![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]()
Хисарская крепость2012-08-30 14:11:39 (читать в оригинале)![]()
А до наших дней дошли несколько
легенд, связанных с этой крепостью.
Говорят, что крепость строил
когда-то известный мастер Манол с десятью тысячами работников. Днем крепость
строили, а ночью она разрушалась. Тогда мастера сговорились и решили, что нужно
замуровать в стену ту женщину, которая придет раньше всех и принесет еду своему
мужу. Мастера дали клятву, что никто не предупредит свою
жену. Но тотчас ее нарушили и сказали своим женам не спешить с обедом на
следующий день, а сначала почистить дом, вымыть и накормить детей и только
после, если останется время, приготовить и принести обед.
Только мастер Манол, самый
главный мастер, не нарушил клятву и ничего не сказал своей жене. А она вставала
рано и была очень умелой, быстро наводила порядок в доме, смотрела сама за
детьми, готовила... Встала рано и в этот день, искупала своего ребенка, убрала
дом, приготовила обед и пришла рано рано на стройку. Когда нагнулась оставить
еду, мастера ее засыпали камнями,
варом и замуровали. Говорят, что и сегодня на одной из стен крепости
виднеются дикие розы и рута душистая – цветы, которые украшали жену Манола.
Когда начали строить Хисарскую
крепость, собрали все взрослое и здоровое мужское население со всей области.
Трудились здесь и зимой, и летом, и не разрешали им хотя бы и на один день
пойти и увидеться со своими близкими. А строительство продолжилось долгие годы.
Среди строителей были и молодые мужчины, которых привозили сюда сразу после их
свадеб. У них рождались дети, которых они никогда не видели и не знали.
Так сын одного из строителей,
который родился и вырос не зная своего отца, когда пришло время жениться,
отправился в Хисаря просить благословения у своего отца. Таков был обычай
тогда. В это время несчастный отец работал над „Камилите” – большими южными
воротами крепости. Расспрашивая о своем отце, сын дошел до этого места и
посмотрел вверх. Отец, не зная кто этот юноша, который так настойчиво всматривается
в него и дает ему знак спуститься, сбросил на него с высоты постройки большой
камень и убил его. Другие рассказывают, что отец узнал своего сына, который был
похож на него как две капли воды, но погубил его, чтобы не постигла его такая
же жестокая участь.
Воспоминание об этом поступке,
выражение отчаянной отцовской любви, живет в памяти народа, а свадебные цветы,
которые нес юноша, до недавнего времени росли на развалинах южных крепостных
ворот „Камилите”.
Другое старое предание
рассказывает что жили когда-то брат и сестра, царские дети, которые
договорились разделить отцовское царство. Сестра была в Хисаря, а брат в
Пловдив. Договоренность была: как пропоют первые петухи, сестра отправится из
Хисаря, а брат из Пловдива и где встретятся, там и будет проходить граница.
Сестра была очень хитрой. Напоила
петуха и тот начал петь, как только стемнело. Тогда она оседлала сильного коня
и припустила что было сил, захватила много места и встретилась со своим братом
около Сеченото кале, которую ее брат разрубил от злости и гнева. Тогда он
проклял свою сестру, пожелал что б ее село не стало больше сорока домов.
Сестра не испугалась братского
проклятья, а решила построить неприступную крепость. Созвала лучших мастеров и
тысячи работников, те на протяжении многих лет строили сильную крепость, но она
постоянно разрушалась и падала. Однажды самый главный мастер, молодой и
красивый юноша, пожалел владычицу Хисаря
и замуровал ее тень в постройку. И только тогда достроили крепость, но девушка
умерла, а после, когда пришли турки,
разрушили построенное.
Говорят, что владычица Хисаря
много плакала когда разболелась, потому что чувствовала что не сможет
радоваться крепости. Из ее горячих слез появилась теплая целебная вода, которую
люди назвали Момина баня (Девичья
баня). Некоторые видели
ночами девушку с распущенными волосами, которая моется в теплом источнике.
Литература
Елена Огнянова „Достигнало до нас. Предания и легенди”,
изд-во Отечество, София, 1984
Фото крепость Хисаря, крепостные ворота „Камилите” от esox hunter с сайта www.panoramio.com
Курган около села Подайва2012-08-27 23:13:37 (читать в оригинале)![]()
Подайва – село в северо-восточной части Болгарии, область
Разград. На северо-восток от села Подайва находится большой курган, около
которого есть несколько колодцев и чешми*. От кургана начинается
долина, которая заканчивается возле Дуная, около города Силистра.
Когда-то этот курган не существовал. На его месте текла
большая полноводная река, которая впадала в Дунай. По ней плавали плоты и
маленькие корабли, которые привозили продукты и другие товары для здешнего
населения. Корабли оставались на пристани, в трех часах езды от села Подайва,
где были забиты огромные колы с крепкими кольцами, к которым их привязывали.
