Вия Артмане (латыш. Vija Artmane, 21 августа 1929 — 11 октября 2008) — знаменитая советская и латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1969)
Вия Артмане, урождённая Алида Артмане, родилась 21 августа 1929 года, (ряд интернет-источников приводит неверную дату рождения — 21 июля) в небольшом посёлке Кайве Семской волости Тукумсского уезда (сегодняшний Тукумсский край, Латвия), (по другим источникам в г. Тукумсе) в крестьянской семье. Мать — Анна Заборская — полька, отец — Фрицис Артманс — из прибалтийских немцев. Отец погиб за четыре месяца до рождения дочери– его придавило навесом. Ему было 19 лет.
В детстве у нее не было игрушек: она мастерила кукол из цветов и уже тогда мечтала о театре. Первый рубль, а вернее, лат будущая кинозвезда получила… за работу на пастбище. Алиде поручили пасти коров, и девочка пропадала на поле с утра до поздней ночи. Вскоре ее мама Анна снова вышла замуж, но отчим был пьяницей и часто поколачивал молодую жену и падчерицу. Женщина долго терпела издевательства, но однажды собрала вещи, забрала дочку и перебралась в Ригу. Мать Вии взяли прислугой в богатую рижскую семью.
Поселились на чердаке, в узкой комнатушке с низким потолком. Письменным столом служил старенький чемодан: положив его на колени, мама читала и писала.Связать свою жизнь с театром маленькая, но настойчивая девочка решила давно. После войны, окончив актёрскую студию при театре имени Яниса Райниса, в 1949 году поступила в труппу этого же театра и там взяла себе звучный псевдоним – Вия, так ее называли в детстве — Алида-Вия. В Латвии детям часто дают двойные имена, имя Вия она получила за красоту — фиалка по-латышски вийолите. Решив стать актрисой, она выбрала его, а когда приняла православие, была крещена как Елизавета. Имя ее отца — Фрицис, но у русских это всегда вызывало ассоциации с фашистами. Наверное, поэтому её и переименовали во Францевну — для благозвучия.
Педагоги быстро заметили эффектную студентку, и роли посыпались как из рога изобилия: Джульетта, Офелия, королева Елизавета. Она переиграла весь классический репертуар, а хотела играть своих современниц – женщин с неустроенной судьбой, ранимых, терпеливых и любящих.Как и любая молодая девушка, юная Вия мечтала о большой любви. Такой, чтобы на века. Она часто фантазировала, как пройдет со своим избранником, как говорится, огонь, воду и медные трубы и в конце все равно сохранит любовь. Но не получилось…
С будущим мужем, красавцем и ловеласом Артуром Димитерсом, Вия познакомилась когда она начала играть в театре Эдуарда Смильгиса «Дайлис». Актриса вспоминает, что была полностью поглощена работой и поначалу не обращала внимания на известного коллегу. Димитерс, кстати, на тот момент уже был женат, к тому же был старше её на 14 лет. но эта незначительная деталь не мешала ему караулить Вию у служебного входа после спектакля и писать записочки с признаниями в любви. Артмане долго держала оборону, но через пару месяцев сдалась и в конце концов вышла замуж за Димитерса. Но вскоре пожалела об этом…
Послесвадебная романтика длилась не больше двух недель. Потом начались будни, и молодая жена стала открывать новые черты в характере мужа. Многие ей совсем не понравились. – Артур был очень ревнивым человеком, – говорила Вия Артмане. – Устраивал скандалы по любому пустяку! Сначала мне это нравилось, а потом надоело до смерти.
Как и любая женщина, актриса думала, что ребенок укрепит их брак, поэтому родила мужу сына Каспара. Но, говорят, появление наследника не произвело особого впечатления на Димитерса. Заботы о малыше Вия целиком взяла на себя. При этом она успевала играть в театре и сниматься в кино. В кино дебютировала в 1956 году в фильме «После шторма».
Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм "Родная кровь", в котором она снималась с Евгением Матвеевым. В этой мелодраме, ставшей любимой картиной всех народов СССР, героиня по имени Соня - паромщица, мать нескольких детей, - была женственной, искренней, жизненно достоверной.
