Сегодня 25 февраля, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Дневник белого колонизатора
Дневник белого колонизатора
Голосов: 2
Адрес блога: http://colonizer.livejournal.com/
Добавлен: 2008-01-12 19:31:32 блограйдером Robin_Bad
 

ПОЧЕМУ ХИМИЧАТ ЮВЕЛИРЫ

2014-01-17 15:17:19 (читать в оригинале)

Есть такой режущий ухо глагол, из просторечных неологизмов — «химичить». Атаев употребил его по отношению к себе и своим коллегам, вовсе не имея в виду темы, близкие корреспондентам «Химии и жизни». Так он обозначил процесс, с помощью которого ювелиры раздобывают насущно необходимое для своей работы.

Пример: никто не выпускает для ювелиров инструмента и оборудования. Выручает хотя бы отчасти медицинская промышленность. Правдами и неправдами раздобывает мастер хирургические скальпели и пинцеты, приспосабливает для пайки стоматологические горелки. А материалы?

Что и говорить, серебро — не из самых доступных металлов, электротехника, радиоэлектроника, фотохимия без него обойтись не могут. Кое-что получают и ювелирные фабрики. А вот ювелир высочайшей квалификации, член Союза художников, народный мастер работает большей частью с мельхиором. В общем-то, недурной материал, работы Атаева, Гурбангулиева и их коллег, сделанные из мельхиора, совсем
неплохи и раскупаются в магазинах очень быстро. Но все же — пусть синтетический ковер и недорог, и приятен на вид, можно ли ставить его в один ряд с ручной работы туркменским ковром, сотканным, конечно же, из чистой шерсти?

Авторы и в мыслях не держат призывать планирующие органы давать художникам сплошь серебро для всех работ. Но хотя бы для уникальных, для тех, что пойдут на выставки и в музеи,— надо бы.

При нас Атаев заканчивал заказную работу—в национальном стиле, многозвенный, с тонким орнаментом женский пояс для международной выставки в чехословацком городе Яблонец. Материалы — какие положено: серебро, сердолик, позолота. Такой пояс стоит того, чтобы потратить на него серебро и самую малость золота. Но откуда они?

Серебро — с ашхабадского базара, из лома, который продают в ювелирном ряду. Сердолики — оттуда же, из переплавленных украшений. А золото—из купленного в магазине обручального кольца.

Ох, неправильно это — заставлять мастеров химичить.

Одна из серий киноэпопеи «Великая Отечественная» была посвящена подвигу тыла, людям, отдавшим все для Победы— свои силы, свои знания, свои сбережения. На экране — горы колец, серег, браслетов, дедовских золотых и серебряных часов. И среди многих воистину драгоценных даров — туркменские украшения: белезик, дагдан, асык, гоза... Восемь тонн старинного серебра. Благородная и осмысленная жертва.

И потому вдвойне обидно, что часть народного богатства теряется бессмысленно, гибнет, уходит с базара на переплав. Новое можно придумать и сделать; старого уже не вернешь, его можно только сохранить.

Так пусть будет и то и другое. Ювелирное дело — одно из древнейших, и оно, надо полагать, вечно. Старейший народный мастер, учитель многих нынешних художников-ювелиров, покойный ныне Кулага Бабаниязов сказал

об этом коротко и точно: «Ювелирному искусству не грозит забвение. Пока на свете есть хотя бы одна женщина, будет нужен и ювелир».

А сайт http://corcusant.com нравится? Очень ведь важная и интересная информация.

В многовековой цепи

2014-01-17 15:16:26 (читать в оригинале)

Паяют серебро самодельным же серебряным припоем; фабричный не годится. Коль скоро серебро, с которым имеет дело мастер, плавится при 500°С, оно расплавится раньше, чем размягчится стандартный припой. Прост и тривиален флюс: поташ, бура, поваренная соль. Правда, старые мастера чистого поташа не знали, брали золу саксаула, но это несущественно. И золотят украшение, если требуется, испытанным способом — амальгамным. Словом, техника не изощренная, но суть не в ней. В конце концов научить и более сложной технике недолго, но
это не значит еще овладеть искусством. А туркменское ювелирное искусство пришлось возрождать, ради этого, собственно, и начал Атаев собирать свою редкостную коллекцию.
Да и свадебные туры думаю смогут порадовать и заинтересовать многих.
В многовековой цепи народной традиции образовался разрыв, не такой уж большой в масштабах истории, несколько десятков лет. В борьбе с пережитками феодального прошлого чуть было не отнесли к таковым и национальные украшения. Костюм, особенно женский, сохранился, но даже сегодня многие туркменские женщины готовы дополнить свое одеяние штампованными поделками из латуни и стекла, а старые украшения хранят дома или выносят на воскресный базар.

Более пятнадцати лет назад молодой живописец Клычмурад Атаев занял должность инспектора по народным промыслам. Он обратился к мастерам: сделаем современное украшение в духе народной традиции. Одним из первых откликнулся немолодой и вполне уважаемый ювелир — он принес брошь в виде двух целующихся голубков со стеклянными глазами...

