Сегодня 3 марта, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
ALTAR-NIK
ALTAR-NIK
Голосов: 1
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/altar-nik/
Добавлен:
Принадлежит блограйдеру ALTARNIK
 

Ошибки Патриарха

2015-02-25 22:33:16 (читать в оригинале)

Из воспоминаний патриарха московского Пимена:
"Вот меня часто обвиняют в том, что я будто бы сотрудничал с советской властью. А я хочу спросить обвиняющих - а по чем вы судите? Я что, доносы на кого-то писал, комментарии к статьям Ленина издавал, с орденом Красной звезды по коридорам патриархии ходил?
За мою жизнь я допустил всего три ключевых ошибки. Три. И ни одна из них не связана напрямую с советской властью.
Первая ошибка - это когда я в пятнадцать лет постриг принял. Монашество в подростковом возрасте не может научить ровно ничему. Да-да, я помню все эти примеры из святоотеческой литературы об Иоанне Предтече и Сергии Радонежском - но я не такой как они, мне до них далеко. В итоге, молодости нормальной - с книгами, театром, кинематографом - у меня не было. А 1920-е были богаты на это дело. Короче говоря, много я пропустил.
Вторая ошибка - это когда я был вынужден служить в советской армии. Если бы капелланом - то и ладно, а то ж приходилось и оружие в руках держать, а шла Великая отечественная...
И третья ошибка, эта самая сложная. После войны, в 1946-м, меня назначили штатным священником в Благовещенский собор в Муроме. И был у меня дьякон - дореволюционной закалки старик, 1870-х годов рождения - о. Евграфий Силуэтов. Службу он служил невнятно, постоянно опаздывал, да еще и был толстый. Сам не понимаю, как он в те годы умудрялся и колбасу доставать, и сыр, и консервы. Я ему раз замечание сделал, второй - никакого результата. А мне ж только 36, молодой еще, реформ хочется, рвения много. Пошел я к о. Евграфию домой - поговорить с ним по-семейному в присутствии его, значит, дражайшей супруги. Прихожу, мне наливают стакан чаю, подают печенье галетное 1-й сорт (такое я только в 1944-м ел, когда Красная армия прорвала чехословацкий фронт и нас начали чуточку лучше кормить, чтобы мы не сильно на европейские радости засматривались). Ну и я начинаю - так и так, внятнее произносите возгласы, не опаздывайте, сбросьте лишний вес. Цитирую Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, что-то там из беседы Серафима Саровского с Мотовиловым. Отец диакон слушает внимательно, а потом говорит - а вот вы, о. Пимен, сами себе противоречите. Вы меня, значит, отцами стращаете, а я сам в молодости прислуживал преподобному Никону Оптинскому и от него знаю, как должен себя вести. Главное, говорил мне преп. Никон, не возгласы и не живот - а понимание того, что дать тарелку горячего супа бомжу голодному - это благодатно, а по четыре часа на дню читать Псалтырь в стену - это путь в психиатрическую лечебницу. Болезненный был для меня урок, но я за него очень благодарен о. Евграфию."

http://www.blagogon.ru/biblio/667/

Какой нам прок от правителей, которые не ходят в храм? Из ЖЖ.

2015-02-25 22:26:48 (читать в оригинале)

Оригинал взят у filin_dimitry в Хорошо бы и наши архиереи такие вопросы задавали нашим властям!

Митрополит Гортинский Иеремия председателю Греческого Парламента и другим высокопоставленным чиновникам: «Почему вы не были на воскресной Литургии? Какой нам прок от правителей, которые не ходят в храм»

Митрополит Гортинский Иеремия

Большой резонанс в греческих СМИ вызвал случай, произошедший в кафедральном соборе Гортинской епархии г. Мегалуполи в минувшее воскресение.

Митрополит Иеремия первоначально планировал служить в одном из сельских храмов своей епархии, но по просьбе властей остался в г.Мегалуполи, чтобы по окончании Божественной Литургии отслужить панихиду о 212 убиенных немецко-фашистскими оккупантами.

Панихида была назначена мэрией на 10.00, однако официальные лица не пришли вовремя.

Митрополит Иеремия и прежде неоднократно высказывал возмущение в связи с тем, что чиновники не приходят на Божественную Литургию, а посещают только молебны и панихиды по ее окончании.

