Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера Клевер/Записи в блоге |
Блуждая по степи «Интернет»
2012-10-21 22:58:00 (читать в оригинале)Вмазанный детскими криками человеческих зародышей и писком тли, я выхожу в просторную степь «Интернет». Тут меня встречают посевы инцестов, насилия над животными и детьми, тонны сорняковых убеждений, каннабиноиды смехопанорам и стэнд-апа, пышногрудые сладкоголосые сирены, заталкивающие тебя в колесо похоти и разврата. И ты по инерции перебираешь хомячьими лапками спицы колеса, удерживаемый «законом притяжения щелей».
Наше поколение видело достаточно ужасных вещей: облитые кровью войны, зверские убийства человечества, разврат уже с запашком, острые предательства стремительно и под ребро, нашествия разноцветных человечков и нелюдей, обильные водоизвержения в населённые пункты, вдувающие в наши души страх ураганы, выжигающие пустоту внутри и снаружи пожары, разрушительные взрывы, геноцид и прочее, много прочего… вот только видели мы всё это на голубых экранах телевизоров и жидкокристаллических мониторах наших компьютеров. Мы испытали многое – в нашем мозгу мы были очевидцами и сопереживающими всего этого, всё это было в мозгу, но нашего тела это не коснулось, оно девственно чисто от свежих или уже затянувшихся ран, нанесенных миром.
Пробираясь далее в чащу этой степи наталкиваюсь на кинематограф, сделавший свой продукт интересней наших жизней. Волшебный магический ящик, в котором умещается широкий ассортимент сюжетов для вашей жизни, которые вы никогда не переживёте в жизни, а лишь влипнете в них своим зрением и мироощущением. Хотя всё это, в общем-то, не так уж важно и сугубо дело личного выбора и личной ответственности, я пишу об этом, потому что это дело моего личного выбора – делать бесполезные вещи, стучаться в чужие черепно-мозговые сплетения грозным тесаком нашей речи, обозначающей лишь условности мира, стучать до барабанной дроби, табуном мурашек покрывающим ухабистую трассу вашего позвоночника от шеи до копчика.
И вот я, оставляя за собой следы путаных слов и мыслей, ступаю дальше в гущу болот из переваренного вранья и гниющих тел Иисуса, Мухаммеда, Будды и прочих несуществовавших личностей, образы которых уже настолько сгнили, что черты человека тяжело узнаваемы в них. Я чувствовал, как у меня под ногами болото становится все гуще и гуще, прямо внутри моих легких тряпочных кед. Что ж, можно остаться здесь, ждать снега в середине июля, а можно устроить романтическую прогулку наедине с собственными мыслями далее, в глубь проклятого техногенного мира паутины, влипнув в которую раз, впускаешь её гвоздями глубоко себе под ногти и с кровью изливаешь всю свою «подноготную правду» да так, что сам ад разверзается над заливом и поливает огнем небосвод и поджигает заживо облака.
______________________________________________________________________
автор: александрстепенко
Где-то рядом
2012-10-21 17:28:00 (читать в оригинале)Ты где-то рядом ходишь, уверен,
соседние улицы тебя за руку водят.
От меня до тебя уже путь отмерен,
только глаза, увы, не находят.
Ты где-то рядом, чувствую, знаю,
гуляешь, дышишь, любовь ищешь.
Я не видел тебя, но уже скучаю,
скучаешь ли ты? - узнать лишь.
Сердце стучит и просит о встрече,
на каменный город выпрыгнуть хочет,
но только от этого вовсе не легче.
Прогулочный шаг спокойней, короче.
И хочется верить, что ты где-то рядом,
возможно и окна выходят в мой переулок,
возможно и ты меня ищешь взглядом
на фоне весенних прогулок.
—
Как жаль, что мы часто встречаем не тех,
кого ищем. А тех, кого ищем, увы, продолжаем искать.
(2012)
Автор: Костя Крамар
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МАСС И МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ: ТЕНДЕНЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
2012-10-20 20:19:00 (читать в оригинале)В современном социогуманитарном знании тема масс и массового сознания осознается как особо важный системообразующий объект комплексных исследований, требующих интеграции методологического и методического арсенала всех наук, так или иначе изучающих общество и человека. Формирование научных представлений о механизмах функционирования масс в социально значимых процессах, особенностях массового сознания, массовых настроений и массового поведения как основополагающих факторов эффективного и стабильного функционирования всей социальной макросистемы является одной из наиболее востребованных жизнью задач. Ведь именно массами в решающей степени определяется практическая судьба всевозможных преобразований в истории. Любой «исторический выбор пути» становится действительно историческим, когда он признается массами, получает поддержку в массовом сознании. И напротив, те политические силы, которые пытаются претворять в историю идеи и ценности, не адаптируя их к реалиям массового сознания, сами лишают себя исторического будущего. Поэтому в период серьезных качественных трансформаций в обществе в центре внимания всегда находится массовое сознание — и как арена борьбы элит и идеологий за массы, и как критерий реальной жизнеспособности и эффективности исторических альтернатив [1].
Тем не менее, вопросы, связанные с полидисциплинарным исследованием места и роли масс в прошлом, настоящем и будущем России, в системе специфического взаимодействия ее власти и общества, лишь сравнительно недавно стали осознаваться российскими учеными в качестве актуальной проблемы исторического познания [2]. При этом исследователи продолжают испытывать серьезные теоретические и практические трудности, обусловленные концептуальной сложностью и неоднозначностью интерпретации самого термина «массы» как в различных научных дисциплинах, так и в различных контекстах внутри дисциплин.
Тем не менее, вопросы, связанные с полидисциплинарным исследованием места и роли масс в прошлом, настоящем и будущем России, в системе специфического взаимодействия ее власти и общества, лишь сравнительно недавно стали осознаваться российскими учеными в качестве актуальной проблемы исторического познания [2]. При этом исследователи продолжают испытывать серьезные теоретические и практические трудности, обусловленные концептуальной сложностью и неоднозначностью интерпретации самого термина «массы» как в различных научных дисциплинах, так и в различных контекстах внутри дисциплин.
