Пять дней в неделю утром на работу, в обед бизнес-ланч, вечером в пятницу за продуктами, а потом иногда в бар, в субботу — кино, торговый центр или салон красоты, ну а после, может быть, ночной клуб. И в понедельник вечером — в спортзал, чтобы восстановить силы. И так изо дня в день. По крайней мере такая была гипотеза у нашего аналитика геоинформационных сервисов. Чтобы проверить её, он посмотрел, как запросы пользователей мобильных Яндекс.Карт и Навигатора распределяются по дням недели.
И, да, всё так и вышло.
Продуктами закупаются в пятницу и выходные:
Цветы ищут вечером, особенно по пятницам и субботам:
А вот банки нужны всё время:
С понедельника — новая жизнь, а вот в пятницу вечером на фитнес ходят мало:
Потому что в пятницу вечером старую жизнь провожают в барах и пабах:
В ресторанах и кафе в будни чётко видны обед и ужин, а вот в выходные бизнес-ланчи не подают:
В выходные других дел хватает. Заехать в автосервис:
Сходить в кино:
Или в салон красоты, чтобы подготовиться к началу новой недели:
По данным мобильных Яндекс.Карт и Навигатора, март-июль 2014 (без учёта праздничных дней)
Что важнее всего при изучении иностранного языка? Желание, свободное время, проверенный учебник, хороший преподаватель? Безусловно. А ещё — хороший словарь.
У многих из нас на полках стоят бумажные словари: старые и новые, общие и специализированные, многотомные и карманные. С ними, как и с любыми книгами, может быть связано множество воспоминаний: например, о школьных уроках немецкого или о первой поездке за рубеж. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что по удобству использования бумажные словари проигрывают электронным.
Работать с электронными словарями проще и быстрее, чем с бумажными: не нужно перелистывать страницы в поисках слова, можно не только прочитать перевод слова, но и услышать, как оно звучит, а пользоваться словарём можно на любом устройстве. На сервисе Яндекс.Словари представлены три вида электронных словарей: переводные, энциклопедические и словари русского языка: толковые, этимологические, орфографические, фразеологические, словари синонимов и так далее.
Если ввести в поисковую строку Словарей, например, слово [колибри], то словари русского языка дадут его краткое толкование, расскажут, откуда произошло слово, есть ли у него синонимы и на какой слог в нём ставить ударение. Из энциклопедических словарей можно узнать, как выглядит колибри, где обитает и чем питается. Переводные словари, об устройстве которых мы хотим рассказать, подскажут, как слово переводится на иностранные языки.
Сколько у нас словарей
Сейчас в коллекции сервиса Яндекс.Словари — 67 переводных словарей для десяти языков, включая казахский, турецкий и латынь. В нашем индексе есть как общие, так и специализированные словари: для юристов, биологов, врачей, авиаторов. Мы используем готовые электронные словари, а не составляем их самостоятельно: эта работа требует специальных навыков и знаний, и её выполняют ученые-лексикографы.
Как формируется словарная статья
Мы не знаем, какая именно задача стоит перед пользователем, заглянувшим в словарь. Возможно, он делает школьное задание по английскому языку, а может быть, переводит статью про плазмохимическое травление в микроэлектронике. Поэтому для каждого слова мы показываем все переводы из всех словарей, где оно нашлось. Само по себе это несложно, но без специальной обработки результатов пользователям придётся продираться через большое количество повторов. Перевод будет выглядеть примерно так:
Чтобы не дублировать информацию, мы научились разбирать словарные статьи на отдельные переводы и склеивать переводы по близости значений. Этим в переводных Яндекс.Словарях занимается специальный алгоритм.
Алгоритм извлекает из словарных статей данные — основные и вспомогательные. Основные — это заголовок и список переводов; иными словами, то, что составляет структуру статьи. К вспомогательным данным относятся часть речи, грамматические пометки, транскрипция, примеры употребления и тематика.
Дальше алгоритм, ориентируясь на основные (а при необходимости — и на вспомогательные) данные, распределяет переводы по частям речи, собирает близкие по значению переводы в одну строку и удаляет дубликаты. В результате получается такая статья:
Многие статьи проиллюстрированы примерами. Примеры мы тоже получаем из словарей, входящих в индекс. В словарях примеры часто даются списком в конце статьи, что не всегда удобно. Наш же алгоритм умеет распределять примеры по значениям – вот так:
По большому счету, переводные Яндекс.Словари – это один большой «мегасловарь», собранный по данным из разных источников. Лишняя информация (переводы-повторы) из него удалена, а нужная (примеры или синонимы) добавлена. Такой «мегасловарь» универсален: им могут пользоваться и профессиональные переводчики, и те, кто только-только приступил к изучению иностранного языка.
