![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера О Болгарии в легендах/Записи в блоге |
![]() |
О Болгарии в легендах
Голосов: 0 Адрес блога: http://bulgaria-in-legends.blogspot.com/ Добавлен: 2012-08-30 15:19:29 |
О сокровенном желании нестинарки
2012-08-17 22:48:56 (читать в оригинале)
В селe Былгари все еще жив старый языческий обычай – танец
на раскаленных углях, называемый нестинарство. Это обряд почитания огня,
который унаследовала православная вера. Сохранился лишь здесь, в горах
Странджа, в этом маленьком селе. В праздник святых Константина и Елены, 21 мая,
сюда приезжают люди со всей округи.
Шествие проходит через целое село, обходит
дом за домом, чтобы прогнать все зло, несчастье и болезни. После этого целая процессия отправляется в поля, на пашни, чтобы вырос богатый урожай. Вечером, в
центре села подготавливают нестинарский
огонь, для которого нужны несколько телег дров. Когда дрова прогорят и
превратятся в угли, от часовни выдвигается шествие. Впереди несут икону святых
Константина и Елены. За иконой идет танцовщица – нестинарка, которая целую
неделю готовилась к танцу. Музыканты играют специальные мелодии, музыкальные
инструменты - тыпан (давул) и гайда (волынка).
Груда углей достигает в диаметре 3-4 метра и в высоту несколько сантиметров.
Нестинарка танцует какое-то время около огня, после начинает в особенном
экстазе в сопровождении музыки танцевать на углях. Нестинарки (сегодня и мужчины) танцуют по очереди. Верят, что через
их танец прощаются грехи и село получает благословение. Около огня выкапывают грязевые
ямы, где нестинары охлаждают ноги после танца. Торжества длились три дня – 21,
22 и 23 мая.
Нестинарство включено в список нематериального культурного
наследия ЮНЕСКО.
Предание, достигшее до нас благодаря Петко Р. Славейкову (он впервые письменно
задокументировал обычай в 1862 г.), раскрывает как глубоко нестинарство завладело душами
девушек-нестинарок. Когда владыка, желая искоренить этот обычай посоветовал
чорбаджи* этого села не
пускать свою дочь танцевать на раскаленных углях, тот его послушал: „Я запретил
своим домашним идти на общий собор**, но дочь моя волею судьбы нестинарка. Когда не пустили мы ее
на собор, у нее
поднялся страшный жар, она посинела, начала бредить и впала в безумие; ее мать разожгла огонь дома
и она как была больна, пересекла несколько раз огонь и прошел у нее и жар и все остальное.” Больше
никто не запрещал девушке танцевать на раскаленных углях. Когда Славейков гостил
у одного семейства в селе Былгари, застал это девушку замужней, хозяйкой семьи.
У нее уже родился сын, но когда на общем соборе пришла ее очередь танцевать, она
подала малыша свекрови, которая безропотно его приняла. Невеста отправилась с
другими женщинами – нестинарками, выполнить свое обязательство, превратившееся
в ее сокровенное желание.
Другая легенда, переданная бургасским писателем Георгием
Райковым, рассказывает о нестинарских камнях в Атлиманском заливе.
Жил в Урдовиза*** рыбак по имени Нестин.
Однажды он увидел как большая яркая звезда упала в море. Она утонула, но на
месте падения появился овен с длинной шерстью из золота. Из золотых нитей его
шерсти нестинары ткали свои одежды. Овен остался жить, по мнению Нестина, в
огне и он давал силы нестинарам выходить невредимыми из его царства.
___________________________________________________
*Чорбаджи
- представители сельской верхушки в XVI—XVIII столетиях — старосты,
старшины, зажиточные крестьяне (иначе мухтар либо аксакал). Чорбаджи обычно
привлекались турецкими властями для работы в административных и судебных
органах, избирались для сбора налогов с населения. В XIX столетии термин
«чорбаджи» в основном применяется в отношении торговцев и вообще богатых
христиан. Другие значения слова в Wikipedia
**Собор (сбор) – регулярное событие (обыкновенно
ежегодное) в данном населенном
месте – обыкновенно селе, на которое жители и те, чьи корни происходят из этого
села собираются, приглашают гостей, для празднований. Часто это день
какого-либо святого – покровителя села или другой день, имеющий большое
значение в истории данного места.
