translator. Бот будет переводить ваши реплики и реплики вашего собеседника, чтобы вы с ним понимали друг друга.
Ботов пишут не только в Яндексе. Сейчас в магазине Telegram-ботов более тысячи самых разнообразных ботов — один, например, организует сеансы игры в покер, а другой даёт уроки акупунктуры. Чтобы упростить жизнь разработчикам ботов, наши коллеги создали бесплатный инструмент аналитики Botan. Он сделан на основе Яндекс.Метрики для приложений и позволяет авторам ботов лучше узнать свою аудиторию. С помощью Botan, например, можно выделить в аудитории бота те или иные сегменты или выяснить, какие команды из числа поддерживаемых ботом наиболее востребованы у пользователей. Botan доступен по адресу http://botan.io/.
2015-10-05 14:46:27
Мы открываем серию обучающих курсов, которые помогут освоить Яндекс.Метрику. Сегодня стал доступен ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Мы открываем серию обучающих курсов, которые помогут освоить Яндекс.Метрику. Сегодня стал доступен первый курс цикла — «Основы работы с Яндекс.Метрикой». С его помощью начинающие пользователи смогут разобраться, как приступить к работе: создать счётчик, правильно установить его на сайт и начать собирать статистику.
Курс состоит из пяти коротких уроков, которые желательно проходить по порядку. В некоторых уроках есть проверочные вопросы. Даже если они покажутся вам слишком простыми, советуем пройти курс целиком — возможно, вы узнаете о полезных нюансах первичной настройки Метрики. В следующем курсе мы подробно разберём, как с помощью Яндекс.Метрики изучать аудиторию сайта.
Делитесь вашими впечатлениями в комментариях и следите за новостями в блоге Яндекс.Метрики и в блоге рекламных технологий.
2015-10-01 17:54:16
Яндекс договорился о технологическом партнёрстве с исландским метапоисковиком авиабилетов Dohop. Он ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Яндекс договорился о технологическом партнёрстве с исландским метапоисковиком авиабилетов Dohop. Он сотрудничает с десятками агентств и крупных авиакомпаний, в том числе Ryanair, Emirates, British Airways, Etihad Airways, Lufthansa, American Airlines и многими другими. Информация от них теперь появится в результатах поиска на Яндекс.Авиабилетах, так что вы сможете находить больше вариантов перелётов по всему миру и покупать билеты напрямую на сайтах более 50 авиакомпаний.
Для всех, кто ищет билеты на нашем сервисе, партнёрство с Dohop означает прежде всего увеличение числа доступных вариантов перелётов. На некоторых направлениях их количество выросло в несколько раз — например, вариантов перелёта по маршруту Лондон — Нью-Йорк теперь в шесть раз больше, чем было раньше. Внешне участие Dohop в процессе поиска билетов никак не заметно. Данные, которые нам передаёт партнёр, объединяются с информацией из других источников и дополняют результаты поиска на Авиабилетах. По сути выходит, что вы пользуетесь двумя метапоисковиками в одном.
Анна Козко, руководитель сервиса Яндекс.Авиабилеты:
«Наше партнёрство с Dohop — редкий случай для рынка. Всё-таки обычно метапоисковики не сотрудничают, а конкурируют друг с другом. В отличие от онлайн-агентства, метапоисковик не продаёт билеты сам, а только предлагает людям множество вариантов купить билет у партнёров: агентств и авиакомпаний. Чтобы агрегировать данные и поддерживать их качество на высоком уровне, требуется немало усилий.
Необходимо сначала собрать со всех партнёров сведения о рейсах, ценах на билеты и, главное, доступности этих билетов в данный момент, а потом эти данные как-то унифицировать и показать в простом и понятном человеку виде, чтобы он смог решить свою задачу. Кроме того, информацию нужно постоянно обновлять. Поскольку это сложно и дорого, метапоисковиков в мире не так уж много. У каждого из них свои технические особенности, поэтому даже при желании им было бы непросто работать вместе.
