![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера Шушмор/Записи в блоге |
![]() |
|
Загадки Шушмора
2014-10-12 01:02:00 (читать в оригинале)Охота на черных великанов.
2014-10-10 13:34:00 (читать в оригинале)
Медведица отдаленно напоминает ковш с изогнутой ручкой.
Древнегреческие названия созвездий в Средние века на Руси широко не были известны. Здесь давались им свои имена и более близкие для восточных славян обозначения: Возок, Ковш, Стожары, Перепел, Журавль и другие.
У Большой Медведицы в Средние века в Московии было несколько названий. Одно из них почти совпадало с древнегреческим - Небесная Медведица.
Случайно ли это? Ведь звезды образуют в ночном небе такие причудливые скопления и фигуры, что люди с фантазией увидят в них схожесть с очертаниями совершенно разных предметов и животных.
До 16 века Мещёрский край славился обилием медведей. Не случайно Московские, Владимирские, Рязанские князья отправлялись в эти места охотиться на косолапых. Здесь же отлавливали медвежат для княжеских развлечений. Зверей дрессировали, и они потом выступали на праздниках. Их также натаскивали для медвежьих боев и для поединков с человеком.
Считалось, что звери из Мещёрских лесов крупнее своих сородичей. Даже мех у них был гораздо темнее, чем у других медведей. Ходили слухи о черных гигантах, у которых высота в холке превышала рост человека. Если такой великан становился на задние лапы, то голова его оказывалась над шапкой всадника..
Многие русские князья в Средние века пытались раздобыть детенышей черного медведя для своих затей. Но это редко удавалось.
В предании говорится, что один - то ли Московский, то ли Рязанский - князь направил в Мещёрские леса команду охотников. И повелел он отлавливать всех, отбившихся от своих матерей, медвежат и доставлять на княжеский двор.
Наверное, надеялся, что среди них окажутся детеныши черных великанов. Ведь когда малышу из породы бурых медведей меньше двух месяцев, шерсть его тоже черного цвета.
Ринулись люди исполнять княжеский указ. Сколько тогда изловили, а затем и погубили медвежат - никто не подсчитывал. Всех подросших медвежат содержать для потех и забав было невозможно. И зверей убивали, травили собаками.
Недобрые приметы.
Заявился однажды ко двору князя юродивый. Поглядел он, как со зверенышами расправляются, да и заплакал навзрыд.
- Чего слезы льешь, убогий? - поинтересовались княжеские слуги.
- Как же мне не плакать?.. Кровищи-то, кровищи-то сколько!..- еще громче зарыдал юродивый.
- Знамо дело, коли зверей на куски рубят, - и крови много. И тебе, убогий, кусок медвежатины перепадет, - ответили слуги.
http://www.4turista.ru/node/3502
Мещёра.
2014-10-09 21:54:00 (читать в оригинале)Нет точного определения, когда это племя появилось на древнеаллювиальной равнине, возникшей благодаря талым ледниковым водам. Одни считают, что племя Мещёра поселилось в среднем течении Оки примерно в 1 веке новой эры. Другие полагают, что обитало оно здесь на много столетий раньше.
Но никто не оспаривает, что низменная равнина в пределах нынешней Московской, Рязанской и Владимирской областей названа по имени населявшего ее племени.
До сих пор археологи и краеведы находят в Мещёрской стороне городища и могильники - свидетельства обитания здесь древнего народа.
Одно из последних упоминаний о племени Мещёра в исторической хронике можно встретить в связи с походом Ивана 4 на Казань. К 16 веку часть этого народа обрусела, другая часть слилась с татарами. Так говорится в справочной литературе.
Но от жителей селений, расположенных в Мещёрском крае, даже в начале 20 века можно было еще услышать предания о "мамонтопоклонниках". Ими якобы и являлось племя Мещёра.
На языке этой древней народности, относящейся к угро-финской группе, слово "мещ" означало "ходячая гора". Наверное, так называли гигантских ископаемых. И, согласно легенде, основная часть племени покинула свой край, двигаясь за мамонтами куда-то на северо-восток. Произошло это предположительно во времена появления на Оке вятичей.
Но ведь славяне появились на Оке в конце 1-го тысячелетия новой эры, а мамонты вымерли... Впрочем, утвердившееся мнение, что эти исполины окончательно исчезли более девяти тысяч лет назад, в последнее время пытаются оспорить некоторые исследователи.