Когда турки завладели здешними землями, заселились в Лудогорие** и переименовали его в
Делиорман. Целой областью управлял турецкий бей, который чувствовал себя как
султан, а население трудилось круглосуточно для него и его семейства. Собранную
пшеницу на кораблях он отвозил до
Дуная, а оттуда отправлял в Царьград и Вену. Торговал разными товарами и стал
одним из самых богатых людей в турецком государстве, а его подчиненные – самыми
бедными и нищими людьми. Народ проклинал алчного пашу, много кровавых слез
пролили матери, чьи дети умирали от голода. И от материнских ли проклятий и
горячих слез, от людского ли горя, но паша
был тяжело наказан. Он имел одну
единственную дочь, безмерно красивую и талантливую певицу. Она была гордостью и
радостью своего отца. Но однажды, когда вышли они на прогулку возле истока
большой реки, красавица подскользнулась и упала в бурные воды. Волны
перевернули ее два-три раза и после она исчезла.
Бескрайним было горе несчастного паши. Три дня и ночи выл он
как голодный волк возле источника, отчаянно
ждал чуда, что б вернулось его чадо. Но чуда не произошло – девушка погибла в
бурных водах реки.
Когда паша немного пришел в себя и смирился с дорогой потерей,
приказал сделать большую железную решетку и накрыть ею исток реки. Люди сделали
плотную и тяжелую сетку – сколько дней ее делали, сколько железа было выковано,
и сколько человек трудилось над ней неизвестно, но решетка была построена и
исток реки накрыт. Последовал новый приказ – привезти руна девяти тысяч овец,
которые паслись на Добруджанских полях. И потянулись длинные караваны телег,
запряженных буйволами, которые везли шерсть. Привезенные руна были уложены на
железную решетку, а после засыпаны несколькими сотнями телег камней и земли.
Так образовался сегодняшний большой курган. Но вода не могла задержаться под
землей и поэтому показалась в нескольких местах. Пытались скрыть и новые источники
под железными решетками, шерстью, камнями и землей. Говорят, что так
образовались курганы в Лудогорие и поэтому часто около них выходят на земную
поверхность воды, которые образуют источники и реки.
*Чешма -
каменное сооружение с краном для отведённой воды источника
**Лудогорие –
историко-географическая область в северо-восточной части Болгарии. wikipedia
Литература
Елена Огнянова „Достигнало до нас. Предания и легенди”,
изд-во Отечество, София, 1984
Легенда о последнем болгарском патриархе2012-08-27 16:39:00 (читать в оригинале)![]()
Тырновское царство погибло, крепостные стены были разрушены,
церкви осквернены, святыни разграблены. Дым пожарищ поднимался над руинами
царских палат. Народ был сокрушен, всюду слышались стоны, живые завидовали мертвым.
Тырново попало под турецкую власть 17.VI.1393 г., когда были использованы все возможности для
сопротивления.
Единственной опорой людей в эти трудные времена был
патриарх. Евтимий успокаивал, воодушевлял, благословлял, страдал и плакал
вместе со всем болгарским народом. Но страданиям не было конца. Так как патриаршую церковь превратили в
мечеть, Евтимий установился в церкви „Св. Петр и Павел”, откуда не переставал
заботиться о своем народе, так как в качестве духовного главы, он был
единственным, кто мог представлять болгарскую общность перед турецкой властью.
Вопреки погромам он не поддался малодушию и бездействию.
Турецкий завоеватель Челеби Сюлейман не был уверен в своей
победе и решил избавиться от самых деятельных личностей тырновской аристократии.
Он пригласил 110 самых знатных бояр в церковь „Св. апостолы Петр и Павел”, уж
чтобы посоветоваться с ними, а когда они собрались, приказал их убить. Божий алтарь
был обагрен их кровью, еще чернее стал мрак над Тырново. Но и это было еще не
все. Поработитель решил лишить болгар и их последней утехи, приказав
обезглавить патриарха. Его вывели из темницы и повели к Лобной скале. Евтимий
шел, сломленный пережитыми страданиями, и благословлял людей, онемевших от
ужаса, скорби и отчаяния. Патриарх положил голову под топор и произнес
последнюю молитву.
Тогда случилось чудо. Поднятая, чтобы нанести удар, рука палача окаменела. Секира мелькнула
беспомощно в воздухе и не упала на беловолосую голову патриарха. Турки затрепетали
от суеверного страха – поняли, что у них нет власти над святым человеком, палач
в ужасе пал на колени. В благодарственной молитве на колени пали и болгары. Но
их радость была недолгой. Последовало
другое наказание – заточение. Вновь вопли и рыдания огласили Тырново. Молодые и старики плакали как дети, лишенные
родительской любви. Проводить его вышли все, печаль их была бесконечна. „На
кого оставляешь нас, владыка? Кто нас утешит в нашей неволе, святой отец!”,
рыдали они, целовали его руки, босые ноги и землю, по которой он ступал, а
матери подавали своих детей для последнего благословения. Сам задыхаясь от
страдания, патриарх благословлял дрожащей рукой среди всеобщего рыдания и
покидая разрушенный город, оставил болгарам последнюю утеху и последнее оружие
– веру.
