![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера О Болгарии в легендах/Записи в блоге |
![]() |
О Болгарии в легендах
Голосов: 0 Адрес блога: http://bulgaria-in-legends.blogspot.com/ Добавлен: 2012-08-30 15:19:29 |
Варненское село Казашко – один русский „остров” в болгарской среде
2012-06-30 16:00:16 (читать в оригинале)
„На запад от Варны, между озером и с. Паша-кьой (сегодняшнее Владиславово) находится место где в 1444 г. произошло сражение между
польско-венгерскими войсками короля Владислава III и турками. Здесь погиб молодой
польско-венгерский король. Поблизости находится рыбацкое „казацкое” село,
которое населяют русские. Они принадлежат к секте „беспоповцев” – у них нет
попов, но они выбирают одного между собой, который проводит крещение, погребение
и пр.” - ежемесячный журнал Във Варна за
красота и здраве ” (В
Варне о красоте и здоровье) от 1 июня 1932 г. выпуск 1.

Село Казашко основано казаками-некрасовцами, потомками
донских казаков. На своем долгом пути от необъятных донских и кубанских степей
до равнинных полей Добруджи, а оттуда до черноморского берега, они построили
несколько селений.
В Варне они получили большую пашню около берега Варненского
озера, которая, несмотря на то что была очень болотистой, стала тихой пристанью
для преследуемых староверов. Здесь поселились несколько многолюдных фамилий:
Кондрат-Данаилови, Матей-Русови, Панкрат-Платонови, Амос-Паничеви и другие.
Их называли еще старообрядцами или беспоповцами, потому что
они были очень привязаны к особенностям религиозных методов во времена раннего
христианства, когда видное место занимали дисциплина, аскетизм и мистика.
Гонимые Петром I,
который отказался терпеть христианство, желая объединить все религии:
католиков, протестантов и православных.
Основанное в 1903 г. казацкое село было признано населенным
местом пять лет спустя, в 1908 г.
Эти статные, сильные люди говорили на великорусском наречии.
Мужчины не брились, носили бороды, не курили табак, но любили выпить. Были страстными
рыбаками. Это пристрастие позже привело их и к берегам Камчии, где поселились
некоторые из них и на своих лодках плавали в водах реки как в родных. Наверное
маленькая романтичная река Камчия напоминала об их широкой и полноводной реке
Дон.
Дед Амос Ананиевич сделал кирпичи и построил дом на самом берегу
озера. Как и все, он сделал крышу из тростника. А тростник здесь рос в
изобилии. Дом располагался на единственной
улице, которая начиналась от мостика, где причаливали корабли и тянулась аж до
кладбища.
Построил себе дед Амос и парную баню. Баня имелась в каждом
доме, потому что там мыли не только тело,
она укрепляла и здоровье, особенно рыбаков, которые возвращались
уставшими и изнеможенными тяжелыми условиями труда.
Баню топили в субботу после обеда. Когда она была готова,
хозяйка дома приглашала мужчин:
-
Давайте, хлопцы, идите, скидайтесь и берите веник.
На следующий день, в воскресенье, все шли в церковь. Перед
тем как выйти из дома, нарядно одетые, они собирались перед иконостасом в
передней. Мужчины одевали поддевки,
сшитые из черного или темно синего атласа. Женщины были одеты в длинные юбки
разных цветов – красные, розовые, зеленые, синие.... Их блузки украшали изящные
вышивки. Обязательной частью костюма был кушак. Тоскливо поскуливая их провожала
крупная собака из северных русских пород (почти в каждом доме была такая собака). На улице встречали знакомых девушек и
невест. У незамужних девушек волосы были заплетены в одну косу, перевязанную
разноцветными ленточками, а у замужних
женщин – в две косы, которые покрывались кичкой.
Сердечно поздравляя друг друга, в прекрасном настроении и с
благоговением, готовые поднести благодарственный гимн Богу и его доброте,
некрасовцы входили в молитвенный дом – низкое, односкатное здание прямоугольной
формы и неприглядного вида. Женщины отправлялись в женское отделение, мужчины в
мужское. Веселая пестрота одного отделения контрастировала с темным цветом
другого. Женщины даже во время траура не одевали черной одежды и платков.