А что же муж? Он закатил Артмане страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Евгением Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране.Чувства у них вспыхнули серьезные, чуть не привели к распаду семей, но Вия была человеком долга. О своем сумасшедшем романе с ним Вия Францевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, Артмане призналась, что Матвеев – ее настоящий отец. Мне было нелегко сделать этот шаг, – позже говорила Артмане. – Но я не могла больше скрывать правду от дочери. Сначала она тяжело переживала, но потом поняла меня и простила. Кристиана Димитерс сегодня известный в Латвии художник. Занимается живописью, рисует мультфильмы, создает инсталляции и обложки журналов.
И если за дочь великая актриса не тревожилась, то сын Каспар доставлял ей немало хлопот. Еще в юности он начал пить, бродяжничал, водился с подозрительными личностями. Потом из дома стали пропадать деньги, драгоценности. Это было дело рук Каспара. Артмане успокаивала себя тем, что мальчик просто ищет свою дорогу в жизни. Эту самую дорогу сын кинозвезды нашел только к тридцати годам, попортив своей знаменитой матери немало крови.Сын Вии Каспар тоже не стал продолжать актерскую династию. Он писал песни, стихи, пел под гитару. Сейчас Каспар восстанавливает разрушенные церкви, работает как художник, каменщик и плотник.
Потом была роль в этапном фильме для латашского кинематографа - "Никто не хотел умирать" (1966 год). В 1966 году еще одна удача - любовная драма "Эдгар и Кристина". Эти работы сделали Артмане любимой актрисой миллионов людей, ей писали письма, обращаясь как к родному человеку. В советские времена на родине народную артистку СССР Вию Артмане именовали гордым именем "Мать-Латвия".
Она не страдала болезнью, которой заражены почти все актрисы, — не стремилась всегда, в любой роли выглядеть красивой и вечно молодой. Не требовала для съемок и спектаклей каких-то эксклюзивных нарядов. Мало кто знает, что народная артистка СССР десятилетиями носила одни и те же платья, просто перешивая их по моде. Артмане всегда умела собраться, преподнести себя. В советское время у нее были «жигули», за рулем которых она сама не ездила. Когда её спрашивали: «Почему не купишь «волгу»?», отвечала: «А зачем? У меня нет комплекса неполноценности, чтобы компенсировать его дорогими вещами».
Единственная роскошь, в которой она не могла себе отказать, это чистота в доме. Вия любила говорить: «Нельзя запускать квартиру до такой степени, чтобы в ней нужно было делать генеральную уборку. Надо убирать каждый день.». У нее были натруженные руки. В картине «Чужие страсти» Артмане играла простую крестьянскую женщину. И оператор радовался: «Это едва ли не единственная актриса, руки которой можно снимать крупно».
Одной из самых ярких в карьере Артмане стала роль Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр» (латыш. «Tetris», 1978 год). Как только не величали восторженные поклонники Артмане: царственная, божественная, королева. Письма приходили ей пачками со всей страны, мужчины готовы были все бросить к ее ногам.
А она, знаменитая Вия Артмане, боялась. Но не за себя, а за мужа. Актриса не знала, как на эту истерию вокруг отреагирует супруг. Когда Вию Артмане спрашивали, была ли в ее жизни любовь, "как в кино", она отвечала: "Любовь была на сцене, а в жизни она прошла мимо. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было".
Еще несчастнее она стала, овдовев. Это случилось 1 ноября 1986 года. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы…Поскольку беда никогда не ходит одна, ее личный, внутренний кризис, совпал с кризисом внешним, социальным, — после перестройки произошла перезагрузка идеологической системы. После распада СССР Вия Артмане подверглась гонениям в националистически настроенной Латвии. Ее преследовали за то, что она позволила себе сняться в фильме по русской прозе. Речь шла о фильме "Человек свиты" (1987) по повести Владимира Маканина.
Кроме того, Артмане припомнили, что она была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. Ее упрекали в том, что теперь она не участвует в политической жизни страны. Короче говоря, началась целенаправленная травля. В 1993 г в результате неонационализации у Артмане отобрали ее дом, в котором она прожила более сорока лет, передав его потомку бывшего владельца, и она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в домике-развалюхе.. За мать вступился сын, написав статью в газету "Сколько стоит Вия Артмане?", поднял огромный шум, призвал опомниться.