В специальной литературе сложилась традиция противопоставления различных исследовательских подходов.
Например, Г.Ю. Чернов предлагает особо различать как минимум 5 базовых подходов — «с точки зрения дисциплинарной ориентации исследования» — и еще 4 подхода — «наиболее типичных или наиболее важных в научно-эвристическом отношении» [3, с. 59, 69].
Так, по дисциплинарной ориентированности выделяются подходы:
1) социологический (выявляющий место социально-массовых явлений в структуре общества и системе социальных взаимодействий и анализирующий массу как социальную общность);
2) политологический (выявляющий роль массы и массового сознания как компонентов политической жизни общества, сопоставляющий массы с политической элитой и политическими институтами, а массовое сознание и его эволюцию с идеологиями и политической динамикой);
3) социально-психологический (концентрирующийся на исследовании общности массовых психических процессов и возникающего на этой основе специфического массового поведения);
4) культурологический (выявляющий место и роль социально-массовых явлений в процессах культурного воспроизводства и сосредотачивающий внимание на проблеме «массовой культуры»);
5) социально-философский (интегрирующий, синтетический, системно осмысливающий место и роль массовых реалий и встраивающий полученные выводы в философскую картину мира).
Например, Г.Ю. Чернов предлагает особо различать как минимум 5 базовых подходов — «с точки зрения дисциплинарной ориентации исследования» — и еще 4 подхода — «наиболее типичных или наиболее важных в научно-эвристическом отношении» [3, с. 59, 69].
Так, по дисциплинарной ориентированности выделяются подходы:
1) социологический (выявляющий место социально-массовых явлений в структуре общества и системе социальных взаимодействий и анализирующий массу как социальную общность);
2) политологический (выявляющий роль массы и массового сознания как компонентов политической жизни общества, сопоставляющий массы с политической элитой и политическими институтами, а массовое сознание и его эволюцию с идеологиями и политической динамикой);
3) социально-психологический (концентрирующийся на исследовании общности массовых психических процессов и возникающего на этой основе специфического массового поведения);
4) культурологический (выявляющий место и роль социально-массовых явлений в процессах культурного воспроизводства и сосредотачивающий внимание на проблеме «массовой культуры»);
5) социально-философский (интегрирующий, синтетический, системно осмысливающий место и роль массовых реалий и встраивающий полученные выводы в философскую картину мира).
К этой типологии следует добавить, что подобный перечень, по аналогии, можно продолжать, включая в него и иные социогуманитарные дисциплины. Так, собственно исторический подход будет исследовать обусловленность объективных проявлений масс конкретно-историческими реалиями общественной практики; правовой подход будет сосредоточен на рассмотрении масс в контексте развития государства и права и выявления правового в структуре массового; антропологический подход будет обращен на осмысление специфического типа «человека-массы»; аксиологический подход будет выявлять имманентные массе особого рода ценности… и т.д.
По научно-эвристической ориентированности выделяются следующие «наиболее типичные или важные» подходы:
1) политико-ориентированный (рассматривающий массу как диалектический полюс власти, политической элиты — электорат, политическое большинство и объект управления, а массовое сознание как совокупное волеизъявление — потенциальное мнение общества в целом либо его существенного фрагмента);
2) социально-психологический (рассматривающий массу как проявление нового качества, рождающегося в совокупности контактно или опосредованно взаимодействующих индивидов — в сравнении с изолированными индивидами);
3) культурцентристский (исследующий взаимодействие массы — заурядного, ориентированного на ценности потребления большинства — и духовной элиты — высокоморального и компетентного творческого меньшинства, развивающего культуру и цивилизацию);
4) социокультурный (являющий результатом синтеза плодотворных методологических посылок других подходов и ориентированный на системное исследование социально-массовых явлений в комплексе «общество — общественное сознание — культура», при котором, наряду с исследованием отдельных качеств и внутренних взаимодействий, анализируется детерминирующее воздействие, определяемое закономерностями всей социальной макросистемы).
Очевидно, что и этот перечень можно продолжить.
Итак, целесообразно определиться, каково первоначальное происхождение термина «массы» и какие парадигмальные смыслы вкладывали в него крупнейшие исследователи.
Этимологически это слово восходит к латинскому māssa – ком, кусок, тесто, глыба, груда, громада… – и в повседневном языке употребляется не менее чем в 9 различных смыслах:
1) физическая величина, измеряющая количество вещества в теле, мера инерции тела по отношению к действующей на него силе («масса тела», «масса вещества»);
2) бремя, тяжесть («неподъемная масса», «посильная масса»);
3) тестообразное бесформенное вещество, густая смесь («расплавленная масса», «ядовитая масса»);
4) нечто неопределенное и большое («массивное»), сосредоточенное в одном месте («серая масса», «неразличимая масса»);
5) множество (= «тьма», «уйма», куча»…), значительное количество чего-либо («масса оружия», «масса литературы»);
6) широкие круги населения («массы – сила», «знания – в массы»);
7) совокупность людей, характеризующаяся специфическими признаками; эмпирически наблюдаемая контактная группа людей, подчиняющаяся в своем развитии единым психическим механизмам («разъяренная масса», «испуганная масса»);
8) определенный социокультурный тип человека – посредственного («массового» = «усредненного»), ничем не выдающегося, принадлежащего к инертному большинству, основной формой бытия которого является «рассеянная масса» («люди массы», «человек-масса»);
9) собственно сам «народ» как объект и социальная база властного управления (в бинарной системе «политическая власть – народные массы») или как субъект (агент) истории, носитель и движущая сила (орудие) исторически значимых процессов («творящие историю массы», «революционные массы»)…
В западной науке еще полвека назад, по часто цитируемой оценке Д. Белла, сформулированной в книге «Конец идеологии» [4], сложилось не менее 5 парадигмальных интерпретаций концепта «массы» именно в социальном аспекте. В зависимости от контекста, с «массой» и «массовым обществом» связывалось:
1) «Недифференцированное множество», типа совершенно гетерогенной аудитории СМИ в противовес иным, более гомогенным сегментам общества (Г. Блумер). Масса противопоставляется классу или другой однородной группе: стандартизированный материал передается всему населению (всей массе) одинаковым (массовым) способом, воспринимается единообразно, а индивиды как потребители этой информации — анонимны и атомизированы. Такая масса не имеет ни социальной организации, ни обычаев и традиций, ни устоявшихся правил и ритуалов, ни собственного мнения, ни какого-либо руководства. Она не только анонимна, но и конформна. Стереотипность, единообразие, приспособленчество, несамостоятельность мышления — вот основные характеристики представителя массы.
