Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера Alisa_1968/Записи в блоге |
Alisa_1968
Голосов: 4 Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/alisa_1968/ Добавлен: 2008-05-19 14:19:40 блограйдером Alisa_1968 |
|
Ты или Вы?
2012-10-24 15:35:01 (читать в оригинале)Немного истории
История обращения на «вы» в русском языке насчитывает не так уж много времени – всего около трех столетий. В допетровские времена на Руси все обращались друг к другу на «ты». «Ты» говорили и царю-батюшке, и знатному боярину, и даже Богу («Да святится имя Твое…»). Петр I, ориентируясь на западные традиции, ввел в 1722 году «Табель о рангах», в которой, помимо прочего, закрепил правило обращаться на «вы» ко всем, кто выше говорящего по рангу. Нижестоящим же по-прежнему нужно было говорить «ты». При этом за несоблюдение новых правил наказывали штрафами.
Историки языка говорят, что приживалась эта норма с трудом, однако уже в XIX веке, судя по литературе этого периода, обращение на «вы» стало повсеместным среди дворянства.
Выбор местоимения зависит от близости отношений
Сегодня правила, регламентирующие, к кому следует обращаться на «ты», а к кому – на «вы», сформулированы лишь в общих чертах. «Вы» традиционно говорят людям старшим, незнакомым или малознакомым, а также руководителям, коллегам, педагогам и т.д. «Ты» – членам семьи (впрочем, во многих семьях сохраняется традиция обращаться на «вы» к родителям), друзьям, приятелям.
Связано ли это с социальными различиями, как во времена Петра I? Очевидно, что нет. Не прослеживается и тенденция обращаться на «вы» только к особо уважаемым людям: говоря матери или отцу «ты», мы уважаем их никак не меньше, чем своего начальника.
Психологи считают, что «ты-общение» носит более близкий, более личностный характер, а потому уместно лишь в отношениях между близкими людьми. «Вы-общение» предполагает определенную дистанцию между собеседниками (то, что называется субординацией), а потому «вы» принято говорить тем, с кем мы общаемся менее личностно.
Зачем в офисе субординация?
С этих позиций к коллегам в офисе (и к руководителям, и к равным по положению), казалось бы, следует обращаться только на «вы», ведь сослуживцы – это не близкие люди, не друзья и не родственники. Однако жизнь сложнее правил этикета: сотрудники, проводя вместе много рабочих часов, объединенные одной целью, зачастую становятся если и не друзьями, то уж точно не чужими друг другу людьми. А если они еще и близки по возрасту, то часто переходят на «ты».
По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, более четверти экономически активных россиян (28%) считают уместным в офисе обращение к себе по имени и на «ты». Однако тех, кто все же предпочитает обращение на «вы», хоть и просто по имени, без отчества, намного больше – 44%. Еще 20% опрошенных выбрали вариант на «вы» и по имени-отчеству, и только 1% считает уместным обращение «господин» или «госпожа».
Исходя из результатов исследования, торопиться переходить с сослуживцами на «ты» все же не стоит – слишком многих коробит нарушение субординации. Психологи рекомендуют в новом коллективе придерживаться делового этикета – говорить «вы» как руководителю (даже если он на десяток лет моложе вас), так и равным по положению коллегам. Позже, когда вы узнаете друг друга лучше, станет ясно, как вам удобнее общаться – на «ты» или на «вы».
Обращаться к сотрудникам по имени или по имени и отчеству? Это зависит от особенностей и традиций коллектива. Строго говоря, правила делового общения подразумевают полное имя и отчество, однако в последние годы эта традиция активно пересматривается в пользу обращения лишь по полному имени. Впрочем, это едва ли применимо к людям старшего поколения.