Помимо Словарей, у Яндекса есть еще один сервис для тех, кто имеет дело с иностранным языком, – это Перевод. Если Словари предназначены главным образом для тех, кто серьезно изучает язык, то автоматический переводчик может пригодиться, например, в зарубежной поездке или в случае, когда нужно примерно понять содержание текста на незнакомом языке.
Информация — не всегда лучший ответ на поисковый запрос. Некоторые запросы, например [lana del rey новый альбом], содержат в себе задачу, и правильнее всего предлагать в результатах поиска её решение. В поиске Яндекса для этого служат интерактивные колдунщики — специальные ответы, помогающие вам слушать музыку, подбирать авиабилеты, прокладывать маршрут или переводить иностранные слова. Сегодня мы запустили сразу несколько новых колдунщиков, которые позволяют оплатить интернет, услуги ЖКХ, штрафы ГИБДД и купить билеты в кино.
В теории оплата разнообразных услуг — достаточно простое действие. Но на практике оказывается, что на это уходит довольно заметное время. Пока вспомнишь, где платить, введёшь логин, пароль и все остальные данные — проходит минут десять. Новые колдунщики помогут вам сэкономить это время.
Оплатить штраф ГИБДД или купить билет в кино теперь можно прямо на странице результатов поиска, никуда не переходя. Если ввести в поисковой строке название фильма — к примеру, [город грехов 2], — в результатах поиска появится колдунщик, с помощью которого можно выбрать кинотеатр и время сеанса и заплатить за билет. Ввод данных и оплата происходят на защищённых страницах, поэтому вы можете не беспокоиться о безопасности платежей.
Для оплаты услуг ЖКХ достаточно задать поисковый запрос вроде [заплатить за воду] и ввести данные поставщика услуг в специальную форму в результатах поиска. Продолжить оплату вы сможете на сервисе городских платежей Яндекс.Денег. Колдунщики срабатывают и по названиям поставщиков услуг — например, [мосэнергосбыт] или [ростелеком]. Платить можно со счёта на Яндекс.Деньгах (везде, кроме колдунщика билетов, в котором такая возможность появится в ближайшее время) или с банковской карты, даже если у вас нет аккаунта на Яндексе.
Новые колдунщики позволяют вам быстро решить простые задачи, которым раньше нужно было бы уделить гораздо больше внимания и времени. Если формат колдунщиков «полного цикла», оплаты штрафов ГИБДД и покупки билетов в кино, окажется успешным, в будущем на него перейдут и другие платёжные колдунщики.
Покупать билеты в кино в интернете гораздо удобнее, чем в кассе кинотеатра. Можно заранее выбрать фильм и время сеанса, не беспокоиться о том, что все хорошие места окажутся заняты, и не тратить время в очереди в кассу. Сегодня мы запустили новый сервис Яндекс.Билеты, с помощью которого вы можете купить электронный билет в кино без наценки и дополнительных сборов.
Сервис работает на Яндекс.Афише и предлагает билеты на сеансы 370 кинотеатров в 93 городах России — от Москвы до Южно-Сахалинска. Купить билеты на Афише можно было и раньше, однако теперь выбор стал больше: в Яндекс.Билетах мы объединили предложения двух продавцов электронных билетов в России — «Рамблер-Кассы» и «Кинохода». Благодаря этому вы можете купить практически любой билет в кино, который продаётся в интернете.
Электронный билет можно оплатить банковской картой, а в кинотеатре — просто забрать в кассе по номеру, который вы можете получить по смс и электронной почте или сохранить в приложении Passbook.
В ближайшее время Яндекс.Билеты появятся на КиноПоиске, а также в мобильных приложениях Афиши для Android и КиноПоиска — для Android и iOS.
Сервис только запустился, и команда Яндекс.Билетов будет рада выслушать ваши пожелания, чтобы сделать его ещё лучше. Пробуйте, пользуйтесь и оставляйте отзывы в комментариях или с помощью формы обратной связи.
Весной мы публиковали в блоге подборку рисунков, которые сотрудники Яндекса оставляют на стенах наших офисов в разных городах. Стены покрыты специальной плёнкой, на которой можно писать маркером — конечно, не для забавы, а по работе: скажем, нарисовать схему или написать пример кода. Но люди регулярно используют их не по делу — в конце концов, если перед тобой стена и маркер, нельзя просто так взять и пройти мимо. За прошедшие несколько месяцев коллекция настенной живописи в Яндексе пополнилась.
Тоторо несудьбы в питерском офисе Яндекса.
В летнюю жару смотрящей за ручкой кондиционера назначили выпь.
Конкурс на лучший рисунок кота признан состоявшимся.
Некоторые хотят жить в Яндексе (а некоторые — живут).
Пятничное заклинание менеджера.
Творческий порыв передался даже рабочим, которые обустраивали наш внутренний двор.
И у них неплохо получилось.
Больше фотографий Яндекса ищите в нашем Instagram, а обо всех интересных особенностях наших офисов читайте в этой подборке постов.