2) Множество, которое благодаря своей некомпетентности обусловливает падение уровня цивилизации («суждение некомпетентных», низкое качество современной культуры), являющееся результатом ослабления руководящих позиций просвещенной элиты (X. Ортега-и-Гассет). Масса суть синоним «невежества», приверженности «вульгарному стандарту» и неспособности к истинному образованию и усвоению подлинных культурных ценностей.
3) «Механизированное общество», в котором человек является придатком машины, дегуманизированным элементом «суммы социальных технологий» (Ф. Юнгер). Масса символизирует превращение человека в аппарат — жизнь его становится математически точной, а бытие приобретает «массоподобный» характер.
Машина накладывает отпечаток на человека, превращая его из личности в техническую функцию — жертву технического и технологического прогресса. Такой подход характерен и при анализе тоталитарных обществ, когда человека уподобляют «винтику» огромной машины. Тем не менее, по мнению Белла, такой взгляд берет начало еще от немецких романтиков, в т.ч. К. Юнга, с его идеализацией природы и «естественных отношений».
4) «Бюрократическое общество», в которой принятие решений допускается исключительно на высших этажах иерархии (К. Маннгейм, Г. Зиммель, М. Вебер). Масса суть порождение унифицирующего воздействия не только техники, но и «функциональной рациональности» общества, «сверхорганизованности» его управленческой иерархии. Предельная концентрация административных функций, осуществляемых в отрыве от основных производителей, лишает подчиненных инициативы, приводит их к неудовлетворенности и потере самоуважения. Требование лишь подчиняться лишает человека возможности действовать в соответствии с разумом, осознанно — и превращает его в массу.
5) Общество, характеризующееся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением, недостатком интеграции (Э. Ледерер, X. Арендт). Масса есть продукт дестратификации общества, своего рода «антикласс» По сути, это неорганизованное множество, «молчаливое большинство», безынициативная часть общества, покорная и апатичная, или все та же толпа — охваченная «стадными» инстинктами, убивающими всякое проявление личностной неповторимости людей, совокупность индивидов, подменивших сознательную деятельность — бессознательной.
Сегодня число обществоведческих трактовок массы расширилось как минимум до 13. В расширенной типологии «масса» толкуется как:
1) толпа (Г. Лебон);
2) публика (Г. Тард);
3) гетерогенная аудитория, противостоящая гомогенным группам (Э. Ледерер и Х. Арендт);
4) «агрегат людей, в котором не различаются группы или индивидуумы» (В. Корнхаузер);
5) уровень некомпетентности и снижение цивилизации, связанные с определенным антропологическим типом (X. Ортега-и-Гассет);
9) собственно сам «народ» как объект и социальная база властного управления (в бинарной системе «политическая власть – народные массы») или как субъект (агент) истории, носитель и движущая сила (орудие) исторически значимых процессов («творящие историю массы», «революционные массы»)…
В западной науке еще полвека назад, по часто цитируемой оценке Д. Белла, сформулированной в книге «Конец идеологии» [4], сложилось не менее 5 парадигмальных интерпретаций концепта «массы» именно в социальном аспекте. В зависимости от контекста, с «массой» и «массовым обществом» связывалось:
1) «Недифференцированное множество», типа совершенно гетерогенной аудитории СМИ в противовес иным, более гомогенным сегментам общества (Г. Блумер). Масса противопоставляется классу или другой однородной группе: стандартизированный материал передается всему населению (всей массе) одинаковым (массовым) способом, воспринимается единообразно, а индивиды как потребители этой информации — анонимны и атомизированы. Такая масса не имеет ни социальной организации, ни обычаев и традиций, ни устоявшихся правил и ритуалов, ни собственного мнения, ни какого-либо руководства. Она не только анонимна, но и конформна. Стереотипность, единообразие, приспособленчество, несамостоятельность мышления — вот основные характеристики представителя массы.
2) Множество, которое благодаря своей некомпетентности обусловливает падение уровня цивилизации («суждение некомпетентных», низкое качество современной культуры), являющееся результатом ослабления руководящих позиций просвещенной элиты (X. Ортега-и-Гассет). Масса суть синоним «невежества», приверженности «вульгарному стандарту» и неспособности к истинному образованию и усвоению подлинных культурных ценностей.
3) «Механизированное общество», в котором человек является придатком машины, дегуманизированным элементом «суммы социальных технологий» (Ф. Юнгер). Масса символизирует превращение человека в аппарат — жизнь его становится математически точной, а бытие приобретает «массоподобный» характер.
Машина накладывает отпечаток на человека, превращая его из личности в техническую функцию — жертву технического и технологического прогресса. Такой подход характерен и при анализе тоталитарных обществ, когда человека уподобляют «винтику» огромной машины. Тем не менее, по мнению Белла, такой взгляд берет начало еще от немецких романтиков, в т.ч. К. Юнга, с его идеализацией природы и «естественных отношений».
