Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера Красивая Украина/Записи в блоге |
Красивая Украина
Голосов: 1 Адрес блога: http://beautiful-ukraine.blogspot.com/ Добавлен: 2011-12-23 00:11:09 |
|
Балаклава
2012-01-20 01:39:00 (читать в оригинале)Балаклава
Балаклава — населённый пункт на юго-западном побережье Крымского полуострова, до 1957 года имел статус города, сегодня в административном отношении является частью Балаклавского района Севастополя, хотя фактически и поныне территориально отделён от остального Севастополя не застроенным пространством в несколько километров. По одной из версий название города происходит из турецкого языка и переводится как «рыбный мешок»; по другой версии название происходит из крымскотатарского языка, на котором выражение «balıqlıava» дословно означает «рыбная погода». Также балаклавой называют шапку-шлем, по внешней аналогии.
Инкерманский карьер
2012-01-16 23:38:00 (читать в оригинале)Инкерманский камень
Инкерманский камень — природный камень белого цвета, ещё его называют белый камень, мшанковый известняк из Инкермана на окраине Севастополя, легко поддающийся обработке и с античного времени широко использовавшийся для строительства, вывозили в древний Рим.
Удельный вес мшанковых известняков от 1,6 до 2,0 г/см³, пористость 30–39% и прочность на сжатие 4–15 МПа. Строительный камень с такими свойствами легко обрабатывать и вырезать блоки различного размера, вплоть до монолитов. Его можно скоблить ножом, отесывать, при помощи лома или кайла выбивать канавки и отверстия.
Удельный вес мшанковых известняков от 1,6 до 2,0 г/см³, пористость 30–39% и прочность на сжатие 4–15 МПа. Строительный камень с такими свойствами легко обрабатывать и вырезать блоки различного размера, вплоть до монолитов. Его можно скоблить ножом, отесывать, при помощи лома или кайла выбивать канавки и отверстия.
Из инкерманского камня сложены многие здания в Севастополе, его использовали также в Александрии, Марселе.
Инкерманский карьер
В Инкермане, на правобережье речки Черной над железной дорогой поднялась обрывистая Монастырская скала с искусственными пещерами в несколько ярусов. Под обрывом территория мужского монастыря, и поэтому осмотреть известняки лучше в соседней к востоку Загайтанской скале Внутренней гряды Крымских гор.
Обрыв скалы впечатляет не только огромной высотой под 50 метров, но и однородностью. В гигантской каменной стене нет выступов, карнизов и желобов. У известняков очень своеобразный внешний вид. Это однородные крепкие белые с кремовым оттёнком или чуть розоватые горные породы с грубой шероховатой поверхностью излома. Много мелких пор, но они плохо заметны. Невооруженным глазом, а еще лучше через лупу, видны обломки мшанок, членики криноидей, раковины моллюсков, трубочки серпул и другие органические остатки, соединенные тонкозернистой известковой массой. Это типичные органогенно-детритусовые известняки (латинское «детритус» переводится как перетертый, имея в виду обломки раковин).
Мшанковые известняки Внутренней гряды Крымских гор широко использовало население пещерных городов. Ценили камень за то, что его можно добывать на территории своего городища или невдалеке от него, за прочность и вместе с тем мягкость, однородность и постоянство свойств, монолитность, теплоизоляционные свойства, долговечность, декоративность и способность сохранять кромку в отесанных изделиях.
О долговечности строительного камня можно судить по морозостойкости. А она зависит от особенностей пор горной породы. В камне с изолированными порами в зимнее время намораживаются корочки льда. Замерзающая вода увеличивается в объеме на 9%, и лед с большой силой давит на камень. Многократное замерзание и размораживание вызывает отслаивание и дробление камня.
Но в мшанковых известняках поры сообщаются между собой, и при замерзании и размораживании складывается иная ситуация. Вода под давлением ледяной корки выдавливается в соседние поры, и камень не сжимается. В итоге мшанковый известняк морозостойкий и долговечный, а здания и сооружения из инкерманского камня сохранились в течение многих веков.
Однородность, монолитность и мягкость инкерманских известняков позволили в древности добывать его без особых ухищрений. Заготовку камня в горном массиве вырубали узким заступом, а затем отрывали от подошвы металлическими клиньями. Вырубленный блок пододвигали к краю уступа каменоломни и, придерживая канатами, спускали по направляющим бревнам.
Уникальные строительные и архитектурные свойства мшанковых известняков в полосе от Севастополя до междуречья Альма — Бодрак под Симферополем предопределили появление в этом участке Внутренней гряды Крымских гор средневековых пещерных городов и монастырей. Можно сказать так: где нет мшанковых известняков, нет и пещерных городов.