***Урдовиза
– древнее поселение, располагавшееся на одноименном полуострове Урдовиза, на
территории сегодняшнего Китена. Археологические исследования относят поселение
к Бронзовой эпохе (около 300 г. до н.э.). К сожалению, большая часть древних
останков сегодня находится под водой, что делает исследования исключительно
трудными.
Литература
Христина Стоева „Легенди и предания за българското
Черноморие ”, изд. „Славена”
Фото - картина Владимира Цоневски "Нестинарки"
Хемус и Родопа
2012-08-08 16:23:58 (читать в оригинале)
Из далекого, старого и темного времени достигла до нас
легенда о том, что когда-то Хем*
и Родопа** были братом
и сестрой – детьми морского бога. Они жили вольно среди обширных полей, играли
и пели целыми днями. Играя придумывали разные забавные розыгрыши, а
окружающие смеялись и радовались их
детскому остроумию.
Как-то раз двое детей решили притвориться играючи самыми
старыми богами – мужем и женой, - о которых слышали, что те владели и управляли
водой и землей, птицами и животными. Сказано-сделано. Хем сделал себе длинную
белую бороду, а Родопа распустила свои русые пышные волосы. Был прекрасный
солнечный день и игра детей была видна издалека. Старый бог, владетель мира,
увидел это, рассердился и превратил красивую Родопу в гору. В этот миг
испуганный Хем посмотрел на свою сестру, нахмурился и окаменел. С тех пор двое
веселых и милых детей стали горами. Хемус – хмурый с ужасом смотрит на свою
красивую сестру Родопу, окаменевшую на его глазах. И стоят далеко друг от друга
брат и сестра, потому что злой старый бог расположил между ними обширную
низменность.
*Хемус
– фракийское имя Старо-Планины (Балканские
горы). Простираются от
долины реки Тимок до Черного моря. Пересекают Болгарию с запада на восток, разделяя ее на Северную
и Южную Болгарию. Длина гор — около 555 км.
** Родопы
располагаются в самой южной части Болгарии, длина горного массива около 250 км
и ширина — 100—120 км.
Литература
Елена Огнянова „Достигнало до нас. Предания и легенди”,
изд-во Отечество, София, 1984
фото Стара-Планина www.bulgarian-mountains.com
Девичий плач (село Глогинка)
2012-08-08 14:19:19 (читать в оригинале)
В 60-е годы XIX
века в основном на Северо-восточную Болгарию напали около 30 тысяч черкесов
прибывших из русских степей. Занимались они преимущественно разбойничеством –
кражи, грабежи, насилие. Особенно страдало от них христианское население. Оно
само, насколько это было возможно, боролось с черкесами. Некоторые случаи
приобрели легендарный характер еще в те времена, чтобы вдохнуть кураж в болгар.
Одним из самых свирепых главарей черкесской разбойнической
орды был некий Дервиш Ходжаоглу, который мародерствовал в Поповском краю. Что у
него было от дервишей, что от ходжи и его аллах наверное не знал, раз все села
в округе страдали от него. Дервиш значит мусульманский монах, а уж монахи
кроткие люди. А он еще к тому же вероятно был потомком ходжи!
К удивлению самого Дервиша некий Стамат Даракчи из
христианского села Глогово бросил ему вызов, и при таком положении он не мог не
напасть на село. И к тому же обещал своей банде по две гяурки*.
Вошли в село разбойники, но никого не было видно. Всюду
царила подозрительная тишина. Вдруг из-за плетеного забора одного из домов
послышался женский крик.
-
Девушка плачет („Кыз алери”)
– крикнул кто-то.
-
Иди усмири гяурку – самодовольно приказал главарь
одному из черкесов.
Так из нескольких домов слышался женский плач и Дервиш все
посылал своих людей „усмирять” гяурок. Они договорились собрать их в центре
села около чешмы**, но
никто не появлялся.
