Сегодня 28 мая, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7273
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
К размышлению
К размышлению
Голосов: 1
Адрес блога: http://inq-brc.ru/index.php/think
Добавлен: 2011-06-29 23:46:28 блограйдером DISc0nNecT
 

Школьный F.A.Q. 2010 от Фрица Моргена

2011-09-01 23:00:00 (читать в оригинале)

Разбор аргументов школозащитников

В: Школа учит думать и учит учиться

О: Классический приём шарлатанов: заявить что их магические пассы руками делают что-нибудь непроверяемое. Вот, например, говорит шарлатан, что его чудо-методика чистит чакры. И попробуй опровергни: чакры — не уши, их на приёме у ЛОР'а не видно.

Так и со школьным «учит учиться». Если спросить шарлатана чуть подробнее — в чём же заключается разница между умеющим учиться школьником и не умеющим учиться неучем, он ответить не сможет. Заявит, что это никак не измерить.

Неопытные шарлатны, правда, начнут говорить про умение искать в библиотеке книги по алфавиту. Тут ответ простой: учиться искать в библиотеке книги по алфавиту — дело одного часа максимум. Двенадцати лет на это не нужно.

Реально помогла бы детям учиться, например, мнемоника и формальная логика. Но этих предметов в школьной программе, разумеется, нет.

«Умение учиться» — это не более чем красивая сказка для скромных лохов, которые стесняются попросить шарлатана доказать свои слова конкретными цифрами.

Ссылки:

Ребёнок убийца из Кирова.
Александр Левитас. Учимся думать? Ой ли…

В: Школа учит системности и ответственности

О: Школа не учит ни системности, ни ответственности.

Системность — это умение понимать связь между знаниями и видеть картину мира целиком. В школе ничего подобного не требуется и близко. Вместо того, чтобы увидеть лес, дети ползают с черепашьей скоростью от дерева к дереву. Знать, как математика связана с физикой им не нужно: учитель всё объяснит.

Про ответственность и говорить смешно. Какие ответственные решения может принять школьник? Надеть на физкультуру красные кеды вместо синих?

С точки зрения школы, школьник — недочеловек. Все важные решения принимают за него родители и учителя.

Cсылки:

Системность и ответственность.
Когда педагогам никто не мешает.
Наоборот.
Правильный учебник.

В: Вот в Штатах детей не заставляют учиться в школах, и вырастают у них дебилы

О: Во-первых, в Штатах школы — это реальные тюрьмы, не чета нашим. Достаточно сказать, что в некоторых современных американских школах нет окон, чтобы дети не отвлекались во время уроков.

Во-вторых, США — страна победившей политкорректности. Там в государственных школах не принято проверять знания. То есть, если чернокожий школьник не будет знать вообще ничего и сдаст на экзамене чистый лист, ему всё равно поставят положительную оценку.

В российских школах учат отвратительно и учат не тому, но у нас, по крайней мере, детям периодически устраивают экзамены. Благодаря этому наши школьники получают аттестат, овладев базовыми навыками чтения, письма и счёта. В Штатах экзаменов, как таковых, нет. Отсюда даже ещё более низкий чем в России уровень образования.

Любопытным могу порекомендовать замечательную книгу Айрата Димиева «Классная Америка», где он рассказывает о своём опыте преподавания в США. Я собираюсь как-нибудь посвятить этой книге отдельный пост.

Ссылки:

Про американские школы из первых рук.
Американские школы.

В: Школа прививает детям культуру. Не окончивший школу ребёнок вырастет полным дикарём

О: Культура передаётся во время общения: от более культурного человека к менее культурному.

Чтобы поднять культурный уровень детей нужно, чтобы школьные учительницы были более культурны, чем родители учеников. Тогда дети будут тянуться к уровню педагогов. Так, собственно, было в Царской России, когда учителя были уважаемыми и обеспеченными людьми.

Сейчас, однако, благодаря телевизору, все дети говорят на одном языке. Пропасти между детьми из семьи дворников и семьи профессоров больше нет. Если же говорить не про идеальные, а про реальные школы, то культурный уровень педагогов, увы, ниже среднего. «Окультурить» детей они физически не в состоянии.

Единственное исключение — дети гастарбайтеров. Для детей гастарбайтеров современная школа, пожалуй, и в самом деле может стать путёвкой в русскую культуру. Детям же потомственных россиян в плане культуры ловить совершенно нечего: скорее, наоборот, это они могут чему-то научить учителей.

Ссылки:

Школа и мавры.

В: Но ведь должен же ребёнок где-то социализироваться? Школа даёт ему базовые навыки общения

О: Да, школа даёт ребёнку опыт жизни в коллективе тюремного типа. В коллективе, откуда нельзя уйти, и в котором действуют традиции содержащейся в зоопарке стаи обезьян.

В призывной армии и в тюрьме такой опыт и в самом деле будет полезен. Если, конечно, закрыть глаза на то обстоятельство, что значительная часть детей получает опыт отрицательный — в коллектив не вписывается. Что бывает с такими детьми в армии или в тюрьме можете почитать в жёлтой прессе.

Однако пусть даже ребёнок в коллектив успешно вписался. Допустим, коллектив был настолько хорошим, что даже через двадцать лет после школы общается с одноклассниками. Давайте задумаемся — нужна ли ребёнку школьная социализация в нормальной взрослой жизни?

Надсмотрщиков у взрослых нет. Общается взрослый с людьми самого разного возраста, а не только с ровесниками. На работе у адекватного взрослого человека задача — хорошо сделать работу, а не просмотреть как можно больше порнухи, пока начальник не засёк. И, главное, по-настоящему взрослый человек должен уметь принимать решения самостоятельно и класть прибор на мнение окружающих. У окончившего школу конформиста с самостоятельным принятием решений обычно проблемы.

Проще говоря, определённую извращённую социализацию школа даёт — но лучше бы она её не давала вовсе. Когда взрослый пытается вести себя как классический школьник, это смотрится скорее печально, чем смешно. Не зря слово «школота» используется в Интернете как ругательство.

Кроме того, давайте уйдём от школьного чёрно-белого мира. Школа, что бы там ни утверждали люди, называющие себя педагогами, это далеко не единственное место, где ребёнок может общаться. Двор, кружки, компьютерные клубы, Интернет, работа родителей, туристические походы и поездки, молодёжные организации — вот только несколько примеров навскидку.

Ссылки:

Травля и педагоги. Часть 1, Часть 2, Часть 3,
Опрос.
Статистика.
Русские школы и мексиканские тюрьмы.
Сериал «Школа».

В: Без школы ребёнок не получит базовых знаний и навыков, необходимых для взрослой жизни

О: Базовых навыков, необходимых для взрослой жизни, существует ровно три: чтение, письмо, и счёт. До революции грамотными были 25% россиян (по некоторым источникам 75%), поэтому школа была ценным источником знаний. Сейчас грамотны практически все взрослые. Если здоровый ребёнок к школе не умеет читать и писать, это значит, что родители просто не нашли времени с ним позаниматься.

Кроме того, вполне очевидно, что чтению, письму и счёту можно обучить довольно быстро. Если бы вопрос ставился как «давайте обяжем всех десятилетних детей сдавать экзамен по чтению, письму и счёту», я бы против этого не возражал. Но тратить на это 12 лет? Извините, это слишком дорого.

Ссылки:

Школа и мавры.

В: Человек, который умеет читать, писать, считать и больше ничего — не может считаться полноценным

О: Начнём с того, что некоторые считают, что полноценным не может считаться человек, который не владеет логикой. А ведь люди, которые говорят, что «мало только читать, писать и считать» — с логикой явно не в ладах.