Потом дала о себе знать давняя болезнь ног. У Артмане стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Актрису мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание. Лишь к семидесятилетию, ей, наконец, предоставили квартиру в центре города. Разумеется, все это не могло не отразиться на здоровье. За последние годы она перенесла несколько инсультов и один инфаркт.
Тем не менее, Вия Артмане не покинула Латвию, хотя предложения переехать в Москву были. Со слов Артмане, она всегда гордилась, что она латышка. Проработав 50 лет в Латышском художественном театре, Артмане покинула его, перейдя работать в Рижский молодежный театр. Там она, после долгого творческого бездействия, наконец, сыграла в спектакле "Пиковая дама". По ее словам, она вернулась в юность. Спектакль имел большой успех.
В конце 90-х годов власти Латвии "вспомнили" об актрисе. 25 августа 1999 г за вклад в искусство театра и кино министр культуры Латвии Карина Петерсоне (Karina Petersone) вручила Артмане похвальную грамоту и премию в размере 500 латов. "Ваш век актрисы является выдающимся, ярким путем звезды, который может дать многое и другим", - сказала министр. А в 2007 году Вия Артмане наконец удостоилась высшей награды Латвии. За особые заслуги перед Латвией она была награждена орденом Трех Звезд IV степени.
Тем не менее, последние годы актриса продолжала испытывать большие трудности. Однако, сама Вия Артмане никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. В 2002 году актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко "Золотой век". Это была ее последняя работа в кино.
Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в г. Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Был совершён чин отпевания в Христорождественском кафедральном соборе. Похоронена 15 октября 2008 года на Покровском кладбище в Риге.
Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой» (1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).На кинофестивале «Балтийская жемчужина» учреждён приз имени Вии Артмане.
Вия Артмане (латыш. Vija Artmane, 21 августа 1929 — 11 октября 2008) — знаменитая советская и латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1969)
Вия Артмане, урождённая Алида Артмане, родилась 21 августа 1929 года, (ряд интернет-источников приводит неверную дату рождения — 21 июля) в небольшом посёлке Кайве Семской волости Тукумсского уезда (сегодняшний Тукумсский край, Латвия), (по другим источникам в г. Тукумсе) в крестьянской семье. Мать — Анна Заборская — полька, отец — Фрицис Артманс — из прибалтийских немцев. Отец погиб за четыре месяца до рождения дочери– его придавило навесом. Ему было 19 лет.
В детстве у нее не было игрушек: она мастерила кукол из цветов и уже тогда мечтала о театре. Первый рубль, а вернее, лат будущая кинозвезда получила… за работу на пастбище. Алиде поручили пасти коров, и девочка пропадала на поле с утра до поздней ночи. Вскоре ее мама Анна снова вышла замуж, но отчим был пьяницей и часто поколачивал молодую жену и падчерицу. Женщина долго терпела издевательства, но однажды собрала вещи, забрала дочку и перебралась в Ригу. Мать Вии взяли прислугой в богатую рижскую семью.
Поселились на чердаке, в узкой комнатушке с низким потолком. Письменным столом служил старенький чемодан: положив его на колени, мама читала и писала.Связать свою жизнь с театром маленькая, но настойчивая девочка решила давно. После войны, окончив актёрскую студию при театре имени Яниса Райниса, в 1949 году поступила в труппу этого же театра и там взяла себе звучный псевдоним – Вия, так ее называли в детстве — Алида-Вия. В Латвии детям часто дают двойные имена, имя Вия она получила за красоту — фиалка по-латышски вийолите. Решив стать актрисой, она выбрала его, а когда приняла православие, была крещена как Елизавета. Имя ее отца — Фрицис, но у русских это всегда вызывало ассоциации с фашистами. Наверное, поэтому её и переименовали во Францевну — для благозвучия.