Для нас, как и для Dohop, главными всегда были две вещи: сотрудничество с авиакомпаниями напрямую и высокое качество данных. Кроме того, Dohop близок нам технологически, так что работать с ними нам оказалось проще, чем с кем-либо ещё. Можно сказать, что они движутся в том же направлении, что и мы. И получается у них неплохо: в 2014 году Dohop получил премию туристической индустрии World Travel Awards как лучший сайт для поиска авиабилетов в мире. Ставка на технологии помогает Dohop делать уникальные продукты. Хороший пример — сервис GatwickConnects, запущенный в лондонском аэропорту Гатвик. С его помощью можно оформить перелёт разными авиакомпаниями одним бронированием, даже если эти авиакомпании не работают друг с другом.
Для метапоисковика работа с авиакомпаниями — самый верный способ предоставить людям качественные и актуальные данные. Конечно, информацию об авиарейсах и билетах можно (и, как правило, проще) получать из других источников, например от глобальных систем бронирования или крупных онлайн-агентств. Однако первоисточником данных всегда является авиакомпания, которая регулярно обновляет информацию о наличии и стоимости билетов. Чем ближе к этому первоисточнику агрегатор, тем точнее и полнее информация о перелётах, которую вы видите в результатах поиска, и тем больше вероятность найти билет по выгодной цене».
2015-09-29 12:53:48
Интернет даёт огромные возможности для обучения. Сейчас удалённо можно получить знания практически в ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Интернет даёт огромные возможности для обучения. Сейчас удалённо можно получить знания практически в любой области — было бы время и желание. Образовательные платформы (такие как Coursera или edX) собирают миллионные аудитории. А лучшие университеты размещают там свои учебные программы. Мы тоже решили пойти по этому пути и подготовили два онлайн-курса для школьников — «Безопасность в интернете» и «Введение в программирование (C++)». К первому можно уже приступать, второй начнётся 1 октября.
Курс по информационной безопасности рассчитан на учеников 6–9 классов. Он состоит из трёх частей. В первой будет рассказано о вирусах и вредоносных программах. Вторая часть посвящена безопасности личных данных, а третья — финансовой грамотности в интернете. Прослушав курс, школьники будут знать, как не подхватить вирус и защитить от взлома свою страницу во ВКонтакте, как оплачивать покупки в сети и не стать жертвой мошенников. Курс состоит из 21 урока. Каждый из них включает короткий видеоролик, конспект и проверочные вопросы. Уроки составлены специалистами Яндекса и Яндекс.Денег, так что слушатели получат знания из первых рук.
Наталья Куканова, один из авторов курса, заместитель руководителя службы информационной безопасности Яндекса:
Сейчас дети очень быстро осваивают интернет и проводят там много времени: играют, общаются, слушают музыку. У большинства подростков есть аккаунт в соцсети, компьютер или смартфон. Но, как и взрослые, они редко думают о безопасности в интернете, пока не столкнутся с мошенничеством. А защитить ребят от этого без их участия довольно сложно. Поэтому мы хотим рассказать школьникам какие-то базовые вещи: как вести себя в сети, как обезопасить свой компьютер и платежи. Запрос на такой контент есть и со стороны учителей, поэтому курс адресован и им тоже. А чтобы наши слушатели не скучали, мы постарались сделать уроки короткими и увлекательными.
Второй курс — «Введение в программирование» — предназначен для более узкой аудитории. Это школьники и взрослые, которые интересуются программированием или хотят попробовать себя в этом деле. Для прохождения курса достаточно знать математику на уровне 9-го класса. Курс состоит из 12 уроков и включает более 100 задач. Каждый урок содержит видеоролик (10-15 минут), конспект лекции и задания. По окончании курса, конечно, не получится пойти работать программистом. А вот решать олимпиадные задачи или учиться в институте будет точно легче.
Михаил Густокашин, автор курса, куратор образовательных программ Яндекса, преподаватель факультета компьютерных наук НИУ «ВШЭ»:
Идея сделать онлайн-курс по основам программирования возникла в процессе работы со студентами факультета компьютерных наук в «Вышке». На первом курсе им нужно подняться на довольно высокую ступеньку. И лучше всего с этим справляются те, кто в школе решал много простых задач по программированию и сдавал их в тестирующую систему. Найти идеальный уже готовый онлайн-курс с такими задачами нам не удалось, и мы сделали свой — с учётом того, что даёт школа. Содержание курса было определено так: минимум сложной теории, много примеров и практических задач. Кроме того, мы включили в курс то, что не всегда рассказывают учителя: как работать со средой программирования, отлаживать программы, искать и исправлять ошибки. Мы уже протестировали этот курс на наших студентах в «Вышке», и, судя по всему, он получился.