Они полагают, будто из утверждения «не умеющему читать/писать/считать взрослому будет тяжело» следует утверждение «для взрослой жизни вполне достаточно научиться читать, писать и считать».

На самом деле, очевидно, есть третий вариант. Научиться базовым навыкам (таким как чтение) и массе других знаний «на выбор». Например, игре на скрипке и физике. Или плаванию и ботанике. Но не всему сразу и одновременно.

Скрипка, физика, плавание и ботаника, хотя и полезны в жизни, базовыми знаниями никак не являются. Это — продвинутые знания. Знания «на выбор», если угодно.

Затем, давайте всё же глядеть в глаза реальности. Большая часть современных выпускников школ не умеет практически ничего за пределами «читать, писать и считать». Собственно, именно поэтому введение ЕГЭ вызывает столько визгов: честный экзамен наглядно демонстрирует реальные возможности классно-урочной системы.

По той же причине огромную боль в заднице педагогам доставил сериал «Школа». Всё преступление которого заключалось в том, что он показал происходящее в школах более-менее правдиво, пусть и нескольно гламурно.

Ссылки:

Минимальный школьник.
Учебник логики Челпанова.
Сериал «Школа».

В: Чем больше у человека «бессмысленных» на первый взгляд знаний, тем лучше он подготовлен к жизни

О: Знания в школе не даются бесплатно. За знания у ребёнка отбирают годы жизни, самостоятельность и здоровье. Как физическое здоровье, так и психическое.

Поставим мысленный эксперимент. Допустим, мы верим в формулу — «больше знаний, лучше подготовлен». Представим себе студента, который учится в разных ВУЗ'ах до 45-ти лет, готовится к будущей работе. В 45 лет он свои университеты заканчивает и к работе, наконец, выходит во взрослую жизнь.

Как полагаете, будет он значительно круче своих менее образованных коллег?

Очевидно, нет. Потому что пока наш «вечный студент» давился ненужными ему знаниями, его сверстники жили и работали, получая знания нужные.

Проведу аналогию. В дальнем походе могут пригодиться утюг, ложечка для обуви и жестяная хлебница. Но грузоподъёмность человека ограничена, поэтому куда как разумнее будет набить свой рюкзак не выбранным наугад хламом, а реально полезными в походе вещами.

Ссылки:

Пятнадцать лет на скамейке запасных.
Вечный студент.

В: В семь лет ребёнок знает мало. В шестнадцать лет ребёнок знает много. Вывод: школа даёт знания

О: После ещё не значит вследствие. Шестнадцатилетний ребёнок просто старше, поэтому и знает больше. Школа тут вовсе не при делах.

Мы же не говорим, что школа увеличивает член? А ведь у шестнадцатилетнего он тоже длиннее…

Ссылки:

После не значит вследствие.

В: А вот Анатолий Вассерман с вами не согласен

О: Да, я знаю. Я очень уважаю Анатолия Вассермана, но наши с ним позиции по школьному образованию диаметрально расходятся.

В: Не посещавший школу ребёнок непременно вырастет необразованным неучем

О: Это только в школе учат, что у каждой задачи есть ровно одно решение. Жизнь устроена несколько сложнее.

Кроме школы знания можно извлекать, например, из книг, из Интернета, из общения с родителями и друзьями, из разного рода кружков и секций. Кстати, статистика по хоумскулерам показывает, что дети, обучавшиеся дома, знают больше детей, учившихся в школе.

При этом, что очень важно, вне школы ребёнок не получает отвращения к учёбе, так как он учится добровольно. И, по той же причине, обучение идёт на порядок быстрее, чем за школьной партой. Годовую школьную программу по математике, например, увлекающийся ребёнок проходит меньше чем за две недели.

Ссылки:

Единственная книга.
Кролики и педагоги.

В: Если дать ребёнку учить, что он хочет, ребёнок вырастет узким специалистом, который не будет знать ничего за пределами его увлечения.

О: Во-первых, крайне редко встречаются дети, которые увлекаются одним и тем же на протяжении десятилетий. Как правило, ребёнку сегодня интересна астрономия, через месяц — химия, а через полгода — история Франции. До совершеннолетия любопытный ребёнок успевает немного погрызть гранит науки в самых разных местах.

Во-вторых, узкие специалисты… это миф. Не бывает узких специалистов. Так как каждый хороший специалист должен разбираться не только в своёй области, но и в смежных областях. К примеру, хороший программист должен разбираться в математике и владеть как минимум английским языком.

Люди, которых ошибочно называют «узкими специалистами» — это, на самом деле, вообще не специалисты. Это просто узкие люди, которые как следует не владеют даже своей специальностью. Люди, которым в школе успешно привили отвращение к учёбе, и которым физически неприятно изучать что бы то ни было за узкими пределами своих служебных обязанностей.

Ссылки:

Узкие специалисты.

В: Каждый предмет нужен. Математика, например, учит логически мыслить, а биология поможет выжить в экстремальной ситуации

О: Преподавателя математики, который говорит, что «математика учит мыслить логически», надо гнать пинками из профессии. Так как этот преподаватель, во-первых, не понимает, что математика ценна сама по себе, а во-вторых сам логически мыслить не умеет.

Если мы хотим научить ребёнка логически мыслить — нужно учить его логически мыслить. Если мы хотим научить ребёнка выживать в экстремальных ситуациях — нужно учить его выживать в экстремальных ситуациях. Если мы хотим научить ребёнка водить машину — нужно учить его водить машину.

В противном случае получится удаление гланд через задницу: дорого, долго и неэффективно. Мы же не берём путёвку в Сочи, чтобы помыться? Чтобы помыться есть ванная. В Сочи нужно ехать, чтобы отдохнуть на море. Так и со школой. Математика полезна, так как это язык науки. И интересна, так как вся она пронизана увлекательными головомками. Логика тут совсем не при делах.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и ещё одно обстоятельство. Школа не может научить детей даже элементарным вещам — многие не отличают «право» от «лево» и не умеют складывать дроби. Чего уж говорить о программе хотя бы пятого класса? «Разносторонние знания» которые даёт школа — это миф. Реальный уровень знаний выпускников школы настолько низок, что его с лёгкостью можно уместить в два-три года.

Ссылки:

Гармонично развитый человек в футляре.
Зачет.
Бонусы.
Электрошкольник.

В: Ребёнок в семь лет ещё не знает, что ему понадобится в жизни. Поэтому он не может решать: чему учиться, а чему — нет

О: Именно так. В семь лет ребёнок не может планировать свою жизнь на десятилетия вперёд.

Однако совершенно неважно, что ребёнок будет изучать в семь лет и кем он в итоге станет. Любая профессия и любые знания хороши. Не имеет никакого значения, вырастет ребёнок боксёром или программистом — главное, чтобы он был хорошим специалистом и любил свою профессию.

Кроме того, скорее всего, ребёнок за время взросления несколько раз поменяет увлечения. И попробует всего «по чуть-чуть». То есть, волей-неволей посмотрит на гранитную глыбу науки с разных сторон.

Ссылки:

Буриданов школьник.

В: В школе знания даются по определённой системе, «оптом». Самостоятельно такую насыщенную программу не потянуть

О: Во-первых, таки потянуть. Так школьная программа «насыщена», в основном, мусорной информацией, которую можно безо всякого вреда для понимания материала пропустить. Кроме того, учитель всегда ориентируется на самых слабых. При самостоятельной работе можно изучить эту «насыщенную программу» в разы быстрее.