Маленькие девочки тоже были одеты в поддевки. Имели право их
одевать только те, кто умел читать и писать, но если у семейств были средства
их выучить и их дети становились „грамотными”, то одев черную длинную одежду,
занимали место среди хористов.
У некрасовцев не было денег для учебы. Лишь два раза в
неделю к ним приходил учитель из находящегося рядом села Тополи. В остальные
дни с детьми занимался один из староверцев. Он их знакомил с
церковно-религиозными обрядами.
В тот день староверец-учитель хотел сообщить нечто очень
важное своим соотечественникам. Приснился ему Московский патриарх Никита и
сказал ему: „Вы не поверили в мои реформы, остались староверами. Стали
беспоповцами, а после отреклись и от них. Последовали за раскольником Филиппом.
Назвали вас филипповцами. Подняли восстание – стали некрасовцами. Сейчас живете
в стране, где весной в воздухе носится пьянящий аромат лип. А и круглый год
живете с ароматом лип. Не было бы лучше вам называться липоване? ”
-
Я проснулся и вопрос старого патриарха мне не давал
покоя – продолжил свою речь учитель-староверец – Вспомнилось мне наше родное
село Липованка и сердце сжалось. Почему мы староверы, старообрядцы,
боспоповцы, филипповцы, некрасовцы? Давайте будем липоване! И обувь себе плетем
из липового лыка. Пусть липа и лыко нас навсегда связывают с нашими родными местами,
откуда нас отнес ветер перемен, гнет господ, наша привязанность к старому.
Речь старого учителя разволновала богомольцев, перенесла их
к донским и кубанским степям, откуда они пришли. Но теперь они также были
связаны и с прекрасным морским берегом, со спокойными водами озера, с
романтикой Камчии и с болгарской средой, где остались словно один русский
„остров”, сохранив традиции, родной быт и фольклор, сохранив свою привязанность
к рыболовству и свою русскую душевность.
До 1949 г. смешанные браки были запрещены. В те годы
„революцию” вызвал широкоплечий, статный казак Карней Григоров, который
влюбился в стройную черноокую болгарскую девушку Живку. Синеокий красавец
привел в село первую болгарскую сноху Живку, с глазами словно маслины, с
длинными черными волосами. Девушка, которой едва исполнилось 16, приняла обычаи
казаков, их говор (старый
южнорусский диалект),
традиционную одежду и обязательную прическу – волосы заплетенные в две косы и
покрытые под платком кичкой (род кокошника). Однажды ночью когда она спала, ее
муж отрезал ей ножницами косы и сказал: „Если б я хотел казачку, я бы женился на такой, но мне нужна ты
и ты мне нравишься такой какая ты есть, не хочу что б ты им подражала.” С тех
пор Казашко превратилось в интернациональное село, кроме болгарских зятьев и
снох, здесь есть зять палестинец, грек, швейцарец....
Годы шли. Жизнь липованцев менялась. Появилась и новая часть
села, чья главная улица проходит почти параллельно железнодорожной линии,
которая связывает село с большим городом. В новой школе появились молодые
учителя, и новая церковь, и новые обычаи и нравы. Но и сегодня рыболовство и
песни все также любимы казаками. Здесь живут потомственные фамилии. Они чтут
память создателя села Кондрата Данаилова, хвалят самого умелого лодочника Данаила
Кондратова и уважают традиции своих предков, создавших 107 лет назад русский, казацкий
„остров”.
Он и сегодня рассказывает Черному морю свои предания и
легенды.
Еще фотографии села можно увидеть здесь Прогулка по селу Казашко
Литература:
Христина Стоева „Легенди и предания за българското
Черноморие ”, изд. „Славена”
Статья о селе Казашко на сайте Праздниците на България
Об Ахтополе
2012-06-25 00:35:49 (читать в оригинале)
Ахтополь – самый южный портовый город в Болгарии, который неизменно
на протяжении веков носит свое имя.