Панихида о жертвах немецкой оккупации началась в положенное время. Несмотря на то, что священнослужители старались не торопиться, официальные лица пришли после того как она завершилась.

Обращаясь к председателю Парламента Греции, губернатору Пелопоннеса и другим чиновникам митрополит Гортинский Иеремия сказал: «Уважаемый властители, мы относимся к вам с подобающим почетом, но как правящий архиерей этой епархии я с болью вынужден вам сказать: Вы нарушаете собственный распорядок! Вы назначили панихиду на 10.00 и опоздали на нее, придя уже когда она завершилась. Скажу больше, вы обязаны были придти гораздо раньше, чтобы посетить Божественную Литургию. Сегодня воскресение, где, вы наши правители, посетили службу? Нигде? Какой прок нам будет от правителей, которые не ходят в храм? … Литургия, уважаемые официальные лица, не только для простого народа. Она необходима, в первую очередь для вас, чтобы вы получили благословение Божие на то, чтобы правильно править нашим Отечеством».

После своей проповеди митрополит Иеремия начал служить молебен о правителях и еще раз помолился об упокоении душ погибших от немецких оккупантов героев. Однако некоторые из чиновников, в том числе и председатель Парламента, посчитали себя оскорбленными и демонстративно покинули храм.

По окончании молитв митрополит Иеремия вторично обратился к оставшимся в храме официальным лицам (среди которых был губернатор Пелопоннеса г. Татулис): «Я не раскаиваюсь в своих словах, напротив, благодарю Христа и Богородицу, что дали мне сил сказать то, что я сказал… В наше непростое время Церковь должна быть сильной и обличать нарушителей, кем бы они не были. Мы, епископы, должны быть сильными и вести себя как герои, как наши святые Отцы, не боясь земной власти. Превыше всего Церковь Христова».
(источник: http://www.agionoros.ru/docs/1580.html)
 


Как славно написано! Из ЖЖ.

2015-02-22 21:57:54 (читать в оригинале)

Всегда хотел написать что-нибудь подобное. Не смог... Так что только цитирую великолепный текст.

 

Оригинал взят у filin_dimitry в Прощеное Воскресение... Слово ко всем.

Христос посреди нас!

Это написал год назад...а будто вчера было- мало что изменилось...Потому просто повторю и всех прошу меня простить, кого обидел невольно. А в особенности, кого обидел осознанно. Простите меня, недостойного ради Господа нашего Иисуса Христа!


***

Сегодня православные вспоминают Адамово изгнание, и вечером в храмах будет чин Прощения.
А в обиходе мы называем сей день Прощеным Воскресением.

прощеное_воскресение

В Евангельском чтении мы услышали такие слова:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше
 (Мф. 6: 14-21).

Последний Воскресный день перед Великим Постом мой, наверное, любимый день в году. … Да, разумеется, Бог Даст – доживем до окончания постных дней и наступит Светлое Христово Воскресение, радость духовная наша о том Даре, который принес Господь Иисус Христос за всех нас. А, значит и за меня, убогого.
Но, положа руку на сердце, можем ли мы каждый вот так, именно духовно радоваться в этот день? Как это ощущал будущий иеромонах Василий (Росляков)?
Расскажу лишь о первой оптинской Пасхе.
Благодать такая, что даже после бессонной ночи невозможно уснуть, и мы с подругой уходим в лес. Над головою по-весеннему синее небо, а под соснами еще лежит снег. В лесу кто-то есть - лось, наверное. На всякий случай прячемся в ельник. И, подсматривая из-под елок, видим, как по лесной дороге стремительно бежит послушник Игорь, будущий иеромонах Василий (Росляков). Через пять лет его убьют на Пасху. А пока ему только 27 лет, он мастер спорта и чемпион Европы. И послушник даже не бежит, а летит над землею в стремительном беге атлета и, вскинув руки в ликующем жесте, возглашает на весь лес небу и соснам:
- Христос воскресе! Христо-ос воскресе!

(Отрывок из книги Нины Павловой "Михайлов день").

До этого надо дорасти, надо научиться не смешивать эту радость с разговением, с послаблением плоти, которое мы, как правило, стремимся тут же ей подарить.… Ну, а потом… быстро съедается радость духовная с бутербродами и куличами.