Педагоги быстро заметили эффектную студентку, и роли посыпались как из рога изобилия: Джульетта, Офелия, королева Елизавета. Она переиграла весь классический репертуар, а хотела играть своих современниц – женщин с неустроенной судьбой, ранимых, терпеливых и любящих.Как и любая молодая девушка, юная Вия мечтала о большой любви. Такой, чтобы на века. Она часто фантазировала, как пройдет со своим избранником, как говорится, огонь, воду и медные трубы и в конце все равно сохранит любовь. Но не получилось…
С будущим мужем, красавцем и ловеласом Артуром Димитерсом, Вия познакомилась когда она начала играть в театре Эдуарда Смильгиса «Дайлис». Актриса вспоминает, что была полностью поглощена работой и поначалу не обращала внимания на известного коллегу. Димитерс, кстати, на тот момент уже был женат, к тому же был старше её на 14 лет. но эта незначительная деталь не мешала ему караулить Вию у служебного входа после спектакля и писать записочки с признаниями в любви. Артмане долго держала оборону, но через пару месяцев сдалась и в конце концов вышла замуж за Димитерса. Но вскоре пожалела об этом…
Послесвадебная романтика длилась не больше двух недель. Потом начались будни, и молодая жена стала открывать новые черты в характере мужа. Многие ей совсем не понравились. – Артур был очень ревнивым человеком, – говорила Вия Артмане. – Устраивал скандалы по любому пустяку! Сначала мне это нравилось, а потом надоело до смерти.
Как и любая женщина, актриса думала, что ребенок укрепит их брак, поэтому родила мужу сына Каспара. Но, говорят, появление наследника не произвело особого впечатления на Димитерса. Заботы о малыше Вия целиком взяла на себя. При этом она успевала играть в театре и сниматься в кино. В кино дебютировала в 1956 году в фильме «После шторма».
Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм "Родная кровь", в котором она снималась с Евгением Матвеевым. В этой мелодраме, ставшей любимой картиной всех народов СССР, героиня по имени Соня - паромщица, мать нескольких детей, - была женственной, искренней, жизненно достоверной.
А что же муж? Он закатил Артмане страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Евгением Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране.Чувства у них вспыхнули серьезные, чуть не привели к распаду семей, но Вия была человеком долга. О своем сумасшедшем романе с ним Вия Францевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, Артмане призналась, что Матвеев – ее настоящий отец. Мне было нелегко сделать этот шаг, – позже говорила Артмане. – Но я не могла больше скрывать правду от дочери. Сначала она тяжело переживала, но потом поняла меня и простила. Кристиана Димитерс сегодня известный в Латвии художник. Занимается живописью, рисует мультфильмы, создает инсталляции и обложки журналов.
И если за дочь великая актриса не тревожилась, то сын Каспар доставлял ей немало хлопот. Еще в юности он начал пить, бродяжничал, водился с подозрительными личностями. Потом из дома стали пропадать деньги, драгоценности. Это было дело рук Каспара. Артмане успокаивала себя тем, что мальчик просто ищет свою дорогу в жизни. Эту самую дорогу сын кинозвезды нашел только к тридцати годам, попортив своей знаменитой матери немало крови.Сын Вии Каспар тоже не стал продолжать актерскую династию. Он писал песни, стихи, пел под гитару. Сейчас Каспар восстанавливает разрушенные церкви, работает как художник, каменщик и плотник.
Потом была роль в этапном фильме для латашского кинематографа - "Никто не хотел умирать" (1966 год). В 1966 году еще одна удача - любовная драма "Эдгар и Кристина". Эти работы сделали Артмане любимой актрисой миллионов людей, ей писали письма, обращаясь как к родному человеку. В советские времена на родине народную артистку СССР Вию Артмане именовали гордым именем "Мать-Латвия".
Она не страдала болезнью, которой заражены почти все актрисы, — не стремилась всегда, в любой роли выглядеть красивой и вечно молодой. Не требовала для съемок и спектаклей каких-то эксклюзивных нарядов. Мало кто знает, что народная артистка СССР десятилетиями носила одни и те же платья, просто перешивая их по моде. Артмане всегда умела собраться, преподнести себя. В советское время у нее были «жигули», за рулем которых она сама не ездила. Когда её спрашивали: «Почему не купишь «волгу»?», отвечала: «А зачем? У меня нет комплекса неполноценности, чтобы компенсировать его дорогими вещами».
Единственная роскошь, в которой она не могла себе отказать, это чистота в доме. Вия любила говорить: «Нельзя запускать квартиру до такой степени, чтобы в ней нужно было делать генеральную уборку. Надо убирать каждый день.». У нее были натруженные руки. В картине «Чужие страсти» Артмане играла простую крестьянскую женщину. И оператор радовался: «Это едва ли не единственная актриса, руки которой можно снимать крупно».