Литература:
„Легенди за Тырновското Царство” Събра и прерасказа Живка
Радева, изд. „Славена”
Йордан Андреев, Иван Лазаров, Пламен Павлов „Кой кой е в
средновековна България. Исторически справочник”, София 1994
Картина интернет
Девушка с подносом2012-08-21 23:56:46 (читать в оригинале)![]()
Хасан-бей Оглу перенес свой большой гарем в селение Хисар,
что бы быть ближе к теплым минеральным источникам. Он старел, его мучили боли в
костях и ему хотелось каждый день принимать теплые бани.
В гареме бея имелись женщины и девушки со всех краев большой
турецкой империи. И все они были одна краше другой.
В просторной комнате около окна сидела девушка и грустно
смотрела на улицу. Ее не радовал ни прекрасный солнечный день, ни красивые
деревья, ни чистая вода, струящаяся из фонтана. Она не слышала шушуканье и смех
других женщин. Вслушивалась лишь в песню соловья, сидевшего на дереве до окна.
Из ее красивых черных глаз постоянно капали слезы, все равно в них был какой-то
ручей.
-
А ну-ка болгарская девица, вставай, бей зовет тебя –
испугал ее голос одной старой женщины. – И не упрямься больше, знаешь, что
ничего не поделаешь!
Красивая болгарка медленно встала и отправилась по узким
коридорам, где толстые евнухи почтительно ее направляли. Когда вошла к бею
растерялась - в комнате было много мужчин, наверное его приятели. Ее окружили
похотливые взгляды, послышались громкие возгласы:
-
Ух ты! Браво!
Девушка не отвела взор, а гордо подняла голову. Хасан-бей
прошипел сквозь зубы:
-
Непокорных всегда наказывают смертью, но ты мне
пришлась по сердцу и я тебе дал еще один шанс. Сегодня последний день от срока,
что я тебе определил. Ну что, склонишь наконец-то голову?
Девушка даже не вздрогнула.
-
О, как я вас ненавижу! – был ее короткий ответ.
-
Быстро разденьте ее! Пусть голой разносит
пахлаву! – закричал бей, дрожа от ярости.
Болгарка не позволила до нее дотронуться, сама разделась. Ее
длинные черные как смола волосы покрыли
все равно из мрамора точеное тело. С тяжелым медным подносом вошла она в шумную
залу. Все слилось перед ее глазами – руки турков, пытающихся коснуться ее
нежной кожи, их жадные взгляды... Она смотрела лишь на Хасан-бея. Когда он
протянул к ней свою похотливую руку, она со всей силой ударила тяжелым подносом
по его голове... После медленно отпустила руку с окровавленным подносом.
В шумном зале воцарилась абсолютная тишина. Гости бея все
равно окаменели от неожиданности и ужаса. Даже не почувствовали падающие на них
куски искусно приготовленной пахлавы. За секунду и соловей на улице замолчал,
чтобы после запеть еще восторженней, восхваляя храбрость болгарской девушки.
Ее поймали и приговорили к смерти через сожжение. Когда на
следующее утро ее поставили на костер, красивые глаза девушки кротко улыбались.
Вскоре огонь охватил ее целиком. Тогда из ее глаз капнули две крупные слезы
словно жемчужины. Точно там где упали слезы девушки, появился буйный теплый
источник. Этот новый источник люди назвали „Девичья слеза”. Он до сих пор так
называется и облегчает боли страдающим. Многие гости города Хисаря читают
надпись над источником: „Девичья слеза”, но мало кто знает когда и по какому
поводу источник получил это имя.
А поблизости находится фонтан со статуей девушки, которая
держит над головой тяжелый поднос.
![]()
Литература:
Жечка Горчева „Вградената невеста. Легенди и предания”, изд-во Стено, Варна, 2004
Фото Aleks Popov http://www.panoramio.com
Княжево2012-08-18 03:01:12 (читать в оригинале)![]()
Сегодня Княжево – квартал болгарской
столицы Софии. Оригинальное старое имя села, которое располагалось на этом
месте – Клисура. Во времена турецкого
владычества Княжево было известно под именем Бали эфенди. После освобождения
Болгарии от османского рабства (1878 г.) местность называли „Медено село”, а в 1881
г. переименовали в Княжево в честь князя Александра Батенберга.
В те времена когда над болгарским
народом господствовали османцы, жил на болгарской земле один видный турок.