Но Прощеное Воскресение день в этом смысле особенный. Он наедине с самим собой. Пост уже начался… еще не Великий, но мы уже ограничили себя немного. Дух уже предвкушает работу и плоть уже начала смиряться. Завтра уже, совсем скоро, священники выйдут из алтаря и весь собор молящихся будет повторять за ними слова Покаянного Канона прп. Андрея Критского и молить Господа:
- Помилуй мя, Боже, Помилуй мя!

Завтра.
А сегодня наступает тишина… пост – это наша жертва, и мы готовимся положить свой дар на жертвенник.… Готовимся... Но готовы ли?

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5: 23-24).

Прежде примирись.… Как интересно, нигде не сказано, чтобы брат твой, тебя опечаливший, первым пришел и попросил у тебя прощения. Нигде не пишется, что он должен тебя простить. Никто тебе не может помешать, очистившись от затаенных обид встать пред жертвенником. Никто во всем мире.
Только твоя собственная гордость. Та гордость, что отгоняет от тебя Бога. Можно весь пост провести в непрестанной молитве и даже без пищи и воды. И тем самым только еще дальше отогнать от себя Бога,… если не смог прежде примириться с теми, кто тебя опечалил.

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. ( Иак. 4: 6).

У прп. Паисия Святогорца есть такой рассказ:

В смирении заключена огромная сила. Оно разрушает любые бесовские козни. Смирение — это самый мощный удар по сатане. Там, где есть смирение, нет места диаволу, нет искушений. Однажды некий подвижник заставил беса читать молитву «Святый Боже». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» — пробормотал бес и на этом остановился. «Скажи "помилуй нас!"» — велел подвижник. Ну, нет, куда уж там! Если бы бес произнес это, то стал бы Ангелом. Бес может сказать все что угодно, кроме «помилуй нас», потому что для этих слов нужно смирение. В молитве «помилуй нас» заключено смирение, и душа, взывающая к Божиему милосердию, получает просимое. Для любого нашего дела нужны любовь, смирение и благоговение. Это очень просто, а мы сами все усложняем. Любовь и смирение — это самый легкий путь в Царство небесное. Не трудитесь над стяжанием любви, молитвы, добродетелей и т. п., ваши усилия будут бесплодными, ибо Господь не будет помогать вам, пока у вас нет смирения. Но это потому только, что если Он поможет вам достичь преуспеяния, вы повредитесь из-за гордости. Бог ждет от нас только смирения, все остальное — непосредственный результат действия Божией благодати — причины всех благ, — которую привлекает смиренный человек благодаря своему доброму расположению. «Плод же Духа: (когда человек взрастит его в себе) любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...» (Гал. 5, 22—23). 

Такие простые слова и так трудно произносимые:
- Прости меня!

Не сложно их произнести, обращаясь к тому, кто в добрых с тобой отношениях. Таким людям мы без устали строчим смс-ки и названиваем по телефону, радостно декларируя:
- Прости меня!
И столько радостно и без труда отвечаем:
- Бог Простит и я прощаю!
Это легко, но и пользы от этих слов не много. Есть польза, но незначительная. Большая польза происходит в ту минуту, когда эти могущественные слова произносятся тобой в адрес человека, который тебя обидел, или которого ты обидел, и с кем нет ровных и добрых отношений, а возможно, и явная вражда. Но именно такому человеку произнесенные слова становятся тем первым и самым необходимым очищением, после которого можно подходить к жертвеннику для принесения своего маленького дара- своего поста.
Такая же по величине польза происходит и тогда, когда ты сам от искреннего сердца, а не сухо сквозь зубы прощаешь своему обидчику.

«Словом «прости» побеждается сатана», - говорили святые отцы.