Для Яндекса онлайн-курсы — это новый опыт, потому что раньше мы всерьёз занимались только очным обучением. Конечно, мы выкладывали видеозаписи лекций и семинаров, но это не совсем то. Теперь мы будем обучать и удалённо тоже. В отличие от очных программ, онлайн-курсы доступны всем желающим: здесь нет вступительного тестирования и конкурсного отбора. Достаточно зарегистрироваться на курс, и можно приступать к занятиям. Регистрация открыта на academy.yandex.ru и на платформе Stepic, где мы разместили обе программы.
2015-09-17 12:51:34
Интернет уже давно стал частью повседневной жизни, и практически все явления окружающего мира в нём ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Интернет уже давно стал частью повседневной жизни, и практически все явления окружающего мира в нём так или иначе присутствуют. В том числе не самые приятные. Мошенники тоже используют сеть: крадут чужие пароли и денежные средства, выманивают у пользователей личные данные, рассылают спам с чужих адресов и аккаунтов.
Браузер — основная программа для связи с интернетом. В таких условиях ему недостаточно быть удобным, быстрым и надёжным. Одним из важнейших требований становится безопасность. Браузер должен предотвращать угрозы заранее, ещё до того, как данным или устройству нанесён ущерб. Для этого в Яндекс.Браузере используется технология активной защиты Protect, объединяющая несколько защитных механизмов.
Защита от кражи паролей
Всё важное в интернете защищено паролями. Они открывают доступ к переписке, файлам в облачном хранилище, денежным средствам на банковском счёте. Для кражи паролей злоумышленники используют в том числе «фишинговые» сайты. Жертва получает письмо якобы от службы поддержки какого-нибудь популярного сайта и по ссылке переходит на страницу, которая выглядит точь-в-точь как этот сайт. Часто письмо пугает блокировкой аккаунта или заморозкой средств на счёте — от волнения пользователь теряет бдительность и вводит свой пароль, который попадает владельцу сайта-клона.
Яндекс.Браузер предостерегает пользователей, когда они начинают вводить пароль на подозрительных страницах. У Браузера есть список важных сайтов, пароли от которых нужно защищать: почтовые сервисы, социальные сети, сайты банков и платёжных систем. В него попадают и сервисы, пароли от которых пользователь сохранил сам. Также в браузере хранятся хеши паролей для этих сайтов. Хеш — это своего рода отпечаток пароля, строка фиксированной длины из цифр и латинских букв, получаемая в ходе криптографического преобразования.
Как только пользователь устанавливает курсор мыши в поле для ввода пароля на любом сайте, которого нет в списке, активируется система защиты. Когда пароль набран до конца, Яндекс.Браузер вычисляет его хеш и временно блокирует отправку данных в сеть. Если полученный хеш совпадает с одним из отпечатков, хранящихся в браузере — то есть пользователь вводит пароль от важного сайта на другой странице — показывается предупреждение:
Если пользователь знаком с этим ресурсом и доверяет ему, то уже введённый пароль передаётся на сайт и происходит авторизация. При отказе от входа заполненное поле очищается, поэтому пароль не могут перехватить.
Защита в общественной сети Wi-Fi
Публичные сети Wi-Fi — например, бесплатный интернет в ресторанах, торговых центрах, аэропортах и других общественных местах — часто полностью открыты и не требуют пароля для подключения или защищены крайне ненадёжным WEP-шифрованием.
Подключаясь к такому Wi-Fi, пользователь делит сеть со всеми окружающими. Незнакомец за соседним столиком в кафе может запустить на своём компьютере, планшете или даже телефоне специальную программу-сниффер — она перехватывает все данные, которые передают другие участники сети. Или он может использовать своё устройство в режиме точки доступа, развернув сеть с распространённым названием — например, FREE_WiFi_Guest. Все, кто раньше пользовался настоящей сетью с таким именем, даже в другом месте, подключатся к поддельному Wi-Fi автоматически, просто оказавшись в радиусе его действия. Данные ничего не подозревающих людей будут проходить через устройство злоумышленника.