Называли его Бали эфенди или Али Баба, был известен по всей империи. Отовсюду
приходили к нему за мудрым советом. Одинаково его почитали и мусульмане, и
христиане. Говорили что был родом из Струмицы, после учился в Царьграде. Неясно
почему вернулся сюда, но известно что в 1566 г. точно предсказал смерть султана
Сулеймана Великолепного, который как раз отправился к венгерской крепости
Сигетвар.
Посвященные говорили о нем: великий святой из секты байрамитов – шейх
Бали. У него было 70 тысяч последователей, а его учение было распространено
далеко за пределами Софии и султан, услышавший о предсказании, захотел его
посетить. Аскет отказался встретиться с высокопоставленным гостем. Бали эфенди
берет свой молитвенный коврик и исчезает в лесу. Сулейман Великолепный присылает дары,
присылает людей. Никто не может изменить
волю Бога, может ее только предсказать, говорил Бали и раздавал дары беднякам.
Предсказание однако сбывается – 6 сентября 1566 г. падишах умирает в своём шатре во время осады крепости Сигетвар в
Восточной Венгрии.
Бали
эфенди был известен в качестве Кади (судья). Люди его искали и выстраивались в очередь к нему чтобы
услышать как рассудит всякий спор – будь то ссора, будь то спор за имущество
или просто так - насладиться его умными
рассуждениями. Много добрых дел сделал при жизни Бали, люди его очень любили.
Его
тюрбе (гробница) находится за церковью „Св. Илия”, в сегодняшнем софийском квартале Княжево. Это
единственный православный храм, в чьем дворе располагается мусульманский гроб.
Гроб закрытый и представляет собой отдельную постройку.
Когда
умер Бали эфенди, его имущество было поделено поровну между христианами и
мусульманами. Так велело его завещание. Этим нарушались османские законы, но
его так сильно уважали и почитали, так ценили его имя, что последнее желание
Бали эфенди было исполнено беспрекословно.
После
его смерти начали происходить чудеса. Больные православные и мусульмане
приходили поклониться к его гробу и твердили, что находили здесь исцеление. Его тюрбе
во дворе церкви „Св. пророк Илия” напоминает о доброте человека, независимо от
того какому богу тот кланяется.
Легенда
связывает само основание Княжево с культом Бали эфенди. Когда-то очень давно
где-то в этих окрестностях один пастух пас свое стадо. Одна коза, самая кроткая и любимая, резко
подняла голову, навострила уши, закричала и пустилась бежать вниз по склону.
Пастух бросил свое стадо и последовал за ней. Догнал ее в болотистой местности,
в зарослях ивы и ракиты. Пока бежал, юноша потерял свои цырвули (традиционная обувь, характерная для Балканского
полуострова, сшиты из кожи свиньи или теленка). Острые камни
поранили его ноги, потекла кровь. Пастух был зол, но не ударил козу и не ругал,
а обнял ее, погладил и поцеловал между глаз. Он был очень праведным и добрым
человеком, бог увидел с небес, протянул руку
и благословил его, рассказывает предание. На этом месте начали
собираться местные жители, зажигали свечи и молились. Турки как увидели что
делают болгары, тоже начали приходить сюда. Пытались присвоить себе святого,
говорили: „Раз место наше, значит и святой наш!” „Не ваш, потому что он нашей
веры!” – настаивали болгары.
Когда
спорили в очередной раз увидели идущих по дороге караванщиков, которые везли
тяжелые бочки с вином. Турки сказали болгарам:
-
Если этот святой ваш,
вино, которое везут караванщики станет водой, а если наш – станет медом.
Подошли
к каравану и посмотрели – вино стало медом. Спор был решен.
Турки
назвали место „Бал баба” (отец благодушный как мед), а позже переименовали его в Бали эфенди. После его
смерти, на месте где он догнал козу построили текие (дервишский комплекс). В гробницу положили его пастуший посох, торбу, ямурлук (вид
накидки из грубой шерстяной ткани), а каждый вечер оставляли и одни новые
цырвули. Утром не было и помину от цырвулей, потому что святой ночью обувался и
обходил окрестности, пока их не износит. Тот кто оставил целое стадо ради одной
козы достоин почитания, говорили местные и мало-помалу перенесли село.
Тюрбе (гробница) Бали ефенди в софийском квартале Княжево
![]()
Церковь "Св. пророк Илия" в софийском квартале Княжево
![]()
Старые фотографии Княжево на сайте Стара София
Литература:
Елена Огнянова „Достигнало до нас. Предания и легенди”, изд-во Отечество, София, 1984
Галина Момчева „Софийски легенди”, изд-во Славена, Варна, 2005
Любомир Миков Софиянецът Бали Ефенди и неговата гробница статья интернет
Росица Жекова Княжевската църква статья интернет
|
![]() ![]()
Категория «Download»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.