2015-06-29 13:56:09
Сегодня мы запустили новую версию Яндекс.Работы — сервиса для поиска вакансий. При проектировании ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Сегодня мы запустили новую версию Яндекс.Работы — сервиса для поиска вакансий. При проектировании интерфейса мы преследовали одну главную цель: сделать процесс поиска работы удобнее и проще. Для этого сначала нужно было узнать, какие проблемы возникают у людей, пользующихся сервисом, и шаг за шагом решить их. Результатом этих решений стал совершенно новый сервис, внешне не похожий на тот, что был раньше, но сохранивший все привычные функции.
Первая версия Яндекс.Работы, запущенная в 2010 году, была ориентирована на модель классических порталов для поиска работы: множество фильтров и параметров поиска, подробные описания вакансий, длинные перечни отраслей, профессий и компаний. Всё это полезно, когда ищешь офисную работу, но больше половины посетителей нашего сервиса интересуются вакансиями, на которые можно претендовать без резюме, — водители, грузчики, продавцы, курьеры. При поиске такой работы на первый план выходят другие критерии, и это должно отражаться в интерфейсе. Кроме того, за пять лет дизайн сервиса, откровенно говоря, устарел. Мы хотели, чтобы новая Работа соответствовала и современным требованиям к интерфейсам, и пожеланиям людей к функциям сервиса.
Конечно, у нас были определённые гипотезы о том, что можно улучшить. Перед тем как начать работу, мы провели несколько юзабилити-исследований и глубинных интервью, чтобы проверить эти предположения. Многие гипотезы полностью подтвердились, но мы узнали и кое-что новое. Например, оказалось, что люди воспринимают логотипы компаний на главной странице как рекламу и относятся к этому негативно. При этом те же логотипы в описаниях вакансий, наоборот, помогают сориентироваться и очень полезны.
Главное, что мы вынесли из исследований — людям нужна простота. И, в общем-то, все те изменения, которые произошли на сервисе, направлены на достижение этой простоты. По отдельности они могут показаться незначительными: здесь немного добавили, оттуда немного убрали. Однако из этих мелочей сложилась новая Яндекс.Работа.
Во-первых, мы пересмотрели логику показа фильтров в поиске, оставив на виду только самые важные — это профессия, регион, станция метро (или район) и зарплата. Исследования показали, что большое количество фильтров только путает людей и усложняет им задачу. Те фильтры, которые используются реже, мы расположили справа от списка вакансий, чтобы не отвлекать человека, но дать ему возможность их использовать. Во-вторых, упростили сортировку вакансий: вместо сортировки по релевантности, которую многие не понимали, вакансии теперь можно сортировать по размеру зарплаты или по дате появления.
При поиске многих вакансий близость места работы к дому может стать решающим фактором, поэтому мы сделали больший акцент на геолокации. Теперь в каждой вакансии, где указан адрес места работы, мы показываем расстояние до него от ближайшего метро, а если в городе нет метро — район, в котором доступна вакансия.
Другое важное изменение касается описания вакансий. В ходе исследований выяснилось, что никто не читает длинные описания — людей интересует самое важное: место, где предлагается работать, и размер зарплаты, а также дата размещения вакансии и график работы. Теперь всё это видно сразу, а лишнее мы убрали. Конечно, убрали не полностью — описания вакансий для специалистов остались, как и дополнительные фильтры. Наша цель была в том, чтобы вся информация, которую вы видите сразу, была важной.
На главной странице Яндекс.Работы мы показываем наиболее востребованные фильтры и категории. Задача главной страницы — как можно быстрее перевести человека, который ищет работу, к результатам поиска. Это помогают сделать фильтры по типам работы — например, работа без опыта или на дому, — а также список наиболее популярных отраслей.
Помимо интерфейса, Яндекс.Работа обновилась и технологически. Например, мы сделали умные подсказки зарплат. Если вы ищете работу официанта с определённой зарплатой, а на сервисе доступно больше вакансий с зарплатой ненамного ниже, Работа покажет это.
Ещё одно важное, но не такое заметное технологическое обновление, — значительное улучшение алгоритма поиска дублей вакансий. Яндекс.Работа получает данные о вакансиях от разных партнёров, и часто бывает так, что одна и та же вакансия приходит к нам несколько раз. Чтобы они не дублировались на сервисе, их нужно правильно кластеризовать, что мы и постарались сделать.
Подобных небольших изменений на сервисе очень много, мы перечислили лишь самые важные. Пользуйтесь новой Яндекс.Работой на rabota.yandex.ru или с помощью мобильных приложений для iOS и Android, о запуске которых мы рассказывали совсем недавно, и оставляйте ваши отзывы. Надеемся, что вам понравится.