И в Сибири, и в Подмосковье
В 1581 году казакам из отряда Ермака на востоке от Уральских гор приходилось слышать от местных жителей о "звере-горе". По описаниям он походил на слона, но был гораздо крупнее. Густая шерсть, огромные бивни, повадки гигантов с хоботами свидетельствовали, что речь шла о мамонтах... О живых ископаемых, которых встречали в 16 веке!
Сохранились сообщения, сделанные в прошлом столетии, что вблизи рек Южная Кельтма, Тимшер, Пильва, протекающих на западе Полюдова кряжа Урала, встречались мамонты. Люди видели не только их следы, остатки трапез, но и самих животных.
Похожие вести приходили в 19 веке и с берегов рек Палья, Ялбынья, притоков Северной Сосьвы.
Но никто не оспаривает, что низменная равнина в пределах нынешней Московской, Рязанской и Владимирской областей названа по имени населявшего ее племени.
До сих пор археологи и краеведы находят в Мещёрской стороне городища и могильники - свидетельства обитания здесь древнего народа.
Одно из последних упоминаний о племени Мещёра в исторической хронике можно встретить в связи с походом Ивана 4 на Казань. К 16 веку часть этого народа обрусела, другая часть слилась с татарами. Так говорится в справочной литературе.
Но от жителей селений, расположенных в Мещёрском крае, даже в начале 20 века можно было еще услышать предания о "мамонтопоклонниках". Ими якобы и являлось племя Мещёра.
На языке этой древней народности, относящейся к угро-финской группе, слово "мещ" означало "ходячая гора". Наверное, так называли гигантских ископаемых. И, согласно легенде, основная часть племени покинула свой край, двигаясь за мамонтами куда-то на северо-восток. Произошло это предположительно во времена появления на Оке вятичей.
Но ведь славяне появились на Оке в конце 1-го тысячелетия новой эры, а мамонты вымерли... Впрочем, утвердившееся мнение, что эти исполины окончательно исчезли более девяти тысяч лет назад, в последнее время пытаются оспорить некоторые исследователи.
И в Сибири, и в Подмосковье
В 1581 году казакам из отряда Ермака на востоке от Уральских гор приходилось слышать от местных жителей о "звере-горе". По описаниям он походил на слона, но был гораздо крупнее. Густая шерсть, огромные бивни, повадки гигантов с хоботами свидетельствовали, что речь шла о мамонтах... О живых ископаемых, которых встречали в 16 веке!
Сохранились сообщения, сделанные в прошлом столетии, что вблизи рек Южная Кельтма, Тимшер, Пильва, протекающих на западе Полюдова кряжа Урала, встречались мамонты. Люди видели не только их следы, остатки трапез, но и самих животных.
Похожие вести приходили в 19 веке и с берегов рек Палья, Ялбынья, притоков Северной Сосьвы.
http://www.4turista.ru/node/3410
Некоторые исследователи изредка выбредают на какой-то на вид заброшенный монастырь среди болота.
2014-09-03 11:38:00 (читать в оригинале)
Слухи о том, что на подмосковной земле когда-то находили каменные строения, которые во многом похожи на британский Стоунхенж, ходят уже не один десяток лет. Экспедиционно-поисковое объединение «Космопоиск» неоднократно выезжало в область c надеждой обнаружить подобные объекты. И, как оказалось, не зря. По словам координатора группы Вадима Черноброва, сегодня уже найдены два из трех дохристианских святилищ, рядом с которыми вплоть до начала ХХ века неоднократно исчезали люди и обозы. Но огромный каменный шар, из-за которого, собственно говоря, и начались поиски, не обнаружен до сих пор.