4) «Бюрократическое общество», в которой принятие решений допускается исключительно на высших этажах иерархии (К. Маннгейм, Г. Зиммель, М. Вебер). Масса суть порождение унифицирующего воздействия не только техники, но и «функциональной рациональности» общества, «сверхорганизованности» его управленческой иерархии. Предельная концентрация административных функций, осуществляемых в отрыве от основных производителей, лишает подчиненных инициативы, приводит их к неудовлетворенности и потере самоуважения. Требование лишь подчиняться лишает человека возможности действовать в соответствии с разумом, осознанно — и превращает его в массу.
5) Общество, характеризующееся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением, недостатком интеграции (Э. Ледерер, X. Арендт). Масса есть продукт дестратификации общества, своего рода «антикласс» По сути, это неорганизованное множество, «молчаливое большинство», безынициативная часть общества, покорная и апатичная, или все та же толпа — охваченная «стадными» инстинктами, убивающими всякое проявление личностной неповторимости людей, совокупность индивидов, подменивших сознательную деятельность — бессознательной.
Сегодня число обществоведческих трактовок массы расширилось как минимум до 13. В расширенной типологии «масса» толкуется как:
1) толпа (Г. Лебон);
2) публика (Г. Тард);
3) гетерогенная аудитория, противостоящая гомогенным группам (Э. Ледерер и Х. Арендт);
4) «агрегат людей, в котором не различаются группы или индивидуумы» (В. Корнхаузер);
5) уровень некомпетентности и снижение цивилизации, связанные с определенным антропологическим типом (X. Ортега-и-Гассет);
6) продукт машинной техники и технологии (Л. Мамфорд);
7) «сверхорганизованное» (К. Маннгейм) бюрократизированное общество, в котором господствуют тенденции к униформизму и отчуждению;
8) стремящееся к выживанию «тело социума», стратегически кодирующее (идентифицирующее) человеческое существование в преодолевающих его «единичность» коммуникациях; форма защиты от одиночества и смерти (Э. Канетти);
9) «неподлинно существующая» совокупность людей, обеспечивающая решающее значение воли и свойств большинства в современном обществе (К. Ясперс);
7) «сверхорганизованное» (К. Маннгейм) бюрократизированное общество, в котором господствуют тенденции к униформизму и отчуждению;
8) стремящееся к выживанию «тело социума», стратегически кодирующее (идентифицирующее) человеческое существование в преодолевающих его «единичность» коммуникациях; форма защиты от одиночества и смерти (Э. Канетти);
9) «неподлинно существующая» совокупность людей, обеспечивающая решающее значение воли и свойств большинства в современном обществе (К. Ясперс);
10) противоположная личности человеческая структура, связанная с развитием техники, планирования и программирования, «носитель будущего» (Р. Гвардини);
11) «власть нейтрального» и «радикальная неопределенность» (Ж. Бодрийяр);
12) синоним слова «слои» – «трудящиеся массы», «народные массы», «беднейшая масса» (К. Маркс, Ф. Энгельс), или даже весь «народ» либо наиболее передовая и сознательная часть общества (В.И. Ленин);
13) просто статистически значимое множество людей…
В последнее время произошло серьезное теоретическое переосмысление концепций, которые ранее пытались описывать и объяснять социальные отношения с точки зрения возрастания роли масс, но при этом оценивали этот процесс преимущественно как «патологию общества». Теперь доминирует тенденция рассмотрения масс как одной из естественных общностей, отличающейся специфичностью своих функциональных характеристик [5].
11) «власть нейтрального» и «радикальная неопределенность» (Ж. Бодрийяр);
12) синоним слова «слои» – «трудящиеся массы», «народные массы», «беднейшая масса» (К. Маркс, Ф. Энгельс), или даже весь «народ» либо наиболее передовая и сознательная часть общества (В.И. Ленин);
13) просто статистически значимое множество людей…
В последнее время произошло серьезное теоретическое переосмысление концепций, которые ранее пытались описывать и объяснять социальные отношения с точки зрения возрастания роли масс, но при этом оценивали этот процесс преимущественно как «патологию общества». Теперь доминирует тенденция рассмотрения масс как одной из естественных общностей, отличающейся специфичностью своих функциональных характеристик [5].
Сформулируем основные результаты современного полидисциплинарного подхода к изучению масс: наряду с количественным показателем «массовости» (как масштабности, включенности в массу множества людей) массы характеризуются рядом существенных качественных признаков:
1) специфическая коллективность (особый надындивидуальный и надгрупповой («эксгрупповой») характер возникновения и функционирования);
2) анонимность (деперсонализированность состава, «растворение» в массе сознательной личности и, соответственно, временное исчезновение у индивидов сознания личной ответственности и необходимости персонального контроля за своими действиями);
3) чувство силы (завышенная ее оценка у составляющих массу индивидов; ощущение всемогущества и вседозволенности, сопровождающее ощущение безнаказанности);
4) преобладание бессознательного (архетипов, стереотипов, инстинктов, навыков и т.д.; снижение интеллекта и всех сознательных способностей рационально-рассудочной сферы;
5) обостренная эмоциональность («усиленность» восприятия, гиперболизированность чувств и степени переживания);
6) неструктурированность (неразделенность, «сплавленность» массы воедино («синкретичность»), отсутствие строгой внутренней дифференциации составляющих массу членов);
7) гетерогенность (разнородность и противоречивость состава массы по утрачивающим социальную значимость индивидуальным характеристикам: полу, возрасту, происхождению, социальному статусу, уровню образования, отношению к религии, принадлежности к различным классическим социальным группам и т.д.);
8) стохастичность (вероятностность, открытость, размытость границ, неопределенность, неупорядоченность и случайность состава);
9) статистичность (аморфность, качественная несводимость к системному целостному образованию, принципиально отличному от количественно составляющих массу элементов);
10) статичность (отсутствие самостоятельной способности к организации динамики, неизменность системообразующих параметров, пассивность и инерционность в выборе методов своих действий);
11) мобильность (психическая энергичность, подвижность и податливость к решительному внешнему воздействию);
12) ситуативность (зависимость от конкретных особых обстоятельств, изменчивость и временность существования);
13) стихийность (отсутствие целенаправленной рациональной программы действий, аффективная спонтанность настроения и поведения);
14) зараженность (общность острых психических переживаний, однонаправленность и одновременность выполнения импульсивных действий; ориентация массой мыслей и чувств индивидов в одном и том же русле);
15) внушаемость (склонность к легкому усвоению упрощенных рецептов алогичного мышления и поведения, нерациональное стремление к слепому подражанию и некритичному следованию за вожаком; тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей);
16) радикальность (стремление к крайним мерам и безотлагательным действиям, ориентация на инверсионность, простоту, немедленность и насильственность разрешения любых проблем);
17) функциональность (ориентированность на практическое решение конкретной жизненной задачи)…
Причем современные исследователи (в отличие от большинства исследователей прошлого, рассматривавших массы преимущественно как деструктивную и даже «преступную» силу) отмечают, что масса оказывает на индивида не обязательно всегда лишь негативное влияние. Если отдельный индивид руководствуется личным интересом, то масса свободна от него. Она может быть направлена как в криминальную, так и бескорыстную стороны, способна и на преступление, и на подвиг. Массе свойственна тяга к разрушению, но ею может двигать и подлинный героизм, и одухотворенность высокими идеалами [6, с. 390].