Сегодня большинство крупных сайтов (Яндекс, Google, Mail.Ru, Facebook, ВКонтакте) используют защищённый протокол HTTPS с шифрованием, который исключает подобное вмешательство. Но очень многие ресурсы в интернете по-прежнему используют стандартный HTTP-протокол без какой-либо защиты. Авторизуясь на таких сайтах через публичный Wi-Fi, пользователь фактически отправляет свой логин и пароль в открытом виде, и перехватить их не составляет никакого труда. С ними злоумышленники нередко могут проникнуть и в основной почтовый ящик жертвы, на который зарегистрированы все важные аккаунты, ведь многие люди ради удобства используют одинаковые пароли на разных сайтах.
В Яндекс.Браузере для компьютера и мобильных устройств есть защитная функция под названием «Безопасный Wi-Fi». В ней применяется та же технология, что и в режиме Турбо. При активации «Безопасного Wi-Fi» трафик со всех сайтов, где используется обычный HTTP, проходит через сервер Яндекса, только никак не обрабатывается и не сжимается. Фактически сервер выступает в роли шлюза — Яндекс.Браузер подключается к нему по защищённому HTTPS-протоколу, и обмен информацией между устройством пользователя и сайтом происходит через это надёжно зашифрованное подключение.
Данные с тех сайтов, которые поддерживают HTTPS, передаются напрямую — они уже зашифрованы, поэтому дополнительный шлюз для их безопасной передачи не требуется. Режим «Безопасный Wi-Fi» включается автоматически, как только пользователь оказывается в беспроводной сети без пароля или со слабым шифрованием.
Блокировка опасных и мошеннических сайтов
Яндекс ежедневно проверяет десятки миллионов страниц на наличие вредоносного кода — это происходит одновременно с индексированием интернета. Помимо сайтов, специально созданных для распространения вирусов, опасность могут представлять и добропорядочные ресурсы: периодически злоумышленникам удаётся взламывать даже очень популярные и высокорейтинговые сайты и распространять через них вредоносные программы. Кроме того, поисковый робот Яндекса умеет определять страницы, связанные с смс-мошенничеством. Для этого разработан специальный алгоритм, который хранится в тайне — чтобы мошенники не могли придумать способ его обойти.
Адреса заражённых и мошеннических сайтов попадают в специальную базу данных, которая обновляется несколько раз в сутки и включает сотни тысяч ссылок. При попытке открыть любую из них через Браузер загрузка сайта блокируется, а пользователь видит предупреждение:
Это универсальная технология, которая используется не только в Яндекс.Браузере, но и в результатах поиска, Элементах Яндекса, сервисе Яндекс.DNS. Более того, выводить такие предупреждения для своих пользователей может создатель любого сайта или приложения — доступ к технологии открыт для всех.
Проверка загружаемых файлов
Любой скачанный в интернете файл может содержать в себе вредоносный код. Поэтому технология Protect включает в себя проверку всех загружаемых файлов. Антивирус работает в облаке на серверах Яндекса и проводит анализ по множеству критериев.
Проверка файла начинается ещё в процессе загрузки. Яндекс.Браузер выделяет некоторые его характеристики и отправляет их для проверки в антивирусное облако. В большинстве случаев этих сведений достаточно, чтобы определить наличие вредоносного содержимого. Весь файл целиком не передаётся, поэтому проверка проходит максимально быстро. В более сложных случаях антивирус сам запрашивает у браузера дополнительные сведения о файле или его фрагменты для тщательного анализа.
Если файл опасен, Яндекс.Браузер показывает предупреждение. Одновременно меняется расширение файла, чтобы обезвредить его на то время, пока пользователь решает его дальнейшую судьбу. Аналогичным образом действуют обычные антивирусные программы, помещая обнаруженные на компьютере заражённые файлы в «карантин».
Эти меры позволяют Яндекс.Браузеру предупреждать пользователя до того, как произошло что-то неприятное. Protect — первая комплексная технология защиты браузера, которая оберегает от большинства неприятностей: потери своих аккаунтов из-за украденного пароля, заражения компьютера на вредоносной странице, вмешательства посторонних при работе в общественной сети. Кроме этого, Protect активно развивается, и в будущих версиях Яндекс.Браузера его защита будет дополнена новыми механизмами для предотвращения других угроз. Но даже с таким надёжным браузером стоит помнить об осторожности и следовать простым правилам, о которых мы пишем по метке безопасность.