Во-вторых, набирать про запас всё подряд, в надежде, что «в большом хозяйстве любая дрянь сгодится» — ошибочная тактика. Глупо покупать вилы в городскую квартиру. Они и денег каких-то стоят, и место занимают, и уронить на ногу их случайно можно. Да и заржавеют они на балконе за десять-то лет. Когда поедете в деревню, тогда и купите.

Вообще, надо понимать, что знания школьного уровня — продукт скоропортящийся. В качестве примера могу привести службу в армии. После которой из головы солдата начисто испаряется процентов так девяносто школьной ереси.

А ведь в армии в моё время служили всего два года. Что же происходит с человеком, который сделал после школы паузу не в два года, а в пять лет?

Ссылки:

Жмотематика.
Борис Жуков. Школьные годы бесследные.

В: Вы хотите лишить ребёнка детства! Когда я учился в школе, там было столько всего интересного

О: Человек — очень выносливое существо. Люди как-то живут и получают удовольствие даже в тюрьме, не говоря уже об армии. Потом разглядывают дембельские альбомы, вспоминают, как прибили сослуживцу сапоги к полу…

Но собственно армия и тюрьма тут не при делах. Жить на свободе было бы гораздо веселее.

Так и со школой. Школьное рабство приходится на один из самых весёлых периодов жизни — на детство и отрочество. Нет ничего удивительного в том, что даже школе не удаётся испортить детям жизнь целиком.

Кроме того, тут есть ещё и важный психологический момент. С высоты прожитых лет все школьные проблемы кажутся мелкими и легко решаемыми. Тогда как на самом деле, если заставить взрослого человека учить большие объёмы ненужной ему информации и по несколько часов в день высиживать за партой, зевая от скуки, он взвоет очень быстро.

В: Все образованные люди понимают пользу школы. Вы считаете себя умнее их?

О: «Образованные люди» делятся, в общем, на три больших группы.

Группа первая на школьной системе паразитирует: преподаёт, руководит или составляет несъедобные учебники. Эта группа считает, что все проблемы можно решить, если тупо выделять на школы больше денег.

Группа вторая признаёт, что школа очень тяжело больна и предлагает разные более-менее наивные методы поставить больного на ноги.

Группа третья считает, что современная школа уже умерла.

Теперь, если считаете, что прав тот, у кого больше регалий, вот вам ссылки на мнение о школе разных людей:

Пол Грэм. За что не любят ботанов.
Иван Низгораев. Рецензия на книгу Ивана Иллича "Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир.
Масару Ибука. После трёх уже поздно.
Владимир Леви. Новый нестандартный ребёнок.
Пол Локхард. Плач математика.

Вред школы

В школе ребёнок проводит полновесных 11 лет. Поэтому вред, наносимый детям школами, сложно переоценить. Вот основные болезни, которые дети приобретают по окончании школы.

1. Привычка сидеть и слушать

Одна из главных проблем: школа учит детей быть пассивными и подчиняться: сидеть и слушать, а не действовать. В прошлом веке это было нормально. Во-первых, тогда индустриальному обществу были нужны послушные винтики для работы на заводах. Во-вторых, модель «сиди и слушай» была (в силу технических ограничений) основной моделью поведения даже на отдыхе: люди сидели и смотрели кино, сидели и смотрели телевизор, сидели и слушали радио.

Современный ребёнок уже умеет пользоваться компьютером, где он большую часть времени активен: играет в игры или общается в Интернете. Поэтому устаревшая система школьного обучения для него — это настоящая пытка. Что-то вроде принудительного кормления через катетер для человека, который умеет есть самостоятельно.

Ссылки:

Поколение телевизора.
Воспитанная беспомощность.

2. Проблемы с психикой

Школьный класс, по сути своей, это замкнутый коллектив тюремного типа: детей там держат насильно, и они вынуждены «общаться» друг с другом. Положение школьника мало чем отличается от положения солдата или заключённого. Вполне очевидно, что разного рода конфликты, неизбежно возникающие в такой среде, не проходят безболезненно.

Не буду вдаваться в конкретные детали (хотя статистика регулярно мелькает в прессе). Упомяну только в качестве иллюстрации забавный факт: любимое место действия разных маньяков — именно школа.

Ссылки:

Любимые места психопатов.
Школьная иерархия.

3. Поведение раба

Школа учит детей быть рабами: бояться кнута надсмотрщика, подчиняться старшим, уважать авторитеты и беспрекословно выполнять чужие приказы. Хорошо ли это для общества? Скорее плохо, чем хорошо. Хорошо ли это для ребёнка? Очевидно, нет.

Послушный ребёнок выходит из школы с твёрдым намерением найти себе хозяина получше и выполнять его распоряжения. Добровольно и с радостью.

Ссылки:

Уважаемые учителя и уважаемые бандиты.
Девять причин, по которым непременно нужно получить высшее образование.
Дрессированые студенты.
Третья степень рабства.
Они украли у Вас детство.
Культура Страха.
Михаил Литвак. Командовать или подчиняться.
Как правильно зомбировать детей.

4. Отвращение к учёбе

Стандартный урок ребёнку неинтересен. Так как даёт ему информацию или ненужную, или непонятную, или уже известную школьнику. Или даже всё вместе одновременно.

Таким образом, за 11 лет пребывания в школьных стенах у большинства детей вырабатывается сильное отвращение к учёбе. Этот условный рефлекс настолько стоек, что взрослым потом тяжело заставить себя не то что выучить английский, но даже прочесть инструкцию к новому телефону.

Ссылки:

Юные жертвы детектива.
Баянисты-насильники.

5. Логика гопника

В беседах гопники часто ссылаются на авторитеты. В качестве доказательства своей правоты гопник может сказать, что он, например, знаком с каким-нибудь матёрым уголовником.

Ровно так учат детей думать и школьные учителя. Только авторитеты у них другие — учебники, книги. Вместо реплики «Ты Вову Магаданского знаешь?» классический интеллигент спрашивает: «Читали ли Вы Оскара Уайльда?». Подразумевается, что если человек Оскара Уайльда не читал, то и о гомосексуалистах он рассуждать не может. Как выражается Владимир Путин, «что может сказать о музыке Чайковского человек без прописки?»

Реальные знания в школе подменяются на обёртку от знаний. От ребёнка требуют на экзаменах не продемонстировать знания или навыки, а грамотно растопырить пальцы и перечислить покойных авторитетов, с которыми он знаком. Это называется «владеть материалом».

Как следствие, многие взрослые люди не умеют логически мыслить. Они полагают, что рассуждать — это значит сравнивать, чей авторитет круче. По той же причине многие взрослые стыдятся задавать вопросы: им кажется, будто вопросы задают только незнакомые с крутыми учёными лохи.

Ссылки:

Почему некоторым стыдно задавать вопросы.
Как обучают ботов.
Хороший спецшкольник.

6. Страх ошибок

Одна из главных болезней учившихся в школе детей — страх ошибок. Детей учат, что главное — это не ошибаться. В школе однозначно лучше написать две контрольных на четыре, чем одну контрольную на пять с плюсом, а вторую — на два.

В реальной жизни всё наоборот. Не ошибаются только беспомощные неудачники, которые ничего не делают. Люди же деятельные ошибаются постоянно. Более того: о масштабе человека можно уверенно судить по калибру его ошибок.

Ссылки:

У вас ничего не получится.
До характерного щелчка.
Идеальный лузер.

Реальный опыт

1. Опыт экстерната. Школьник nlkr, решивший перейти на экстернат, рассказывает о своём опыте учёбы и опыте сдачи экзаменов. Выводы: без школы учиться гораздо легче.
Ссылка.