2015-06-26 14:58:56
В прошлом году пользователи мобильных Яндекс.Карт и Яндекс.Навигатора оставили на карте Москвы ...
+ развернуть текстсохранённая копия
В прошлом году пользователи мобильных Яндекс.Карт и Яндекс.Навигатора оставили на карте Москвы больше двух миллионов сообщений о ДТП. Кроме аварий этими отметками могут обозначать и другие события — например, ремонт или перекрытие дороги. Мы отобрали только отметки с комментариями, которые однозначно указывают на ДТП («фура и легковушка на съезде», «инфинити в столб», «левый ряд»), и определили места, где их было больше всего. В результате получилась карта самых аварийных мест в Москве.
Судя по нашим данным, самые опасные участки в Москве — это развязки МКАД и ТТК с крупными радиальными магистралями: на въездах и выездах потоки пересекаются, водители перестраиваются, и это приводит к частым столкновениям. В 2014 году больше всего сообщений об авариях пришло с пересечения МКАД и Ленинградского шоссе, особенно со съездов в сторону области. На втором месте по количеству аварий — съезд с МКАД на Щёлковское шоссе, на третьем — развязка ТТК и Ленинградского проспекта.
На радиальных трассах ДТП чаще всего отмечают также на крупных развязках. Здесь самые аварийные места — площадь Тверская Застава около Белорусского вокзала, пересечение проспекта Мира и улицы Бориса Галушкина, пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара. А меньше всего аварий среди магистралей, ведущих от ТТК к МКАД, было на трассе Звенигородское шоссе – Проспект Маршала Жукова.
За МКАД самые аварийные участки — это пересечение Ленинградского и Международного шоссе и развязка Ярославского шоссе с Олимпийским проспектом.
Тепловую карту аварий на московских дорогах смотрите на странице исследования «Карта автомобильных аварий в Москве».
2015-06-26 11:01:08
Современный мир предлагает человеку множество товаров, услуг и развлечений. Богатый выбор — это ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Современный мир предлагает человеку множество товаров, услуг и развлечений. Богатый выбор — это хорошо, но, когда ассортимент слишком широк, сложно остановиться на чём-то одном. На то, чтобы купить пылесос или даже просто выбрать фильм на вечер, уходит много времени и сил. Приходится читать отзывы, сравнивать описания и характеристики или спрашивать совета у друзей. Поэтому становится необходимой возможность не просто найти нужный объект — например, фильм, товар или музыкальный трек, — а быстро и просто выбрать из миллионов похожих объектов подходящий.
Чтобы сделать выбор и принять решение было проще, придуманы системы персональных рекомендаций. Их задача — сузить предложение до вариантов, которые с наибольшей вероятностью подойдут конкретному человеку. В основе подобных систем лежат сложные рекомендательные технологии. В Яндексе для таких случаев разработана технология Диско. Она используется в сервисах с крупными каталогами объектов — в Музыке, Радио, Маркете и Видео.
Название технологии было выбрано в честь музыкального жанра диско. Треки в этом жанре можно послушать на Яндекс.Музыке. Именно на этом сервисе Яндекса впервые появились рекомендации — это произошло в сентябре 2014 года. Кроме того, слово «диско» созвучно английскому слову discovery, которое означает «открытие нового» и хорошо отписывает суть технологии.
Выявление предпочтений
Прежде чем что-либо советовать человеку, стоит уточнить его вкусы и предпочтения. Узнать о них Диско может из нескольких источников. Во-первых, это поисковые запросы — они могут рассказать о текущих интересах. Во-вторых, это данные от технологии Крипта: пол, примерный возраст и род занятий. Они позволяют не рекомендовать человеку то, что ему заведомо не понравится. Скажем, 15-летней девочке, которая увлекается аквааэробикой, не стоит советовать музыку в жанре шансон. Наконец, это сведения от сервиса, для которого составляются рекомендации. Например, в Маркете это информация о том, какие товары просматривал человек, а в Музыке и Радио — какие треки он слушал. Само собой, все данные обезличены.
Сигналы о предпочтениях пользователя могут быть положительными и отрицательными. Например, в Яндекс.Радио и Яндекс.Музыке композиции, которые пришлись не по душе, можно пропускать или отмечать оценкой «не нравится». Это отрицательный сигнал — он говорит о том, что в дальнейшем человеку такую музыку рекомендовать не надо. Кроме того, сигналы могут отличаться по весу. И оценка «мне нравится», и факт прослушивания трека от начала до конца являются положительными сигналами, но у первого вес будет больше.