А некоторым мы уже и не можем (о ужас!) этих слов произнести, пусть бы и имели волю и решимость. Кто-то уже предстал пред Господом и мы упустили тот счастливый день, когда была еще возможность позвонить, постучаться, встретиться и извиниться. Как, например, дедушка Анатолий (мой тесть, о котором еще будет рассказ в разделе «книга Живых»), которого я умывал холодной водой и грозился окатить из ведра, если он не перестанет выпивать… а он, ни разу никого не осудивший за всю жизнь, ушел от нас через несколько дней после этого…
Или как пожилая пара, возможно из Белоруссии…
Это было лет восемнадцать назад. Я молодой, уверенный в себе предприниматель, полу бандит, как таких нынче называют. Недавно купил себе очередной автомобиль, в этот раз Лексус, ехал по минскому шоссе с друзьями за город. Наверняка пятница, скорее всего постный день, и уж точно мы едем веселиться, выпивать, блудить… Помню, как гонялись с другим автомобилем по трассе (ну а как, разве ж можно уступить?), тот впереди, я за ним. А перед нами что-то забывший в левом ряду старый «каблучок». Пока впередиидущий пытался освободить дорогу я ухожу вправо для обгона и в этот момент «каблук» увидев, наконец, что сзади ему активно сигнализируют, решает срочно освободить дорогу… Немного старенький автомобиль задевает мою машину.
Господи, помилуй! Что только я не наговорил тогда пожилому водителю и его супруге, какими обидными (особенно для мужчины) словами я не наградил их обоих, грозил пистолетом (всегда с собой имел тогда пневматику), расправой, хамил… Подъехавшие гаишники решили не связываться с нами и посоветовали водителю «каблука» после урегулирования с нами вопроса ехать по обочине до самой Белоруссии очень небыстро и уехали. Все это пара стерпела тихо и смиренно. Я записал их паспортные данные и пригрозив, что если в течении месяца не привезут они мне двести пятьдесят долларов, то им же будет хуже и уехал с друзьями дальше.
Недели через три ко мне заходит помощница и говорит:
-Вас там спрашивает какой-то человек…
-?
-Не знаю, говорит, что он Вам деньги привез.


Я уже и забыл обо всем – что для меня тогда были эти деньги? Так, мелочь… Наверняка для белоруса это были приличные средства. Он отдал мне «долг» и мы расстались. Возможно (и скорее всего) в этот раз я не хамил и был дружелюбен. Но я и сейчас помню запуганный взгляд того человека.

И вот, прошли годы… Бог привел меня, этого хама в Свой храм, к вере, к Чаше. Господи! Да как же мне умолить о прощении этого человека и его жену? Да и живы ли они… Вот, умру я и предстану перед Судией. И без прочих мерзких дел моих откроет Он мне и всему миру только эту одну картину и смиренное молчание обиженных мною людей- что отвечу я, жалкий? Будет ли мне дело до чужих грехов? Не померкнет ли беззаконие других людей перед моим беззаконием?
А это лишь один не самый страшный эпизод моей жизни и не единственный, в котором нет у меня возможности очно попросить прощения у обиженных мною людей.
Господи, отпусти мне мое беззаконие сие и прости этим людям, имена их Ты Сам веси все их грехи за мое к ним совершенное беззаконие и за их терпение! Не могу пред ними преклонить колени, так хоть поведаю миру о том, каков я сам есть на деле. Помилуй, Господи!

Давайте, братья и сестры, прежде начала Великого Поста и наших маленьких подвигов, простим друг другу все наши обиды и оставим наше раздражение. Отгоним сатану и дадим Богу подойти к нам поближе.
Простим нашим властям и иерархам те видимые нам их слабости (пишу видимые, поскольку мы не сердцеведы и не можем видеть сердца человеков а, значит, можем сильно ошибаться), что заставляли нас выносить свои несправедливые в их адрес приговоры.
Попросим прощения и простим священникам их невнимание к нам, любимым, их забывчивость к нашим просьбам, которые, разумеется, самые важные и единственные, достойные их внимания и заботы, словно и нет у них иных забот, других просьб от таких же, как мы, прихожан, матушки, детишек…
Простим предстоящим и молящимся с нами в храме их просьбы во время Херувимской:
- Передайте к Празднику!
Не от неуважения они так поступают, а от незнания. И если бы они знали столько, сколько знаем мы, то они не как мы, переминаясь с ноги на ногу и сохраняя внешнее благоговение, стояли бы на службе, а с замиранием сердца забыли бы даже о теле своем.

Попросим прощения и простим тем, кто высмеивает нашу веру и уничижает Бога и святых Его угодников. Они не ведают, что творят. И если бы им было дано столько, сколько дано нам, то каждый день своей жизни они омывали бы своими слезами свои грехи, а не сухо, как мы, перечисляли их на Исповеди, без внутреннего содрогания и покаяния. Но им дано мало и спросится тоже не много, в отличие от нас, кому Бог даровал, а мы расточили и разбазарили…

Попросим прощения и простим тем, кто ругает иерархов, Предстоятеля и Церковь нашу.
Если бы нас так взял в оборот лукавый, то мы бы уже забыли дорогу в храм Божий, кляли бы Самого Бога и сорвали с себя Кресты. Они же, в отличие от нас, Бога чтут и несут свой Крест. Есть ли наша заслуга в том, что Господь не попустил и нам впасть во все тяжкие? Нет, это лишь Милость к нам, грешным, а не наша заслуга.