2. Опыт «Шведской Парты» в отдельно взятой семье. Как девочке разрешали пропускать школу по желанию, и кто из неё вырос.
Ссылка.

3. Воспоминания «непослушных» детей, отучившихся в обычной школе. Школу вспоминают, по большей части, с ненавистью.
Ссылка.

4. Школа Тубельского. Реально действующая в Москве школа, где детям дали немного больше свободы, чем в школе обычной.
Ссылка.

5. Десять лет каторги. eksray прикидывает, что из школьной программы пригодилось ему в жизни.
Ссылка.

6. Биография Юрия Исааковича Неймарка — известного советского учёного, который почти не учился в школе.
Ссылка.

7. Воспоминания kvasy_pingvin о бесцельно потраченных школьных годах.
Ссылка.

8. Циолковский, как известно, был глух как пень, поэтому не мог учиться в школе. Константин Эдуардович (в юности — Костян) учился самостоятельно, по книгам. Сейчас его именем называют улицы и проспекты.
Ссылка.

9. Особое мнение о системе образования в Беларуси. Размышления о реальных проблемах школ и институтов. Цитата: «…Классе эдак в седьмом некоторое время я не делал домашних заданий по русскому. Но из благих намерений оставлял пустые страницы, чтобы вписать позднее. Однажды после какой-то работы преподаватель собирала тетради, и я решил мою всё равно сдать. На следующий день утром на физкультуру влетает моя классная преподаватель в бешенстве, устраивает скандал, вызывает родителей. Звучит куча патетики (хоть и 1995 год на дворе) и прочей чепухи. А вот что произошло в учительской. Не знаю в какой форме, но та русичка (ей пойдёт такое название) увидев мою тетрадь, пожаловалась классной, что я её хотел оскорбить такой тетрадкой. Учителя её поддержали. Где-то в этой цепочке (а может и у русички) появилось утверждение, что я специально сделал такую тетрадку, чтобы её оскорбить».
Ссылка.

10. Рассказ о школе от agent_sm_it:

Ссылка.

11. Школа обучения в Диалоге. Реально действующая школа в Петербурге, которая отличается в лучшую сторону от обычных школ.

Пути решения проблемы школ

В: Какой вы видите нормальную школу, где ребёнка учат, а не калечат?

О: Думаю, хорошо работать будет система «Кибершколы».

Если вкратце, устроена она будет по принципу современных сетвых игр. То есть, у каждого ребёнка будет свой уровень, навыки и умения. Повышать уровень и прокачивать скиллы можно будет, выполняя «квесты», выдаваемые учителями.

По мере роста уровня ученика, ему будут открываться новые квесты и даже новые предметы. Например, пройдя испытание определённого уровня по математике и физике, школьник будет допущен к химии, где сможет выполнять интересные эксперименты.

Подробнее я писал про Кибершколу вот здесь.

Ссылки:

Школа: разбор полётов.

В: Что могут сделать родители?

О: На самом деле, школа воздействует на ребёнка именно через родителей. Сейчас, глядя в прошлое, я понимаю, как же мало на самом деле реальной власти было у школьных учителей.

Поэтому если родители не видят смысла гнобить ребёнка и делать из него отличника, школа практически бессильна. Поэтому самое простое решение проблемы школы — в неизбежных конфликтах с учителями вставать на сторону ребёнка, а не на сторону педагогов. Учится с двойки на тройку? Да и Б-г с ним. Значит окончит школу без золотой медали.

Правда, к сожалению, очень часто родители «играют» в ребёнка, как в персонажа компьютерной игры: «прокачивают его» и следят, чтобы он впитал в себя как можно больше «знаний».

(Предвосхищая вопрос про Кибершколу. Одно дело, когда ребёнок играет сам. Совсем другое дело, когда родители играют ребёнком).

Ссылки:

Что делать со школой.
Обезболивающее для культуристов.

В: Почему бы нам не повысить зарплату учителям?

О: Учителя сейчас получают вполне нормальные деньги для своей работы. Работа современного учителя, по сути, заключается в заботе о ввереном ему на время рабочего дня имуществе — о детях. То есть, это работа кладовщика. И зарплаты учителей примерно соответствуют зарплате кладовщиков.

Однако, согласен, если мы повысим учителям зарплату, школьникам будет полегче. В школу пойдут более квалифицированные кладовщики, которые будут тщательнее хранить товар. У детей после окончания школы будет меньше «профессиональных» заболеваний.

При прочих равных, высокооплачиваемые надсмотрщики — это лучше, чем низкооплачиваемые.

Скажу больше. Если создать элитную школу, по образцу лицея Пушкина, и нанять туда в качестве преподавателей людей уровня Вассермана и Лимонова, мы тоже получим некий результат. Примерно так хороший хирург сумеет удалить аппендицит даже в диком лесу, при помощи водки и ножа.

Но надо понимать, что привлекать в обычные школы талантливых людей — это всё равно что топить печку ассигнациями: очень дорого и очень неэффективно.

Ссылки:

Учителя и сторожа.

В: Но ведь работают физмат школы? Может быть, реформировать остальные школы по их образцу?

О: У классно-урочной школы столько недостатков, что решив хотя бы пару проблем, можно получить выдающийся на фоне общего убожества результат.

Какие проблемы решены в физико-математических школах?

Во-первых, там хороших преподавателей не 5%, как в школе обычной, а уже процентов 20-30. Во-вторых, там преподаватель имеет право отказаться учить ребёнка, который не успевает за классом, а не натягивать ему троечки на американский манер.

Если говорить грубо, то физматшкола высасывает человеческие ресурсы из школ обычных и, благодаря этому, выпускники физико-математических школ выглядят на общем скорбном фоне чуть ли не маленькими гениями.

Вместе с тем, все остальные проблемы классно-урочной системы в физмат школах сохраняются. Например, дети не могут там ни составлять себе программу по своему вкусу, ни хотя бы заниматься со своей скоростью.

Ссылки:

Честный средний балл — от двойки до двойки с плюсом.

В: Может быть, стоит вернуться к советскому опыту, когда наше образование считалось лучшим в мире?

О: Мой живой журнал комментируют люди самого разного возраста. При этом я не вижу корреляции между возрастом и, например, грамотностью. А ведь грамотность — это замечательный индикатор уровня образованности.

Знаете, я, наверное, никогда не забуду одного алкаша, которого мы с товарищем встретили на дворе нашей школы. Шел девяносто-какой-то год, и мы с Витей пытались извлечь огонь из советской ещё зажигалки. Зажигалка упорно не хотела работать.

Проходящий мимо алконавт, снабдив нас огоньком, многозначительно поднял вверх указательный палец и гордо произнёс: «запомните, ребята. Советское — значит отличное!»

Ладно, возвращаясь к советскому образованию. Давайте проведём эксперимент. Возьмём на улице сто случайных человек от сорока до шестидесяти лет. И попросим их сдать ЕГЭ по русскому и математике. Если они покажут хорошие результаты — да, тогда я готов признать, что при Советской Власти детей учили и в самом деле лучше, чем сейчас.

Сердце, однако, подсказывает мне, что школозащитники подобный эксперимент поставить не рискнут. Так как советское образование было лучшим в мире только на страницах газеты «Правда».

Ссылки:

Размышления о влиянии советского образования. Часть 1, Часть 2, Часть 3.


© Фриц Моисеевич Морген



Неотложная помощь и лечение поствакцинальных осложнений

2011-08-31 23:00:00 (читать в оригинале)

(лекция, прочитанная слушателям курсов по иммунологии заведующим кафедрой детских болезней № 1 ДонГМУ доцентом Мельником А.И.)