Здесь кипела жизнь с древнейших времен, еще когда его населяли фракийцы,
древние греки, болгары и турки, а после и переселенцы из Восточной Фракии. Одни
считают, что назван он так в честь древнегреческой богини счастья Агаты, другие
принимают версию, что византийский полководец Агатон построил сильную крепость
Агатополис (Город
счастья). Некоторые
называют его городом любви.
А предание нам рассказывает грустную историю...
В маленькой ахтопольской пристани спустили якоря десятки
парусников. Издалека они были похожи на чаек, которые в любой момент
готовы полететь к чужим далеким берегам. Несколько больших кораблей выделялись
среди многочисленных рыбацких лодок.
На пристани всегда было оживленно и многолюдно: уезжающие,
встречающие и провожающие. Еще не наступила весна, а на корабли грузили
древесный уголь, который разгружали в Стамбуле. Отсюда отправлялись к берегам
Франции и закупленные там товары продавали в портах Египта, Анатолии, в Стамбуле и на русском побережье.
Кроме торговли, часть мужского населения Ахтополя, за
привилегию не платить налоги, отправлялась в Стамбул, чтобы вступить в ряды
турецкого морского флота.
Однажды от пристани медленно отчалил корабль, который
относил к чужим берегам красивого молодого человека Димитра. Его любимая жена
Иринка грустно махала ему рукой на прощание, а он в своих мыслях видел ее уже
матерью, которая не смогла прийти его встретить, так как должна была заботиться
о их ребенке. Димитр не сомневался, что он вернется. Он уезжал весной, когда
природа цвела, проснувшись для новой жизни. Осенью, когда деревья склоняются
под тяжестью крупных плодов, он вернется.
-
Моя Иринка к тому времени уже родит нашего ребенка. Я
поручил своей матери заботиться о ней. И ее родители не оставят – думал он. –
Только бы была удачной торговля. Разбогатею. Привезу всем подарки, но больше
всего ей, моей любимой невесте, и нашему малышу, который родится.
На небе не было ни одного облака, в голове Димитра не было
ни одной тревожной мысли. Турецкие управляющие обещали охранять город и не
допустить, что бы с ним случилось что-то плохое. Особенно с семействами
моряков. Братья Иринки – близнецы Апостол и Глигор, были на службе у турков в
близкой Инеаде. Моряком был и младший брат Димитра – Стефан. Да и он сам служил
моряком в Кости.
Иринка тоже вернулась спокойная к своей свекрови. Потянулись
дни в ожидании. Свекровь ходила копать виноградники – свои и чужие. Свекор
начал готовить темное вино – внука же скоро ждут.
Все шло нормально, когда один день....
Вдалеке поднялись густые облака пыли, которое приближались к
городу. Люди замерли в ужасе. Черкесы! Они налетели как ураган, грабили все,
что встретят на своем пути: убивали людей, забирали скот, поджигали дома.
Женщины с виноградников разбежались по своим домам.
Иваница – свекровь Иринки, задыхаясь прибежала домой,
открыла сундук и достала ожерелье из золотых монет, которое берегла для младшей
снохи, когда Стефан женится.
-
Все отдам, лишь бы мою невестку не тронули – думала она
и обернувшись к Иринке сказала. – Иди в другую комнату, и не показывайся!
-
Возьми и мое золото, мама! Не жалей его, лишь бы нас
пощадили.
Они не успели договорить, когда с саблей в руке во двор
влетел один из черкесов. Хотел отсечь голову собаке, которая с лаем накинулась
на него, но увидев невесту, не успевшую прикрыть свое белоснежное лицо, мигом
слез с лошади и направился к ней. На его пути застала свекровь, но он грубо
оттолкнул ее. Она упала на землю и застонала от боли. Невеста, думая о своем
любимом и о ребенке, которого носит под сердцем, кротко улыбнулась, будто
понимала и оправдывала поступок черкеса, и приветливо пригласила его войти.