Попросим прощения, и простим тех, кто в припадках ярости и злобы, потеряв человеческий облик, устроил мятеж в Украине, а также тех, кто не разглядел в нацистах волчьего оскала и от всего сердца помогал им в этом.
Если бы от нас отступила благодать Божья, то мы рвали бы зубами своих недругов и не давали пощады даже детям их.

Попросим прощения и у самых близких наших и родных… перед кем мы больше всего виноваты, поскольку стремясь к святости, превратили их жизнь в ад. И простим им то, что они возвращают нас на землю, научая тому, что любовь к Богу невозможна без любви к ближнему своему, ибо:
Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4: 20).

Простите и Вы меня, убогого и неразумного раба Божьего Димитрия, пишущего правильные слова, но творящего грязные вещи, поучающего священников, но самого не слушающего и своего духовного отца… Благообразного внешне, внутри же полного ядовитых змей и готового в любой момент выплеснуть свою злобу наружу… другой, имея столько подарков от любящего Бога уже давно раздавил бы и изгнал из себя этих гадин, я же лишь отчасти их спрятал внутри, не имея дерзновения и решимости для их уничтожения…
Горе мне, лукавому рабу, обидевшего стольких добрых людей, что если о каждом из них хоть раз в день помолиться, то и всей жизни не хватит, чтобы перед всеми извиниться.
Господи, прости всех, кого я хоть раз в жизни чем обидел и покрой их грехи!
И меня помилуй, яко Благ и Человеколюбец!

Православным еще раз напомню, что вечером в храмах будет чин Прощения- очень красивая служба. Кто имеет возможность не поленитесь и сходите.

Храни Вас всех Господь и Матерь Божья!

С любовью,
рБ Дмитрий
 


И дуни и плюни на нее!

2015-02-21 20:37:14 (читать в оригинале)

Оригинал взят у fater_varus в Заслужился :)) (в смысле заработался)

Оригинал взят у andrej_2006 в Заслужился :)) (в смысле заработался)
Оригинал взят у leveryi в И дуни и плюни на неё



 



Об участии верных в Евхаристии

2015-02-10 17:50:47 (читать в оригинале)


Это цитата сообщения dmpershin Оригинальное сообщениеОб участии верных в Евхаристии (документ принят 3 февраля Архиерейским совещанием)

Об участии верных в Евхаристии

Евхаристия — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину.

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово.
Таинство Евхаристии требует особого к нему приготовления. В Церкви само время — будь то время человеческой жизни или история всего человечества — есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни — ожидание и приготовление к Божественной литургии и соответственно к причащению, ради которого она и совершается.

I.
Практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви менялась и приобретала различные формы.
Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности — и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор. 10, 16–17; Деян. 2, 46; Деян. 20, 7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований подвергался порицанию: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (правило святых Апостол 9). Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви.
Вместе с тем, количественный рост Церкви в III и особенно IV веках привел к переменам, в том числе в литургической жизни. С увеличением числа дней памяти мучеников и праздников евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них каждого христианина стало считаться многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).
Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме: «Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой — хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную. <...> Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 [89]). Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие — в том числе монашествующие — стали причащаться один-два раза в году: «Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды [в год], или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).
В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). Однако уже на рубеже IV–V веков некоторые христиане связывали причащение не только с соблюдением евхаристического воздержания перед литургией, но и, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста, со временем Великого поста. Сам святитель призывает к более частому причащению: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное. <…> [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? <...> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Таинам» (Беседы на Послание к Евреям 17. 4).
В Византии к XI–XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (глава 32), который, в отличие от греческого, говорит об обязательном семидневном посте перед причащением.
В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко святому причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Аще убо кроме постов четырех обычных приступити ко святому причащению восхотят, седмь дний прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию)».
На практике крайне строгий подход к подготовке ко святому причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против такой практики редкого причащения была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте» : «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении... Того ради, аще который христианин покажется, что он весьма от святаго причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви».
В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре многодневных поста. Многие святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. По словам святителя Феофана, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении . Каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» .
Исповеднический подвиг Церкви в годы гонений ХХ века побудил многих священнослужителей и чад церковных переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения. В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: «Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них — и ежевоскресного признать приемлемым».
В настоящее время многие православные люди причащаются значительно чаще, чем большинство христиан в дореволюционной России. Однако практика частого причащения не может быть автоматически распространена на всех без исключения верующих, поскольку частота причащения напрямую зависит от духовно-нравственного состояния человека дабы, по слову Златоуста, верующие приступали ко причащению Святых Таин «с чистою совестью, насколько нам это возможно» (Против иудеев. Слово III. 4).