Тяжелые поствакцинальные реакции являются достаточно редкими, но не настолько, что бы их не принимать во внимание. По статистике США: 50 детей ежегодно остаются с неустранимыми изменениями со стороны ЦНС, возникшими после вакцинации. По СНГ таких данных нет. А если и публикуются, вспомним материалы из газеты "КДМПомольская правда" 80-х годов, то могут нанести непоправимый вред делу вакцинации.

Экстренное извещение о реакции на прививку направляется в местную СЭС, затем ОБЛ СЭС, а после в институт имени Тарасевича. После получения определенного количества таких извещение решается вопрос о дальнейшей судьбе данной серии вакцины.

Будут или не будут реакции – прогнозировать их чрезвычайно сложно. Это обусловливается тем, что реакции на вакцинацию зависят от множества факторов: состояния здоровья ребенка, степени реактогенности вакцины и качества ее хранения, способа введения, против чего прививали, как подготавливали к вакцинации. Прогнозировать очень сложно. Попытки проводились и есть положительные сдвиги.

Осложнения:

  • Внезапная смерть после профилактической прививки: в момент проведения манипуляции и в течение 3-х недель после нее.
  • Аллергические реакции:
    • анафилактический шок;
    • синдром бронхиальной обструкции;
    • бронхиальная астма;
    • отек Квинке;
    • кожные аллергические проявления;
    • синдром Лайела и Стивенса-Джонса;
    • геморрагитческий васкулит;
    • аутоиммунная тромбоцитопеническая пурпура;
    • поствакцинальные нефропатии и нефриты;
    • миокардиты;
    • другие аллергические и токсико-аллергические осложнения.
  • Гипертермический поствакцинальный синдром.
  • Судорожный и другие неврологические синдромы.

Увеличеине в размерах вилочковой железы может быть связано с синдромом внезапной смерти. А непосредственной причиной ее – служат внезапный спазм или нарушение проходимости воздухопроводящих путей, бронхоспазм, остановка сердца, пароксизмальная тахикардия, блокада сердца и др.

В Санкт-Петербурге группа исследователей во главе с Цинзерлингом провела работу по изучению ретроспективного анализа смерти от увеличения тимуса. Необходимо проводить постоянный мониторинг – и т.к. смерть в ночное время – ставить датчики, которые сигнализировали бы об остановке сердца. Синдром внезапной смерти наблюдается при тимомегалии. Поэтому следует исследовать рентгенограмму органов грудной клетки в двух проекциях – прямой и боковой. Альтернативная диагностика – Узи тимуса и термография. Можно обнаружить увеличение, уплотнение, а также локальную гипертермию в 1-2° С и выше.

Механизмы развития поствакцинальных реакций.

Все реакции подразделяются на реакции немедленного и замедленного типа. Почти все неотложные состояния являются следствием аллергических реакций немедленного типа. Высвобождающиеся из гранул тучных клеток шоковые токсины – гистамин, серотонин, брадикинин, плазмин, гепарин в обычных условиях являются необходимыми веществами и в адекватных количествах регулируют свой участок гомеостаза. Так серотонин сокращает концевой отдел сосуда, брадикинин – поддерживает сосудистый тонус, гистамин – регулирует процессы пищеварения и иммунитета. Высвобождение (либерация) и последующее воздействие на рецепторы залпового (взрывоподобного) выброса биологически активных веществ вызывают тяжелые аллергические реакции. Либераторами могут быть любыми веществами, в т.ч. и вакцинные антигены.

РИЛ (Реакция иммунолейкоцитолиза) основана на смешивании антигена и крови ребенка in vitro. Гибель 20% и более клеток свидетельствует о высоком уровне сенсибилизации к данному антигену и возможному взрывоподобному выходу биологически активных веществ. Примерно можно судить о степени цитолиза в организме ребенка и уровне возможного высвобождения биологически активных веществ в крови.

Важен анамнез – были ли раньше аллергические реакции на какие-либо вещества, вакцинацию, введение сыворотки, иммуноглобулинов у ребенка и у его родителей или других членов семьи.

Чаще всего аллергические реакции и анафилактический шок возникают при повторном введении разрешающей дозы антигена, но возможны и на однократное ее введение. Сила аллергической рекции напрямую не зависит от величины веденной дозы антигена. Нет и четкой зависимости от того, куда и каким способом вводится антиген – в/к, п/к, в/м, в/в, в/а. Конечно большая тяжесть бывает при в/в или в/а введении, но может быть и при попадании на слизистую.

Обследование (общий анализ крови, термометрия, УЗИ тимуса, РИЛ, анамнез) дает некоторый эффект, но все же оно не достаточно надежно.

Анафилактический шок – возникает очень быстро (минуты) после введения разрешающей дозы антигена. Иногда возникают предвестники – боли в месте инъекции, интенсивное покраснение кожи, отек мягких тканей. В отдельных случаях – насморк, слезотечение, кожный зуд или зуд слизистых. В связи с мгновенным выбросом шоковых токсинов падает сосудистый тонус, снижается АД за счет повышенной проницаемости сосудов (гистамин). Расстраивается микроциркуляция в капиллярах. Снижается ОЦК и повышается проницаемость. нарастает одышка, тахикардия, явления, связанные с отеком и набуханием вещества мозга. Если оказываемая помощь запаздывает, степень тяжести состояния прогрессивно нарастает. Усиливается расстройство регуляции сердечно-сосудистого и дыхательного центра – нарушается деятельность жизненноважных функций и прогрессивно ухудшается состояние.

Примерный перечень препаратов, необходимых для оказания медикаментозной помощи.

Пресорные амины:

  • 0,01% раствор адреналина;
  • норадреналин;
  • мезатон;
  • эфедрин;

Дыхательные аналептики:

  • лобелин и цититон – заменить на 1,5% раствор этимизола гидлрохлорида;
  • кофеин;

Водорастворимые кортикостероидные гормоны:

  • преднизолон, гидрокортизона ацетат;
  • солюмедрол, который обладает более высоким прессорным действием;

Сердечные гликозиды:

  • строфантин, коргликон;
  • кардиамин;
  • димедрол;
  • пипольфен, дипразин, прометазин;
  • супрастин;
  • глюконат кальция;
  • эуфиллин;
  • новокаин;
  • глюкоза;
  • физиологический раствор;
  • стерильные шприцы;
  • вата;
  • жгуты;
  • кислородная подушка;

Противосудорожные средства:

  • ГОМК;
  • реланиум, седуксен;
  • дроперидол;

Жаропонижающие средства:

  • анальгин;
  • парацетомол;
  • сульфокамфокаин.

Необходимо следить за набором, менять по истечению срока годности препараты и возобновлять по мере необходимости.

АДРЕНАЛИН: уменьшает резорбцию из места инъекции. Поэтому необходимо проводить обкалывание. Разводят адреналин – 1 мл + 9 мл физраствора. Обкалывают из нескольких точек. Правильно обколотое место бледнеет и становится более холодным. Можно применять лед. Повторное обкалывание через 15 – 20 минут. Можно повторять несколько раз.

Если инъекции производились в конечности, то необходимо ее изолировать, наложив жгут на небольшое время 1-1,5 часа.

Воздействие на сосудистый тонус и восстановление ОЦК:

Норадреналин вводится только внутривенно, медленно, капельно. Затем для восстановления ОЦК введение кровезаменяющие растворы – гемодез, полиглюкин, реополиглюкин, неокомпенсан, макродез.