— Лет 10 назад в газетах появились сенсационные материалы об истории Московского края. В них говорилось о том, что в Подмосковье существовали урочище Белые Боги и древнее святилище Шушмор, построенное язычниками в дохристианскую, а может быть, даже в дославянскую эпоху. Состояло святилище из огромного каменного шара, обнесенного со всех сторон каменным же забором — то есть тот же Стоунхенж, только меньшего размера. Мы отследили полтора или даже два десятка разных журналистских материалов о святилище, где были указаны названия деревень, дорог, речек и другие ориентиры. Однако, когда попытались систематизировать все эти данные, выяснилось, что одно, какое-то конкретное место, выделить нельзя. Район поисков оказался очень большим — примерно на востоке Московской области, недалеко от старого тракта, на поляне, рядом с тем местом, где этот тракт пересекает речку. Разумеется, таких полян, трактов и речек на востоке Подмосковья может быть сколько угодно. Мы проштудировали точнейшие современные и самые старые карты области, перерыли архивы — названий, указанных в материалах, нигде не нашли. Когда же попытались разыскать через паспортные столы места жительства людей, на основе свидетельств которых и были написаны статьи, стало ясно, что в Подмосковье такие не проживают. Авторы же «правдивых» материалов поведали о том, что исходные данные они получили от одного из своих коллег.
Не буду называть фамилию журналиста — его книгами, в которых, кстати, он рассказывает много «интересного» о других подмосковных «стоунхенжах», завалены московские магазины. При нашей с ним встрече автор, конечно, не признался, что все выдумал. Все свелось к тому, что он, дескать, где-то слышал, но сам не искал и руками не щупал — это его стиль работы. После этой встречи поиски Шушмора пришлось свернуть.
Через некоторое время в прессе появились новые сообщения о древних святилищах. Сначала я не обращал на это внимания — думал, что это отголоски старого дела. Но потом приведенные в СМИ свидетельства все же заинтересовали. Все рассказы о каменных сооружениях были от первого лица, причем люди ссылались на документы и конкретных стариков. И сейчас мне уже кажется, что Шушмор — это вполне реальная вещь. Ведь сейчас уже достоверно установлено, что в Подмосковье на самом деле существовало несколько святилищ. Как правило, они располагались в аномальных местах. И там, как и в искомом нами Шушморе, происходили всякие мистические действа: в этом месте бесследно пропадали люди и обозы вплоть до начала XX века. Причем далеко не во всех случаях прослеживается криминальный характер исчезновения: кому нужен, например, обоз с конскими хвостами? Выяснилось, что в Подмосковье было по меньшей мере три таких места. Два из них мы нашли, но если судить по их местоположению — это не Шушмор. Причем в своих поисках мы обнаружили даже то, чего не заметили исследователи: в одной из книг об истории Подмосковья написано, что церковь была построена на древнем языческом святилище. Но следов этого святилища не сохранилось. Так вот. Храм этот сохранился до сих пор и, в его стенах под обвалившейся штукатуркой видно, по крайней мере, два святилищных камня. Местные жители рассказывали, что их предки сами выносили из святилища дубовые статуи идолов. Деревянные плахи можно было увидеть во дворах и на завалинках до 50-х годов XX века, но потом они или сгнили, или были сожжены потомки уже не чувствовали их ценности. Поиски двух святилищ из трех увенчались успехом, но самое главное — мегалитическое сооружение — найдено не было.
А загадка каменного шара была нами разгадана две недели назад, не выходя из дверей нашего клуба. В словаре Брокгауза и Ефрона в главе «Межевание» был найден рассказ о том, как надо межевать, говоря современным языком — разграничивать земельные угодья. Помимо того, что все размеры описывались в документах, на межах, например между имениями, ставился деревянный столбик. На более важных границах были установлены более значимые знаки. Так вот, на границах между губерниями полагалось ставить каменные шары диаметром до 2 метров, которые нужно было обносить каменным забором. Одним словом, таких «шушморов» на границе Московской области было если не сотни, то, по крайней мере, несколько десятков. Ставились они не по всей границе, а там, где ее пересекали тракты. Разумеется, один из таких камней просто обязан быть в месте, где тракт пересек границу Владимирской и Московской губерний. Шар делался не из цельного камня, а из нескольких сложенных вместе, поэтому такое сооружение менее долговечно, чем цельный мегалитический шар. Вполне возможно, что лет 50—70 назад, когда они были еще относительно целы, но покрылись налетом древности — плесенью, мхом и листьями, могли удивлять молодое поколение. Позже их наверняка находили обычные грибники, после чего слухи об огромных камнях достигли ушей благодарных журналистов. Те, в свою очередь, поленившись перепроверить факты, и «открыли» подмосковный Стоунхенж. Так началась современная история Шушмора.