Наконец-то показался один из его людей, но подойдя упал на
землю перед главарем, а
уж нес точно одну невольницу, как думал главарь. Черкес утонул в крови, а
„невольница” исчезла. Это совсем разозлило Дервиша.
Дождался он одну девицу около чешмы, пока она наполняла
медные котелки водой, схватил ее и посадил на лошадь что б отомстить, но две
сильные руки схватили его за горло – руки Даракчи Стамата. Тело Дервиша нашли
около села с разбитой головой.
Замолчали уцелевшие разбойники перед трупом своего главаря.
А из села продолжал слышаться здесь-там женский плач.
-
Кыз алери – прошептал один из черкесов.
-
Кыз алери, но в этот раз нас заставили плакать.... –
ответил другой.
Больше черкесы не посмели напасть на село.
Тогда село Глогово начали называть Кызалар („Плачущая
девушка”). В 1934 году переименовано в Глогинка, по имени железнодорожной
станции, расположенной в 3 км от села. И сегодня верхняя часть села, где нашел
свою смерть Дервиш, известна как Черкесская. А неподалеку находится черкесское
кладбище. Они напоминают о тех временах, когда легенды и истина были одним
целым.
*гяур
– иноверец – презрительное обозначение
человека, не исповедующего ислам, любого немусульманина
**чешма
- каменное сооружение с краном для отведённой воды источника
Литература
Дечко Лечев „Легенди
от люлката на България”, Издателство „Славена”, Варна, 2007
фото -
Легенда о том, как появилась роза в Болгарии.
2012-07-27 22:32:36 (читать в оригинале)
Жил был в Персии богатый шах. Его жена умерла и осталась у
него лишь их прелестная дочь, которая была всем для шаха – радостью и утехой,
надеждой и опорой. Ее любимым занятием было выращивание роз. В саду шаха росли
розовые кусты со всего света. Их аромат окутывал все пространство около дворца
и прогонял грусть, когда шах отсутствовал, занимаясь государственными делами
или участвуя в сражениях со своими многочисленными врагами.
Однажды, возвращаясь из победоносного похода, он привез много пленников. Захотев
увековечить свою победу, шах решил построить мечеть такой высоты, что бы с ее
минарета можно было охватить взглядом целое пространство розового сада. Он
обещал щедро вознаградить мастера,
который справится с этой задачей за три дня, и исполнить его три желания. А
если тот, кто возьмется за работу с ней не справится, то его ожидает смерть.
Шах был очень строгим судьей и мастера не решались взяться
за это трудное дело. Лишь один болгарин, который был искусным строителем на
своей родине, решил испытать удачу.
Он начал строить основы мечети, но с каждым новым
поставленным камнем, чувствовал, что силы его покидают и в отчаянии уже видел
призрак смерти. Но все-таки он собрался и в первый день построил стены такой
высоты, что до него достиг благоуханный аромат роз. Мастер вдохнул глубоко и
почувствовал невероятный прилив сил. А когда на второй день увидел и девушку
среди цветущих роз, услышал ее пение, у него не осталось сомнений, что он
должен преодолеть усталость и победить. На третий день мечеть была готова и с
ее минарета была видна вся невероятная красота розового сада.
Но юноша искал глаза девушки, которая ему вдохнула силы. Они
говорили больше, чем могли бы сказать уста.
Шах был очень доволен и спросил мастера о его трех желаниях.
-
Первое – сказал уверено болгарин – освободи моих
плененных земляков.
-
Да будет так – сказал шах и приказал тотчас их
отпустить.
-
Второе мое желание – раздай столько денег беднякам,
сколько стоило строительство этой мечети.
-
И это возможно – сказал шах и был готов опустошить
целую казну, но исполнить желание искусного мастера.
-
А третье мое желание – нерешительно и смущенно сказал
юноша – дайте мне в невесты девушку, которую я видел среди розовых кустов в
вашем саду.
-
Нет! Только не это! – закричал шах, потому что это была
единственная его дочь. – Бросьте его в темницу и бейте до тех пор пока он не
забудет о своем третьем желании! – приказал разъяренный отец.
Воля шаха исполнялась беспрекословно. Для всех она была законом, но не для его
дочери. Девушка не была капризной или непокорной, просто она была впервые и
очень сильно влюблена.