С последними усилиями Иваница добралась до привязанного пса,
освободила его и пустила в комнату, где похотливый слуга Аллаха думал, что
покорил красавицу. Собака сделал ту работу, за которую хозяева на протяжении
многих лет его кормили.
Молодая невеста поспешила скрыть следы. Тянула, тащила тело иноверца. Свекровь стонала от боли, собака отдыхала в своей конуре, а конь послушно отправился в конюшню, где остальные лошади приняли его с пониманием.
Вечером Иринка почувствовала острую боль там, где росло
самое дорогое для нее существо. Еще больше была боль от осознания, что навсегда
уходит обещанная радость, солнечный день встречи с Димитром. Печаль о безвозвратной
потери ее сломила. Она начала увядать, потеряла желание жить. Напрасны были
усилия свекрови и свекра, ее матери и отца, близких, которые пытались ее
утешить.
-
Скорее, скорее бы вернулся Димитр – молились все и
оправляли взор к спокойным морским водам, которые единственные не понимали
смысл разыгравшейся трагедии и терпеливо ждали когда задуют северо-восточные
ветра и их разволнуют. Тогда моряки
возвращались после длительных путешествий.
Судьба не было благосклонна и к Димитру. В день когда
разыгралась страшная трагедия в его родном городе Ахтополе, он лежал
прикованный к кровати ужасной болезнью. Печальные мысли разрывали его душу. А
если он останется на чужой земле, среди чужих людей? Если не дождется
возвращения в родной город, к своим любимым? Во сне он видел Ирину с белой
вуалью, сияющую от счастья. После вдруг белая вуаль превращалась в черный
платок, а она горько плакала.
-
Почему плачет? Обо мне ли? Но она не знает что я болен.
Может из-за ребенка? – спрашивал он себя.
При мысли о ребенке сердце сжималось от боли и его
охватывало беспокойство.
Братья Иринки, узнав о случившемся, негодовали: так ли
Османская империя выполняет свои обещания? Так ли бережет их семейства? Но что
они могли сделать?
Время шло. Приближался момент, когда мужчины должны были
вернуться домой, взять на себя часть забот, которые несли их жены.
Когда Димитр бледный, едва держащийся на своих ногах, начал
спускаться по лестнице с корабля и увидел свою Иринку с черным платком и
печальным лицом и у него потемнело перед глазами. „За что, Боже, лишаешь нас и той маленькой радости, что нам осталась в жизни? За что отнял жизнь у
невинной души, которая даже не успела увидеть белый свет?” С тяжелыми от боли руками и со сломленной
горем душой он обнял свою ненаглядную Иринку и почувствовал один великий трепет
– трепет любви. Он тихо промолвил: „Не грусти. Ведь мы снова вместе.”
Волны подхватили его слова и им припомнили их обещания данные
при расставании – обещания полные любви, надежды и упования.
Любовные слова в заливе любви.
Литература:
Христина Стоева „Легенди и предания за българското
Черноморие ”, изд. „Славена”
Фото purebulgaria.com
Легенда о потонувшем колоколе
2012-06-20 15:51:27 (читать в оригинале)
Когда-то на самом высоком месте в крепости Царевец располагалась
красивая, высокая колокольня. Звон тяжелого медного колокола разносился по
всему царскому городу и окрестностям. Он был отлит известным мастером-звонарем
еще во времена правления Ивана Асена II, по приказу самого царя. Колокольный звон объявлял о
наступлении утра, сообщал о радости, о горе и о надвигающейся опасности.
В тот страшный летний день, когда турки как черный поток заполнили
улицы и дома, колокол плакал о конце одного царства, о загубленной молодости и
красоте. Звон был слышен над городом, над горами, разнося скорбную весть по
всей болгарской земле.