1) специфическая коллективность (особый надындивидуальный и надгрупповой («эксгрупповой») характер возникновения и функционирования);
2) анонимность (деперсонализированность состава, «растворение» в массе сознательной личности и, соответственно, временное исчезновение у индивидов сознания личной ответственности и необходимости персонального контроля за своими действиями);
3) чувство силы (завышенная ее оценка у составляющих массу индивидов; ощущение всемогущества и вседозволенности, сопровождающее ощущение безнаказанности);
4) преобладание бессознательного (архетипов, стереотипов, инстинктов, навыков и т.д.; снижение интеллекта и всех сознательных способностей рационально-рассудочной сферы;
5) обостренная эмоциональность («усиленность» восприятия, гиперболизированность чувств и степени переживания);
6) неструктурированность (неразделенность, «сплавленность» массы воедино («синкретичность»), отсутствие строгой внутренней дифференциации составляющих массу членов);
7) гетерогенность (разнородность и противоречивость состава массы по утрачивающим социальную значимость индивидуальным характеристикам: полу, возрасту, происхождению, социальному статусу, уровню образования, отношению к религии, принадлежности к различным классическим социальным группам и т.д.);
8) стохастичность (вероятностность, открытость, размытость границ, неопределенность, неупорядоченность и случайность состава);
9) статистичность (аморфность, качественная несводимость к системному целостному образованию, принципиально отличному от количественно составляющих массу элементов);
10) статичность (отсутствие самостоятельной способности к организации динамики, неизменность системообразующих параметров, пассивность и инерционность в выборе методов своих действий);
11) мобильность (психическая энергичность, подвижность и податливость к решительному внешнему воздействию);
12) ситуативность (зависимость от конкретных особых обстоятельств, изменчивость и временность существования);
13) стихийность (отсутствие целенаправленной рациональной программы действий, аффективная спонтанность настроения и поведения);
14) зараженность (общность острых психических переживаний, однонаправленность и одновременность выполнения импульсивных действий; ориентация массой мыслей и чувств индивидов в одном и том же русле);
15) внушаемость (склонность к легкому усвоению упрощенных рецептов алогичного мышления и поведения, нерациональное стремление к слепому подражанию и некритичному следованию за вожаком; тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей);
16) радикальность (стремление к крайним мерам и безотлагательным действиям, ориентация на инверсионность, простоту, немедленность и насильственность разрешения любых проблем);
17) функциональность (ориентированность на практическое решение конкретной жизненной задачи)…
Причем современные исследователи (в отличие от большинства исследователей прошлого, рассматривавших массы преимущественно как деструктивную и даже «преступную» силу) отмечают, что масса оказывает на индивида не обязательно всегда лишь негативное влияние. Если отдельный индивид руководствуется личным интересом, то масса свободна от него. Она может быть направлена как в криминальную, так и бескорыстную стороны, способна и на преступление, и на подвиг. Массе свойственна тяга к разрушению, но ею может двигать и подлинный героизм, и одухотворенность высокими идеалами [6, с. 390].
Термин «массовое сознание» также используется в различных значениях. Обобщая, выделим важнейшие его трактовки:
1) антипод элитарного сознания;
2) антипод специализированного сознания;
3) форма дотеоретического миропонимания, основанная на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии;
4) шаблонное, деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующееся под массированным воздействием СМИ и стереотипов массовой культуры;
5) своеобразное «подсознание» общества, аккумулирующее обширный пласт неявных мировоззренческих моделей и сценариев поведения различного происхождения и направленности;
6) сознание, ситуативно (стихийно) производное от общественного сознания (наиболее реальная и конкретная форма его практического существования), психически объединяющее представителей различных классических групп в неклассическую общность, особый субъект социального действия — массу.
1) антипод элитарного сознания;
2) антипод специализированного сознания;
3) форма дотеоретического миропонимания, основанная на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии;
4) шаблонное, деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующееся под массированным воздействием СМИ и стереотипов массовой культуры;
5) своеобразное «подсознание» общества, аккумулирующее обширный пласт неявных мировоззренческих моделей и сценариев поведения различного происхождения и направленности;
6) сознание, ситуативно (стихийно) производное от общественного сознания (наиболее реальная и конкретная форма его практического существования), психически объединяющее представителей различных классических групп в неклассическую общность, особый субъект социального действия — массу.