Борьба с локальным или генерализованным отеком мозга:

Салуретики (лазикс, фурасемид) по 2-5 мг/кг, но не менее 10 мг в первое введение – в/в.

Осмотически активные вещества, возвращающие жидкость из тканей в сосудистое русло: глюкоза 10%. При упущении ситуации может быть вклинение миндалин мозжечка в большое затылочное отверстие.

Если возникнет судорожный синдром в/в ввести ГОМК – 50-100 мг/кг 20% раствора – 0,5 мл/кг в сутки.

Для улучшения микроциркуляции эфиры никотиновой кислоты – трентал, теоникол, комплавин, ксавин.

Дыхательные аналептики – этимизола гидрохлорид 1-1,5 мг/кг массы. Стимулируют дыхательный центр, кору надпочечников, прессорное действие.

Глюкокртикоидные гормоны – защитное действие – протекторы при реакции антиген-антитело и уменьшают либирирующий эффект иммунных комплексов на клетки и высвобождение биологически активных веществ – гидрокортизон, преднизолон, солюмедрол.

Сердечные гликозиды. После стабилизации артериального давления – перевод в реанимационное отделение или палату интенсивной терапии, т.к. возможно волнообразное течение процесса.

Отек Квинке: Склонность к нему генетически детерминирована (в пределах одной семьи). Отек может быть локальным, лица, века, ушной раковины, гортани, языка, миокарда. Может быть в месте инъекции.

Синдром Лайела: характеризуется буллезным процессом на коже – возникают пузыри, затем эрозии. Склонен к саморазрешению – с экссудатом вытекает и а/г, однако теряется много жидкости. Похож на ожог. Участки поражения обрабатвают фукарцином, осторожно.

Синдром Стивенса – Джонсона: возникают высыпания вокруг естественных отверстий.

Закономерности оказания помощи, как и при анафилактическом шоке.

Лечение то же и при сывороточной болезни: глюкокортикоиды, антигистаминные препараты; сердечные гликозиды, дыхательные аналептики, прессорные амины.

Ряд "виновных " антигенов выводится через ЖКТ – дача энтеросорбентов: активированного угля, холестирамина, энтеросгеля, вазозана по 1 порошку 3 раза в день. Не сочетать с другими пероральными препаратами.

BCG – поствакцинальная побочная реакция ч/з 6 мес и более. Одним из осложнений – остеомиелит. Для доказательства – выделение из очага вакцинного штамма. Возможен сепсис. Прием фтивазида. Для купирования судорожного синдрома (как осложнение лечения препаратом)– давать вит В6 или пиридоксаль фосфат.

Факт реакции заносится в амбулаторную карточку!

Заполнить экстренное извещение. Затем переслать в СЭС. Проводится расследование при участии эпидемиолога СЭС, администрации больницы, иммунолога (педиатра). Составляется акт расследования поствакцинальной побочной реакции.


Источник



Медицинские ругательства от Фрица Моргена

2011-08-31 23:00:00 (читать в оригинале)

Хочу рассказать, кто такие идиоты, дебилы, имбецилы и прочие наши скорбные на голову сородичи. Ведь это не просто браные слова – каждое из этих слов обозначает конкретную болезнь. Как Вы, вероятно, уже знаете – я довольно ленив. Поэтому, при составлении данного поста я не читал специальной медицинской литературы, а пользовался Википедией и Гуглом.

Идиот

Помните князя Мышкина из романа Достоевского "идиот"? Так вот. Князь, несмотря на все свои проблемы с головой, вовсе не был идиотом в медицинском смысле этого слова.

На самом деле, идиот – это человек, страдающий самой глубокой формой олигофрении, у которого практически не может ни мыслить, ни говорить. Идиоты не могут говорить, не отличают родственников от посторонних. Они не владеют навыками самообслуживания, и даже не могут самостоятельно есть. Нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Идиотам совершенно недоступна осмысленная деятельность.

Дебил

Дебил – это больной, который страдает олигофренией в слабой слабой степени. Некоторые дебилы практически не отличаются от сверстников. У дебилов сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера.

Однако у дебилов практически отсутствует способность абстрагирования. Например, дебил отлично понимает, что два рубля плюс три рубля – это пять рублей. Однако вопрос "сколько будет два плюс три" ставит дебила в ступор. "Два чего плюс три чего?" – недоумевает дебил.

С программой обычной школы дебилы, как правило, не справляются. Как правило, заканчивают школу "для особо одарённых". Однако дебилы вполне способны адаптироваться к обществу и, например, устроиться на работу. К сорока годам дебилы часто так растворяются в обществе, что их не отличить от обычного человека, который любит пиво и телевизор.

Имбецил

Имбецил – это тоже слабоумный. Нечто среднее между идиотом и дебилом. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Речь бедна и неправильна, но относительно связна. Некоторые имбецилы способны считать, обслуживать себя и даже немного работать. В отличие от дебилов, имбецилы внешне уже отличаются от нормальных людей.

Олигофрен

Олигофрен – это больной, который получил врождённое или приобретённое до трёх лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга.

Олигофрены делятся на идиотом, имбецилов и дебилов.

Слабоумный

Человек, у которого снижена способность понимать связь между окружающими явлениями. Слабоумные с трудом отделяет главное от второстепенного, некритичны к своим высказываниям и поведению.

Слабоумные делятся на олигофренов (врождённое слабоумие) и на больных с деменцией (приобретённое слабоумие)

Кретин

Больной с резким отставанием физического и умственного развития, связанным с синдромом врождённой недостаточности щитовидной железы.

Шизофреник

Больной, который плохо воспринимает окружающую среду и у которого нарушено взаимодействие с обществом. Признаками шизофреника являются бред, галлюцинации и атактическое (некоординируемое) мышление. Также признаками шизофрении являются эмоциональная тупость (безразличие), алогия (скудость или отсутствие речи) и "булии".

Гипобулия – это ослабление волевой активности, абулия – полное отсутствие побуждений. Парабулии – извращённые формы деятельности, например, вычурная мимика или походка.

Салонный идиот

Салонный идиот – это шаблонно мыслящий человек, который любит объяснять собеседникам очевидные вещи. Приведу цитату из бессмертного Швейка: "Он страдал манией все объяснять и делал это с воодушевлением, с каким изобретатель рассказывает о своем изобретении.

"Книга, господа, это множество нарезанных в четвертку листов бумаги разного формата, напечатанных и собранных вместе, переплетенных и склеенных клейстером. Да-с. Знаете ли вы, господа, что такое клейстер? Клейстер – это клей"

Полковник был так непроходимо глуп, что офицеры, завидев его издали, сворачивали в сторону, чтобы не выслушивать от него такой истины, что улица состоит из мостовой и тротуара и что тротуар представляет собой приподнятую над мостовой панель вдоль фасада дома. А фасад дома – это та часть, которая видна с мостовой или с тротуара. Заднюю же часть дома с тротуара видеть нельзя, в чем мы легко можем убедиться, сойдя на мостовую."

Даун

Больной человек, у которого на одну хромосому больше, чем у нормального. Кроме прочих болезней, дауны страдают и олигофренией, то есть являются идиотами, дебилами или имбецилами.


По совести, надо было бы ещё рассказать и о психопатах, истеричках, параноиках и прочих ругательствах, которые часто встречаются в нашей речи.