Составление рекомендаций
Составляя рекомендации, Диско использует три разных подхода. Первый подход опирается на информацию об объектах и связях между ними. Например, про любой музыкальный трек известно, на каком альбоме он вышел, кто его исполняет и к какому жанру он относится, а про любой товар — кто его производитель, каковы его характеристики и к какой категории товаров он принадлежит. Проанализировав связи, можно посоветовать пользователю объекты, родственные тому, чем он уже интересовался. Скажем, если человек часто слушает прогрессивный рок, ему можно предложить другие треки этого жанра, а если человек купил плиту и холодильник одного и того же производителя, а сейчас подбирает микроволновку, его, скорее всего, заинтересуют модели, выпущенные этой же компанией.
В основе второго подхода лежит информация о связях между людьми. Благодаря Крипте известны пол, примерный возраст и предположительный род занятий каждого пользователя. Установлено, что людей, у которых эти характеристики совпадают, часто интересуют одни и те же объекты. Даже если человек пользуется сервисом впервые и ещё не успел ничего посмотреть, послушать или приобрести, можно проверить, что смотрят, слушают или покупают люди со схожими характеристиками — и предложить ему эти же объекты.
Третий подход использует данные о взаимодействиях пользователей с объектами. Взаимодействием можно считать, например, факт просмотра видеоролика или оценку «нравится», поставленную музыкальному треку. Подход (в теории рекомендательных систем он известен как SVD — singular value decomposition, или сингулярное разложение) позволяет, опираясь на уже известные взаимодействия, предсказать, как пользователи отреагируют на те или иные объекты — например, какую оценку они поставят фильму, который пока не видели.
У каждого из подходов есть свои достоинства. Первый подход позволяет посоветовать человеку редкие объекты, которыми мало кто интересуется — например, малоизвестную музыкальную группу. Второй подход даёт возможность составлять рекомендации для людей, которые оказались на сервисе впервые и ещё не успели совершить никаких действий. Третий подход позволяет найти нетривиальные закономерности: скажем, может выясниться, что люди, которые интересуются надувными бассейнами и фитнес-трекерами, чаще других покупают кофеварки.
На этих трёх подходах основаны все рекомендательные модели, которые используются в Диско. Таких моделей насчитывается несколько сотен, и все они работают по-разному: одна составляет рекомендации с учётом музыкального жанра, вторая — с учётом бренда товаров, и так далее. Каждая модель на вход принимает набор параметров, а на выходе выдаёт список рекомендаций.
Обработка рекомендаций
Все рекомендации от различных моделей обрабатывает метод машинного обучения Матрикснет. Его задача — составить сочетание рекомендаций, которое бы идеально соответствовало интересам пользователя в данный момент.
Решая эту задачу, Матрикснет учитывает множество факторов. Например, фактор разнообразия — людям, у которых в плейлистах соседствуют треки разных жанров и исполнителей, стоит советовать более разнообразную музыку, чем тем, кто привык включать альбом и слушать его от начала до конца. Или фактор популярности — кто-то предпочитает слушать музыку, которую часто крутят радиостанции, а кто-то любит редкие треки, которые известны только узкому кругу меломанов.
Результат работы Матрикснета — финальный список рекомендаций. Его пользователь и видит на сервисе — например, на главной странице Яндекс.Музыки или в разделе «Популярные товары» на Яндекс.Маркете.
Вокруг происходит так много событий, что легко пропустить что-то интересное. Одних только концертов в Москве каждую неделю проходит несколько десятков. А ещё кино, выставки, спектакли, экскурсии, ярмарки, мастер-классы — множество разных мероприятий, которые могут быть вам интересны. Уследить за ними, а тем более всюду успеть — очень сложно. Мы хотим исправить это и запускаем новую Яндекс.Афишу — сервис выбора развлечений, с которым вы всегда будете в курсе того, что происходит вокруг.
Готовясь к запуску новой Афиши, мы выяснили, что люди посещают развлекательные мероприятия куда реже, чем им хотелось бы. Причины называют самые разные, в том числе: иногда забывают дату, иногда слишком поздно узнают о событии, а иногда поздно о нём вспоминают, и билетов уже нет. Новая Яндекс.Афиша устроена так, чтобы этих причин у вас стало меньше. Мы собираем информацию обо всех событиях и в нужный момент показываем вам наиболее подходящие. Летом это могут быть события на открытом воздухе, в конце недели — вечеринки на выходных или мероприятия, на которые можно сходить с детьми.