Последняя трактовка понятия «массовое сознание» в определенном смысле объединяет все остальные и придает им практическое значение в контексте соответствующих конкретно-исторических исследований. Синтез исследовательских потенций различных подходов делает возможным формирование целостного и многоаспектного представления о роли масс в истории. Так, например, исследование русских революций 1917 г., осуществляемое на стыке различных дисциплин, позволяет за крайне противоречивым и разнородным политическим процессом увидеть конкретно-историческую логику, определившую сравнительную последовательность и единство глобального общероссийского сдвига: от бессилия оставшейся мифом демократии — к установлению ставшей реальностью диктатуры [7, 8, 9]. Полидисциплинарный подход помогает рационально оценить научную состоятельность многих историографических мифов, результаты его применения позволяют осмыслить социокультурную специфику отечественной истории и извлечь важные уроки из ее изучения, разглядев за внешней противоречивостью проявлений масс в истории скрытое внутреннее единство их функциональной обусловленности [10, 11]. Таким образом, несмотря на полисемантичность и междисциплинарность понятий «масс» и «массового сознания», изучение реалий, лежащих в их действительной основе (в том числе и сугубо в исторической форме) является одной из наиболее востребованных задач современного россиеведения [12, 13].
Литература
1. Марченя П.П. Массовое сознание и мировоззренческие императивы самобытного пути России // Философия хозяйства. – 2004. – № 3. – С. 180–187.
2. Марченя П.П. Изучение массового сознания революционной эпохи 1917 г. в отечественной исторической науке // Вестник РГГУ. Сер. «Исторические науки. История России». – 2009. – № 17. – С. 212–227.
3. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: Исследовательские подходы. – Дубна: Феникс+, 2005. –208 с.
4. Bell D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. – Glencoe (III): The Free press of Glencoe, Cop. 1960. – 416 p.
5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб: Питер, 2001. – 368 с.
6. Ольшанский Д.В. Политическая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 576 с.
7. Марченя П. Безумие и логика русской смуты: От Февраля к Октябрю 1917-го / П. Марченя // Родина. – 2010. - № 8. – С. 80–81.
8. Марченя П. Империя, партии и массы в русской смуте // Власть. – 2010. – № 3. – С. 105–110.
9. Марченя П.П. Политические партии и массы в России 1917 года: массовое сознание как фактор революции // Россия и современный мир. – 2008. – № 4. – С. 82–99.
10.Марченя П. Империя, партии и массы в русской смуте // Власть. – 2010. – № 3. – С. 105–110.
11.Марченя П. Народ и власть в русской смуте: «Вилы» и «грабли» отечественной истории / П. Марченя, С. Разин // Обозреватель – Observer. – 2010. – № 7 (246). – С. 96–103. – (0,7 п.л.).
12.Булдаков В.П. «Народ и власть в российской смуте»: прошлое и настоящее системных кризисов в России / В.П. Булдаков, П.П. Марченя, С.Ю. Разин // Вестник архивиста. – 2010. – № 3. – С. 288–302.
13.Булдаков В.П. Международный круглый стол «Народ и власть в российской смуте»: Части 1–6 / В. Булдаков, П. Марченя, С. Разин // Власть. – 2010. – № 4–9. – URL: http://www.isras.ru/authority.html.
_____________________________________________________________
URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2010/03/22.pdf
Один
2012-10-20 15:29:00 (читать в оригинале)Я стою под дождем, но лишь единичные капли попадают на меня.
Растворенный среди толпы, я не заметен окружающим. Я не человек-невидимка, я человек.
Я мог бы выйти на самую большую городскую площадь, собрать на ней всех жителей города и закричать благим матом. Вряд ли бы меня кто-нибудь услышал.
А еще в последнее время я задумался над вопросом: заметил бы кто-нибудь мое исчезновение? Пропади я из социальных сетей, отключи телефон, не выходи на улицу. Все чаще у меня складывается впечатление, что пропажа долго была бы без внимания.
Это как в одной из старых шуток:
- Он, наверное, умер?
- Почему вы так считаете?
- Ну как же, его уже несколько дней не было в «ВКонтакте».
До определенного возраста, допустим, лет до 22 ты живешь в приподнятом настроении, воодушевленный, полный надежд. Рядом друзья, приятели, знакомые и, кажется, что ты в центре внимания и даже весь мир сосредоточен вокруг тебя. А потом, в один из моментов, кувшин падает, разбивается и оказывается, что все кто были рядом с тобой, всего лишь иллюзия, не игра больного воображения, а просто субъекты подобия каких-то отношений, их суррогат. Сначала уходит один, затем другой, а потом ты понимаешь, что кроме: «Привет! Как дела?» более и спросить нечего. Вы становитесь разными, отделяетесь друг от друга, разрываете прежние связи.
Себя можно утешать, пытаться как-то отвлечь, заняться бытовыми вещами, но каждый вечер, когда за окном высыпает темнота и прохожие пропадают с улицы, чувство одиночества вновь обостряется в голове. А еще оно обостряется во время праздников. Множество довольных, счастливых людей и ты среди них – хмурый и угрюмый, одинокий пешеход на оживленном тротуаре, где до тебя никому нет никакого дела.
Как там у Маяковского:
Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
Зачем нужны успехи, если ими даже поделиться не с кем? Порадоваться некому за тебя.
Как-то на глаза мне попался мэм с надписью: «Один? Ты, скорее всего сам в этом виноват. Поэтому заткнись и сделай что-нибудь со своей сраной жизнью». Грустный человечек с картинки смотрел на меня, и я понимал, что мое сердце действительно жаждет перемен. Мысли чеканно отбивали «Перемен! Мы ждем перемен!», и я ждал перемены, воодушевленно смотрел вдаль, бежал куда-то вперед, скрывался и появлялся, не мог отдышаться, захлебывался от холодного воздуха и стоял промокший под палящими лучами солнца. Я ждал, что мое одиночество закончится, но никто не пришел, и перемены не настали. Forever alone.
Иногда мне становится страшно от своего положения, в котором я нахожусь. Иногда, кто-то звонит мне или пишет, спрашивает как мои дела, и я задумываюсь, что может быть, зря накручиваю себя всеми этими мыслями.