«Космопоиск» неоднократно выезжал на восток Московской области, где прочесал десятки болот и лесов, но каменный шар пока не найден. Вполне возможно, что рядом с межевым камнем будет обнаружено и третье древнее святилище — по преданию оно на самом деле стояло на границе области. В будущем году мы продолжим поиски. Но сейчас я хотел бы попросить откликнуться читателей, которые что-то знают о нем. Возможно, что среди них найдутся те, кому деды и прадеды рассказывали о местонахождении Шушмора. Иногда и в сказках бывает реальная подоплека. Вспомним того же Шлимана, который копал «сказочную» Трою и нашел древний город.
Тайна реки Летовки
2014-07-29 11:39:00 (читать в оригинале)
Давным-давно, лет этак 500-600 назад в пределах Шатурского района не было ни одного города, ни одного поселка, а более-менее крупных сел было так мало, что все их обычно аккуратно перечисляли в завещаниях (духовных грамотах) великих князей. В завещаниях Ивана Калиты и его сына Ивана II мы найдем лишь знакомые названия из соседних районов: Гжеля, Гуслицы, Раменье. И только духовная грамота великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) называет нам "селце и Шатур", которые он отдает своей жене княгине Софье Витовтовне. Все исследователи сходятся на том, что речь идет о Муромском сельце (ныне Дмитровский погост) и селе Шатур, название которого потом перешло на наш родной город. А прежде, при отце и деде князя Василия, эти земли находились еще в Муромском княжестве.
Софья Витовтовна, видимо, была деловой и хозяйственной женщиной. Она увеличила свои владения, прикупив к ним еще некоторые земли и села. Среди этих прикупов было село Вышелес. Оно располагалось ориентировочно неподалеку от нынешнего поселка Осаново. Тогда, конечно, никакого поселка не было, он построен в 40-е годы двадцатого века, приблизительно в это же время перестало существовать старинное село Вышелес, сгорела его последняя церковь. Можно только догадываться, кому принадлежал Вышелес до княгини Софьи, а возможно, его и вовсе не было, и основано оно было именно ею. Поговаривали, что Софья Витовтовна, литовка по происхождению, селила на своих владениях и других выходцев из Литвы.
К тому же московскому князю Василию Дмитриевичу пришли на службу литовские князья Патрикеевы - Иван Юрьевич и его сыновья Василий и Михаил. Это семейство получило обширные земли с центром в селе Остров (располагалось приблизительно между Волосуниным и Горой). Название Остров вполне типично для наших мест и было широко распространено, особенно ближе к Клязьме и Владимиру. Там было несколько населенных пунктов Больших и Малых Островов. Вы, наверное, удивитесь, прочитав это. Какие острова здесь у нас, в глубине материка? Разве что крохотные островки посреди какого-нибудь озера или более-менее широкой речушки. Но, оказывается, в данном случае "остров" обозначает участок леса, оставшийся посреди расчищенных полей и лугов, или наоборот, поле, окруженное со всех сторон лесом.
Вскоре к Острову было присоединено еще одно село - Колушка. Патрикеевы были сторонниками сближения Руси с Литвой, за что и попали при Иване III в опалу. Он отобрал их вотчину в свою пользу, однако считается, что Патрикеевы успели заселить ее земляками из Литвы. Там возникли новые деревни: Тупицыно, Гора, Ворово. Название последней деревни якобы и происходит от прозвища литовцев - "воры", потому что позднее жители этой деревни вступили в отряды Лжедимитрия II - "Тушинского вора". Но скорее всего эта версия - опять же пример народной этимологии. Есть и еще вариант объяснения: топоним Ворово происходит от мордовского слова "вор" со значением "лес, бор". То есть Ворово - "лесная деревня" (как Воронеж - "лесная река").
При Иване Грозном эти села принадлежали царю, и в своей духовной грамоте от 1572 года он перечисляет их: "Да сына же своего Ивана благословляю своими великими княжествы... Да ему же великие княжества: город Володимер с волостми, и с путьми, и с селы, со всеми пошлинами, и с Муромским селцом, и с Шатуром, и с Колужским, и с Вышелесом, и Островом, и с волостью с Крысинским..."