Вечером, тайно пробравшись в темницу, она открыла дверь и
вместе со своим любимым бежала. Они отправились далеко - далеко, к солнечной
родине юноши.
Их путь лежал через пустыню – препятствие, которое было не
по силам для нежной девушки. Почувствовав свое бессилие, она попросила
отважного болгарина взять розовый куст, который она вынесла из своего сада, и
отнести его с свою страну.
Напрасно юноша умолял ее не оставлять его. Нес ее на руках,
гладил ее волосы и целовал ее руки, но так и не смог спасти ее от ледяного
поцелуя смерти. После он плакал так искренне и печально, что роза, дабы
прогнать его горе, пустила листья, а появившиеся бутоны заставили юношу
поспешить и посадить ее в своем родном краю, превратив его в розовый сад.
Так и случилось. Между горными массивами Стара-планина и
Средна-гора юноша посадил розу, а она разрослась по целой долине.
Назвали ее Долина роз (Розовая долина).
Там и по всей стране цветет роза, прекрасно благоухает, гонит скорбь, а своей
красотой радует влюбленных.
Литература:
Христина Стоева „Легенди и предания за българското
Черноморие ”, изд. „Славена”
P.S. В
Долине роз каждый год в первых числах июня проходит Праздник роз. Город
Казанлык считается столицей Розовой долины.
А про то,
где можно полюбоваться на розы в Варне я писала здесь.
О водяных лилиях (кувшинках)
2012-07-27 22:32:15 (читать в оригинале)
Устье реки Камчия располагается в 30 километрах на юг от
Варны. На левом берегу реки на территории 500 квадратных километров раскинулся
природный заповедник Лонгоза. С правой стороны есть маленькие озера с водяными
лилиями невероятной красоты, о которых рассказывают легенды.
В морском царстве беззаботно жили нимфы русалки и феи. Они
все были любимыми существами Морского царя, который веселился в их компании. Он
не пускал их на берег, боясь потерять.
В море жили рыбы, акулы и водоросли. Морской царь посылал
рыб работать, а время от времени, из милости к людям, им давал наловить рыбы,
когда больше, когда меньше. Акулы защищали Морского царя от его врагов, а
водорослями он отмечал границы своего царства.
Все жили спокойно, до тех пор, пока однажды...
Одна русалка среди бела дня вышла на берег и украдкой, из-за
водорослей решила посмотреть что происходит на суше. К ней приблизилась одна
рыбка и сказали:
-
Не ходи к людям! Они тебя зажарят в масле и съедят!
-
Ужасно! – вскрикнула русалка и захотела вернуться к
своим, но в это время одна волна ее подхватила и вынесла на сушу. Прислушалась
русалка и до нее долетели чудесные звуки. Кто-то играл, не очень близко, но
звуки были такие привлекательные, что маленькая русалка пожелала увидеть откуда
раздаются эти очаровательные трели.
Оглядываясь боязливо она оказалась на одной поляне, усеянной
разноцветными растениями. Там невиданные животные с кудрявой шерстью наклоняли
свои головы, все равно кланялись растениям, а один человек им играл на вырезанной
и полированной палке с отверстиями. Его пальцы скользили по отверстиям, а губы
заставляли дерево петь.
Русалка хотела остаться скрытой, но любопытство победило.
Она приблизилась к юноше и заговорила человеческим голосом:
-
Раскрой мне тайну этого волшебства. Кто движет твоими
руками, ты так виртуозно играешь.
-
Желание. Знаешь ли что такое желание? Испепеляющее
желание достичь чего-то красивого, обладать чем-то прекрасным, любить нечто
совершенное.
Юноша продолжал говорить словами и мелодией, но маленькая
русалка уже его не слушала. Она мечтательно на него смотрела и не могла от него
отвести свой взор. Такой красоты в их царстве не было. Таких пестрых красок она
никогда не видела. Такой свежести не вдыхала.
Могу ли я опять прийти к тебе? – спросила маленькая русалка
и поспешила вернуться в свое царство, пока Морской царь не заметил ее
отсутствия.