Update: Новые ругательства от freshhead и fishki.net:

Блядь

Дело в том, что первоначально древнерусский глагол "блядити" значил "ошибаться, заблуждаться, пустословить, лгать". То есть, ежели ты трепал языком наглую ложь (неважно, осознавая это или нет), тебя вполне могли назвать блядью, невзирая на пол. В это же самое время в славянских языках жило-поживало другое, весьма похожее по звучанию, слово "блудити", которое означало "блуждать" (ср. украинское "блукати"). Постепенно словом "блуд" стали определять не только экспедицию Ивана Сусанина, но и беспорядочную "блуждающую" половую жизнь. Появились слова "блудница", "блудолюбие", "блудилище" (дом разврата). Сначала оба слова существовали обособленно, но затем постепенно стали смешиваться.

Стерва

Каждый, открывший словарь Даля, может прочесть, что под стервой подразумевается… "дохлая, палая скотина", то есть, проще говоря — падаль, гниющее мясо. Вскоре словцом "стервоза" мужчины стали презрительно называть особо подлых и вредных ("с душком") шлюх. А так как вредность женщины мужчин, видимо, заводила (чисто мужское удовольствие от преодоления препятствий), то и слово "стерва", сохранив изрядную долю негатива, присвоило себе и некоторые черты "роковой женщины". Хотя о первоначальном его значении нам до сих пор напоминает гриф стервятник, питающийся падалью.

Зараза

Девушки бывают разные. Возможно, и на слово "зараза" не все обижаются, но комплиментом его уж точно не назовешь. И тем не менее, изначально это был все-таки комплимент. В первой половине XVIII века светские ухажеры постоянно "обзывали" прекрасных дам "заразами", а поэты даже фиксировали это в стихах. А всё потому, что слово "заразить" изначально имело не только медицински-инфекционный смысл, но и было синонимом "сразить". В Новгородской Первой летописи, под 1117 годом стоит запись: "Единъ от дьякъ зараженъ былъ отъ грома". В общем, заразило так, что и поболеть не успел… Так слово "зараза" стало обозначать женские прелести, которыми те сражали (заражали) мужчин.

Кретин

Если бы мы перенеслись где-то веков на пять-шесть назад в горный район французских Альп и обратились к тамошним жителям: "Привет, кретины!", никто бы вас в пропасть за это не скинул. А чего обижаться — на местном диалекте слово cretin вполне благопристойное и переводится как… "христианин" (от искаженного франц. chretien). Так было до тех пор, пока не стали замечать, что среди альпийских кретинов частенько встречаются люди умственно отсталые с характерным зобом на шее. Позже выяснилось, что в горной местности в воде частенько наблюдается недостаток йода, в результате чего нарушается деятельность щитовидной железы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Когда врачи стали описывать это заболевание, то решили не изобретать ничего нового, и воспользовались диалектным словом "кретин", чрезвычайно редко употреблявшимся. Так альпийские "христиане" стали "слабоумными".

Идиот

греческое слово [идиот] первоначально не содержало даже намека на психическую болезнь. В Древней Греции оно обозначало "частное лицо", "отдельный, обособленный человек". Не секрет, что древние греки относились к общественной жизни очень ответственно и называли себя "политэс". Тех же, кто от участия в политике уклонялся (например, не ходил на голосования), называли "идиотэс" (то есть, занятыми только своими личными узкими интересами). Естественно, "идиотов" сознательные граждане не уважали, и вскоре это слово обросло новыми пренебрежительными оттенками — "ограниченный, неразвитый, невежественный человек". И уже у римлян латинское idiota значит только "неуч, невежда", откуда два шага до значения "тупица".

Болван

"Болванами" на Руси называли каменных или деревянных языческих идолов, а также сам исходный материал или заготовку — будь то камень, или дерево (ср. чешское balvan — "глыба" или сербохорватское "балван" — "бревно, брус"). Считают, что само слово пришло в славянские языки из тюркского.

Дурак

очень долгое время слово дурак обидным не было. В документах XV–XVII вв. это слово встречается в качестве… имени. И именуются так отнюдь не холопы, а люди вполне солидные — "Князь Федор Семенович Дурак Кемский", "Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин", "московский дьяк (тоже должность немаленькая — В.Г.) Дурак Мишурин". С тех же времен начинаются и бесчисленные "дурацкие" фамилии — Дуров, Дураков, Дурново… А дело в том, что слово "дурак" часто использовалось в качестве второго нецерковного имени. В старые времена было популярно давать ребенку второе имя с целью обмануть злых духов — мол, что с дурака взять?

Лох

Это весьма популярное ныне словечко [лох] два века назад было в ходу только у жителей русского севера и называли им не людей, а… рыбу. Наверное, многие слышали, как мужественно и упорно идет к месту нереста знаменитый лосось (или как его еще называют — семга). Поднимаясь против течения, он преодолевает даже крутые каменистые пороги. Понятно, что добравшись и отнерестившись рыба теряет последние силы (как говорили "облоховивается") и израненная буквально сносится вниз по течению. А там ее, естественно, ждут хитрые рыбаки и берут, как говорится, голыми руками. Постепенно это слово перешло из народного языка в жаргон бродячихторговцев — офеней (отсюда, кстати, и выражение "болтать по фене", тоесть общаться на жаргоне). "Лохом" они прозвали мужичка-крестьянина,который приезжал из деревни в город, и которого было легко надуть.

Шаромыжник

1812 год… Ранее непобедимая наполеоновская армия, измученная холодами и партизанами, отступала из России. Бравые "завоеватели Европы" превратились в замерзших и голодных оборванцев. Теперь они не требовали, а смиренно просили у русских крестьян чего-нибудь перекусить, обращаясь к ним "сher ami" ("любі друзі"). Крестьяне, в иностранных языках не сильные, так и прозвали французских попрошаек — "шаромыжники". Не последнюю роль в этих метаморфозах сыграли, видимо, и русские слова "шарить" и "мыкать".

Шваль

Так как крестьяне не всегда могли обеспечить "гуманитарную помощь" бывшим оккупантам, те нередко включали в свой рацион конину, в том числе и павшую. По-французски "лошадь" — cheval (отсюда, кстати, и хорошо известное слово "шевалье" — рыцарь, всадник). Однако русские, не видевшие в поедании лошадей особого рыцарства, окрестили жалких французиков словечком "шваль", в смысле "отрепье".

Шантрапа

Не все французы добрались до Франции. Многих, взятых в плен, русские дворяне устроили к себе на службу. Для страды они, конечно, не годились, а вот как гувернеры, учителя и руководители крепостных театров пришлись кстати. Присланных на кастинг мужичков они экзаменовали и, если талантов в претенденте не видели, махали рукой и говорили "Сhantra pas" ("к пению не годен").

Подлец

А вот это слово по происхождению польское и означало всего-навсего "простой, незнатный человек". Так, известная пьеса А. Островского "На всякого мудреца довольно простоты" в польских театрах шла под названием "Записки подлеца". Соответственно, к "подлому люду" относились все не шляхтичи.

Шельма

Шельма, шельмец — слова, пришедшие в нашу речь из Германии. Немецкое schelmen означало "пройдоха, обманщик". Чаще всего так называли мошенника, выдающего себя за другого человека. В стихотворении Г. Гейне "Шельм фон Бергер" в этой роли выступает бергенский палач, который явился на светский маскарад, притворившись знатным человеком. Герцогиня, с которой он танцевал, уличила обманщика, сорвав с него маску.

Мымра

"Мымра" — коми-пермяцкое слово и переводится оно как "угрюмый". Попав в русскую речь, оно стало означать прежде всего необщительного домоседа (в словаре Даля так и написано: "мымрить" - безвылазно сидеть дома"). Постепенно "мымрой" стали называть и просто нелюдимого, скучного, серого и угрюмого человека.

