Последняя оставленная запись:
Эксперимент "Ритм 0"
2022-12-01 21:23:00 (читать в оригинале)
Почему девушка разрешила толпе делать с собой абсолютно все, что угодно 6 часов? Эксперимент "Ритм 0"
Этот необычный и во многом шокирующий психологический эксперимент состоялся в 1974 году, в итальянском городе Неаполе. Его организатором стала уже тогда достаточно известная югославская художница Марина Абрамович, прославившаяся своими нестандартными перформансами. Но в тот раз ее опыт настолько «удался», что стал всемирно знаменитым и вошел в учебники по психологии. Он получил название «Ритм 0» и продолжался всего шесть часов, но полученные за это время результаты раскрыли «нечто ужасное о человечестве», что далеко не все готовы признать в себе. В чем же заключался этот эксперимент и почему он известен именно как проведенный «на грани фола»?
Во время эксперимента "Ритм 0". Это лишь его начало..
Эксперимент «Ритм 0» - в чем он состоял и как проходил
На момент эксперимента «Ритм 0» Марине Абрамович исполнилось 28 лет. Она решила лично проверить, на что способны люди, если дать им абсолютную власть над другим человеком. И для этого в письменной форме дала разрешение всем желающим делать с ее телом все, что они пожелают. Перформанс проходил в выставочной студии «Морро» в центре Неаполя, в одном из его помещений, где художница в течение шести часов стояла на месте, а посетители могли делать с ней все, что захотят.
Причем, рядом на столе были разложены 72 предмета, которые они могли при этом использовать. Некоторые из них доставляли удовольствие, некоторые — боль, а некоторые могли привести к смерти. Примеры разложенных предметов - мыло, вино, хлеб, соль, виноград, спирт, ложка, спички, гвозди, перья и многое другое, включая заряженный пистолет. А рядом лежала инструкция, на которой было написано, что с 20.00 по 2.00 с сидящей в комнате Мариной можно делать что угодно и она сейчас — просто объект. Такие вот вроде бы простые условия, но результат потряс и зрителей, и саму художницу.
Использованный в ходе эксперимента предметы
Начиналось все действие довольно спокойно и невинно - первые зрители, принявшие участие в перформансе, дарили девушке цветы и целовали ее, угощали вином и тортом, да и вообще брали лишь безобидные предметы. Но через некоторое время действия зрителей стали менее сдержанными — художницу стали просто трогать, брать за руки и поворачивать их, затем прикосновения постепенно приобрели сексуальную направленность, и наконец, дело перешло к откровенному и болезненному насилию. Как позже говорил присутствующий при этом искусствовед Томас МакЭвили, вслед за интимным действиями посетители начали постепенно резать на Абрамович одежду. И когда пошел третий час эксперимента, она уже была вся порезана лезвиями, а еще через час «объект» остался без одежды и лезвия начали уже касаться кожи.
Постепенно эксперимент становился все более жестоким
В последние два часа Марину обливали водой, кололи шипами и гвоздями, а кто-то даже надрезал ей кожу на горле и начал пить кровь. А затем один из зрителей взял пистолет, вложил его в ее руку и поднял ее к голове. Правда, после этого другие зрители воспрепятствовали продолжению действия и из-за возникшего конфликта в помещении даже произошла драка.
Завершение эксперимента и выводы из него
Сама Марина Абрамович вспоминала, что зрители постепенно становились все более агрессивными и в итоге эти шесть часов стали временем «настоящего ужаса». И когда отведенное на перформанс время прошло, она встала и со слезами на глазах пошла навстречу зрителем полностью обнаженной, после чего они выбежали из комнаты, не желая встречаться с внезапно ожившей «игрушкой» взглядами. А когда художница вернулась в отель и вошла в свою комнату, она обнаружила у себя прядь седых волос.
Какой же вывод сделала автор этого необычного и жутковатого эксперимента? Оказывается, просто удивительно, как быстро может человек вернуться в дикое состояние, если позволить ему это. Полученный ею опыт наглядно показал, что «если решение останется за публикой, она всегда может убить тебя».
Марина Абрамович через десятилетия после своего необычного эксперимента
Впоследствии Абрамович, получившая прозвище «бабушка перформанса», провела еще целый ряд экспериментов, но они уже были гораздо менее опасными. Например, в 2010 году она организовала в Нью-Йоркском музее искусств перформанс «В присутствии художника», во время которого устанавливала с любым желающим посетителем визуальный контакт. В общей сложности это действие продолжалось 736.5 часа (разумеется, с перерывами), в течение которых «бабушка Марина» посмотрела в глаза полутора тысячам человек.