Если через какое-то время работы в коллективе вы почувствовали, что общаться с коллегой вам удобнее на «ты», поинтересуйтесь его отношением к этому: «Вы не против, если мы перейдем на ты?» При этом инициатива должна исходить от старшего по возрасту и по положению. Недопустимо предлагать перейти на «ты» коллеге, который намного старше вас, даже если он равен вам или ниже в корпоративной иерархии.
Помните: называя человека на «ты», вы тем самым показываете близость ваших отношений, их неофициальный характер. Поэтому будьте чрезвычайно осторожны, пытаясь перейти на «ты» с руководителем. Лучше дождитесь такой инициативы от начальника.
Как правило, в компаниях с демократичной корпоративной культурой руководитель сам всячески способствует тому, чтобы в офисе все (или почти все) были друг с другом на «ты» - это сокращает дистанцию между сотрудниками и, по мнению многих, помогает сформировать более сплоченную команду. В коллективах более традиционной формации (в государственных или окологосударственных структурах, многих крупных компаниях с вертикальной структурой управления), напротив, требование субординации остается незыблемым.
Когда обращаться на «ты» неудобно
Общение с коллегами на «ты», конечно, имеет свои преимущества, но все же это не всегда удобно. Так, какими бы неформальными ни были ваши отношения с сотрудниками, на публичных мероприятиях вроде семинаров и симпозиумов следует общаться друг с другом на «вы», иначе вы рискуете грубо (и публично!) нарушить правила этикета.
Другой пример: в момент, когда вы получаете выговор от руководителя или слышите критику в свой адрес из уст коллег, обращение на «ты» может даже эмоционально травмировать вас, ведь слова руководителя вы воспримете уже не отстраненно, а как слова достаточно близкого человека. А критика из уст близких, как известно, воспринимается болезненнее. Непросто бывает в этой ситуации и руководителю: подвергнуть критике близкого человека (подчиненного, с которым на «ты») непросто.
Именно поэтому стоит задуматься, нужно ли торопиться переходить границу, отделяющую официальное «вы» от личного «ты».
Источник: http://www.superjob.ru
Тэги: бытие, заметка, коллега, обращение, офис, работа, рецепт, речевой, русский, субординация, этикет, язык
Комментарии | Постоянная ссылка
Колыбель человечества :)
2012-10-21 20:43:55 (читать в оригинале)
Сделала лет шесть назад. :)
Уважаю... :)
2012-10-21 18:44:05 (читать в оригинале)Это цитата сообщения Suri-kata Оригинальное сообщение
http://earth-chronicles.ru/news/2012-10-20-32981
Индиец в одиночку вырастил лес на песочной пустыне
Тэги: воин, герой-одиночка, интересный, люди, один, поле, природа, спасение, страна, факт, цитата, экология
Комментарии | Постоянная ссылка
Полиоксибензилметиленгликольангидрид...
2012-10-21 01:37:08 (читать в оригинале)...- продукт поликонденсации фенола с формальдегидом в присутствии щелочного катализатора.
Этот материал создан в 1909 году и называется бакелит по имени бельгийского химика и изобретателя Лео Бакеланда.
Такое тоже вяжут! :)
2012-10-20 20:52:25 (читать в оригинале)Рискую получить по балде, но не могу удержаться.
На всякий случай предупреждаю: дитям до 18-ти, слабонервным и персонам особо деликатных взглядов лучше не смотреть ))))
Фото с разных сайтов, в том числе: http://www.livemaster.ru, http://exclusive-handmade.com, http://www.chelny-mama.ru.
+1241 |
1261 |
Robin_Bad |
+1175 |
1263 |
Futurolog |
+1090 |
1094 |
MySQL Performance Blog |
+1028 |
1098 |
Ksanexx |
+1023 |
1097 |
Refinado |
-2 |
511 |
партнерки |
-3 |
605 |
Блог о раскрутке и монетизации сайта. |
-3 |
86 |
Mandalaй.ru |
-4 |
589 |
Блог Демона |
-4 |
17 |
Выводы простого человека |
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.