Позже турки назвали это место Чан-тепе (Колокольная вершина), превратили красивые церкви в мечети,
а колокольню подожгли. Когда догорели последние дубовые подпоры, тяжелый медный
колокол со стоном рухнул на землю. Упал и утонул. Турецкий паша не хотел
оставлять даже воспоминания о нем, поэтому приказал выкопать колокол и сделать
из него секиры. Копали, копали, но он утопал все глубже, так глубоко, что не
могли его найти. В конце концов отказались и забыли о нем. Но болгары знали –
колокол там, он зазвонит когда придет время, и ждали.
Говорят, что в 1876 году, во время Апрельского восстания,
каждую ночь из под земли под крепостью Царевец слышался колокольный звон – то
бодрый и веселый, то глухой и печальный. Ясный и торжественный звон колокола
слышали год спустя, когда войска генерала Гурко вошли в город болгарских царей.
Литература:
„Легенди за Тырновското Царство” Събра и прерасказа Живка Радева,
изд. „Славена”
Легенда о монастырском сокровище в местности Трошана.
2012-06-11 23:54:20 (читать в оригинале)
На юг от города Велико-Тырново располагается красивая
местность Трошана, когда-то там были вековые леса полные дичи. Эти земли
принадлежали царю, но Иван Асен II
подарил их одному из своих верных людей, по имени Трошан. Отважный воевода
построил в своих новых владениях монастырь. Узнав об этом царь преподнес
монастырю богатые подарки. В церкви все заблестело от золота, серебра и
драгоценных камней. В палатах Трошана царское семейство скрывалось от летнего
зноя. Царь ходил в монастырь и оставлял бесценные дары...
Так прошли прекрасные года, но наступили тяжелые времена.
Завоеватели приближались к Тырново, наследники Трошана, также смелые и отважные
воины, погибли в неравном бою. Тогда монахи собрали все самое ценное и скрыли в
подземелье, вместе с монастырским сокровищем. Спустя год монастырь был сожжен, а монахи
убиты. Осталась лишь легенда о нем и о закопанном сокровище...
Литература:
"Легенди за Търновското Царство" Събра и прерасказа Живка Радева, изд. "Славена"
Как царь Иван Шишман перехитрил турков
2012-06-11 23:52:24 (читать в оригинале)
Эта легенда очень похожа на легенду о защитниках крепости Петрич кале, прямо сказать частично сюжет повторяется, только герои другие.
Царь Иван Шишман решил присоединиться к своим войскам,
которые его ждали с другой стороны горы. Он покинул крепость через тайный
подземный ход и добрался до монастыря „Св. Троица”. По дороге ему захотелось
пить, он ударил землю своим мечом и появился источник, который и сегодня
называется Шишманов колодец.
Чтобы турки не смогли их проследить, здесь они расковали
лошадей и перевернули подковы обратно. Так выглядело будто они не покидают, а
возвращаются в крепость.
На рассвете они проходили мимо распаханной нивы. Царь
поприветствовал и заговорил с пахарем. Он узнал что тот будет сажать на своей
ниве арбузы, благословил и его, и урожай. „На рассвете их сеешь, на закате
соберешь урожай”, сказал царь. Уехали конницы, а с наступлением сумерок
появились турки соглядатаи. Остановились и спросили, проезжал ли здесь царь
Иван Шишман. „Проехал, сказал селянин, когда я сажал арбузы.” Нагнулся и сорвал
зрелый плод. Посмотрели турки, решили что царская свита давно здесь проехала, и
отказались ее преследовать.
Литература:
„Легенди за Търновското Царство” събра и прерасказа Живка
Радева, изд. „Славена”


Категория «Стихи»
Взлеты Топ 5
![]() | ||
+223 |
233 |
CAPTAIN |
+196 |
256 |
Yurenzo |
+185 |
193 |
Simple_Blogger |
+171 |
263 |
Annelle |
+166 |
246 |
Similis_Deo |
Падения Топ 5
![]() | ||
-1 |
154 |
Кому на Руси жить хорошо? |
-1 |
162 |
Литературное кафе "ИСКУССТВО" |
-2 |
14 |
Фрамин |
-4 |
13 |
Miss Understanding |
-7 |
164 |
Lucy-sama |

Популярные за сутки
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.