Строители пещерных ансамблей прекрасно знали, что толща мшанковых известняков, несмотря на видимую однородность, в действительности состоит из горизонтов с разными строительными свойствами. Пещеры высекали только в однородных и чистых известняках. А расположенные выше или ниже мергелистые известняки (с примесью глинистого материала) или с крупными стяжениями кристаллов кальцита («комковатые известняки») были менее надежными и труднее обрабатывались. В таких горизонтах известняков пещеры не высекали.[1]
Примечания
[1] Инкерманский каменьИнкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь
2012-01-16 01:19:00 (читать в оригинале)Свято-Климентьевский мужской монастырь
Инкерманский монастырь |
Монастырская скала в Инкермане. Заброшенные и разрушенные храмы |
Морской отлив позволял приходить к святым мощам до VI века, затем на маленьком островке посреди бухты была построена церковь. В 861 году в Херсонес прибыли святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий. Они обратились к архиепископу Херсонеса Георгию с просьбой помочь им приобрести святые мощи. Святые Кирилл и Мефодий часть мощей перевезли в Рим, где они и хранятся по сей день в базилике святого Климента. Мощи святого Климента оставались и в Херсонесе до X столетия. После крещения князь Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей святого Климента и перевёз их в Киев.
А в бывших каменоломнях возник монастырь. Но сначала в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.
Инкерманский монастырь |
Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиепископ Иннокентий не мог обойти стороной место, связанное с именем папы Римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская киновия была открыта в 1850 году. Началась реконструкция трёх пещерных храмов. Но поскольку денежные средства государством не выделялись, а сама она была очень бедная, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.
Монастырская скала в Инкермане. Заброшенные и разрушенные храмы |
15 октября 1852 года была освящена церковь во имя священномученика Климента. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн. К церкви ведёт длинный коридор, в котором вырублены каменные скамейки – очевидно, здесь богомольцы ожидали начала службы. В апсиде сохранился двухступенчатый синтрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене вырублена ниша для запрестольного образа. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге.
С правой стороны храма находился древний придел в честь апостола Андрея Первозванного – небольшой, с низким потолком. Алтарь отделялся от остальной части сплошной скальной перегородкой с Царскими вратами посередине.
С правой стороны храма находился древний придел в честь апостола Андрея Первозванного – небольшой, с низким потолком. Алтарь отделялся от остальной части сплошной скальной перегородкой с Царскими вратами посередине.
Монастырская скала в Инкермане. Заброшенные и разрушенные храмы |
Через два года после открытия монастыря началась крымская война. У Чёрной речки происходили жестокие бои. 24 октября 184 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, в которой располагались русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили всё имущество Инкерманского монастыря. Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.
В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой. Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу, в которой могло разместиться 24 человека.
Монастырская скала в Инкермане. Заброшенные и разрушенные храмы |
В 1895 году построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освящённого во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.
В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы. Д.М.Струков так описал его: «В той же скале, в той же балке, под вершиною скалы встречаем храм… по сторонам его есть скамьи, высотою 9 вершков. Алтарная преграда до потолка, в ней по середине вход в алтарь. В алтаре у стены престол со впадиной вверху: над престолом по стене надпись и остатки фресковых изображений святых в архиерейских облачениях. В северо-западном углу алтарь – жертвенник со впадиною, удобною для хранения священных сосудов, м в юго-западном углу – седалище для священнослужащего.» Во время реконструкции 1905 года скальные стены побелили, но из-за побелки можно было рассмотреть 8 фигур святителей в крещатых одеждах с нимбами над головами. Над престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись – моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом. Уже в начале XX века в храме совершали захоронения, сохранились три гробницы, вырубленные в полу небольшой пещеры рядом с храмом.
В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы. Д.М.Струков так описал его: «В той же скале, в той же балке, под вершиною скалы встречаем храм… по сторонам его есть скамьи, высотою 9 вершков. Алтарная преграда до потолка, в ней по середине вход в алтарь. В алтаре у стены престол со впадиной вверху: над престолом по стене надпись и остатки фресковых изображений святых в архиерейских облачениях. В северо-западном углу алтарь – жертвенник со впадиною, удобною для хранения священных сосудов, м в юго-западном углу – седалище для священнослужащего.» Во время реконструкции 1905 года скальные стены побелили, но из-за побелки можно было рассмотреть 8 фигур святителей в крещатых одеждах с нимбами над головами. Над престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись – моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом. Уже в начале XX века в храме совершали захоронения, сохранились три гробницы, вырубленные в полу небольшой пещеры рядом с храмом.
Карло Боссоли. Инкерманский монастырь до начала восстановительных работ |
На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца Мирликийского. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.
27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте». Храм устроили на месте древней Софийской церкви, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Спроектировал и построил этот храм архитектор А.М.Вейзен. Внутри хранились образа войсковых частей, принявших участие в боях на Чёрной речке.
К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков… В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника, всего 147 человек.
27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте». Храм устроили на месте древней Софийской церкви, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Спроектировал и построил этот храм архитектор А.М.Вейзен. Внутри хранились образа войсковых частей, принявших участие в боях на Чёрной речке.
К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков… В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника, всего 147 человек.
Инкерманский монастырь в начале 20 века |
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу.
Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году и шло довольно успешно благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина.[1]
Примечания
[1] По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003.