Одной из самых ярких в карьере Артмане стала роль Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр» (латыш. «Tetris», 1978 год). Как только не величали восторженные поклонники Артмане: царственная, божественная, королева. Письма приходили ей пачками со всей страны, мужчины готовы были все бросить к ее ногам.
А она, знаменитая Вия Артмане, боялась. Но не за себя, а за мужа. Актриса не знала, как на эту истерию вокруг отреагирует супруг. Когда Вию Артмане спрашивали, была ли в ее жизни любовь, "как в кино", она отвечала: "Любовь была на сцене, а в жизни она прошла мимо. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было".
Еще несчастнее она стала, овдовев. Это случилось 1 ноября 1986 года. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы…Поскольку беда никогда не ходит одна, ее личный, внутренний кризис, совпал с кризисом внешним, социальным, — после перестройки произошла перезагрузка идеологической системы. После распада СССР Вия Артмане подверглась гонениям в националистически настроенной Латвии. Ее преследовали за то, что она позволила себе сняться в фильме по русской прозе. Речь шла о фильме "Человек свиты" (1987) по повести Владимира Маканина.
Кроме того, Артмане припомнили, что она была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. Ее упрекали в том, что теперь она не участвует в политической жизни страны. Короче говоря, началась целенаправленная травля. В 1993 г в результате неонационализации у Артмане отобрали ее дом, в котором она прожила более сорока лет, передав его потомку бывшего владельца, и она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в домике-развалюхе.. За мать вступился сын, написав статью в газету "Сколько стоит Вия Артмане?", поднял огромный шум, призвал опомниться.
Потом дала о себе знать давняя болезнь ног. У Артмане стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Актрису мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание. Лишь к семидесятилетию, ей, наконец, предоставили квартиру в центре города. Разумеется, все это не могло не отразиться на здоровье. За последние годы она перенесла несколько инсультов и один инфаркт.
Тем не менее, Вия Артмане не покинула Латвию, хотя предложения переехать в Москву были. Со слов Артмане, она всегда гордилась, что она латышка. Проработав 50 лет в Латышском художественном театре, Артмане покинула его, перейдя работать в Рижский молодежный театр. Там она, после долгого творческого бездействия, наконец, сыграла в спектакле "Пиковая дама". По ее словам, она вернулась в юность. Спектакль имел большой успех.
В конце 90-х годов власти Латвии "вспомнили" об актрисе. 25 августа 1999 г за вклад в искусство театра и кино министр культуры Латвии Карина Петерсоне (Karina Petersone) вручила Артмане похвальную грамоту и премию в размере 500 латов. "Ваш век актрисы является выдающимся, ярким путем звезды, который может дать многое и другим", - сказала министр. А в 2007 году Вия Артмане наконец удостоилась высшей награды Латвии. За особые заслуги перед Латвией она была награждена орденом Трех Звезд IV степени.
Тем не менее, последние годы актриса продолжала испытывать большие трудности. Однако, сама Вия Артмане никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. В 2002 году актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко "Золотой век". Это была ее последняя работа в кино.
Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в г. Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Был совершён чин отпевания в Христорождественском кафедральном соборе. Похоронена 15 октября 2008 года на Покровском кладбище в Риге.
Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой» (1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).На кинофестивале «Балтийская жемчужина» учреждён приз имени Вии Артмане.
Принцип здесь такой же, как в технике "газетный маникюр", возможностей для творчества дает массу, таким способом можно декорировать все, от открыток, до цветочных горшков, любая приглянувшаяся поверхность может быть украшена понравившимся рисунком.
Принцип здесь такой же, как в технике "газетный маникюр", возможностей для творчества дает массу, таким способом можно декорировать все, от открыток, до цветочных горшков, любая приглянувшаяся поверхность может быть украшена понравившимся рисунком.
Небольшую головку цветной капусты разобрать на мелкие соцветия. Отварить в подсоленной воде до полуготовности.
Яичные белки взбить. Панировочные сухари смешать с солью и молотым черным перцем.
Цветную капусту обмакнуть во взбитых белках, обвалять в сухарях. Выкладывать на смазанный противень и запекать в разогретой до 200 градусов духовке в течение 20 минут. Приятного аппетита!
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.