Сплетнями в психологии называют неформальное и оценочное обсуждение группой людей конкретного человека в его отсутствие. Сплетни – это повсеместное явление, занимающее в среднем 65% всех разговоров. Поэтому исследователи также не обходят данную тему. В ряде научных исследований установлено, что 1) интенсивность сплетничества увеличивается, если мнения отправителя и получателя об объекте сплетни сходны друг с другом, 2) интенсивность сплетничества велика в организационных сетях, имеющих большое количество триад, в которых отправитель и получатель сплетен имеют хорошие отношения между собой, и одновременно с этим они оба негативно относятся к объекту сплетен. Однако всё это связано с субъектами сплетен и их взаимоотношениями друг с другом, в то время как объект сплетничества (тот, о ком распространяются сплетни) редко попадает во внимание исследователей. Лиа Эллвардт с коллегами задались вопросом, почему одни работники становятся объектами сплетен, а другие – нет, почему в отношении одних существуют позитивные сплетни, а в отношении других – негативные? Исследователи предположили, что это может зависеть от двух факторов: факта принадлежности объекта сплетен к своей или чужой группе, а также его статус в неформальной сети.
Проанализировав функции позитивных сплетен, авторы пришли к следующим выводам: 1) по средством положительного сплетничества о представителе собственной группы члены этой группы остаются в курсе текущей информации друг о друге, а также демонстрируют поддержку и солидарность по отношению к объекту сплетни и группы в целом; 2) позитивная информация о человеке способствует увеличению доверия к нему; 3) восхваляя члена группы, отправитель сплетни демонстрирует собственную приверженность групповым нормам. Следовательно, можно ожидать, что работники чаще будут распространять позитивные сплетни о коллегах из собственной рабочей группы, чем о коллегах из других рабочих групп. Негативные сплетни также выполняют ряд функций: 1) дают информацию о нарушении индивидом групповых норм; 2) являются предупреждением для других членов группы о нежелательности поведения, отклоняющегося от групповых норм. А поскольку нарушение групповых норм со стороны члена собственной группы воспринимается группой более болезненно, чем нарушение со стороны членов других групп (широкой известный эффект чёрной овцы («black sheep effect» (
Marques and Paez, 1994)), то можно ожидать, что негативные сплетни также будут распространяться чаще именно о коллегах из собственной рабочей группы, чем о коллегах из других рабочих групп.
Лиа Эллвардт с коллегами также предположили, что позитивное сплетничанье о работниках, имеющих высокий неформальный статус, может быть выгодным, т.к. позволяет стать ближе к этим людям, показать свою принадлежность к их группе. Более того, негативные сплетни о высоко статусном члене группы небезопасны, т.к. информация о них вероятнее всего дойдёт до самого объекта сплетни, а также может вызвать негативную ответную реакцию со стороны членов его группы. В то время как распускание негативных сплетен о работнике с низким статусом относительно безопасно. Таким образом, чем более высокий статус имеет работник, тем более вероятно, что о нём будут сплетничать позитивно, а в случае низкого статуса работника – всё будет ровно наоборот.
Для того чтобы проверить эти предположения, авторы провели исследование, в котором приняли участие 36 работниц небольшой голландской организации. Их просили ответить на вопросы анкеты, состоящей из нескольких опросников и разновидности социометрической методики. Результаты показали, что как позитивные, так и негативные сплетни чаще фокусируется на работниках той же группы, к которой принадлежит и сам сплетник. Таким образом, авторы заключают, что члены группы для поддержания групповых ценностей используют как позитивные, так и негативные сплетни. Негативные сплетни распространяются чаще о работниках с низким неформальным статусом, а позитивные сплетни распределяются более или менее равномерно по всей социальной сети. Другими словами, высокий статус защищает работника от негативных сплетен, но не увеличивает количество позитивных сплетен о нём, низкий же статус притягивает к себе негативные сплетни, делая из его обладателя «козла отпущения».
Основываясь на полученных результатах, авторы рекомендуют организациям, заинтересованным в снижении количества негативных сплетен, обращать особо внимание на сотрудников, плохо интегрированных в неформальные сети. Это особенно актуально в условиях деятельности, предполагающей большое количество межличностных контактов.
Источник: Ellwardt, L., Labianca, G., & Wittek, R. (2012). Who are the objects of positive and negative gossip at work? A social network perspective on workplace gossip. Social Networks, 34(2), 193-205. doi: 10.1016/j.socnet.2011.11.003