- В одиночестве есть множество преимуществ! – Объясняет мне один знакомый. – Ты никому ничем не обязан, тебя никто не ревнует и не контролирует. Ты свободен, старик! А свобода – это самое ценное, что у нас есть!
Я киваю в ответ и стараюсь запомнить его слова: «Свобода – это самое ценное, что у нас есть!», но вместо этого, мне хочется встать и плюнуть ему в лицо, врезать, как следует! У него есть девушка или парень (кажется, у меня были подозрения, что Дима – гей, но это сейчас не важно), он не проводит вечера в пустой квартире, он отдыхает в шумных, веселых компаниях, где виски льется рекой, а гости красуются друг перед другом, как хозяева вполне успешного положения.
«Один? Да, я скорее всего сам в этом виноват».
- Каждому свое, - философски замечает другой знакомый, в котором я когда-то видел своего друга, но с которым в итоге разбежался, потому что философ из него оказался дерьмовый, а уровень снобизма при общении со мной однажды зашкалил за все возможные пределы разумного. Повышайте собственную самооценку за счет своих знакомых, которые находятся в более жалком положении, чем вы! Почувствуйте себя успешным, ага?!
Иногда я люблю гулять. Одеваю свой серый тренч и брожу по городскому скверу, наполненному опавшей желтой листвой. Осенью все как-то более меланхолично. Может быть, мне так кажется, потому что я сам меланхолик и в ушах у меня звучит Poets Of The Fall - Sleep, sugar, а потом еще что-то подобное, сменяемое в конечно варианте музыкой группы «Сплин». Но на улице мне бывает уютней, чем в пустой квартире, здесь я могу подумать о многом, постараться отвлечься от насущных проблем. Эти прогулки настраивают меня на другой лад, и я постепенно переключаюсь от режима «Отчаянье» на что-то более спокойное и философски-аутентичное.
Спи мое, сладкое сознание, позволь снам наводнить его
Волнами нежного пламени, дающего защиту.
Спи, милая, позволь своим чувствам нахлынуть
и унести тебя в следующее утро... – напеваю я в фон звучащей композиции, а под ногами хлюпает сырая листва и в воздухе пахнет осенью.
И уже через несколько минут, я решительно заявляю:
Прочь из моей головы наугад в темноту
с середины концерта
сквозь толпу, сквозь охрану, сквозь дверь и сквозь парк,
чтоб чуть-чуть постоять над водой на мосту. – Это уже «Сплин» и они как всегда восхитительны! Когда я слушаю их музыку, в моей душе что-то переворачивается, и от состояния хандры я переключаюсь в состояние протеста.
А ведь в одиночестве и правда есть вполне материальное преимущество, - вдруг ловлю себя на мысли, нащупав в кармане мобильный телефон. Я экономлю сотни рублей каждый месяц на телефонных разговорах. Вернее на их отсутствии. Не помню, когда мне кто-то звонил, чтобы просто поболтать о жизни, чтобы разузнать, как обстоят мои дела. И я никому не звоню. Иногда ограничиваюсь небольшой перепиской в «ВКонтакте» или «Facebook», но и там все быстро заканчивается, если человек отвечает мне с неохотой. Я не люблю навязываться кому-либо. Я ухожу, когда мне указывают на дверь. Может быть, это черта слабых сразу сдаваться, но я не хочу вести какую-то борьбу. Если ты не интересен человеку, насильно мил не будешь. Старые истины работают безупречно!
Кто-то подумает, что я мудак, запутавшийся в собственной жизни. Кто-то скажет, что мне нужно лечиться. А кто-то опять же покрутит пальцем у виска. Истина есть в суждении каждого из них. Я знаю, что все в наших руках, и мы сами вершим свою жизнь. И иногда я гоню отчаянье и начинаю жить, как это следует делать. В конечном счете, я не ванилька и не девочка-эмо, которая испытывает удовольствие от своего одинокого существования.
В банке, где я работаю, у меня есть коллеги, каждый день ко мне приходят клиенты, и я общаюсь с ними. В эти минуты я совершенно не одинок. Может быть, от того, что я отвлекаюсь от насущного, но иногда, мне даже кажется, что моя жизнь удалась. Но это лишь иногда.
В данный момент я стою под проливным дождем, но ни одной капли не попадает на меня. Надо мной не раскрыт зонт и крыши нет над моей головой. Все дело в дожде. Это дождь из чувств и эмоций, особенный дождь. Он заставляет задуматься, и я вновь задумываюсь над тем, что нужно что-то менять. Но вместо перемен, я неожиданно испытываю чувство голода.
- По-моему, у меня где-то оставалось печенье… - ловлю себя на мысли и отправляюсь прочь. В плеере звучит недавнее стихотворение, наложенное на лиричную музыку, которое я недавно нашел в «ВКонтакте», и которое зацепило меня:
Мне неприятно твое счастье с кем-то другим.
Твой никотин. Ничем не прикорми,
лишь ложь сплошь.
Кипят раны, одновременно,
и мы на равных.
Вишу на рукояти стоп-крана,
с несказанной фразой про чувства.
Я завяз в рутине по локти.
Волочусь. И есть пара смыслов в жизни.
_______________________________________________________________________
автор: Константин Покровский
13 сентября 1860 года
2012-10-19 23:26:00 (читать в оригинале)Это сентябрьское утро напоминало мне о приближении холодного, дождливого времени года. И без того серый и сырой Лондон становился в этот период еще холоднее, чем обычно, а в дождливые вечера хотелось сидеть у камина и предаваться теплым, немного грустным воспоминаниям.
Я шел по улицам, и все мне казалось таким привычным, таким обыденным, все было ровно, как и 20 лет назад. Сегодня я, как впрочем и всегда, шел за свежим выпуском своей любимой газеты.
Крис Мориссон, бессменный продавец в газетном киоске, которого я знал с детства, показался мне необычайно взволнованным и крайне удивленным. Чем? Именно это мне и хотелось выяснить сегодня. 13 сентября 1860 года.