Важная часть новой Афиши — это персональные рекомендации. Например, сервис учитывает, каких исполнителей вы слушаете на Яндекс.Музыке, и, если кто-то из них приезжает с концертом, покажет вам информацию об этом в первую очередь. Чем больше вы будете пользоваться сервисом, тем точнее будут рекомендации. Когда мы накопим достаточно данных, включится рекомендательная система Диско, и Яндекс.Афиша станет вам как друг, который звонит и говорит: «Пойдем на новую выставку, тебе точно понравится!» При этом рекомендации никогда не заслоняют общей картины, потому что наша цель — сообщить обо всём, что происходит в вашем городе, и сделать так, чтобы вы могли узнать что-то новое. Сориентироваться в незнакомых событиях поможет дополнительная информация, которая объясняет, чем событие интересно. Например, если это новый фильм известного режиссёра, то Афиша покажет его имя или имя звезды, которая в нём сыграла.
Другая важная особенность, которую мы старались учесть в новой Афише, — это то, что люди по-разному хотят проводить свободное время в разных контекстах. После работы многим хочется расслабиться, а на выходные — найти что-то особенное. На сервисе есть тематические подборки, которые помогут выбрать то, что вам сейчас подходит, будь то мастер-класс по кулинарии или выставка современного искусства. Идея в том, что тот же мастер-класс вы, может, и не стали бы прицельно искать, а в подборке вроде «Бесплатные события на выходных» обратить на него внимание будет проще.
На главной странице сервиса вы можете узнать, куда сходить прямо сейчас и что интересного будет в ближайшее время. В первую очередь Афиша предлагает те события, которые популярны у пользователей Яндекса или освещаются в СМИ. Если о каком-то концерте много пишут, наши рекомендательные алгоритмы, опираясь на количество публикаций в Яндекс.Новостях, будут показывать его выше на главной странице сервиса и подскажут, что это событие популярно. На ранжирование влияют и другие факторы, такие как наличие билетов на мероприятие. Скажем, если недавно открылась продажа билетов на какой-то концерт, мы покажем его в первую очередь, чтобы вы успели купить билет. Сделать это можно прямо на сервисе: сейчас вы можете покупать билеты в кино и на концерты, а осенью мы планируем добавить ещё и билеты на театральные постановки.
Для того чтобы информация на Афише всегда была полной, мы собираем её из разных источников: от наших информационных партнёров, из социальных сетей и напрямую от организаторов. Дело в том, что организаторы рассказывают о своих мероприятих разными способами, и не все они универсальны. Например, то, что рекламируют по телевизору, не увидят те, кто его не смотрит; то, о чём сообщают в печатной прессе, тоже не всегда дойдёт до адресата. Мы постарались решить эту проблему и сделать Яндекс.Афишу местом, где вы можете узнать обо всём сразу.
Наша задача и задача новой Яндекс.Афиши — сделать так, чтобы люди больше посещали самые разные мероприятия, даже если они не всегда попадают в круг их интересов. Например, сходили на выставку, которая вряд ли привлекла бы их внимание, но которую так много обсуждают, что пропустить её просто нельзя. Потому что мы считаем, что развлечений много не бывает, дело за малым — выбрать. Ну а сделать это мы всегда поможем.
В марте мы анонсировали запуск Школы дизайна Яндекса — курса занятий, на которых мы будем знакомить дизайнеров с основами работы над массовыми веб-продуктами.
Мы получили 780 заявок, провели 74 интервью и выбрали 31 кандидата. (Как это было — отдельная большая история, и скоро мы её расскажем.) Одни из них — состоявшиеся профессионалы, у других, наоборот, совсем мало опыта. Треть участников проекта — москвичи, остальных мы привезли из 16 городов: от Калининграда до Иркутска. Младшему из прошедших отбор 16 лет, старшему — 34.
Сегодня Школа начинает работу — впереди два с половиной месяца интенсивных занятий с профессионалами из разных областей, домашних заданий и работы над личными проектами. Последнее, конечно, самое важное и сложное. Дизайнер продукта — это ключевая роль, и такой человек должен уметь многое. Мало любить придумывать концепции и хорошо делать макеты. Нужно уметь работать с информацией, строить гипотезы и проверять их, создавать рабочие прототипы — и при этом не терять из вида то «самое главное», ради чего продукт создаётся.
Наставниками в Школе будут не только дизайнеры и арт-директора. В проекте принимают участие менеджеры интерфейсов Поиска, специалисты по маркетинговым коммуникациям и многие другие. Мы сами разработали весь курс, и для нас Школа — это новый опыт и не меньший эксперимент, чем для участвующих в нём дизайнеров. Следить за его ходом можно будет в спецпроекте с Look At Me — там будут тексты о занятиях, интервью, видео с лекций и другие полезные материалы для тех, кому интересен дизайн массовых веб-сервисов.
А пока — несколько фотографий с первого дня Школы.