Село Колушка (Колужка) существовало до конца XVIII века, в нем стояла Никольская церковь, затем ее перенесли в деревню Середники, которая стала именоваться уже село Середниково, Колушка тож. А место, где раньше было сельцо Колушка еще сохраняет свое название, хотя никто из жителей близлежащих деревень не знает его историю. Кстати, они говорят КолУжка (с ударением на у, и произнося скорее ж, чем ш). Местные жители просто считают, что так почему-то называется исстари участок речки Летовки. А нам, мало-мальски эрудированным исследователям, нельзя не заметить сходства названий нашей исчезнувшей Колушки-Колужки и ныне существующего большого города Калуги, который между прочим основан на речке... Калужке.
По поводу топонимов Калуга и Колушка тоже существует много мнений. Одни исследователи считают, что названия имеют значение "лужа", "болото", "топь". До сих пор в русском языке существует диалектное слово "калуга", обозначающее "болото" или "полуостров". Кроме того, они могли произойти от древнерусского слова "калыга" - забор, ограда, или от финно-угорского "кулига" - глухое место в лесу.
Но вернемся к рассказу о литовцах, Литве и еще об одной загадке земли шатурской. В 1912 и 1913 годах в наши края приезжал известный языковед академик А.А. Шахматов. В его письменных трудах сохранились сведения о том, что жители села Пустоша считают себя "исконно русскими", а дальше к югу, дескать, живет "литва". В соседней с нашим районом Рязанской области есть местность Курша, в которой живет народец, тоже называемый курши. Местные жители говорят про них, что это "литва некрещеная". Почему же они так считают, и откуда здесь, в самом центре Руси, взялась "литва"?
Ответы на эти вопросы могут быть разные. Во-первых, как уже было сказано, литовцев сюда могли пригласить их земляки княгиня Софья и бояре Патрикеевы. Другие краеведы предполагают, что это потомки литовцев, взятых в плен во время литовско-рязанских войн. Наверное, поэтому и местность, где преимущественно проживали литовцы, названа волостью Литвуней. Это название встречается в некоторых письменных документах XVI века, в частности, в жалованной грамоте Ивана Грозного Николо-Радовицкому монастырю. В ней перечисляются вотчины, отданные этому монастырю: "...на Мещерской стороне в волости Литвуни: селище Крутой врагъ, пустошь Ильино, пустошь Гришево, пустошь Сонинская, пустошь Созоново..." и т.д. Некоторые из этих названий, например, Сазоново, деревня Радовицы "на озере на Радовицком" узнаваемы. Такие населенные пункты существуют и сегодня, но большинство деревенек, сел и пустошей из списка уже канули в Лету.
Определение "литва" - понятие растяжимое. Под него попадает и средневековое государство с таким названием, и некий нерусский народ. Литовских племен из истории известно несколько: голядь, латгалы, земгалы, селы, упомянутые нами курши и др. По некоторым гипотезам первоначально они составляли единую общность со славянами, их так и называют - балто-славяне. Есть много родственного в балтских и славянских языках, было много схожего в верованиях, обрядах, одежде, образе жизни между балтскими и славянскими народами. Они разделились и стали развиваться каждый своим путем еще до наступления новой эры. Предполагают, что балтские, или, как их еще называют, летто-литовские племена занимались земледелием и скотоводством и были носителями "фатьяновской" культуры. "Фатьяновцы", пришли в шатурские края со своими боевыми топорами и стадами скота накануне бронзового века, пожили здесь некоторое время (порядка нескольких веков) и исчезли. Вроде бы откочевали в более теплые места из-за неблагоприятного изменения климата. А может быть, не все они ушли, кому-то пришлись по душе здешние условия, и они остались? Много столетий жили они рядом с финно-уграми, мерей и мещерой, а потом со славянами, сохраняя свои национальные особенности и общее племенное имя - "литва".
Галина КРАМИЧ.
(Продолжение следует.)
19.07.2002



Категория «Экономика»
Взлеты Топ 5
![]() | ||
+383 |
455 |
@дневники: Anna_Sergeevna - В России нужно жить долго |
+352 |
458 |
GBlog - Блог |
+332 |
464 |
Заэкранье |
+331 |
344 |
Media_Sapiens |
+324 |
325 |
Темы_дня |
Падения Топ 5
![]() | ||
-3 |
10 |
GetProfit |
-6 |
26 |
ГОЛУБЫЕ ФИШКИ |
-8 |
418 |
В Донецке |
-8 |
208 |
Finomy - Финансовый блог |
-13 |
24 |
Блог виртуального риэлтора |

Популярные за сутки
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.