Я поприветствовал его и спросил:
- Крис, старик, что с тобой?
- В литературном мире произошла революция! – воскликнул он, по привычке протягивая мне новый выпуск газеты.
- Какая же? – с усмешкой спросил я у старика.
- Появилась одна дама, которая написала биографию своей жизни, биографию никому неизвестной женщины, но покорила издательства и миллионы читателей! И ты знаешь, я прочитал эту книгу, Джон! Я советую тебе срочно прочитать ее… - Крис многозначительно замолчал.
- Боюсь, что мне будет неинтересно – с улыбкой ответил я, уже поворачиваясь обратно к дому.
- Подожди, Джон! Я не шучу! Таких совпадений бывает мало! Не спрашивай, просто возьми и прочти!
Я хотел было отмахнуться от Мориссона, который возможно в силу своего возраста мог нести бред, но не стал, и из уважения к старому знакомому взял книгу.
- Ну хорошо, Крис. Я возьму книгу. Счастливого тебе дня.
Придя домой, я попросил служанку Беретту сделать мне чай, переоделся, и через полчаса уже сидел в своем любимом кресле возле камина. Немного позже мой взгляд остановился на книге, лежащей на столе, которую Мориссон так настойчиво советовал мне прочесть.
Я открыл первую страницу и на титульном листе увидел название книги и имя автора: «Джулия Брикс. Письма из прошлого». Под правой лопаткой что-то неприятно, взволнованно задергалось. Имя Джулия было для меня слишком родным, а само название книги составляло целый период моей жизни.
Я просидел за книгой часа три - четыре, может даже больше. Она была небольшой, но прочитав книгу до конца, я еще долго плакал, сидя в кресле. Беретта несколько раз заходила ко мне, но я не откликался. Лишь мои периодично дергающиеся плечи выдавали меня, и она тихо вздохнув, уходила из комнаты. Я более чем уверен, что Вам кажется это крайне странным. Но ничего странного, и уже тем более смешного в моих слезах нет. Дело вот в чем…
Эта история началась очень давно. 22 года назад. 12 января 1838 года. Мне тогда было всего 18. Юный мальчик отправился из маленького городка, провинции, учиться в большой Лондон. В тот зимний день я получил первое письмо. Первое письмо от Джулии. На конверте не было фамилии, только имя, и за все три года, которые мы переписывались, она ни разу не указала свою фамилию. В письмах она всегда отшучивалась на мои просьбы написать фамилию, говорила, что придет время, и она «нагрянет ко мне, как гром». Но время шло, шли дни, месяцы, годы, а мы с Джулией так и не могли встретиться. Мы тогда оба учились, денег совсем не было, и расстояние, разделявшее нас, составляло более 3000 км. Уже из книги, которую она написала, основываясь на истории нашей переписки, на истории своей жизни, я узнал, что написала она на мой адрес случайно, проспорив подругам, что станет переписываться с кем бы то ни было, если получит ответ. Конечно, спор был шуточным, но Джулия решила исполнить желание подруг. Узнав я эту подробность тогда, будучи вспыльчивым юнцом, я непременно бы обиделся и прекратил переписку. Джулия была умной девушкой, она скрыла от меня этот спор и причину ее первого письма. Мне было интересно впервые начать с кем-то переписку, и я даже не думал об этом. Ее письма с каждым днем я ждал все больше, это становилось для меня не просто письмами, а моей жизнью. Что мы писали друг другу рассказывать долго, но к концу первого года переписки я сам не заметил, как вдруг понял… Я люблю Джулию. Нет ничего реальнее ее писем, ее рассказов из жизни. Я четко представлял себе ее волосы, ее лебединую белую шею, и ее запах. Письма от нее всегда пахли по – особенному.
Шел третий год переписки, деньги на дорогу копились, и я наслаждался ощущением приближения встречи с моей Джулией. Неожиданно она перестала отвечать на письма. Очень долго я приходил в себя. Учебу я окончил с трудом, по причине жуткой лихорадки, свалившей меня на нервной почве. Я не знал причину, по которой родная Джулия так резко перестала отвечать на мои письма. Это сводило меня с ума. Со временем боль становилась тише, только каждый год, 3 ноября, во мне снова и снова возникало невосполнимое ощущение утраты, или потери. Шли годы, я так и не смог жениться. Не могу сказать, что мне никто не нравился, но Джулия была рядом со мной все это время. Я чувствовал, что не смогу полюбить другую, и потому не хотел обманывать других женщин.
Поехать к ней после резкого наступления «тишины» с ее стороны я не решился, потому что не знал где она, все ли с ней в порядке, и хочет ли она меня видеть.
Вот и теперь я ходил по своей комнате из угла в угол, и терялся в отчаянных сомнениях.
Джулия в конце своей книги указала свой адрес… Я мучился, от мыслей разболелась голова. «Может все это просто совпадение?»… «Может не нужно ехать?». Это становилось невыносимым. Через десять минут я громко, тяжело дыша, крикнул служанке:
- Беретта! Прикажи кучеру запрячь лошадей!
Быстро переодевшись и взяв шляпу, я открыл входную дверь и вышел. Вышел навстречу прошлому или будущему.
Этот день я запомню навсегда. 13 сентября 1860 года.
_________________________________________________________________
автор: Екатерина Цыбульская
Категория «Живопись»
Взлеты Топ 5
+148 |
209 |
Relazioni |
+137 |
188 |
МухО_о |
+131 |
141 |
allf |
+125 |
186 |
RouxAngel |
+123 |
142 |
kalininskiy |
Падения Топ 5
-1 |
4 |
nightwishenka |
-3 |
2 |
tya-tyan_S |
-3 |
129 |
Клуб антиквариев и коллекционеров |
-6 |
3 |
antiqvar |
-8 |
11 |
ITDalee |
Популярные за сутки
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.