В течение нескольких дней она убегала и приходила на поляну
где играл пастух, где кротко паслись овцы и где цвели цветы. Вначале она была
веселой, ей было интересно, забавно, но вскоре она стала приходить задумчивая,
печальная и даже рассеянная.
Одним прекрасным днем маленькая русалка пришла к Морскому
царю и попросив прощения и признавшись что убегала из морского царства сказала:
-
С тех пор как я увидела пеструю красоту полян, услышала
музыку птиц и песни людей, как вдохнула их воздух, я испытываю неудержимое желание
быть там. Не могу больше терпеть зеленый цвет растений, которые меня окружают,
соленый вкус воды, шум волн с которым я засыпаю и просыпаюсь.
Эта исповедь разгневала Морского царя, но смиренный вид
русалки, скорбь в ее глазах и искренность ее слов растопили лед в его сердце и он сказал:
-
Сейчас иди! Я подумаю что с тобой делать.
Морской царь зорко следил за русалкой. Но и она никуда не
ходила, ничего не ела, начала увядать из-за испепеляющего ее желания. На третий
день Морской царь ее позвал и сказал:
-
Если бы ты меня спросила перед тем как выйти на берег,
я бы тебя не пустил. Но теперь поздно. Благородная простота человека и величие
природы тебя покорили. Но и я не могу без тебя. Я тебя отпущу, но только до
поверхности тихой и пресной воды, что бы ты не слышала шума волн, не
чувствовала соленой воды, ты будешь обращена лицом к солнцу и сможешь
любоваться разноцветным пейзажем. Но корнями ты останешься в воде, чтобы я знал
что ты наша. Наша водяная лилия. Ты станешь цветком природы, которую ты так
полюбила.
Забилось сердце русалки от радости и она поплыла к водам
Камчии, Ропотамо. Достигла Алепу и реки Велека. Установилась в реках и озерах
черноморского побережья.
Когда люди узнали историю маленькой русалки, они назвали ее
именем один сказочный курорт на Северном Черноморье.
***
К этому же юноше
пастуху ходила и другая девушка. Она была царской дочерью. Целыми днями она и
ее мать гуляли по пестрым садам дворца и купались в море. Было им весело и
приятно, но девушка в каждом цветке видела образ пастуха – своего
возлюбленного, в каждой песне птиц слышала его мелодию. Мечтала о встречах с
ним. И юношу испепеляло желание. Так они решили пожениться. Был назначен день свадьбы и подружки невесты
дали свое согласие отправится с ними к южным берегам Черного моря.
Отплыли лодки, а царица им махала на прощанье и их
благословляла. Ей было знакомо сильное чувство любви и она знала, что ничего не
может ему противостоять.
Но царь так не думал. Узнав куда отправилась его дочь, он
приказал своим царским кораблям, которые стояли в устье реки Камчия, окружить
лодки и завлечь их в речные воды. Там убить беглецов.
Добрый Водяной дух сжалился над девушками. Он не хотел чтобы
их красота была погублена и поэтому превратил царскую дочь и ее подружек в
водяные лилии, которые до сих пор украшают реку и говорят о любви.
А как жил после пастух? Он после напрасных криков и молитв
всем богам, опять взял свой кавал и со скрытой тоской о неосуществленной любви
играл. Грустными мелодиями своих песней он напоминал людям, что не всякое
желание имеет счастливый конец. Но вопреки этому они не должны перставать
желать.
Литература:
Христина Стоева „Легенди и предания за българското Черноморие
”, изд. „Славена”



Категория «Музыка»
Взлеты Топ 5
![]() | ||
+382 |
399 |
Follow_through |
+328 |
331 |
שימותו הקנאים |
+320 |
334 |
Tomas50 |
+317 |
357 |
krodico |
+307 |
359 |
Ланин Сергей |
Падения Топ 5
![]() | ||
-4 |
42 |
Similis_Deo |
-5 |
2 |
Dark Music in Your Heart | Dark Music in Your Heart |
-6 |
9 |
BrightBand |
-15 |
135 |
Музпросвет в мыслях |
-16 |
167 |
Trance Music - Транс музыка |

Популярные за сутки
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.