Учиться пришлось с азов, но, к счастью, сохранились по домам, особенно в далеких аулах, истинные образцы ювелирного промысла. Конечно, никому не нужен сейчас неподъемный костюм амазонки — не наденет его нынешняя женщина, да и накладно по современным меркам. И слепо копировать те или иные фрагменты тоже не годится,- в газетных киосках и разных ларьках пылятся скучнейшие, хотя и подробные копии старинных гоза, сделанные из слишком яркого, прямо-таки трескучего анодированного алюминия.

А что же надо? Трудно сказать однозначно, да к тому же мы непременно вторгнемся в тонкую область, где рискуем быть побитыми. Во всяком случае, нынешние и старые украшения несут на себе печать безусловного сходства: они восходят к одному источнику.

Клычмурад

2014-01-17 15:08:14 (читать в оригинале)

Клычмурад направляется не к столу, а к ковру. Он принимает привычную удобную позу — полусидя, облокотившись на подушку — и ставит перед собой формочку, именуемую голыб, им же отлитую из серебряно-оловянистой бронзы по сделанному вручную эталону. На форму мастер кладет серебряный листок, накрывает его свинцовой пластиной; резкий удар молотка — и пластичный свинец, растекаясь под ударом, вдавливает серебро в углубление. На листке выдавлена подвеска-шельпе, одна из десятков, а то и сотен подвесок, которыми так богат традиционный комплект украшений. Между прочим, и шельпе, полагают, тоже зооморфного происхождения: вытянутая висюлька похожа на рачка, которого можно встретить на пустынных такы-рах.
Что еще можно посмотреть в мастерской народного мастера? Как гравируют орнамент, как готовят скромную скань из серебряной проволочки, непышный и почти плоский узор; как обтачивают и ставят на место сердолики и спаивают серебряные элементы воедино. Никаких деликатных секретов нет—и не было. Туркменские ювелиры не используют ни финифть, ни травление, ни глубокую гравировку, рельеф украшений сродни скромному пустынному ландшафту, величественному и благородному.
Понравился сайт очень http://www.master-live.ru/biznes/audit2014/, думаю это заинтересует многих.

Не рассыпалось. Оно переплавилось.

2014-01-17 15:07:20 (читать в оригинале)

Увы, нет в коллекции Атаева таких старых вещей. Самые почтенные из сработанных туркменскими ювелирами украшений датированы прошлым веком — в том случае, если датированы вообще. Но не рассыпалось же серебро в прах...

Пусть, к примеру, в семье три девочки— рядовой случай. Они получают от матери украшения. Как сделать из одного костюма три? Только так: шли к ювелиру, несли старые вещи, лом, редко — новое серебро. Ювелир все это переплавлял и по канону, по старым образцам создавал новые вещи. Ковер так не переделаешь.
Ещё вот Запчасти на Vito заинтересовали очень, почитайте и пользуйтесь.
Атаев говорит: «Серебро, с которым я работаю, прошло столько перепла-вок, и каждая хоть немного загрязняла его примесями, так что теперь это сплав, который размягчается уже при пятистах градусах. Жалко, что старинные подлинники навсегда для нас потеряны. Но в многократных переделках сохранилось древнее искусство. Может быть, и мои вещи будут переплавлены — что ж...»

МАСТЕРСКАЯ

Место, где Клычмурад Атаев создает произведения искусства для музеев и международных выставок, а также мастерит украшения малыми сериями для Художественного фонда республи-
ки и его салонов, выглядит так: саманный домик на одну комнату, стоящий особняком во дворе, а в комнате — железная печка, вытертый ковер, да столик с кое-каким инструментом и бензиновой горелкой. Пожалуй, эта горелка— единственное современное звено в древней технологии; раньше паяли в горне.

Такое бы превращение

2014-01-17 15:06:35 (читать в оригинале)

Нигде, ни у одного другого народа нет такого набора украшений. Кто знает, может, были все-таки амазонки, говорившие, согласно Геродоту, следующее: «Мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; к женской работе мы не привыкли». А жили эти непривычные к женской работе женщины скорее всего здесь. Но потом смешались с другими племенами, занялись мирными делами — и привыкли. И вещи, которые были некогда нужны для боя, превратились в стилизованные украшения, разные, но выполненные в едином каноне.

Такое бы превращение — да со всем нынешним воинским снаряжением...
А молочно белковый концентрат не интересует вас? Важно всё таки и интересное предложение.
Можно с восторгом обозревать спецодежду амазонки в целом (если представится случай), можно детально изучать орнаменты, отыскивая в них символы и тотемные знаки, вроде тех же скарабеев, а также оленей, волков, баранов, змей и прочего; но мы оставим эго для более тонких знатоков. А читателям, которых мнение знатоков интересует, посоветуем книжку В. С. Зале-таева «Древние и новые дороги Туркмении», совсем недавно, в прошлом году, выпущенную издательством «Искусство».

И по отсчету от амазонок, и по другим, более достоверным оценкам, ювелирной туркменской традиции не менее двух тысяч лет. А если так, то в коллекции непременно должны быть вещи, сделанные хотя бы несколько столетий назад. Ковры XIII века сохранились, это подтверждает радиоуглеродная датировка; а ковер — штука более тленная, нежели металлический браслет с каменьями.


Страницы: ... 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.