II.
Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.
Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием. При этом верующие могут исповедоваться у иных священников в случае невозможности исповедоваться у своего духовника. Если нет духовника, то верующему следует обращаться с вопросами, касающимися причащения, к священникам того храма, где он желает причаститься.
Как духовнику, руководствующемуся церковными постановлениями и нормами и на основании их наставляющему христианина, так и причастнику необходимо сознавать, что целью подготовки является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Таинах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния.
Памятуя о словах Спасителя, обличающего тех, кто возлагает на людей бремена тяжелые и неудобоносимые (см. Мф. 23, 4), духовникам следует осознавать, что неоправданная строгость, равно как и чрезмерное снисхождение способны воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред.
Подготовка монашествующих к участию в Таинстве Евхаристии осуществляется в соответствии с Положением о монастырях и монашестве и внутренними уставами монастырей.

1. Практика приуготовительного поста регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).
Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям.
Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.
2. От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше 41-е [50-е] правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.
Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.
Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения.
Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром). В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость».
На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).
3. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.
Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.
Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.
Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин.
Приуготовляя себя к принятию Святых Христовых Таин за Божественной литургией чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.
По окончании Божественной литургии христианин должен выслушать в храме или прочесть благодарственные молитвы по святом причащении. Христианину следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа в молитве за принятый дар, сохранять его в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.
Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией, духовенство не должно допускать практику, когда в отдельных храмах верным возбраняется приступать ко святому причащению в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.

III.
Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния. В условиях, когда многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения Таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин.
В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди. При преподании соответствующего благословения духовникам следует особо помнить о высокой ответственности за души пасомых, возложенной на них в Таинстве Священства.
В некоторых приходах имеет место длительное ожидание начала причащения мирян. Это происходит из-за долгого причащения духовенства при совершении соборных богослужений или совершения исповеди после запричастного стиха. Такое положение дел следует признать нежелательным. Таинство покаяния должно совершаться по возможности вне Божественной литургии, дабы не лишать исповедающего и исповедающегося полноценного участия в совместной Евхаристической молитве. Недопустимо совершение исповеди помогающим за литургией священником во время чтения Евангелия и евхаристического канона. Исповедь желательно проводить преимущественно с вечера или до начала Божественной литургии. Кроме того, важным является установление на приходах фиксированных дней и часов, когда священник в обязательном порядке присутствует для встречи с желающими общения с пастырем.

IV.
Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» (1 Кор. 11, 29-30).
При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд.
Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.

V.
Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7, 14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство,
которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.
Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак. Не допускается до причастия тот сожитель, по вине которого не заключается брак. Если же хотя бы один из сожителей состоит в другом браке, то обе стороны не могут быть допущены до причастия без канонического урегулирования ситуации и принесения должного покаяния.

VI.
Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Ее продолжительность и содержание определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.
Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом, необходимо стремиться к причащению вместе с ними (при невозможности одновременно причащаться обоим родителям — поочередно). Практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению в сознании детей необходимости участия в Евхаристической трапезе.
Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. При этом возраст совершения первой исповеди, а также частота совершения исповеди для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет при ежевоскресном причащении должны определяться совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии ребенка и его понимания церковной жизни.
Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвословия ко святому причащению, содержание и объем которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.
Восприемники должны принимать всемерное участие в воспитании детей в благочестии, в том числе побуждая их регулярно причащаться Святых Христовых Таин и помогая родителям приводить их ко Святой Чаше.

* * *

Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54).


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «Политика»
Взлеты Топ 5
+256
270
CAPTAIN
+215
287
badvista.org
+189
218
www.blogpr.ru - Лента постов
+184
235
СМИ 2.5
+177
215
Ksanexx
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.