Сволочь

"Сволочати" — по-древнерусски то же самое, что и "сволакивать". Поэтому сволочью первоначально называли всяческий мусор, который сгребали в кучу. Это значение (среди прочих) сохранено и у Даля: "Сволочь — все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни". Со временем этим словом стали определять ЛЮБУЮ толпу, собравшуюся в одном месте. И уж потом им стали именовать всяческий презренный люд — алкашей, воришек, бродяг и прочие асоциальные элементы.

FM: Любопытно. А я считал, что сволочами называли бурлаков, которые сволачивали корабли по реке. Помните, "бурлаки на Волге"? Целые деревни занимались этим промыслом. О моральном облике сволочей можно судить по том, что название профессии стало ругательством.

Подонок

Еще одно слово, которое изначально существовало исключительно во множественном числе. Иначе и быть не могло, так как "подонками" называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком. А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово "подонки" перешло на них. Возможно также, что немалую роль сыграло здесь и выражение "подонки общества", то есть, люди опустившиеся, находящиеся "на дне".

Ублюдок

Слово "гибрид", как известно, нерусское и в народный арсенал вошло довольно поздно. Гораздо позже, нежели сами гибриды - помеси разных видов животных. Вот и придумал народ для таких помесей словечки "ублюдок" и "выродок". Слова надолго в животной сфере не задержались и начали использоваться в качестве унизительного наименования байстрюков и бастардов, то есть, "помеси" дворян с простолюдинами.

Наглец

Слова "наглость", "наглый" довольно долго существовали в русском языке в значении "внезапный, стремительный, взрывчатый, запальчивый". Бытовало в Древней Руси и понятие "наглая смерть", то есть смерть не медленная, естественная, а внезапная, насильственная. В церковном произведении XI века "Четьи Минеи" есть такие строки: "Мьчаша кони нагло", "Реки потопят я нагло" (нагло, то есть, быстро).

Пошляк

"Пошлость" — слово исконно русское, которое коренится в глаголе "пошли". До XVII века оно употреблялось в более чем благопристойном значении и означало все привычное, традиционное, совершаемое по обычаю, то, что ПОШЛО исстари. Однако в конце XVII — начале XVIII веков начались Петровские реформы, прорубка окна в Европу и борьба со всеми древними "пошлыми" обычаями. Слово "пошлый" стало на глазах терять уважение и теперь всё больше значило - "отсталый", "постылый", "некультурный", "простоватый".

Мерзавец

Этимология "мерзавца" восходит к слову "мерзлый". Холод даже для северных народов никаких приятных ассоциаций не вызывает, поэтому "мерзавцем" стали называть холодного, бесчувственного, равнодушного, черствого, бесчеловечного… в общем крайне (до дрожи!) неприятного субъекта. Слово "мразь", кстати, родом оттуда же. Как и популярные ныне "отморозки".

Негодяй

То, что это человек к чему-то не годный, в общем-то, понятно… Но в XIX веке, когда в России ввели рекрутский набор, это слово не было оскорблением. Так называли людей, не годных к строевой службе. То есть, раз не служил в армии — значит негодяй!

Чмо

"Чмарить", "чмырить", если верить Далю, изначально обозначало "чахнуть", "пребывать в нужде", "прозябать". Постепенно этот глагол родил имя существительное, определяющее жалкого человека, находящегося в униженном угнетенном состоянии. В тюремном мире, склонном ко всякого рода тайным шифрам, слово "ЧМО" стали рассматривать, как аббревиатуру определения "Человек, Морально Опустившийся", что, впрочем, совершенно недалеко от изначального смысла.

Жлоб

Есть теория, что сперва "жлобами" прозвали тех, кто пил жадно, захлебываясь. Так или иначе, но первое достоверно известное значение этого слова — "жадина, скупердяй". Да и сейчас выражение "Не жлобись!" означает "Не жадничай!".

Параноик

Человек необоснованно недоверяющий окружающим длительный период. Зачастую имеет большие трудности во взаимоотношениях. Больной, как правило, весьма критично относится к другим, не принимая, однако, критики в свой адрес. Данное расстройство не причисляют к психозам.


© Фриц Моисеевич Морген



Как быстро и эффективно испортить отношения с мужчиной. Вредные советы для женщин от Алены Брандис.

2011-08-28 23:00:00 (читать в оригинале)

1) Как можно чаще сравнивайте его с другими мужчинами. Обязательно расскажите про кого то, кто лучше него, умнее, сильнее и.т.д.

2) Напоминайте ему о том, что он – бездарь, бесхребетное существо, тряпка, слабак, ничтожество, лох и.т.д. Желательно покрасноречивее и истеричным голосом.

3) Если мужчина вам что то подарил, (ОБЯЗАТЕЛЬНО!) раскритикуйте его подарок, или изобразите на лице маску «Снежная Королева не покакала».

4) Во время секса изобразите из себя «жертву фашизма» и чуть позже не забудьте сказать своему партнеру: «А оргазм то был не настоящий! Изображала я его!» И желательно мерзко писклявым голосочком.

5) (Очень ВАЖНО!): постоянно доказывайте своему мужчине насколько вы умнее его! Очень помогает.

6) Срочно сходите в SECOND HAND, отройте там застиранные трусы и лифчики и такие же халатики. Оденьте этот «винтаж» на себя и ходите так по дому.

7) Дома желательно выглядеть как можно страшнее, а вот из дома надо выходить «красавишной». И чтобы мужчина видел, какая вы можете быть для других.

8) Сами зарабатывайте деньги, а мужчину пинками на кухню – пусть посуду моет, чаек заваривает, чтобы зря воздух не вдыхал.

9) (ВАЖНО!): фраза «А моя мама сказала» должна стать вашим слоганом и употребляться постоянно!

10) Запомните,  вы пришли в этот мир страдать, ныть и быть жертвой. Наслаждайтесь этим процессом.


© Алена Брандис



Как быстро и эффективно испортить отношения с женщиной. Вредные советы для мужчин от Алены Брандис.

2011-08-28 23:00:00 (читать в оригинале)

1) Критикуйте внешность своей женщины. Очень помогают фразы типа... «Ну, у тебя и жопа. Уже на два стула», «А че с лицом то, забыла накраситься?»
Ну, и классика: на вопрос «Как я выгляжу?» ответить «С пивом пойдет!».

2) В обществе своей любимой (обязательно!) при виде другой симпатичной особы надо причмокивать, пускать слюни и усиленно пялиться на эту особу.

3) (Как можно больше!) лежать с пивом у телика, сорить чипсами и громко портить воздух.

4) Дарите ей подарки только на Новый Год со словами «Это тебе на год вперед». Желательно две убогие гвоздики, набор гвоздей и диск DVD с немецким фильмом под названием «Киски» или «Попки».

5) Не зарабатывайте деньги! Не «царское» это дело! «Царское дело» это сутками сидеть в контакте и дрочить на симпатичные фоточки девушек в активном поиске.

6) Не занимайтесь спортом! Дряблые бока и отвисший живот - это очень поможет! Так же как и бицепсы размером с баллончик для освежения полости рта.

7) (Важно!) советоваться все время с Мамой. И рассказывать об этом своей женщине!

8) Шикарно работают трусы в катышках и белые застиранные маечки «а-ля советский пенсионер-спортсмен».

9) Застиранные носки поблекшего цвета или белого с серыми пятками тоже очень хорошо работают особенно если их не стирать два-три дня.

10) Супер помогает: вы идете «на легке», а ваша женщина прет на себе пакеты из супермаркета, и еще открывает вам дверь собственным лбом.


© Алена Брандис



Страницы: ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.